Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2017 г.

Вкусные акценты от маэстро

С утра он мчится на репетицию в театр, а после обеда репетирует с оркестром в филармонии. Сегодня вечером дирижирует в театральном мюзикле «12 стульев», а завтра в это же время — концерт из цикла «Живая классика». Исключительный музыкальный слух, развитое чувство ритма, хорошая память, координация. Да и ещё терпение и умение находить подход к каждому музыканту — без этого дирижёру никак.

Год назад, после одного из концертов он вдруг проснулся ночью от сильной боли в сердце. Вызвали скорую. Осмотрев пациента, доктор заключил, что налицо выраженный остеохондроз, и прописал таблетки и натирание. Жизнь продолжалась в привычном темпе: концерты — репетиции. Прошло три дня. Вечером после очередного спектакля он так устал, что лёг спать, даже не поужинав. Ночью вернулась и уже не отпускала острая пронизывающая боль в сердце. На этот раз скорая помощь доставила больного в реанимацию. Обширный инфаркт. Есть вещи, с которыми не поспоришь: данный диагноз ограничивает привычную активность и меняет образ жизни человека.

После курса реабилитации художественный руководитель и главный дирижёр Красноярского филармонического русского оркестра им. А.Ю. Бардина Валерий Николаевич ШЕЛЕПОВ (по совместительству музыкальный руководитель и главный дирижёр Музыкального театра) вновь стал за дирижёрский пульт. Хотя именно эта профессия связана с колоссальными нервными и физическими перегрузками…

Витамины для сердца

— Мой лечащий врач говорил, что в 80% cлучаев инфаркты происходят от нервного перенапряжения, и поступают в стационар с таким диагнозом в основном люди, занимающие какие-то высокие должности, — вспоминает Валерий Николаевич. — После того что произошло со мной в ноябре 2016 года, я стал совершенно другим человеком, пересмотрел свои взгляды на мир, на людей — вообще на всё. Мыслю позитивно, таблетки пью регулярно, но главное не это. Точнее, не только это.

— А что же?

— Долгое время я не занимался спортом, хотя в детстве был очень активным ребёнком: ходил на гимнастику, увлекался боксом, дельтапланеризмом и даже тяжёлой атлетикой. Когда стал дирижёром, подумал, что мне вполне хватит физических нагрузок, связанных с профессией. Но их всё же недостаточно — тем более, это монотонные нагрузки на определённые группы мышц, в связи с чем возникает ряд профессиональных заболеваний — остеохондрозы, артриты и т.д. Теперь слежу за своим здоровьем с утра; а встаю я, как правило, очень рано, часов в пять–шесть. Особенно летом, как только солнце взойдёт — мой организм уже начеку. Парадокс: чем больше работаю днём, тем на следующий день раньше просыпаюсь.

И вот я сел на диету и составил себе расписание физической активности на неделю. Включил сюда, помимо традиционного бассейна, скандинавскую ходьбу, йогу. И очень этому рад, потому что — тьфу-тьфу — забыл про грипп и простуды, хотя до этого с детства постоянно болел…

— Итак, сначала о плавании…

— В бассейне плаваю в ластах и с тренировочной доской. Могу плыть без перерыва в течение часа в одном темпе. Стиль брасс из-за проблем со здоровьем пришлось оставить. Кстати, относительно правильно плавать я научился уже во взрослом возрасте, благодаря всемирной паутине. Сейчас моё хобби — дайвинг, красота подводного мира притягивает. Есть у меня сертификат «Advanced Adventurer» всемирной организации SSI с правом погружения на 30 метров. Лет пять уже занимаюсь и, думаю, это на всю жизнь. Погружался в Египте, в Турции, в Таиланде, Индонезии, на Филиппинах. Много чего на глубине повидал, даже китовую акулу.

— Почему включили в программу недели йогу?

— Йога — это целая философия, но я взял из индийской культуры только физические упражнения. Очень полезна растяжка мышц, которые при нашей профессии имеют деформацию.

— И получается?

— В феврале мне исполнится 45 лет, а я без помощи рук могу сесть в позу лотоса, например. После занятий наступает такое чувство — летаешь! У меня есть персональный консультант — это артистка нашего оркестра Светлана КУДРЕВИЧ, которая подобрала мне комплекс упражнений, и дважды в неделю я его выполняю в течение полутора часов. После такой тренировки ты уже бодр и готов к трудовому дню.

Если нет времени для йоги, то дежурный вариант — скандинавская ходьба. Тут можно расслабиться, ни о чём серьёзном не думать, не включаться; три–четыре километра прошёл — и красота! Гуляя по утрам с палочками, я заметил, что большинство людей ходят, как им вздумается. При правильной скандинавской ходьбе включается весь опорно-двигательный аппарат, работают 90 процентов мышц! А при простой ходьбе — не более 50.

«Катюша» без бемолей

— Валерий Николаевич, почему всё-таки музыка, а не профессиональный спорт?

— Не поверите! Мой старший брат проучился в музыкальной школе буквально полмесяца и забросил свой баян. Потом он ушёл в армию, а я однажды увидел, что инструмент стоит, пылится. Мне было 14 лет, когда по самоучителю стал разучивать разные мелодии — просто для себя, из интереса. А в 16 лет полгода позанимался на подготовительных курсах и поступил в училище, минуя музыкальную школу.

— С такими способностями вы, наверное, и в обычной школе были отличником?

— Честно? Троечником я был. Причём по всем предметам, кроме музыки и физкультуры. Школу я не любил, она меня подавляла, а вот музыкальное училище окончил с красным дипломом. Интерес к музыке и желание играть взяли верх, хотя никто до меня в семье не был музыкантом. Моя мама преподавала в школе для глухих детей, а отец был пожарным.

— Помните то самое первое произведение, что вы сыграли на баяне?

— «Катюшу»! Но без учёта бемолей эта песня у меня получилась в мажоре. Только потом я дошёл своим умом, что по чёрным клавишам тоже надо играть. В училище я уже исполнял на баяне прелюдии Баха и многое другое. Классическая музыка меня просто заворожила. В рамках учебной программы я освоил игру на фортепиано, и даже в какой-то момент баян отошёл на второй план. Потом научился немного играть на трубе.

— Вы, пожалуй, первый дирижёр в Красноярске, открыто демонстрирующий публике своё владение инструментом. Впервые соло на варгане в вашем исполнении прозвучало в этом году на открытии сезона филармонии. Как вы на это решились?

— Варган мне знаком с детства, поскольку я родился в Туве и постоянно слышал его звук по радио и телевидению. Чтобы освоить варган (на моей родине его называют хомус), много времени не нужно. Важно желание и понимание техники игры. Сейчас для меня главное — виртуозно им овладеть. Осваиваю ещё и дудук (название переводится как «душа абрикосового дерева»). Это неповторимый инструмент, его звук напоминает человеческий голос — электроникой такое не передашь. Инструмент сложный, с двойной тростью, которая часто капризничает, как живая. Я уже сделал кое-какие успехи и, наверное, скоро покажу своё мастерство на концерте с русским оркестром как дудукист.

— А как же оркестр?

— У нас профессиональный коллектив и может некоторое время обойтись без дирижёра (смеётся — прим. автора). Планирую ещё освоить шви — это армянский народный инструмент — разновидность блок-флейты. Тоже очень красивый звук.

Дирижёрская палочка вместо баяна

Если бы профессор Красноярской академии музыки и театра Анатолий Юрьевич БАРДИН, имя которого носит сейчас Красноярский филармонический русский оркестр, не заприметил в своё время способного студента — скорее всего, быть бы Валерию Шелепову баянистом.

— В течение двух лет в академии музыки мы проходили курс общего дирижирования, а потом, кто хотел, шли на специализацию. Я же мечтал стать баянистом, как все нормальные студенты, — шутит Шелепов, — поэтому о дирижировании быстро забыл. Прошёл год. Однажды в коридоре встречаю Анатолия Юрьевича — он смотрит на меня и говорит строго: зачем ты это сделал? Давай-ка пиши заявление и марш на специализацию! Ослушаться такого мэтра я не мог. Тогда ещё оркестр базировался в ДК железнодорожников. Помню, как во время репетиции в первый раз маэстро велел стать к оркестру. Я встал, широко взмахнул руками и сбил пульты балалаек и домр (они потом отодвинулись подальше). С тех пор, будучи студентом, часто дирижировал оркестром. Так получилось, что и аспирантуру я окончил у Анатолия Юрьевича. А буквально в прошлом году завершил свою учёбу в Институте искусств ещё и по классу симфонического дирижирования.

Кулинарные эксперименты

— Коллеги рассказывают, что ещё одним вашим хобби является приготовление еды.

— Сейчас я, как никогда, слежу за своим питанием. Поэтому сам готовлю вкусную и полезную пищу. Каждое утро, как только встаю, обязательно выпиваю стакан воды. Всем рекомендую! Надо запустить организм, чтобы он работал как часы. Потом музыка в наушниках и скандинавская ходьба.

— Интересно, какую музыку дирижёр Валерий Шелепов слушает в наушниках в нерабочее время и что ест на завтрак?

— Музыку слушаю армянскую народную. Я уже говорил, что «заразился» звучанием дудука. А на завтрак у меня, как правило, каша. Очень люблю овсянку, но без сахара и всегда с акцентом. Акцент — это разные тайские приправы и морская капуста. Всё это готовлю в мультиварке и заправляю льняным или кунжутным маслом вместо подсолнечного или сливочного. Говорят, так полезнее. Есть надо немного, только ради того, чтобы утолить голод. Не зря же в Писании сказано, что еда должна служить для подкрепления, а не для пресыщения. Нужно есть, чтобы жить, а не наоборот.

— Насчёт морской капусты сами догадались или где-то прочитали?

— Я экспериментатор в области еды. Допустим, когда готовлю традиционный тайский суп том ям — кисло-сладкий, солёный, да ещё и острый, то помимо листьев кафирского лайма, лемонграсса и перца чили добавляю свои эксклюзивные моменты. Если тайцы делают этот суп с курицей или с морепродуктами, то я смешиваю все эти ингредиенты в одно целое и получается уже более насыщенный и более питательный том ям по-сибирски.

— На мажоре?

— Конечно! Правда, не все у нас увлекаются острым, а я очень люблю! Обожаю также узбекскую кухню — плов из баранины, лагман, долму в виноградном листе. Листы можно купить на рынке либо консервированные, либо сухие. Они придают блюду кислинку, особую пикантность.

— Сладким себя балуете?

— В последнее время стал любить сладкое. Видимо, организм лучше знает, что ему нужно, главное — знать меру. Балую себя всем: халвой, трубочками с кремом, но за весом слежу.

— Ваш любимый десерт?

— Домашний пирог с ягодами и сметаной.

— Соблюдаете пост?

— Пытался, и даже когда-то удавалось, но мне кажется, что пост должен быть каждый день даже не в еде, а в душе и мыслях.

Счастье — когда тебя понимают

— Чувствую сейчас себя счастливым человеком.

— Почему?

— Оркестранты понимают мои намерения с полуслова и полужеста. Иногда даже словами ничего не говорю. Наверное, это мечта каждого дирижёра — прийти в коллектив, который с тобой на одной волне. Музыканты — самые лучшие психологи, их не обманешь! Выходишь к ним, и каждый раз ты будто под рентгеном.

— Дирижёру нужна быстрота реакции, ведь во время концерта может произойти что угодно…

— Быстрота реакции нужна не только дирижёру.

Когда с оркестром выступает солист-вокалист, бывает, он перескакивает куда-нибудь — доля секунды, и оркестр, все 70 с лишним человек, его моментально подхватывают. Такое подвластно только одному из лучших коллективов в России, каким и является наш оркестр!

— В 2018 году коллектив отметит 25-летие. Какую программу готовите?

— Нас не зря называют самым смелым оркестром филармонии. Стараемся делать программы неординарными, необычными, но и свои лицо и стиль выдерживаем.

В апреле 2018 года ждём в гости певицу Веронику ДЖИОЕВУ (сопрано) — победительницу телевизионного конкурса «Большая опера» на телеканале «Культура», приглашённую солистку Большого театра. Когда я впервые три года назад услышал её исполнение Ave Maria Джулио КАЧЧИНИ с Новосибирским оркестром — был заинтригован. Так родилась мечта поработать с этой артисткой, и, похоже, мечта сбывается.

Конечно, не только Вероника выступит на дне рождения нашего оркестра. Готовим интересную, разнообразную программу с сюрпризами, и то, что наш оркестр действительно самый смелый, мы докажем.

Моцарт на гуслях и рок на балалайках

— Валерий Николаевич, правда ли, что на балалайках и домрах можно сыграть любой репертуар?

— Например, мы играли много симфонической музыки в переложениях для народного оркестра. Но далеко не все шедевры симфонической классики хорошо звучат в исполнении народного оркестра. Нужно подходить к этому вопросу очень избирательно и осторожно. Играть можно только то, что в природе звукоизвлечения
на народных инструментах не имеет пародийный характер. Например, симфонические произведения русских композиторов легко могут быть исполнены нашим коллективом.

— Какой самый смелый эксперимент совершил оркестр за последнее время?

— Когда я пришёл в коллектив, он был ультраакадемичный, что ли… Но жизнь меняется, и оркестр начинает исполнять музыку в разных жанрах. Экспериментируем, берёмся практически за всё, вплоть до рока. Самый смелый проект мы представили несколько лет назад на XIII Международном видеофестивале в Канске вместе с американской группой Secret Chiefs. Исполняли произведения этой группы на традиционных русских музыкальных инструментах, а музыканты из США добавили в наши репертуарные номера партии электрогитар. В итоге получился концерт, в котором каждое произведение — фейерверк! Было бы здорово показать эту программу и красноярскому зрителю — возможно, на большой сцене. Поскольку репертуар оркестра разноплановый, мы ввели в его состав новые инструменты — трубу, тромбон, бас-гитару и соло-гитару, что даёт больше красок и возможностей.

Эксперименты — это, конечно, хорошо, но важно сохранять и развивать академическую основу, в том числе музыкальное наследство, оставленное А.Ю. Бардиным. Коллектив наш хоть и большой, но мобильный. Мы всегда готовы сняться с места и выехать на гастроли. В декабре поедем в Шарыпово, а в феврале 2018 года приглашены в Новосибирск на фестиваль «Струны Сибири». Организатор этого проекта — Владимир Поликарпович ГУСЕВ, художественный руководитель и главный дирижёр Русского академического оркестра Новосибирской филармонии и большой друг нашего оркестра.

— Что исполните?

— В основу программы легло произведение под названием «Представьте себе», написанное нашим земляком Владимиром ПОРОЦКИМ, в аранжировке для русского народного оркестра. Концерт будет состоять из шуточных музыкальных произведений. Кстати, тут мне придётся освоить ещё один инструмент.

— И какой же?

— Нетрудно догадаться, если знать, что мы будем исполнять «Концерт для пишущей машинки с оркестром» американского композитора Лероя АНДЕРСОНА.

Курс на Кинабалу

Каждое лето дирижёр отправляется в путешествие. За свою жизнь успел посетить много стран (считали — сбились со счёта), но Таиланд — лучшее, считает маэстро.

— Оттуда можно улететь в любое место и, кстати, недорого, есть компании-лоукостеры. Теперь каждый год стараюсь отдыхать именно в Таиланде, хотя до этого были эксперименты с Грузией, Турцией, Египтом, но как-то не к душе. Я предпочитаю не отдых «планктона», когда покупают отель «всё включено» и только сидят-лежат, а если уж приехал — то в день готовься пройти не менее 12 тысяч шагов — это 7-8 км. Те, кто едут только в Паттайю — страну не видели, а вот южная часть Таиланда, острова — одно из самых красивейших мест на Земле.

— Зная ваш характер, могу предположить, что без экстрима отдых не обходится…

— Будущим летом я бы хотел подняться на вершину, покорить гору Кинабалу (это в Малайзии), но, наверное, пока ещё сложно будет это сделать — нужна хорошая физическая подготовка.

— Маэстро, а чего в своей жизни вы стараетесь избегать?

— Негатива в информационном пространстве. Новости я в основном смотрю за завтраком, потому что специально тратить время на телевизор не очень хочется. Тем более сейчас раз в неделю я ещё и английский изучаю с репетитором. Столько раз уже бывал за рубежом и понял: сегодня каждый уважающий себя человек должен знать этот язык.

— В каком месте на Земле чувствуете себя наиболее комфортно?

— Среди добрых людей, и совсем неважно — где. Вся жизнь дана нам для воспитания души. Я не ставлю себе цель долго прожить, мне важно быть здоровым, полным сил и постоянно развиваться, познавать что-то новое.

Вера КИРИЧЕНКО