Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2018 г.

Уличные художества и хулиганства

Уличные художники есть в каждом городе. Они оставляют свои произведения на заборах, на стенах подземных пешеходных переходов, домов, трансформаторных будок. Ещё ни один вид искусства не воспринимался так противоречиво. Уличное искусство — оно напоказ, от него не скроешься, оно подчас «вырви глаз» и «взрыв мозга», и если у одних горожан яркие броские каракули и символические послания вроде «здесь был Вася» не вызывают никаких эмоций, то других отчаянно раздражают. Конфликты вкусов решаются по-разному. Где-то произведения уличных художников просто закрашивают, где-то с их помощью решают проблему «серой расцветки» городских улиц.

О развитии искусства в городской среде шла речь на молодёжной площадке Красноярского экономического форума в этом году. Экспертом выступал продакшн-директор Музея уличного искусства Александр МУЩЕНКО (г. Санкт-Петербург).

Для Красноярска тема чрезвычайно актуальна. Ещё свежо в памяти событие, потрясшее горожан: год назад вандалы нанесли граффити на цветное панно, украшавшее фасад бывшего кинотеатра «Родина» (указанная мозаика из речной гальки включена в реестр краевых памятников). В то же время в нашем городе уже несколько лет с успехом проходит фестиваль граффити «Fat Cap Jam», и лучшие работы его участников даже «засветились» в российской прессе (например, граффити с «доброй бабушкой, вяжущей на спицах»).

СПРАВКА

Как явление в культуре уличное искусство стало формироваться в начале XX века. Во многом это было связано с усталостью художников от гнёта каких-то институций — галерей, музеев, частных коллекционеров. Назрело желание реализовывать проекты, неподконтрольные кому бы то ни было.

Вкус свободы

Уникальность Музея уличного искусства в Санкт-Петербурге в том, что находится он на действующем производстве — заводе слоистых пластиков. С 2012 года на стенах цехов этого предприятия создают свои творения ведущие уличные художники России и мира. Этот музей — единственное в стране культурное учреждение, которое профессионально занимается изучением уличного искусства и поднимает вопросы об отношении зрителя к объектам искусства в городской среде, о месте этих произведений в городе и вообще о смысле и назначении данного вида искусства.

— Каждый год наш музей собирает художников, мы отдаём им 5 тысяч квадратных метров стен. Они рисуют, мы всё документируем, затем выпускаем каталоги уличного искусства в бумажном и электронном виде, — поясняет Александр Мущенко. — На следующий год приглашаем куратора другого проекта, а всё старое закрашиваем. Приезжают новые мастера и воплощают самые смелые идеи. Мы как галерея, только там холсты снимают, а мы работы закрашиваем.

— В чём видите миссию своего музея?

— Мы пытаемся доказать важность уличного искусства как коммуникационного инструмента между городом, его жителями и государством. Это не просто декоративно-оформительская деятельность, которая должна радовать наш глаз и камеры наших телефонов, а инструмент для коммуникации. Хорошо, когда появляются работы, поднимающие какой-то вопрос, проблему, изменяющие архитектуру и т.д.

Я воспринимаю уличное искусство не просто как элемент изменения среды, скорее как реакцию. Оно может нравиться и не нравиться, но если реакция имеет место — это говорит о том, что есть позитивные изменения в обществе.

Художники, выходя на улицу ночью, что-то пишут на фасаде. Да, они его портят — но портят гораздо меньше, чем сотни квадратных метров рекламы. Если мы хотим, чтобы горожане были неравнодушны к городской среде, должны принимать различные проявления этой неравнодушности. Только тогда возможен диалог, а сейчас зачастую — просто безразличие.

— Не угнетает мысль, что судьба уличного искусства — жить недолго?

— Оно вообще эфемерно, это искусство. Тем не менее в последнее время в мире происходят процессы, связанные с осознанием важности стрит-арта. Недавно в Нью-Йорке за граффити, закрашенное на культовом здании раньше времени — за 10 месяцев до сноса — группа художников отсудила у компании-застройщика несколько миллионов долларов. Вот на таком серьёзном уровне в Нью-Йорке были признаны авторские права за художниками, которые нелегально сделали свои проекты в городе. Понятно, что нам до такого уровня ещё далеко. К сожалению, именно с точки зрения законодательства в России пока нет понятных прозрачных механизмов появления искусства в городской среде.

Созидающее начало

Успешный мировой опыт выхода искусства на улицы основывается на примерах, когда государство отдаёт какой-то район художникам, предоставляет им определённую свободу, но с условием, что за пределы отведённого участка — ни ногой! И как показывает практика, вслед за уличным искусством изменяется вся инфраструктура района. Это можно проследить и на примере развития Музея уличного искусства в ранее не совсем благополучном Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.

— Мы открылись в 2012 году. Организуя выставки на актуальные темы, стали привлекать в Красногвардейский район большое количество людей. Например, проводили выставку, связанную с российско-украинской тематикой, когда были задействованы художники обеих стран; делали экспозицию «Вспомни завтра» (о видении ближайшего будущего). В 2017 году темой стало 100-летие Революции. Посмотреть на наши экспозиции в прошлом году пришло более 50 тысяч человек. Хотя в этот район столько людей никогда в жизни раньше не попадало! — рассказывает Александр. — Теперь в районе открыт большой торгово-развлекательный центр (тоже не без искусства, там активна тема творческих индустрий, кластеров). Появляются библиотеки нового типа, интересные своими многофункциональными пространствами.

Сегодня по стране довольно много заброшенных предприятий бывшего СССР. Такие территории становятся зонами нестабильности, и их «серый пояс» проходит, как правило, через весь город. Я уверен, эта проблема актуальна для многих российских мегаполисов. Тот кейс, который мы реализовали в виде музея стрит-арта — один из вариантов изменения городской среды.

На всех одно небо

— Александр, каких проектов у вас больше — творческих или коммерческих?

— Осознанный выбор в пользу коммерциализации сделала Москва. Что касается Санкт-Петербурга, то это самый недружелюбный, с точки зрения уличного искусства, город — несколько его районов находятся под защитой ЮНЕСКО. Поэтому мы сделали очень удачный ход — создали музей стрит-арта и считаем принципиально важным отстаивать интересы художников и искусства, так что в наших проектах перевешивает творческая составляющая.

— При обсуждении вашей темы на КЭФ я услышала, что, дескать, не нужны сегодня в городском пространстве «устаревшие» визуальные напоминания о прошлых победах в Великой Отечественной войне, о достижениях в космосе. Человек убеждал (на полном серьёзе!), что в уличном искусстве надо идти вперёд не оглядываясь. Что вы на это скажете?

— Считаю, что проекты должны быть разными. И тема Победы, и память о ней тоже могут быть искусством. Мой товарищ, уличный художник, выполнил два года назад работу, посвящённую Дню космонавтики. На рекламных щитах он написал: «На всех одно небо». Эта работа была сделана нелегально. Очень философская, интересная, красивая.

Отношение к монументальному советскому искусству может быть позитивным или негативным, но есть всё-таки историческая ценность… Даже если я вижу в современных городах надписи «Ленин жил, жив и будет жить!», я понимаю — это наша история, и мы должны уважительно к ней относиться. Всех уличных художников призываю быть вдумчивыми и осознавать свою ответственность, ведь город — это общественное пространство.

Вера КИРИЧЕНКО