Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2018 г.

Дар отдавать

Кто такой волонтёр в больнице? Это человек, который включён в общую систему: врач-родитель-ребёнок-болезнь. Но в то же время он — человек извне. Именно ему дети скорее пожалуются на боль, похвастают успехами, а то и катетером или «дыркой от укола». Волонтёр помогает засвидетельствовать страх, но и показать жизнь, которая продолжается за пределами страха и болезни.

Волонтёр с носом...

Проект «Дом в горошек» появился в Красноярске в 2016 году, у него три основных направления: мобильные спектакли, сбор игрушек и книг для детских больниц в районах края, где условия хуже, чем в городских, а также Школа больничного клоуна. Аналогов школы в России немало, подобное есть во многих крупных городах. В Красноярске первый поток клоунов обучал основатель фонда «Больничные клоуны» Константин СЕДОВ. Осенью прошлого года состоялась уже своя школа, выпустилось 10 новых волонтёров.

«За две школы к нам пришли совершенно полярные люди, — говорит организатор проекта «Дом в горошек» Ольга БЫКОВА. — Но, наверное, все, кто приходит в школу, просто от природы очень отзывчивые люди и наделены даром отдавать! Многие участвовали в различных проектах и до этого. Да и проект сам по себе очень заводной, люди получают искреннее удовольствие от того, что делают, сами заряжаются, своих внутренних детей выпускают наружу, потому что многим в жизни этого не хватает, а тут можно дурачиться, оказывая терапевтический эффект».

Что именно делают клоуны в больницах? Они показывают театр теней, фокусы, поют, танцуют, разыгрывают сценки, а ещё помогают, отвлекают, адаптируют. Стараются уменьшить шок от госпитализации, гармонизируют ребёнка через игру и интерактивное общение. В ряды клоунов желающие вступают активно, да и делами и деньгами тоже помогают. Приветливо настроен и персонал больниц, проект ждали, зная опыт коллег в других городах. «Клоуны в отделениях совершенно беспрепятственно работают, к нам приходят даже из других отделений и просят, чтобы клоуны посещали и их, — рассказывает Ольга. — Так, к онкологии мы добавили кардиологическое отделение и отделение для детей с ДЦП, а также санаторий, где лежат тяжёлые дети с ДЦП».

Готовым надо быть ко многому: к потухшему взгляду вместо улыбки, к капризам, равнодушию, огромной усталости в глазах щуплого лысого человечка. Зрители больничного клоуна — дети с онкологией, болезнями крови, серьёзными травмами и т.д. Все они долго и тяжело лечатся. Дети реагируют на клоунов по-разному, да и взрослые тоже.

«Конечно, есть тяжёлые дети, у которых перепады настроения в том числе и от гормональной терапии. Но в большинстве случаев все просто счастливы, когда приходят клоуны, — делится Ольга. — В отделении шум и гам, все смеются. Родители хоть немного отвлекаются, и это тоже очень важно, ведь от их настроя зависит часто исход болезни. Дети лежат в палатах долгое время, им очень сложно от однообразия. А клоуны, во-первых, всегда работают на обратной связи от ребёнка, а не просто навязывают какое-то веселье, а, во-вторых, разрешают это самое веселье и предлагают поиграть. Дети переключаются, и им становится легче. Особенно это заметно, когда впереди или позади болезненные процедуры или операции».

Клоун должен соответствовать определённым требованиям: любить детей, обладать высокой стрессоустойчивостью. Он не должен показывать, что напуган, опечален, обескуражен видом детей. Нужно уметь оставаться клоуном, видя боль и нездоровье, сопереживать внутри, но не пропускать всё через себя — иначе быстро выгоришь. А ещё надо быть ответственным: если пообещал прийти к ребёнку — приди. Дети привыкают к «своим» клоунам, ждут их. Один-два раза в месяц нужно навещать пациентов. Конечно, это большие душевные затраты, но клоун может получить нечто большее — ни с чем не сравнимую радость от того, что ребёнок, который был совсем тяжёлым при первой встрече, поправился.

...И со своим рукоделием

«Мастерская добра» — это волонтёрский handmade-проект, одно из направлений которого — выездная школа рукоделия. Суть простая — с 2015 года волонтёры, умеющие что-то делать своими руками, выезжают в медицинские и социальные учреждения. Первыми подшефными стали дети онкогематологического отделения детской краевой больницы Красноярска, затем к ним прибавился психоневрологический интернат для детей «Солнышко» и др.

«Я провожу мастер-классы по рукоделию для детей и родителей, — рассказывает Алла ИСАКОВА, волонтёр «Мастерской добра». — У меня с детства была потребность помогать, любимая книга — «Тимур и его команда». Школьниками мы помогали пожилым людям, вели зелёный патруль, следили за деревьями. Так что можно считать в волонтёрстве я с детства. А в «Мастерской добра» мне понравилось то, что там не только собирают деньги, но можно передать свой накопленный опыт, научить других людей тому, что умеешь, да и самой научиться новому. Мне кажется, что потребность помогать заложена в человеке изначально. Последнее время всё больше людей откликаются на просьбы о помощи».

Волонтёры приходят к подопечным регулярно раз в две недели. За это время дети и родители успевают соскучиться и охотно идут на мастер-классы. Бывает, что за раз приходит 15-20 человек. Волонтёры обычно одни и те же, к ним привыкают и дети, да и сами добровольцы начинают разбираться — кто что может, кому нужно уделить больше внимания, чтобы был виден результат. За каждым направлением закреплён куратор, но и новеньких, конечно, берут с радостью.

«Добровольческая деятельность существовала и раньше, — говорит директор «Мастерской добра» Евгения ПЕРЕЛОМОВА. — В какой момент стремление отдавать переходит в конкретные шаги? По моим наблюдениям, очень важно, чтобы таким людям, у кого зерно есть, дать простую понятную возможность. Она должна быть организована, структурирована. Особенно это касается тех, у кого есть постоянная работа. Они с радостью вливаются, когда видят чёткую и конкретную задачу — купить крупу и отнести её в определённый пункт сбора или сварить кашу для бездомных. В нашем случае присутствует и педагогический аспект, самовыражение — человек передаёт свои знания, учит».

Волонтёрство — это не профессия, но относиться к нему стоит со всей ответственностью. Волонтёры приходят в больницу не спасать мир, а поддержать здесь и сейчас. Это связь с внешним миром, к которой дети, да и взрослые, привыкают, и которую уже просто так не разрушишь.

Анастасия АНДРОНОВА