Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2018 г.

Ни дня без кукол

В Красноярский театр кукол ходили ещё прабабушки и прадедушки современных детей: через месяц театр отметит 80-летие. О том, каким будет юбилей и как создавать праздник каждый день (а театр даёт по 670 спектаклей в год!), мы поговорили с директором театра Татьяной Владимировной ПОПОВОЙ.

Фото Анастасии Журковой

Фото Анастасии Журковой

— Театр кукол, наверное, первое место, с которого начинается выход ребёнка «в свет». И первая театральная ёлка тоже обычно здесь — потому что уютно и по-домашнему…

— Да, наш театр уютный и красивый, и детям кажется, что он построен специально для них. Когда спустя много лет они, повзрослев, возвращаются сюда уже со своими малышами, то удивляются – оказывается, театр маленький. Совсем как «кукольный домик».

Камерность имеет свои плюсы и минусы. Небольшой формат театра даёт возможность создавать спектакли, погружающие детей в особую волшебную атмосферу. Сказка, поставленная на нашей сцене, для них оживает. Ребёнок находится совсем близко к кукле, артисту, декорациям и невольно сам становится участником театрального действа.

Однако мы можем ставить спектакли не только малой формы (зрительный зал нашего театра рассчитан всего лишь на 96 мест), но и большой, рассчитанной на более масштабные сценические площадки. Если вы побывали на гастролях Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова с 4 по 9 сентября в Красноярске, тогда вы понимаете, о чём идёт речь. Такие кукольные спектакли привлекают и детей, и взрослых. Ведь здесь соавторство режиссёра и художника, где огромную роль играет именно визуальная составляющая.

В октябре, отмечая своё 80-летие, мы впервые за много лет выходим за рамки малой сцены и готовим спектакль «Трансформация», премьера которого состоится 18 октября в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина. Это современный аудиовизуальный спектакль в постановке сербского режиссёра Николы ЗАВИШИЧА и художника Наталии БУРНОС из Санкт-Петербурга, рассчитанный на большую сцену и современные светозвуковые и технические возможности театра. Этот спектакль абсолютно не похож ни на одну из наших постановок.

— Театр появился в Красноярске ещё в 1930-е годы. Кому он обязан своим рождением?

— Историю Красноярского театра кукол создавали артисты драматического театра им. А.С. Пушкина. Человек пять, не больше — именно их усилиями в городе в октябре 1938 года открылся театр для детей. Первым директором стала Татьяна КАЛИТИНА. И только в 1941 году появился главный режиссёр — Маркела МОХНАТКИНА. За 24 года своей работы она поставила около 100 спектаклей на разные темы: по мотивам русских народных сказок, по произведениям лучшей детской литературы, спектакли о Сибирской земле. Маркела Мохнаткина внесла серьёзный вклад в становление театра. В том числе она ездила к Сергею ОБРАЗЦОВУ в Москву, перенимала у него опыт работы.

Её дочь живёт в Красноярске и бывает в нашем театре, отмечая, насколько изменился театр со времён её детства, когда зрители сидели на деревянных скамеечках …

— Я тоже помню эти скамеечки. А давно театр находится в этом доме на ул. Ленина?

— Изначально своей площадки у кукольников не было. Актёры играли спектакли в школах, детских садах, ездили много по краю. Декорации и реквизит к каждому спектаклю помещались в один сундук, который возили на санях или грузовике.

В годы Великой Отечественной войны артисты выступали в госпиталях и на полевых станах.

В послевоенные годы театру выделили помещение во Дворце пионеров. И только в 1959 году театр поселился в здании бывшего клуба школы милиции, где находится и сейчас. Здесь был небольшой зал и фойе.

В 1986-1987 годах облик театра значительно изменился. Заслуженный архитектор России Арэг ДЕМИРХАНОВ осуществил реконструкцию и художественное оформление фасада и интерьеров театра кукол совместно с красноярскими художниками — Евгением БЕЛОУСОВЫМ, Сергеем ИКОННИКОВЫМ и Анатолием ЗОЛОТУХИНЫМ.

— Сколько артистов в вашей труппе?

«Хармс. Анекдоты. Случаи. Стихи»

«Хармс. Анекдоты. Случаи. Стихи»

— Труппа небольшая — всего 19 артистов. В их числе заслуженная артистка России Галина КИКОТЬ. Много лет в театре трудятся опытные мастера кукольной сцены Валентина БЕРНГАРД, Алла КУРАСОВА, Татьяна СЁМКИНА, Алексей БЕЛЯЕВ. Среди молодых — в основном выпускники Красноярского государственного института искусств по специальности «артист драматического театра и кино».

В 2016 году в труппу пришёл Борис СМЕЛЯНЕЦ, который 8 лет проработал в театре им. Образцова. Сейчас он исполняет обязанности главного режиссёра.

— Сколько спектаклей в год выпускается в театре?

— В рамках государственного задания театр обязан выпускать по три спектакля в год. Были времена, когда ограничивались и двумя. Но в последние годы мы стараемся подарить зрителям не менее 5-6 премьер: три спектакля на основной сцене, один для зрителей от одного года и один выездной.

Мелкий бес

Мелкий бес

Это стало возможным благодаря особому вниманию, уделяемому детским театрам на государственном уровне. Федеральный проект «Культура малой Родины» позволяет не только ставить новые спектакли, но и модернизировать техническую базу театра, что формирует благоприятные условия для воплощения на высоком уровне постановочных задач.

Недавно у нас появился эксклюзивный выездной проект — «Передвижной театральный фургончик». Он возник в рамках краевого масштабного ежегодного мероприятия «Культурная столица Красноярья». Артисты на «фургончике» выезжают на разные площадки (в парки, детские сады, отдалённые территории и т.д.) и прямо в нём дают театральные представления.

Традиционно мы ездим по Красноярскому краю, однако в рамках федеральной программы «Большие гастроли» гастрольная афиша нашего театра только расширяется. Мы побывали уже в районах Крайнего Севера Красноярского края, в Кемерове, Омске, Томске, Москве, Крыму, Астрахани, Перми. На следующий год собираемся в Рязань.

— Как часто вы приглашаете на постановки известных режиссёров?

— Я как руководитель стремлюсь к тому, чтобы одну из пяти премьер каждого сезона делал мастер с большой буквы.

В 2016 году вышел спектакль «Хармс. Анекдоты. Случаи. Стихи» в постановке главного режиссёра Большого театра кукол (Санкт-Петербург) Руслана КУДАШОВА. Через год спектакль стал номинантом в трёх номинациях Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» — «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая работа художника».

Затем у нас появился замечательный спектакль по Фёдору СОЛОГУБУ «Мелкий бес», который моментально вошёл в список самых заметных спектаклей сезона 2016-2017 — в лонг-лист «Золотой маски». Его поставил белорусский режиссёр Александр ЯНУШКЕВИЧ.

Кроме того, в репертуаре театра был восстановлен спектакль «Пиковая дама», режиссёр Сергей ИВАННИКОВ. Этот спектакль идет также с полным зрительским успехом.

Впереди нас ждут не менее «звёздные» имена режиссёров-постановщиков — Евгений ИБРАГИМОВ, Оксана ДМИТРИЕВА, Ката ЧАТО. И снова Руслан Кудашов и Сергей Иванников.

— Как принимается решение о новых спектаклях?

— В театре создан художественный совет, в который входят представители профессионального театрального сообщества, общественные деятели и сотрудники театра. Программу постановок формирует директор, но её обсуждение происходит совместно с коллегами.

— Помогает ли детская реакция на спектакли принимать решения о том, что добавить в репертуар? Что детям нравится больше?

— Чтобы глубже понять аудиторию, в прошлом сезоне мы провели первую театральную лабораторию «Кукла. Образ. Театр» (КОТ). Это очень интересный формат. Пятеро молодых режиссёров из Москвы и Санкт-Петербурга были приглашены в Красноярск для подготовки эскизов спектаклей по литературным произведениям для детей. Лучший эскиз, отмеченный профессиональными критиками и детским жюри, должен был войти в афишу театра. Так по оценкам и критиков, и зрителей был выбран к постановке спектакль «Козлёнок, который умел считать до 10» (режиссёр Ярослав ОСКОЛКОВ, Санкт-Петербург).

Мы постоянно стремимся расширять зрительскую аудиторию, не случайно появляются и постановки для совсем маленьких зрителей — от года до трёх.

— Насколько я помню, раньше в театр не советовали водить детей младше четырёх лет. Приходилось даже уговаривать, чтобы трёхлетнему продали билет… Театр пошёл навстречу родителям?

— Сегодня есть мода на раннее развитие детей, которая распространилась на все сферы жизни человека. Несмотря на возрастной ценз и рекомендации, родители и бабушки всё равно ведут своих малышей в театр. Эта тенденция пришла к нам с Запада. Бэби — театр в Европе существует уже более тридцати лет и полноценно развивается. Теперь эта традиция прочно вошла и в нашу жизнь.

Во время спектакля в зрительном зале ребёнка может испугать темнота, громкая музыка или неожиданное появление куклы. Поэтому мы придумали Малую сцену, оборудовав небольшой зал на втором этаже. Постелили ковёр, положили мягкие подушечки, на которых сидят родители и дети, находясь в непосредственном контакте с артистом. Сегодня у нас уже три спектакля для этой возрастной категории. Они пользуются огромной любовью и популярностью у зрителей.

— Есть ли такая ориентация на малышей в других театрах?

— В Красноярске мы стали первыми. Малая сцена открылась в нашем театре в 2014 году. Затем представления для самых маленьких стали давать и в филармонии. Но в Москве, например, уже много лет работает частный «Театр на ладошке» Ольги УСТЮГОВОЙ, ориентированный на бэби-аудиторию. Если мы хотим воспитывать своего зрителя, надо заниматься этим с пелёнок.

— Это интерактивные представления?

— Это короткие спектакли с небольшими сюжетами, меняющимися картинами. Как правило, режиссёры сами придумывают истории, пишут сценарии. Они используют язык движений и визуальных образов, живую музыку, реальные предметы, обладающие сенсорными свойствами. Ребёнок, часто ещё не владеющий связной речью, отлично всё это понимает и не хочет потом уходить из театра. В конце каждого представления любой малыш может потрогать реквизит спектакля.

— Жалко, что мои дети уже выросли…

— Знаете, у нас есть спектакль «Круглый год», где даже родители смотрят всё действие от начала до конца с большим вниманием. Когда театр был на гастролях в Норильске, нас попросили показать его школьникам — и те вышли из зала потрясёнными. А одна взрослая зрительница сказала, что мы «тронули её сердце». «Круглый год» — очень атмосферный спектакль. Его создал молодой режиссёр из Петербурга Александр ХРОМОВ. В декабре он поставит ещё один спектакль для самых маленьких «День и Ночь». Надеемся, что нам будет чем удивить зрителя!

«Круглый год»

«Круглый год»

— Какие новые постановки у вас в ближайших планах?

— До нового года в наших планах ещё три постановки. Во-первых, как я уже сказала, спектакль «Трансформация» к 80-летию театра. В нём будут куклы нестандартных больших размеров — таких у нас ещё не было.

Премьеру можно будет увидеть на сцене Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина, что очень символично. Ведь Красноярский театр кукол родился из «Пушки».

— А как театр вышел на сербского режиссёра?

— Мир тесен, а театральное сообщество ещё теснее. Мы с самого начала задумывались, чем бы удивить зрителя в свой юбилей. Хотелось чего-то праздничного, яркого, зрелищного. Коллеги по цеху из Санкт-Петербурга посоветовали связаться с Николой ЗАВИШИЧЕМ в Сербии. Он работал на разных площадках (преимущественно за рубежом), ставил спектакли в музыкальных, драматических театрах, в театрах кукол. Никола согласился и в мае приехал в Красноярск. Провёл две недели репетиций с нашими артистами и уехал писать сценарий. И теперь мы его ждём 24 сентября для продолжения репетиции. А 18 и 19 октября мы всех приглашаем на премьеру.

Сразу после юбилейного спектакля, 22 октября, у нас пройдёт Урало-Сибирский форум театров кукол: «Раздвигая границы возможного: театр кукол в XXI веке», на который мы ждём самых ярких «кукольников» из России и из-за рубежа. Это Марек ВАШКЕЛЬ, Борис ГОЛДОВСКИЙ, Яна ТУМИНА. Евгений ИБРАГИМОВ. В программе открытые публичные лекции, мастер-классы, обсуждения. Вход на форум будет свободным для всех желающих.

Я убеждена, что всем причастным к профессиональному кукольному миру нужно объединяться. Нам необходим не только форум, но и свой фестиваль. Фестивали сегодня проводят в Новосибирске, в Омске, в Томске. Фестиваль в Красноярске мог бы стать новой ступенькой в развитии нашего театра.

— Какие ещё спектакли вы ставите к декабрю?

— Сразу после премьеры «Трансформация» к нам приезжает венгерский режиссёр Ката Чато, чтобы поставить новогодний спектакль «Зимний друг». Это визуальный спектакль без слов для детей от 5 лет. А третья постановка — «38 попугаев». Режиссёр — Артём РУДОЙ из Красноярска. Он известен нашей аудитории по всеми любимому спектаклю «Рикки-Тикки-Тави», который идёт на сцене уже много лет. А Григория ОСТЕРА любят и дети, и взрослые.

— Мне кажется, у вас всегда аншлаг. Билеты надо покупать заранее.

— Да, билеты лучше приобретать заранее, но теперь у каждого есть возможность самому выбрать удобное место и купить билеты прямо на официальном сайте театра www.puppet24.com. С электронными билетами проще – они не могут потеряться, что часто случается у молодых мам.

— Ваши главные зрители, дети, меняются с годами? Как они реагировали на спектакли раньше и как сейчас — есть ли разница?

— Знаете, любого ребёнка можно заинтересовать. Детей не обманешь. Когда режиссёрско-постановочная группа делает спектакль качественно, а артисты играют его на одном дыхании, то зритель смотрит заворожённо.

— Дети плачут на спектаклях от сопереживания?

— Бывает. Это зависит от задач, которые ставит режиссёр. В спектаклях «Собака Пёс» и «Колыбельная для мышонка» зрители остро выражают свои эмоции. Плакали дети и на «Волшебной зиме» по Туве ЯНССОН — там по сюжету замерзает бельчонок, который не послушался умных советов. Сейчас этот спектакль уже не идёт. С детьми нужно говорить на разные темы: весёлые, грустные, серьёзные и даже трагические. Как правило, родители сами боятся говорить о чём-то печальном, а театр своим творчеством может вызвать на откровенный разговор ребёнка, у которого внутри бушуют разные эмоции.

— А сколько в среднем длится жизнь одного спектакля? Возвращаются ли спектакли на сцену после перерыва?

— У нас есть постановки, которым по 20–25 лет. Например, «Звёздный мальчик» и «Машенька и медведь». Спектакли «Терёшечка», «Рикки-Тикки-Тави» идут тоже много лет. Вообще, кукольные спектакли могут жить не одно десятилетие, ведь зритель постоянно меняется, а вечные ценности остаются.

— Сколько спектаклей сейчас в репертуаре?

— 32, к концу года будет 35.

— А какие из них, на ваш взгляд, лучшие? Ваш личный список того, что обязательно нужно смотреть?

— Для какого возраста?

— Для ваших основных зрителей. Это дошкольники?

— Основную аудиторию театра составляют дети от 3 до 10 лет. До школы они ходят в театр с родителями, а с 7 лет — с классом. Я бы назвала «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». Совершенно необычный спектакль «Колобок» на новый лад в постановке Сергея Иванникова. И ещё я бы включила в тройку спектакль «Собака Пёс». Хотя все постановки, идущие у нас в театре, для меня любимые.

— Удаётся ли театру быть коммерчески успешным?

— Театр редко может быть коммерчески успешным. Это чаще убыточное дело, поэтому все театры находятся на государственном обеспечении. У нас есть планы, которые нужно выполнять. Мы много работаем и поставленные задачи перевыполняем.

Но вообще коммерческий успех нельзя отделить от общего успеха. Мне хотелось бы, чтобы родители приводили детей в театр кукол не только на известные литературные произведения, но и на спектакли самых разных авторов. Выбор наших пьес не случаен, в театре представлены постановки с разной драматургией, сценическими решениями, куклами. Увидеть, какими бывают куклы и спектакли, можно на новой выставке, которую мы организовали в фойе театра. Она небольшая, но мы планируем постоянно менять экспозицию. А с 27 сентября в Литературном музее им. В.П. Астафьева мы откроем юбилейную выставку из фондов театра «Люди и куклы», где будут представлены не только куклы из спектаклей разных периодов, но и эскизы театральных художников, афиши, программы, интересная историческая информация — всё то, что стало нашей историей за 80 лет.

— Не собирались открыть свой музей?

— К сожалению, площадь не позволяет. Нам хотя бы 25 квадратных метров, но и такого помещения нет. Театр очень маленький.

— Он же кукольный. Наверное, он и должен быть небольшим…

— Ну что вы! Есть театры, у которых несколько площадок, и на 350 зрителей, и поменьше. Нам, конечно, хотелось бы своё отдельное здание. Это наша заветная мечта, которая, надеюсь, исполнится. Тогда мы сможем ставить больше спектаклей для наших любимых зрителей, организовывать интересные мероприятия, создавать яркие театральные события, реализовывать новые творческие проекты и делать культурную жизнь горожан более насыщенной.

Татьяна АЛЁШИНА