Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2017 г.

Ваше Ракетчество

Красноярский детский технопарк «Кванториум» напоминает научный институт из повести СТРУГАЦКИХ. Здесь тоже понедельник начинается в субботу, всегда кипит жизнь, а сотрудники по-настоящему увлечены своим делом. С одним из них, преподавателем «Космоквантума» Андреем ПИРОГОВЫМ, которого обожают ученики, а коллеги уважительно называют «Ваше Ракетчество», мы поговорили о современном образовании, опасностях ютюба и особенностях инженеров.

— Андрей, среди российских учителей исчезающе малое количество мужчин. Почему ты выбрал для себя педагогическую стезю?

— Мне нравится обучать, я получаю от этого удовольствие. Это главный принцип, чем бы я ни занимался. Как-то на корпоративе прозвучало: «Ой, и здесь вы про работу!». Я тогда чётко для себя сформулировал: не хочу работу, о которой нет желания говорить за её пределами.

— Уже в школе понимал, что педагогика – это твоё?

— Конечно, нет. По первому образованию я инженер-конструктор. После школы поступил на специальность «Ракетостроение» Аэрокосмического университета. Честно говоря, я тогда не очень серьёзно отнёсся к выбору будущей специальности: просто перешёл через дорогу от дома. Это был ближайший вуз, который не вызывал отторжения.

— А если бы через дорогу оказался торговый институт или гуманитарный вуз?

— Нет, ни в коем случае! Гуманитарные направления я в принципе не воспринимал, торговля — тоже явно не моё. Мне нравилось играть с конструкторами, придумывать какие-то штуки. Перед глазами был пример — папа, который, несмотря на отсутствие высшего образования, неплохо разбирался в радиотехнике, выписывал журнал «Радио» и вообще был золотые руки. У меня очень яркие воспоминания из детства, когда папа брал меня с собой на работу, и я с ним, как на верёвочке, по всему заводу следовал. Заворожённо рассматривал огромные механизмы, с которыми работали люди. В детстве играл с наборами лего, трансформеров вперемешку с папиными микросхемами, деталями магнитофонов, телевизоров и т.д. — все они органично вписывались в сказочные мирки, которые я создавал. Поэтому, когда встал вопрос о будущей специальности, выбора не было — она должна быть связана с конструированием.

— Предполагалось, что ты будешь служить в каком-нибудь КБ?

— Да, но сначала я год провёл в армии на Дальнем Востоке. Вот пример нерационального использования ресурсов: я отучился 5,5 лет в вузе, готовый специалист трёхмерного твёрдотельного моделирования, прихожу в военкомат, там спрашивают о специальности. Инженер-ракетостроитель, говорю. Они зависли на некоторое время, потом: а права автомобильные есть? — Есть, категории В и С. — Ну всё, автомобильные войска!

Год я был водителем-гранатомётчиком. Так что как специалист Родине я тогда не помог, но как человеку мне армия многое дала. Во-первых, за госсчёт попутешествовал по Дальнему Востоку, познакомился с интересными людьми, с некоторыми до сих пор общаемся. Узнал, что, оказывается, могу весить больше 72-х килограммов! У меня тогда даже щёки появились. И это было испытание самого себя на прочность. Сегодня в каких-то сложных ситуациях говорю себе: ничего, в армии бывало и похуже, но справился же. Армия приучает к самостоятельности и даёт абсолютную уверенность в том, что ты не пропадёшь.

А месяца за три до дембеля я начал узнавать у однокурсников, контакт с которыми поддерживал всё время, о вакансиях по специальности. Многие работали в компании «Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнёва». Это огромное предприятие, о таких с детства у меня были самые классные воспоминания. И мне хотелось быть частью чего-то большого. Меня приняли, это была первая работа, и я спешил применить на практике все знания.

Помню, нужно было соорудить крестовину, которая бы удерживала блок с аппаратурой весом в 400 кг на высоте пяти метров над землёй.

Начальник мне сказал: «Андрей, металл нужно чувствовать, ему нужно доверять». Я думаю: вам-то легко, у вас опыт, а мне бы всё просчитать да перестраховаться. Аппаратуру на протяжении четырёх лет учёные разрабатывали, собирали. И вдруг из-за меня всё это навернётся? Переживал тогда ужасно, звонил из дома коллегам: там ничего не упало? Нет, всё нормально.

Как-то неделю монтировали оборудование в безэховой камере. Очень странные ощущения. Помещение размером с несколько школьных спортзалов, стены покрыты специальным радиопоглощающим материалом. Мы все привыкли
к эху, слышать его — комфортно, оно есть в любом помещении. А тут в огромном помещении нет эха. Совсем. Очень давило на психику. Слышно было только собственное сосредоточенное сопение и такое же — напарника. Короткие фразы. И полное безмолвие. Когда выходили на улицу, поражались, сколько разнообразных звуков: машины едут, птицы щебечут, люди говорят.

Здорово было. Но через полтора года я уволился.

— Почему?

— Как сказал наш ведущий инженер, инженер-конструктор никогда не сделает карьеру: если он хорошо конструирует, зачем его продвигать — он тут нужен. Если плохо — тем более.

Уволился в мае. Помню, вышел с завода, дверь за моей спиной закрылась, и ударил первый майский гром, первый дождь. Я стою, дышу полной грудью и понимаю, что, скорее всего, никогда больше сюда не попаду. На эту огромную территорию, где столько друзей, где я всё знаю. Этот мир для меня закрылся. Было немного грустно, но понимал, что впереди должно быть что-то не менее интересное. Я уже знал, куда пойду — на мебельную фабрику «Мекран».

— Радикальная перемена. Работал со спутниковыми системами и вдруг – с мебелью.

— Я же инженер-конструктор. То есть могу работать практически в любой сфере. Есть такой анекдот: собрали математика, физика и инженера и предложили им вычислить объём маленького резинового красного мячика. Математик измерил мяч и по формулам вычислил объём, физик погрузил мяч в таз с водой и по объёму вытесненной жидкости рассчитал объём. А инженер взял справочник объёмов маленьких резиновых красных мячиков... Если я чего-то не знаю, то всегда найду, где эту информацию добыть. Для конструктора не имеет значения материал, с которым он работает.

Инженера отличает особый взгляд. Я каждый раз, когда решаю очередную задачу, вижу её элементы повсюду. Какая главная цель у инженера? Овеществление мыслей! Мне нравится, как информация передаётся от конструктора к исполнителю.

То есть я придумал деталь, она есть у меня в голове, но как передать её другому человеку? А есть определённый набор правил, и другой технарь может тебя понять и воспроизвести в любом конструкционном материале. Металле, дереве, пластике — неважно.

— Прямо как материализация чувственных идей у Калиостро.

— Да! Причём сами инженеры могут быть скучными людьми, но их всегда будут толкать вперёд мечтатели. Расстояние первого полёта братьев Райт было меньше, чем современный Боинг. То есть они пролетели несколько метров и упали, но это уже был полёт! Сейчас мы делаем самолёты, которые пересекают Тихий и Атлантический океаны. А пассажиры ещё и жаловаться будут, что wi-fi нет.

Для многих людей сегодняшняя техника — магия, потому что слишком сложно устроена. Вот ты знаешь, что происходит в телевизоре? Люди воспринимают его как данность. А это не данность, всё придумано в муках, озарениях и т.д.

Или сейчас в небольшой коробочке — компьютер, который 30-40 лет назад занимал собой целое здание. Помнишь цитату, которую приписывают замминистра Радиопромышленности СССР? «Ребята, хватит заниматься ерундой. Персонального компьютера не может быть. Могут быть персональный автомобиль, персональная пенсия, персональная дача. Вы вообще знаете, что такое ЭВМ? Это 100 квадратных метров площади, 25 человек обслуживающего персонала и 30 литров спирта ежемесячно!». Нет, инженер — отличная профессия.

Когда «Мекран» обанкротился, я наткнулся в Интернете на информацию о музее науки «Ньютон Парк». Заинтересовался, поговорил с директором Антоном ШАРЫПОВЫМ. Антон — очень требовательный человек, как к себе, так и к другим. Он требовал настолько глубоких знаний физики от сотрудников, каких я не получил ни в школе, ни в университете, ни на работе.

В «Ньютон Парке» как инженер-конструктор я немного заглох, но как экскурсовод развернулся. Однажды пришлось вести группу в 50 человек, вымотался невероятно, держать аудиторию очень тяжело, но когда на выходе все благодарили, чувствовал, что всё не напрасно. И вообще, не зря же я в детстве пересказывал книги друзьям. Причём так, что ребята во дворе спрашивали: о, Андрюха, чё за фильм? А у меня даже видика не было. Но у меня в пересказах книг были такие спецэффекты, которые голливудским режиссёрам не снились.

И вот я нашёл новую радость для себя — объяснять людям, как всё устроено, потому что внезапно увидел, что большинство не понимает, как всё вокруг них работает.

— Отсюда и до педагогики недалеко…

— Первый опыт работы с детьми у меня был ещё на третьем курсе, я преподавал в центре довузовской подготовки и профориентации, был задействован в научно-практических конференциях, и мой научный руководитель Валентин Владимирович КОЛЬГА решил, что я готов для работы со школьниками.

Поначалу я просто бесился! Смотрел работы школьников и вскипал: всё неправильно, всё нужно переделать, как они этого не видят! Потом помогал детям писать работы, готовиться к научным конференциям, в жюри бывал и тоже получал от этого удовольствие: тут идея не овеществлялась, но прорастала, преобразовывалась. Приятно видеть, как зерно твоей идеи передано человеку, и он уже сам её трансформирует, развивает. Тогда я понял, что могу находить достаточно простые аналогии, объяснять доступно. Мне нравилось передавать знания.

Когда в Красноярске возникла идея создать детский технопарк, меня пригласили пройти конкурс в «Кванториум». Заполнял анкету, ни на что особо не надеясь. Вопросы были занимательные, и я понимал, что это очень неформальный живой проект. Например, «Как в вашем направлении деятельности можно использовать Буратино?». Вот тут фантазия развернулась! От возможности отправить деревянного мальчика для освоения других планет до специальной модели скафандра с выпуклостью для носа. Написал и забыл. А позже мне позвонил директор «Кванториума» Сергей КЁНИГ и предложил работать. Но сначала мы все прошли обучение в Москве, нас познакомили с оборудованием, общей концепцией проекта. Одно из самых ярких впечатлений — выступление генерального директора Фонда новых форм развития образования, федерального оператора сети детских технопарков «Кванториум» в России Марины РАКОВОЙ. Она нас всех просто зарядила! Объяснила, для чего нужен этот проект.

— И для чего?

— Мы сегодня в некоторых отраслях науки, к сожалению, неконкурентоспособны. Если ничего не предпринимать, Россию скоро не будут рассматривать как соперника на рингах технологических поединков. Наша задача как преподавателей — изменить ситуацию. Мы действительно должны вырастить новую инженерную элиту, как бы ни пафосно это звучало. По-моему, достойная задача.

Несколько лет назад министр образования ФУРСЕНКО сказал, что мы должны «вырастить квалифицированного потребителя». Меня эта фраза до сих пор коробит. Потому что человек — не потребитель, а творец. Особенно ребёнок. Но как ему помочь?

Я не буду говорить, что мы такие мегакрутые и лучше всех. «Кванториум» ни в коем случае не заменяет ни школу, ни вуз. Это дополнительное образование, уровнем выше кружков и секций и немного в стороне от вузов и школы. Мы здесь не преподаватели, а наставники. Жизненный опыт дал мне уверенность в том, что я смогу разобраться с чем угодно. Эту уверенность я стараюсь привить своим ученикам. Не даю всю информацию на блюдечке. Заинтересовываю на занятии, какую-то часть дети ищут дома сами и на следующем занятии рассказывают всей группе.

У ребёнка картина мира — с огромными дырами. И есть прекрасный период, когда он становится почемучкой, тогда важно ему показать, что можно наслаждаться новыми знаниями, процессом их получения.

Когда я в детстве спрашивал у отца, что такое огонь, он не делал скидки на мой возраст, отвечал, что это процесс окисления, сопровождаемый выделением тепла, рассказывал, что такое звёзды. Он был человеком очень эрудированным. И я за ним тянулся.

Всё закладывается в детстве, и на это мы можем влиять, прививать вкус к определённой деятельности. Люди удивляются, почему их дети не любят читать или учиться. Но от осинки не родятся апельсинки. Если человек не любит хоккей, он не поведёт своего ребёнка на ледовую арену. Не любит гулять — не отведёт ребёнка на остров Татышев. И чему удивляться, если дети видят, что родителям интересно другое: с утра до вечера работать, потом пить пиво и смотреть телевизор, периодически драться с соседом.

Одна из моих главных задач — привить вкус к получению знаний. В последнее время часто слышу от детей: «Я знаю, как это работает!». Но когда прошу рассказать, ребёнок теряется и в лучшем случае говорит: «Эт самое, вот эта штука, короче, цепляется к этой, и они вот так — опа!..». Начинаешь разбираться, и оказывается, что в голове у него такая каша! Дети стремятся найти лёгкие ответы, пойти по лёгкому пути, а я их оттуда выбиваю и рассказываю, как на самом деле обстоит дело.

— Откуда желание пойти по лёгкому пути?

— Сейчас много источников информации, в первую очередь — Интернет. А там любой может генерировать контент: взял телефон, поснимал себя, выложил на ютюб — звезда. Ютюб может быть и отличным образовательным инструментом, но как всякий инструмент его нужно уметь использовать.

Даже если вы нашли прекрасный образовательный канал, где у роликов есть сценарий, ведущий говорит хорошо и понятно, проводит какие-то интересные, но безопасные и возможные в домашних условиях эксперименты, ребёнок в 90% случаев не станет их повторять. Потому что он их уже видел, значит, неинтересно. У нас в детстве не было Интернета. Нам было интересно всё. И если кто-то во дворе говорил: прикиньте, если наковырять серы со спичек в гильзу и потом поджечь, будет классный взрыв. Или карбидом набить жестянку и поджечь. И как бы красочно тебе ни рассказывали, ты обязательно сделаешь это сам — потому что лучше один раз увидеть. А сегодня ребёнок, увидев ролик, говорит «знаю». Спрашиваешь, а почему это работает именно так? Э-э-э… Он прослушал информацию, она пролетела мимо, потому что он смотрел. У большинства людей преобладает именно визуальное восприятие информации. И даже если в ролике написаны формулы, не факт, что они запомнятся, потому что у многих встроенный адблок на восприятие такой информации.

— Так всё-таки Интернет — это полезный образовательный инструмент или нет?

— А молоток — полезен, если пытаться им распилить доску? Детей нужно учить критическому мышлению, учить ставить фильтры на информацию. Со мной сейчас ученики охотно делятся информацией, в том числе о любимых каналах, блогах и т.д. И иногда первое чувство у меня – отторжение. Но вспоминаю себя в их возрасте, вспоминаю, что у меня были увлечения, которые не принимали родители — та же рок-музыка, настольные или ролевые игры… И понимаю, что не делился этим с родителями, потому что им это было неинтересно. Когда я, например, говорю: да, я играл в эту компьютерную игру, она замечательная, они просто в восторге: о-о-о, Андрей Евгеньевич такой же живой человек, как и они.

Не стоит, кстати, недооценивать игры. Сегодня многие из них — обучающие. В частности, я использую в своей учебной программе игры про космос. Геймификация обучения — один из современных образовательных трендов, так проще увлечь детей. Ведь сейчас образованию приходится конкурировать с развлечениями. И образование должно стать ещё круче, ещё веселее.

— А как же «грызть гранит науки»? Разве обучение не должно быть через победы и преодоление трудностей?

— Многие современные игры — хардкорные, когда всё даётся довольно тяжело, и тем ценнее победа. И да — нужно зубрить сложные формулы, чтобы потом выйти на олимпиаду, и тебе бы сказали: «Да, ты крутой, ты реально лучше остальных школьников, которые приехали со всей России».

— Какие каналы или ролики ты рекомендуешь к просмотру?

— Очень хорошие ролики у московских университетов. Вообще, определить хороший ролик можно по нескольким параметрам:

— подача информации живая и яркая,

— упоминается, что эксперимент может быть опасен, говорится о технике безопасности,

— подталкивает к дальнейшему самостоятельному обучению,

— есть отсылки к школьной программе и к классическим учёным.

Неплохо дают информацию на каналах «Море ясности» и «Невидимый розовый единорог». Как ни странно, «Фиксики» — отличный мультик, который многому детей учит. Иногда дети отвечают на мой вопрос «Откуда знаете?» — «Фиксиков» смотрели!

Но мне проще прочитать, читаю я быстрее, чем смотрю видео. И своим примером это показываю детям.

Ребёнок всегда берёт пример со взрослого. Читайте с ним, уделяйте ему больше времени. Некогда? Не жалуйтесь. Мозг гораздо быстрее развивается, читая и переваривая информацию. Посмотреть видео и сказать «Я знаю!» проще, но это иллюзия знания. Посмотрел ребёнок видео? Знает? Пусть перескажет вам. Разовьёт идею. Главное правило — с детьми нужно общаться.

— Почему дети тебя так любят, чем ты их берёшь?

— Я искренен с ними в той мере, насколько это возможно, учитывая, что они всё-таки дети. Делюсь воспоминаниями из своего детства, стараюсь быть деликатным. Даже если ребёнок не прав и настаивает на своём, надо очень мягко подвести его к самостоятельному обнаружению ошибки.

Александра КАЗАНЦЕВА