Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2018 г.

Этим «зайцам» слова не нужны

Яркие, необычные, не оставляющие равнодушными… Их спектакли запоминаются надолго. Артисты этого театра работают в уникальном для нашего города жанре пантомимы. Нынешний сезон для мим-театра «За двумя Зайцами» особый: в этом году «зайцам» исполняется тридцать лет. Красноярский мим-театр уникален, подобных коллективов в нашем регионе не было тогда, три десятилетия назад, нет и сейчас.

— Никто в крае и в городе так и не решился повторить наш опыт, — говорит Ирина ЗАЙЦЕВА, художественный руководитель мим-театра. — Пантомима — непростой жанр. Нужны большое терпение, энтузиазм, любовь, вера в это театральное направление и, конечно же, знания. Секрет нашего долголетия — заслуга провидения плюс энтузиазм и трудолюбие. Я всегда говорю: всё, что мы делаем, это поцелуй свыше. Откуда берётся вдохновение? Свыше. И мы очень рады, что мим-театр получился здесь — в этом месте и в своё время.

В годы перестройки многие столичные театры пантомимы потеряли хороших актёров — они уехали за границу. «А мы благодаря провидению в это время оказались в Красноярске и имели возможность развиваться, делать то, что хотелось делать, что было интересно, — рассказывает Ирина. — В то время мы не просто выжили, мы стали набирать обороты. Начали экспериментировать. Создали театр-студию, стали добиваться профессионального уровня от наших актёров. Нам несказанно повезло, что мы попали именно во Дворец культуры КрАЗа — с хорошим оснащением, финансированием».

Директор мим-театра Валерий ЗАЙЦЕВ вспоминает, как в начале 90-х годов их с Ириной пригласили в Горький на фестиваль театров пантомимы. «Тогда мы узнали, что только в одном Горьком было двенадцать коллективов пантомимы, а мы до сих пор одни, — рассказывает Валерий Николаевич. — К слову, большинство этих коллективов вскоре исчезло. Конечно, нам было сложно выжить в 90-е годы, когда оказалось, что занятие театром денег не приносит. Повторю, нам повезло, что мы были здесь».

«Пришлось сделать свой театр»

Валерий Зайцев — коренной красноярец. Интересно, что вся его жизнь тесно связана с Дворцом культуры КрАЗа.

— Я жил в соседнем доме, и в детский сад меня водили мимо строительной площадки. Тогда мне казалось, что этот дворец строят бесконечно долго, — вспоминает он. — В 1973 году, когда я учился в четвёртом классе, дворец, наконец, открылся, и я пришёл сюда в изостудию. Отмечу, что мои родители далеки от искусства: мама — кочегар, папа — кузнец ручной ковки. А я всегда мечтал стать актёром.

СПРАВКА

Мим-театр «За двумя Зайцами» — единственный в Красноярском крае театр пантомимы. Его основатели и руководители — дипломанты и лауреаты всесоюзных, всероссийских и международных театральных фестивалей, члены Союза театральных деятелей России, выпускники театральной кафедры Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Ирина и Валерий Зайцевы.

Жанр спектаклей мим-театра — пантомима и клоунада. С помощью движения, действия, жеста, света, музыки или тишины артисты рассказывают смешные и грустные истории, которые подсказала сама жизнь. «Смешно о серьёзном, серьёзно о смешном» — по такому принципу строятся спектакли в мим-театре.

У театра два дня рождения. Первый — 10 сентября 1987 года, когда в подвальчике Дворца культуры собралась первая студия, которая со временем переросла в первую труппу. Второй — официальный день рождения — 1 апреля 1988 года. Тогда в большом зрительном зале ДК КрАЗа состоялась премьера «Спектакля-сочинения «На свободную тему…».

После окончания школы Валерий пытался поступить в московский театральный институт, но не прошёл по конкурсу. Отслужил в армии, снова пытался поступить, и снова не получилось. «Вернулся во дворец, работал здесь художником-оформителем, — рассказывает он. — Через год поехал по направлению дворца культуры в Ленинград учиться на режиссуру. И меня ведь уговаривали поехать, потому что я хотел быть актёром, а не режиссёром. В итоге, чтобы стать артистом, пришлось сделать свой театр…».

В Ленинграде Валерий и познакомился с Ириной, в Красноярск они переехали в 1987 году, создали во Дворце культуры молодёжную театральную студию.

— Тогда на волне популярности были коллективы, подобные «Лицедеям», — рассказывает Валерий Зайцев. — Вышел фильм «Как стать звездой», который наделал много шума. В этот же момент на пике был брейк-данс, все хотели им заниматься. А ведь брейк-данс и стиль электрик построены на пантомиме. Поэтому в объявлении о первом наборе в студию мы написали: «Пантомима, клоунада, брейк-данс». И к нам повалил народ. На первую встречу пришли шестьдесят человек. В итоге, правда, остались только двадцать, но они были с нами очень долго. Наша первая постановка «Спектакль-сочинение «На свободную тему…» состоит из миниатюрных историй, которые сделаны по законам клоунской пантомимы — без текстов.

Ирина Зайцева учиться в Ленинград приехала из Новосибирска. «Конечно, теперь Красноярск стал для меня родным, — говорит она. — Здесь выросли два наших ребёнка: дочь Виктория и мим-театр «За двумя Зайцами».

Только в 1993 году театр стал отдельным юридическим лицом. Тогда же при мим-театре открылась детская студия пантомимы и клоунады, которая стала основой для детского образцового театра «Розовая страна». Он появился в 2003 году. Ещё один «росток» мим-театра — Школа современного актёра.

Акции-импровизации в день закрытия IV Открытого образовательного международного фестиваля кино, фото и анимации «Твори-Гора», сентябрь 2011 г.

Акции-импровизации в день закрытия IV Открытого образовательного международного фестиваля кино, фото и анимации «Твори-Гора», сентябрь 2011 г.

— Конечно, времена менялись, были сложные финансовые ситуации, — рассказывает Ирина Зайцева. — Но известно: что нас не убивает, делает сильнее. Мы закалялись, искали новые формы, обрастали партнёрами. Нам нужно было развиваться, поэтому мы создали детскую школу… Всегда есть трудности, связанные с творческим процессом. Вырастает труппа, становится сильной, стабильной, но жизнь есть жизнь, и начинается: артисты заводят семьи, у них появляются дети. Актёрская профессия — не денежная, поэтому люди уходят из труппы. Но при этом остаются рядом: приводят на занятия своих детей, приходят на спектакли, мы продолжаем общаться, не теряем друг друга.

Продолжение про Дядюшку Ё

Уникальность мим-театра и в том, что Ирина и Валерий сами растят артистов. «Иначе мы не сможем, ведь в Красноярске нет специального образования — факультета пантомимы, — объясняет Ирина Валериановна. — Так что актёров мы учим сами и выпускаем в жизнь. Кто-то остаётся в труппе, кто-то продолжает учиться, получает профессиональное образование, а потом работает в других театрах».

Все спектакли мим-театра — авторские. «Мы не берём за основу литературный материал, наши спектакли рождаются из жизни: из наблюдений, бесед, взаимоотношений в театре, историй, а вдохновение приходит свыше, — говорит Ирина Зайцева. — Щёлкнуло, и какая-то зацепочка появилась. Кто-то сказал, второй поддержал, другой показал. Но оформляет всё это в спектакль один человек: у нас строго действует вето режиссёра».

ГЛАВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

В 1998 году спектакль «Ё» стал победителем краевого фестиваля «Театральная весна» в номинации «Лучший спектакль». Тогда же на Международном фестивале театров пантомимы и современной пластики «Мимолёт-98» в Иркутске эта постановка получила диплом победителя в номинации «Лучшая мужская роль», диплом «За мимолётное видение», дипломы в номинациях «За лучший спектакль», «За лучшую режиссёрскую работу», «За лучший костюм», «За лучшее музыкальное оформление».

В 2000 году спектакль «Ё» получил дипломы лауреата в номинациях «За самые бурные и продолжительные аплодисменты», «Лучшая мужская роль в пластическом театре», «Надежда» на фестивале профессиональных независимых театров Сибири и Урала «SibALTERA» в Новосибирске.

В 2014 году на краевом фестивале «Театральная весна» спектакль «ЗИМАвЁ» победил в номинации «Лучшая премьера сезона среди спектаклей коммерческих театров» и был приглашён на фестивали в Екатеринбург и Ереван.

В 2016 году на краевом фестивале «Театральная весна» спектакль «всЁ просто» стал победителем в номинации «Лучший независимый проект».

Валерий и Ирина признаются: все спектакли мим-театра, а их за время было создано более тридцати, любимые.

— К некоторым буквально прирастаешь, — отмечает Валерий Николаевич. — Например, спектакль «Ё» — наш знаменитый долгожитель, в прошлом году ему исполнилось двадцать лет. У него есть продолжения — «Ё-2» и «грЁзы». Их объединяют одни и те же герои. Кстати, имя моему персонажу — Дядюшка Ё — придумали зрители и артисты. И именно по просьбе зрителей мы стали создавать следующие истории про наших героев. В «Ё-2» каждый персонаж нашёл свою половинку, премьера этого спектакля символично состоялась 14 февраля. Спектакль «грЁзы» — история на двоих, его играли я и Ирина, рассказывали, как живёт одна из пар.

В 2014 году состоялась премьера спектакля «ЗИМАвЁ», это ещё одна история персонажей «Ё». Название постановки авторы объясняют так: буквы замерзли, прижались друг к другу и слились в одно слово.

— Придумывание названия — всегда целый процесс, коллективное творчество, — рассказывает Валерий Николаевич. — Вообще, когда спектакль начинает рождаться, наступает особое время — другой график репетиций, другая наполненность.

Что-то придумывается быстро, что-то «мусолишь» из репетиции в репетицию, а в результате совсем отказываешься от этого. Мы никогда не ставим сроков премьер.

Планировали выпустить новый спектакль в начале 2018 года, но в силу объективных причин премьеру перенесли на весну. Две наши замечательные актрисы Ксения ПУШКАРЁВА и Олеся СОКОЛОВА сейчас учатся в Москве, у них были сессии. А для процедуры премьеры важно не просто сыграть один спектакль и сделать перерыв. Нужно ещё поиграть, чтобы спектакль встал на свои рельсы, обязательно проверить его на зрителе. Иногда после таких показов идут какие-то корректировки, правки, это обычный процесс.

Спектакль «ЗИМАвЁ» в КИЦ, октябрь 2014 г.

Спектакль «ЗИМАвЁ» в КИЦ, октябрь 2014 г.

Валерий Зайцев отмечает: некоторые режиссёры считают, что спектакль по-настоящему становится где-то на десятый от премьеры раз. Вот почему всегда важно идти на первые показы: это праздник, наполненный особой энергией, дополнительным драйвом.

Сегодняшний репертуар мим-театра больше рассчитан на взрослых, в афише только два детских спектакля.

— Дело в том, что в театре «Розовая страна» подросла наша молодёжь, она совершенно спокойно может играть детский репертуар. Как раз сейчас они делают спектакль, — рассказывает Ирина Зайцева. — Но если будут желание, необходимость и возможность, сотворим что-нибудь и для детей.

Облако или собачка?

Ирина Зайцева уже много лет не играет, занимается режиссурой.

— Вначале выходила на сцену, потому что театру нужно было становиться, потом мы обучили ребят, теперь есть кому играть, — говорит Ирина Валериановна. — А Валерий — актёр по сути, он не может без сцены, ему нужно играть… Атмосфера в нашем коллективе дружеская. Может быть, сначала я и была деспотичным режиссёром. Но вскоре поняла: нет смысла кричать и «бить палкой по пяткам». Это не прибавит творчества — выпустишь пар и всё.

Зачастую перед спектаклями Ирина Зайцева сама встречает зрителей, многие из которых — давние друзья мим-театра. Поэтому в фойе особая атмосфера: беседы, шутки, обсуждение новостей за чашкой чая… Во время спектаклей Ирина Валериановна нередко находится в зале. «Наблюдаю за тем, как идёт спектакль, сразу чувствую зрителя, — поясняет она. — Но уже не переживаю, нравится ему постановка или нет. Это раньше постоянно думала об этом. Сейчас смотрю, насколько точно происходит диалог актёров с залом, насколько мы убедительны, понял ли нас зритель».

Валерий Зайцев отмечает, что и артисты на сцене всегда понимают и чувствуют реакцию зала.

— Здорово, когда она именно такая, на которую мы рассчитывали, — говорит он. — С годами выработалась привычка: я не смотрю на зрителей, если нет необходимости по роли взаимодействовать с залом. Для меня «четвёртая стена» существует в прямом смысле слова. Не потому что я не вижу зрителя, просто сосредоточен на том, что происходит на сцене. А выходить на поклон мне почему-то всегда неловко. При всей публичности профессии — стесняюсь.

Валерий Николаевич считает, что не все люди умеют воспринимать образные искусства. Это не хорошо и не плохо, это такое психофизическое свойство человека. «Не все, глядя на облака, видят там «собачек» или другие фигурки. Кто-то видит воду в газообразном состоянии, и он тоже прав, — говорит он. — Поэтому винить таких людей в том, что они куда-то не ходят, не нужно. Слово «вообрази» им не понятно, для них естественно воспринимать мир буквально. Но наши спектакли — для тех, кто любит фантазировать, что-то воображать. Они получают колоссальное удовольствие от постановок мим-театра».

— К нам идут те, кому интересно узнать, что такое пантомима, — добавляет Ирина. — Нам интересен зритель, который не только увидит сюжет, но и поймёт другой пласт — духовный, философский, психологический. И начнёт размышлять. Именно на такого зрителя мы ориентируемся.

Валерий Николаевич отмечает: у каждого театра — свой зритель, который его понимает, который любит именно так воспринимать творчество.

— Несколько лет назад я услышал, что среднестатистический советский человек ходил в театр за всю свою жизнь двенадцать раз, а российский — только шесть, — говорит он. — Понятно, что это средняя температура по палате: кто-то сходил в театр пятьсот раз, а кто-то — ни одного. Театр — это специфическое действо, и у него сегодня много конкурентов. Мы никогда не относились к зрителю как к клиенту, который принесёт нам прибыль. Зритель для нас — коллега, человек, с которым мы делимся своими фантазиями. Мы придумали, и нам хотелось бы, чтобы вам понравилось. И мы расстраиваемся, если не понравилось, если нас не поняли. Хотя таких случаев за всю нашу историю было мало.

Держать баланс

— Всегда есть цель — маячок, к которому мы двигаемся, — отмечает Ирина Зайцева. — Сейчас подрастает новое поколение, мы открываем для них двери нашего театра. Хотим, чтобы они знали, что такое жанр пантомимы, что есть такой театр — «За двумя Зайцами», что он отличается от других. Чтобы подростки, молодёжь поднимали свой культурный уровень, расширяли кругозор.

О будущих постановках Ирина Валериановна предпочитает не говорить. «Всегда думаю: хоть бы ещё один сделать, — рассказывает она. — И всегда есть такой ящичек, где копятся идеи, мысли. Думаешь, вот это сделаю попозже, пусть ещё полежит. Потом что-то достаёшь, и получается новый спектакль».

Тридцатилетие мим-театр будет отмечать первого апреля. Особые помпезные празднования не планируются, будет небольшой домашний приём. «Решили играть на своей родной площадке: в 16 часов — для любимых зрителей, в 19 часов — для партнёров и артистов: тех, кто занимался у нас, был в труппе, — рассказывает Ирина Валериановна. — Это будут несколько разные мероприятия. В 16 часов спектакль из концертных номеров, составляющих золотой фонд мим-театра. Торжественный вечер в 19 часов будет проходить по иному сценарию, хотя на нём также будут наши номера. Отмечать юбилей дома мы решили, потому что здесь — наше родное, «намоленное» место. И зритель привык приходить в наш театр — небольшой, камерный, свой».

— Конечно, тридцать лет назад мы так далеко не смотрели, да и сейчас не смотрим, — говорит Валерий Николаевич. — Мы живём в рыночных отношениях, и нам нужно постоянно держать баланс. В государственных театрах по-другому, там есть учредитель, заказ, стабильное финансирование. Но не поймёшь, где лучше. У нас есть свобода творчества, мы вольны делать, что хотим. Но более остро стоит финансовый вопрос. А вообще, тридцать лет пролетели незаметно. Даже когда отмечали 25-летие, казалось, что тридцать — это такая дата! А она пришла своим чередом и уже не кажется какой-то Такой.

Софья АНДРЕЕВА