Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2018 г.

Есть ли иная жизнь в интернет-аале истории

Независимо от пола и возраста мы одинаково любим проводить время в Интернете за просмотром увлекательных видеороликов. Но смогли бы вы самостоятельно запустить собственный канал в Youtube? И не абы какой, а научно-популярный, с продумыванием сценария выпусков и ответами на вопросы пользователей? Своими профессиональными секретами с нами делится один из авторов sci-comms видеоканала «Иная жизнь» публицист, историк Станислав УГДЫЖЕКОВ. Разумеется, жителя Хакасии мы спросили и об отношении к интеграционному проекту «Енисейская Сибирь», но всему своё время.

— Станислав, расскажите о видеоканале, как он запускался?

— Изначально канал «Иная жизнь: история, культура, религия» на Youtube запускал мой близкий друг, историк Леонид ЕРЁМИН, работающий в хакасском музее-заповеднике «Казановка». Поначалу это был исключительно краеведческий, просветительский ресурс, где говорили о традиционном мировоззрении, народных праздниках Хакасии.

Казановка

Казановка

— Причём, насколько знаю, соведущим первых выпусков был даже шаман.

— Причём очень популярный в Хакасии! Леонид ГОРБАТОВ из аала Анхаков, помимо того, что служит народу шаманом, является ещё и научным сотрудником местного музея. Его знания, опыт трансцендентного переживания оказались востребованы при подготовке видео о двух самых известных каменных скульптурах региона: Улуг Хуртуях-Тас и Ах Тас.

— С чем связана их известность?

— Улуг Хуртуях-Тас в переводе на русский язык означает Великая каменная старуха. Изваяние находится в аале Анхаков, относится к окуневскому времени — ей уже 4,5 тысячи лет. И воспринимается она как носительница, хранительница всех счастливых потенций хакасского народа.

Когда-то Улуг Хуртуях-Тас была перевезена в республиканский краеведческий музей в Абакане. После её возвращения в исконное место в 2000-х годах вокруг неё, по сути, возник музей одной скульптуры с довольно сильной этнографической составляющей. Более того, каменная старуха стала местом самого настоящего паломничества из разных концов страны. Женщины, независимо от своего вероисповедания и национальной принадлежности, приезжают к Улуг Хуртуях-Тас просить и молиться о здоровье детей.

Может, скульптура изначально и не имела только эту функцию заступничества за женщин-матерей, детей, но в наше время она воспринимается именно так.

В музее-заповеднике «Казановка» находится второй памятник — Ах Тас, или Белый камень, который больше связывают уже с образами мужского начала. Поэтому мы сейчас наблюдаем появление самого настоящего туристического маршрута: сначала люди едут к Улуг Хуртуях-Тас, чтобы поклониться образам женского начала, а затем к Ах Тас.

Надо ли говорить, что тема древних каменных скульптур вызывала интерес, любопытство — и авторы видеоканала как могли пытались ответить на поступающий пользовательский запрос.

— А как непосредственно вы вошли в проект?

— Возникла необходимость в расширении повестки канала «Иная жизнь». Помимо чисто краеведческого контента должна была появиться и современная проблематика. Мы решили сыграть на разнообразии в подаче информации, нам казалось, что от этого наш научно-популярный ресурс только выиграет. С этим напрямую связано и моё полноценное вхождение в проект.

Так появились видео о Ким Чен Ыне, аресте президента Южной Кореи, внешней политике Трампа, возможности избрания супруги Барака Обамы Мишель на пост президента Франции…

— Выбранная стратегия в итоге оправдала себя?

— В том-то и дело, что, как мы впоследствии выяснили, предложенная тема не вызвала широкого интереса.

Пользователи решительно потребовали отхода от современности. Они хотели знать — кем был Чингисхан, кто его поднял на белом войлоке, был ли он россиянином, то есть родился ли он на территории современной России и т.д.

Мы, конечно, откликнулись, начали отвечать на вопросы. Но вместе с этим неожиданно пришло осознание, что как раз темы истории, культуры очень и очень востребованы.

— Как вы это поняли?

— Видеоролики на эти темы стали набирать до 55-65 тысяч просмотров! Довольно внушительная цифра для научно-популярного канала из Абакана. Так появились сюжеты о прародине тюрков, о том, являются ли киргизы древними жителями Сибири, в чём виноват Чингисхан и др. Готовя материал, выкладывая его затем на youtube-канале, мы в результате получили большую аудиторию.

И люди стали заходить на канал. Смотреть по часу-полтора наши видеолекции, сделанные во вполне академическом формате. В эфире мы с Леонидом Ерёминым регулярно обмениваемся репликами, отвечаем на ранее поступившие в офлайне пользовательские вопросы.

— И как сегодня вы можете описать свою аудиторию?

— Ядро нашей аудитории — это мужчины 40-50 лет. Не только представители сибирских регионов, но ещё и других, как правило, центрально-азиатских стран.

Мы это связываем с сохранившимся в этих странах традиционным отношением к России как к источнику научного знания на понятном им языке. На это накладываются и особенности восприятия людьми в том же Кыргызстане, Казахстане собственной истории. Она не отделена от них большим временным промежутком, история переживается очень близко как история предков. Весьма, если можно так сказать, интимно. И ушедшие, давно исчезнувшие народы, их герои продолжают оставаться крайне актуальными для самосознания.

— Можно ли сказать, что вы идёте навстречу ожиданиям своей аудитории?

— Отнюдь. Та же наша позиция, что тюрки являют собой, прежде всего, лингвистическую, а не этническую общность, — разве она может оказаться близкой и сколь-нибудь угодной сердцу носителя идей романтического национализма?

Это касается и исторических фрагментов. Например, когда мы говорили об Аттиле — реально существовавшем герое средневекового европейского фольклора. Многие ведь искренне верят, что это эдакий народный герой Азии, из её глубин когда-то крикнувший «вперёд» и достигший в итоге стен Рима. Мы же стоим на том, что Аттила, вообще-то, родился в Европе, в придунайских землях, более того — он европеец во втором поколении.

Не забывайте, что за историю юга Енисейской Сибири всегда шла борьба. В своё время финны искали свою прародину именно здесь. Кстати, они же первыми издали альбом загадочных на тот момент рунических надписей Енисея. Не их вина, что потом датчанин ТОМСЕН определил эти надписи как памятники тюркоязычной письменности.

— А разрыв с текущей повесткой оказался полным и бесповоротным?

— Мы долго боролись, продолжали выпускать ролики о современности. Но видели, что их не смотрят. Было принято решение об изменении формата, скорее, даже сближении с историческим контентом. Появились сюжеты о трудных вопросах ЕГЭ, так называемая рубрика «в помощь школьнику». Говорим о норманской теории, выборе Александра Невского, о монголо-татарской и русской системозависимости — как вы знаете, понятие «иго» сейчас выведено из оборота. Пытаемся разобраться с теми ключевыми вопросами, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ по истории.

Фото Константина Новоторженцева

Фото Константина Новоторженцева

— Команда канала как-то отслеживает количество просмотров, статистику?

— На канал подписано сейчас почти три тысячи человек. Общий же объём просмотров сложно учесть — в сопоставимых величинах ролики смотрят «ВКонтакте», не только в нашем сообществе, но и на других ресурсах. Мы и в соцсетях стараемся отвечать на вопросы.

Приведу замечательный пример, связанный с историческим видеоканалом «365 дней». У них вышла запись с именитым тюркологом Дмитрием ВАСИЛЬЕВЫМ. На канале её просмотрели около 30 тысяч человек. А когда контент украли и перенесли на один из пантюркистских сайтов, то количество просмотров ролика на этом сайте составило под 400 тысяч человек. В итоге вопрос — как считать в таком случае всю совокупность просмотров?

— Обращаясь к актуальным историческим вопросам, часто ли вам приходится иметь дело с негативом, возможно — угрозами?

— Слоновья шкура на мне весьма толстая! Когда-то я несколько лет модерировал форумы ряда публицистических сайтов. Должен сказать, что угрозы жизни и здоровью тогда поступали почти ежечасно.

Мне кажется, на своём ресурсе мы постепенно меняем людей, они больше узнают, принимают правила поведения. Допустим, вопросы этнических процессов, которые мы поднимаем на канале, не столь однозначны, интерпретировать их большая проблема. Появляется флейм нездоровых комментариев. Но есть люди, обращающиеся к источникам, полемизирующие друг с другом, соблюдающие этику общения. Участвовать в этом процессе само по себе страшно интересно.

— Но взяться за научно-популярный канал — это всё-таки риск, на который не каждый решится. Что двигало вами?

— Когда я работал в ХакНИИЯЛИ («Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории» — ред.), одним из разделов отчётности был пункт о популяризации научных знаний. Оставшаяся ещё с советских времён форма, куда необходимо было внести количество публикаций в СМИ, встреч со школьниками и тому подобное. Закладывалась идея, что учёный должен был отдавать полученное знание, ведь Родина, общество выучили его. И я очень серьёзно воспринимаю эту идею для себя. Если хотите — это моя миссия.

У нас ведь в обществе довольно сильный обскурантизм, и с этим необходимо что-то делать. Я вижу хорошие образовательные ресурсы, неплохие научпопролики создают томичи, что-то пытаются сделать кемеровчане. Есть отличные столичные видеоканалы, тот же «365 дней» или проект «Арзамас». Конечно, у них совершенно другой технический уровень, но мы смотрим, какие-то решения принимаем для себя. И если поначалу на видеоканале «Иная жизнь» это было не столь явно, то сейчас элемент пропаганды научных знаний начинает существенно доминировать.

— Вы ведь преподавали в Хакасском техническом институте — филиале СФУ. Помогает канал в работе со студентами, смотрят они вас, задают ли вопросы на лекциях?

— О! Студенты — пытливые дети информационного общества. Они сообщают о твоём медийном статусе раньше, чем ты вообще увидел новый ролик на канале. Всё как в работах теоретиков современного социума: мы, старшее поколение, — робкие мигранты в новом прекрасном мире, где аборигены, коренные жители — это те, кто родился «со смартфоном в руках». Мне удавалось эту реальность использовать таким образом и ранее. Я «впихивал» содержание лекций по социологии и истории Хакасии вечером в Википедию, а потом наслаждался ответами студентов, распечатавших их с сайта утром.

— Какой бы совет вы дали молодым, пробующим себя в формате своего научно-популярного видеоканала?

— Осваивать техническую часть, изучать специальные программы, позволяющие работать с графикой, анимацией, мультимедиа. Использовать арт-мастерство, продукт должен быть hand made — штучным, уникальным, вашим, в конце концов!

Как бы банально это ни звучало, но гулять по городу, изучать его, посещать интересные и неизученные места. В этом ваши темы, контент, которым вы поделитесь с окружающими. И берите тем, чем богат молодой возраст — искренностью, эмоциональностью, напором.

— Хотелось бы спросить у вас как историка, публициста, человека, хорошо знакомого с реалиями юга Сибири — как в регионе воспринимается проект «Енисейской Сибири»?

— Проект действительно стал темой для обсуждения. В крае «Енисейская Сибирь» воспринимается вполне естественно, как инструмент взаимоотношения со своими ближайшими соседями. В Хакасии элиты видят в этом, скорее, сигнал, пожелание федерального центра. Это находит понимание, у проекта нет сколько-нибудь явных недоброжелателей.

Более выпукло ситуация выглядит в Туве. Не забывайте, что до 1944 года в республике существовали традиции собственной государственности, которые, безусловно, накладываются на современный политический процесс. Что мне нравится — в Туве всегда существовала оппозиция, есть каналы выражения недовольства. Например, через ту же хорошо известную даже за пределами республики газету «Риск». Но надо быть постоянно готовым, что в существующем в Туве дискурсе вы столкнётесь с довольно архетипическими образами, которые и мне-то не всегда понятны. Само изолированное положение Тувы способствует консервации мнений в ней. События постоянно воспринимаются через духовно-экологическую призму.

— Как это выражается?

— Есть, например, проект возведения железной дороги Курагино — Кызыл. То, что её строительство так и не началось, воспринимается положительно. Поскольку проведение дороги якобы грозит размыть духовность в республике. В пример, как правило, приводится Хакасия — вот, провели туда железную дорогу, и духовность как ветром сдуло.

— Если абстрагироваться от воли федерального центра, насколько сама Хакасия готова к интеграции с Красноярским краем в рамках «Енисейской Сибири»?

— В самой идее проектной интеграции я не вижу ничего плохого, более того, поддерживаю её. В конце концов, у нас довольно устойчив был миф об униженном положении Хакасии в составе Красноярского края. И, дескать, местные власти могли влиять только на два показателя: количество мест в кинотеатрах и в начальных классах. Всё остальное приходилось выпрашивать, выбивать у края.

Хорошо, теперь у нас республика, но каковы базовые условия её существования? Есть предприятия, существующие на территориях опережающего развития, ТОРах, но с них местные бюджеты не могут получить никаких налоговых отчислений.

В той же Туве, которая приравнена к районам Крайнего Севера, уровень зарплаты и пенсий в среднем в два раза выше, чем в Хакасии. Плюс бюджетное дотирование со стороны федерального центра по законодательству из-за той же приравненности территорий к Северу. Сравнение Хакасии с краем вообще выглядит невыигрышным — бюджетная обеспеченность на человека там в три раза выше.

Люди хорошо знают об этом, и если им объяснить, что «Енисейская Сибирь» не нанесёт никакого урона культуре, традициям, то идея найдёт ещё больший отклик.

— А какие конкретные решения были бы интересны в рамках «Енисейской Сибири»?

— В Красноярске есть замечательное место — остров Татышев. С интересной историей, связанной с качинцами, хакасской народностью, использовавшей остров в качестве зимней стоянки. И там, на острове, прекрасно было бы сделать этнопарк. Поставить юрты, разместить этнографический комплекс, знакомить людей с традициями и культурой народов Енисейской Сибири.

Я вообще не представляю, как можно написать историю Хакасии без Красноярского края и наоборот. Мы интегрированы историей, природой, географией. Надо только объяснять людям потенциал проекта. Не бояться заглядывать в будущее, может, даже привносить в неё долю научно-футурологического взгляда. «Енисейская Сибирь» — это ведь и связи с международными хабами, продолжение нашего меридиана в Китай и Индию. Здесь я большие надежды возлагаю на молодое поколение, оно всё же во многом лишено наших предрассудков.

— И в заключение — о ваших планах. Что нового и интересного мы сможем увидеть на канале «Иная жизнь»?

— Мы с удовольствием экспериментируем, и частью наших замыслов станет совершенно новый для нас видеоформат — стрим-канал. Мы уже провели в конце апреля в тестовом режиме первый 40-минутный стрим-ролик. Получен хороший отклик!

Стрим-канал позволяет в режиме реального времени отвечать на поступающие пользовательские вопросы. То есть мы войдём в ещё больший интерактив со зрителями. Уже в ходе тестового выпуска нам поступало множество совершенно разных вопросов. От ситуации с исследованиями в области горлового пения до распределения функций среди участников шаманского обряда. Конечно, это потребует от команды канала большей мобильности, но я уверен, что это — тот самый вызов, который нам будет вполне по плечу.

Феофан ФРОЛОВ