Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2017 г.

«Рисуйте, люди!»

Философия Do It Yourself — «Сделай это сам!» — родилась в среде западных неформалов в 1980-х. Юные бунтари говорили, что не нужно ждать милостей от государства и общества. Если тебе что-то нужно — сделай это сам! Всё что угодно — сыграй музыку, которую тебе нравится слушать. Построй жильё, в котором тебе будет приятно и удобно жить. Наконец, создай свой маленький мир, своё общество, в котором тебе и таким, как ты, будет комфортно.

В теории всё это прекрасно, позитивно и перспективно. В реальности, как это всегда бывает, получается далеко не у всех. Оказалось, что мало хотеть создать новый мир, новую музыку, новое искусство и новую среду. Нужно ещё уметь это делать. И с этим, конечно, проблемы.

Тем удивительнее нам сегодня, во втором десятилетии XXI века, наблюдать как в Красноярске не юная восторженная девочка, но вполне состоявшаяся дама творит свой маленький мир, в котором было бы комфортно жить и творить ей и таким, как она. И у неё всё получается!

Даму зовут Светлана ТЕТЕРИНА. А её маленький мир, созданный по принципу Do It Yourself, называется Поздеевкой. В честь человека, который творил, не оглядываясь на условности мира, где ему выпало жить.

На встречу со Светланой я и отправилась, чтобы понять, почему мечтают миллионы, а воплотить свои мечты в реальность удаётся единицам. И как нужно жить и творить, чтобы у тебя всё получилось.

— Как вас представить читателям на этот раз? Кто такая Светлана Тетерина?

— В городе меня знают как учредителя детского карнавала, который за 12 лет существования стал одной из любимых городских традиций для детей и родителей. Кроме того, я один из инициаторов и организаторов Всероссийской конференции частных дошкольных образовательных организаций. Сейчас ещё и директор Новой художественной школы имени А.Г. Поздеева.

— Что это за школа? И у кого появилась идея её создания?

— А вы как считаете, что такое Поздеевка?

— Ну, я считаю, что это такое художественное пространство, куда люди приходят учиться, творить, общаться, проговаривать какие-то культурные вещи.

— Для меня это, прежде всего, — школа, а остальное автоматически выстраивается. Согласитесь, художественная школа немыслима без художественного пространства или разговоров о культуре.

Идея художественной школы возникла у меня после безуспешных поисков интересного места в Красноярске, где детей и подростков учат рисовать и понимать искусство. Мне хотелось реального индивидуального подхода, высокого уровня педагогов, системности и искреннего признания ценности и уникальности ребёнка как человека. К сожалению, для своей дочери я такого места не нашла.

— Она мечтала стать художником или просто хотела рисовать в своё удовольствие?

— Задача стать художником не стояла, но ведь уметь рисовать, понимать законы композиции, цветоведения, колористики, выражать свои мысли визуально — важно для огромного количества профессий. Так пришла идея и первый студент. И я стала продумывать концепцию школы. Очень быстро нашлись единомышленники: Мария МИРКЕС, федеральный эксперт в образовании, Наталья ПИМЕНОВА, доцент кафедры культурологии Гуманитарного института СФУ, и искусствовед Дарьяна СМИРНОВА. Общими усилиями мы и написали первую концепцию.

— В чём разница между традиционной школой и вашей?

— У нас существуют две программы — «Автор» и «Профи». «Профи» — это классическая первая ступень художественного образования. А вот программа «Автор» — это и есть наша уникальная разработка, в которой аккумулированы все наши ценности.

И, прежде всего, в рамках программы «Автор» мы ставим для себя задачи по формированию уверенной авторской позиции ребёнка. Художник, безусловно, должен владеть техникой, но если ему нечего сказать — никакие технические навыки не помогут. А часто бывает так, что в погоне за техникой авторство становится чем-то непринципиальным — важно технически грамотно нарисовать, а что нарисовать — не суть важно. И люди, которые годами учатся и в совершенстве владеют приёмами, к финалу не имеют идеи, и это печально.

Для нас важно, чтобы ребёнок не просто имел свою позицию, но умел её выражать, был оснащён каким-то инструментарием, базовыми знаниями, а это — рисунок, живопись, композиция. Чтобы он много пробовал разных материалов и техник, вплоть до каллиграфии и линогравюры, использовал разные композиционные решения. Важно, чтобы он мог визуально выразить свою мысль. И если мы говорим о визуальном мышлении, необходимо смотреть на то, что происходило в мировой культуре. И отсюда одной из частей программы «Автор» являются практики истории искусств. Эти практики не имеют лекционного формата, по сути своей это самостоятельное творчество, проба руками, вплоть до макета Колизея.

В этой же программе, для того чтобы искусство не воспринималось чем-то оторванным от жизни, есть блок декоративно-прикладного творчества. Сюда входят керамика, мультипликация, валяние, витражи — много всего, что делается руками. С одной стороны, мы даём пробовать руками, с другой стороны, предоставляем множество опытов в совершенно разных направлениях. И для нас важно, чтобы ребёнок сам выбрал направление, в котором он хочет двигаться. Чтобы он три месяца внутри этого направления «прожил», посмотрел — его это или не его. И сам выбрал — хочу пойти на продвинутый уровень или попробовать ещё. В подавляющем большинстве случаев студенты пробуют следующее направление. И это подтверждает нашу гипотезу о важности проб.

Плюс к этому у нас есть блок тренингов развития креативности. Под креативностью мы понимаем конкретные характеристики мышления — гибкость, оригинальность и продуктивность. Этим у нас как раз занимается Наталья Пименова на основе разработок В.И. ЖУКОВСКОГО, профессора, идеолога преподавания искусствоведения в СФУ.

Мы считаем, что программа «Автор» — основное наше преимущество, основная наша ценность. Но это не значит, что те, кто выбрал направление «Профи», лишены всего этого — важного и разнообразного. Их коренное отличие в том, что студенты программы «Профи» собираются дальше продолжать художественное образование, а значит, им необходимо освоить всё то, что потребуется при поступлении в училище и вуз. Конечно, упор сделан на академический рисунок, но все наши ценности — инициатива, самостоятельность, креативность, авторская позиция — также реализуются в программе «Профи». Все наши студенты включены в общие события и проекты.

— С какого возраста вы берёте детей в свою школу?

Клятва поступающего в ученики художественной школы имени
А.Г. Поздеева:

Клянусь Тицианом Вечеллио бесстрашно смешивать краски!

Клянусь Хоаном Миро отличать импрессионизм от сюрреализма!

Клянусь Кацусика Хокусаем не пить тушь и чернила!

Клянусь Микеланджело Буонарроти доводить до конца то, что начал!

Клянусь Фриденсрайхом Хундертвассером не обижать Бумажку и не таскать её без разрешения.

Клянусь Василием Суриковым ошибаться, ведь в ошибках моя сила!

Клянусь Джексоном Поллоком найти свой авторский путь!

Клянусь Андреем Поздеевым думать глазами!

Клянусь Джузеппе Арчимбольдо не есть фрукты из натюрморта!

Клянусь Малевичем Казимиром Северьяновичем изображать не форму, но содержание!

Клянусь Анри Матиссом, как родных, любить и беречь художественные материалы и не забывать ухаживать за ними,

Клянусь Василием Кандинским уважать и ценить художественный язык каждого из мастеров!

Клянусь Кузьмой Петровым-Водкиным мыть кисточку и палитру за собой не хуже, чем красного коня!

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в искусстве, слава у всех людей на вечные времена и глаз Давида, как мой третий глаз и символ академического рисунка!

— Мы занимаемся с детьми от двух лет. Есть программы «Арт-ясли», «Арт-сад», программа «Арт-шесть». Отдельное наше ноу-хау — это детские «Арт-проекты», искусство, которое живёт не в мастерской художника, а в городе, на улицах, и которое меняет действительность.

— В Красноярске этого явно не хватает.

— Конечно, не хватает. Художнику, который состоялся, довольно сложно выйти в городское пространство. Здесь и сопротивление, и страх, и сложности согласования. Но если ребёнок привыкает к этому с детства — для него это является нормой, он и в городе чувствует себя иначе — хозяином, а не гостем, за которого всё решают чиновники. Когда это становится нормой для какого-то числа людей, город меняется. Наша задача в этой ситуации, во-первых, дать ребёнку опыт проектирования, во-вторых, опыт публичности арт-проекта.

Три арт-проекта в год у нас заложены обязательно. Это большие проекты, в которых участвует вся школа.

— То есть ребёнок у вас не только обучается, но ещё и социализируется?

— Это неизбежно случается в любом социальном взаимодействии. Но нам важно, чтобы ребёнок, наш студент, мог легко общаться на вполне определённые темы, как собственного творчества, так и мирового изобразительного искусства. Важно, чтобы ребёнок мог вербализировать собственный визуальный опыт. Ведь это тоже беда — когда человек рисовал, а что хотел при этом сказать — непонятно, потому что говорить он об этом не умеет. Поэтому у нас в обязательном порядке рефлексия «зашита» в каждое занятие. Отработали задачу — дальше рефлексируем все вместе относительно каждой работы. Какая была задача? Насколько каждый с ней справился? В чём сильные или слабые стороны? Эта групповая работа очень много даёт. Во-первых, безусловно, осознанность технологии, когда ты не просто повторяешь за кем-то, а понимаешь, что делаешь, и через это происходит «присвоение» техники. А, во-вторых, приходит умение об этом говорить и предъявлять себя публике.

— К вам могут прийти дети с ограниченными возможностями?

— Да, у нас доступная среда, несмотря на четвёртый этаж. Есть и пандус для колясок, и лифт, мы изначально искали помещение, где можно организовать доступность. Плюс у нас имеются арендодатели, которые разделяют наши ценности, и они нам такую возможность помогли обеспечить, за что отдельная благодарность Андрею Геннадьевичу ТИХОНОВУ. Говорить об инклюзивном образовании в чистом виде пока, конечно, не можем, в силу отсутствия даже тьюторского сопровождения, не говоря уже об отдельных программах. Но опыт инклюзии есть, уже второй год у нас на общих основаниях учатся два мальчишки с синдромом Дауна. Сначала было небольшое напряжение, но мы с ним благополучно справились и теперь радуемся успехам вместе с родителями. И очень любим и Тёму, и Федю.

И за этот год мы с педагогами значительно выросли в понимании того, что происходит с детьми на занятиях и вне их — почти каждую неделю у нас проходят занятия с психологом, где мы разбираем ситуации, находим выходы, учимся понимать себя и детей. Так что наша задача — расширить возможности, в том числе перерасти ограничения педагогов.

— К вам приходят и дети, и взрослые?

— Конечно, смотря какое событие. Событий-то очень много. Может быть и концерт рок-музыкантов, куда придут любители рок-музыки, или, допустим, лекция Натальи Петровны КОПЦЕВОЙ, которую посетят люди, интересующиеся антропологией.

— Как коротко можно охарактеризовать Поздеевку?

— Самая яркая характеристика Поздеевки, простая и ясная, — школа современного искусства. Не зря она носит имя Андрея Геннадьевича ПОЗДЕЕВА. Конечно, для нас важен академизм, художественные навыки и умения, но в первую очередь нас интересует современность.

— Расскажите о недавних событиях из жизни Поздеевки.

— Из глобального — наверное, наш первый международный обмен со школьниками из Болгарии и Финляндии. Мы изначально стремились к тому, чтобы наши студенты чувствовали себя жителями не только Красноярска, но и гражданами мира. Ведь искусство не знает границ. В этом направлении мы активно сотрудничаем с общественной организацией «Интерра», которая специализируется на международных обменах. И в августе к нам по обмену приезжали школьники из Европы, провели с нами семь дней. Вместе с ними мы делали совместное исследование городской среды и национальных стереотипов. И для нас, и для наших студентов это был интересный опыт, работающий на расширение границ мира, на понимание иной культуры и на повышение осознанности.

Из совсем недавнего — традиционное посвящение в студенты, наш самый любимый ритуал. С одной стороны, это инициация, где неофиты становятся «поздеевцами» и «поздеевками», пройдя через испытания и клятвы. А с другой — это отличный повод подурачиться вместе с детьми и родителями, покидаться тортом, сменить будни на карнавал.

— Что касается событий для взрослых: как-то в соцсетях я встретила ваше приглашение на лекцию о французской живописи с дегустацией французского вина и возможностью самому что-нибудь нарисовать. Такое я у нас видела впервые.

— Это очень интересный, интеллигентный проект свободного времени для взрослых. Искусство и вино веками дополняют друг друга. Умение чувствовать, выражать свои эмоции, переносить их на бумагу живёт в каждом человеке. Даже в том, кто настаивает: рисовать не умею, в вине не разбираюсь. У нас выбор вин всегда обоснован художественной темой — испанская готика, итальянские маски, французский пуантилизм, африканские узоры… Вино оттеняет и дополняет, позволяет отойти от привычных схем. Пожалуй, самое большое удовольствие — наблюдать, как после нашей арт-дегустации люди уходят потрясёнными — оказывается, они рисуют.

— Лекции об искусстве читает специалист или своими силами обходитесь?

— Конечно, о направлении, которому посвящена дегустация, рассказывает наш искусствовед Дарьяна Смирнова. Педагоги-художники сопровождают участников в процессе рисования. Дегустацией занимаются профессиональные кависты от «Винотеки». Все, кто делает этот проект, — люди, влюблённые в своё дело. Может быть, поэтому и получается всегда очень камерно, душевно, тепло, и результаты потрясающие. Удивительно оригинальные работы выходят у всех участников.

— Вы создавали эту школу, чтобы дать своему ребёнку адекватную художественную среду, а что эта школа дала лично вам?

— Драйв. Настоящий драйв. И восторг, и отчаяние, и удивление, и беспомощность местами, и бесконечное любование детьми, коллегами, партнёрами. Это такой волшебный проект, просто гора удовольствия, но при этом и трудно тоже высокогорно! Мы, конечно, и трети ещё не сделали из того, что изначально в концепции прописывали, поэтому работы поле непаханое, планов громадьё. Очень не хватает всего: времени в сутках, рук на рутину, денег на развитие… Но зато темп зашкаливающий и тема — настолько благодарная и интересная!

— Что бы вы сказали людям, которые ещё не знают о Поздеевке?

— Я бы процитировала Андрея Геннадьевича: «Рисуйте, люди!».

Взаимодействие с городом

Вторжение цветов

1 марта 2017 года ученики Поздеевки прошли по проспекту Мира и украсили цветами знаковые арт-объекты города — памятник Андрею Поздееву, памятник Пушкину и Наталье Гончаровой, а также памятник фотографу, что напротив ЦУМа, возле бывшего магазина Kodak. Арт-проект был устроен по мотивам творчества Жофруа Моттара — бельгийского художника и флориста. В чём был смысл действа? С одной стороны, через этот арт-проект присоединиться к мировому искусству, с другой -— раскрасить ставшие обыденными для жителей города памятники. Способ был выбран наиболее яркий и безопасный — украшение цветами. Цветы рассматривались как символ весны и как любимый сюжет в работах Поздеева. Разумеется, все получили опыт публичного арт-проектирования в городской среде.

Поздеевский пленэр

Днём 8 сентября 2017 года на Театральной площади Красноярска создавались работы по мотивам произведений А.Г. Поздеева. Творили студенты Поздеевки, ученики художественных школ и студий, профессиональные художники и просто обычные школьники. Был создан даже объёмный арт-объект.

Городской пленэр был излюбленным методом Андрея Поздеева. «На улицах я работал в разное время года — не было места, где работать, а это — великолепная мастерская. Я столько переписал этот город! И всё это пульсирующее, живое — всё рядом. Это всё время жизнь, движение. Удивительно, дом ведь тоже заполнен людьми, он живой. Я к нему так и относился. Как машинка бежит, как люди идут и даже деревья как растут. Вот я это состояние и писал», — вспоминал художник.

Завершился фестиваль награждением лауреатов фестиваля и открытием уличной выставки работ участников. Поздеевский пленэр планируется сделать ежегодным.

«Чувство города» — конкурс детской графики

Конкурс прошёл в рамках общегородского Фестиваля графического искусства им. А.Г. Поздеева. В нём участвовали ученики школ и художественных студий всех возрастов. Отдельно шли взрослые — профессиональные художники и любители. Открытые мастер-классы для детей провели ведущие графики Красноярска и края.

Конкурс детской графики — ежегодный проект, так что любой рисующий может принять в нём участие.

На конкурс принимаются работы по номинациям:

1. Иллюстрация

2. Плакат

3. Комиксы, манга

4. Графический роман

5. Анималистика, ботаника

6. Скетч

7. Театральный эскиз

8. Натюрморт

9. Пейзаж

10. Портрет

11. Авторская графика

12. Каллиграфия

13. Экслибрис

14. Книга художника.

P.S. 7 декабря Светлану Тетерину, директора художественной школы им. А. Поздеева, объявили победителем премии «Человек года» в номинации «Детский бизнес». Премия учреждена журналом «Деловой квартал».
Елена НИКИТИНСКАЯ