Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2018 г.

Соло для своего зрителя

Если вдруг на концертной афише Красноярской краевой филармонии вы увидите возрастное «ограничение» 0+, будьте уверены — это не ошибка рекламистов, а шаг навстречу мамам с новорождёнными детьми, помощь в музыкальном воспитании малышей. Правда, концертная организация и свою «корыстную» цель преследует — создаёт таким «хитрым» способом будущего подготовленного зрителя. Впрочем, и другие возрастные категории слушателей не остаются без внимания. А ещё краевая филармония позиционирует себя как очаг мировой культуры в центре Сибири.

На концерты с пелёнок

Далеко не каждая филармония России имеет в своём репертуаре программы, рассчитанные на мам с грудными детьми, а у красноярцев есть «Бэби-филармония». В субботу в уютном фойе Камерного зала проходят творческие занятия для мам и пап, желающих научиться азам ранней музыкальной педагогики и узнать, как можно развить в ребёнке музыкальность с самого рождения. Проект, автором которого является солистка красноярской филармонии певица Клара ПОЛУХИНА, разделён на три ступени в зависимости от возраста малышей. Каждую ступень ведут опытные педагоги раннего развития и по совместительству мамы творческих ребятишек.

— Мне эта история с «Бэби-филармонией» очень интересна, сыночку Игнату сейчас 4 года, — рассказывает Клара Полухина. — Начиная проект, я глубоко вникла в тему, изучила разные методики и придумала план урока для малышей от рождения и до года. С ними не сложно, они у нас не сидят на коленях у родителей, а ползают по ковру даже во время занятий, играют. Предусмотрено даже специальное место для кормления грудничков.

Вторая ступень рассчитана на детишек от года до двух лет. Для этого возраста мы делали календарные праздничные истории — Рождество, Масленица. Есть в проекте и третья ступень — дети от двух до трёх лет. Они шалуны; бегают, разговаривают, непослушные. Этот возраст достаточно бойкий, и вести третью, самую шумную ступень гораздо сложнее. Поэтому мы включили в программу упражнения на мелкую моторику, слушаем оркестр, изображаем то, что видим.

На каждом занятии находятся очень активные мамы, они быстро включаются и помогают. А есть мамы, которые увидели рекламу «Бэби-филармонии» и приходят на занятия, как на концерт; но получается, что всем приходится
работать, потому что это интерактив, урок, и есть вопросы, задачи, цели, которые ставит ведущий. Где-то можно расслабиться, а где-то надо ребёночка своего усадить и успокоить.

— Популярны ли такие программы?

— Конечно! На наши занятия ходят целые семьи — папы, бабушки и т.д. Поэтому мы будем обязательно этот проект продвигать и совершенствовать.

Музыка «на ощупь»

Для более взрослых и пытливых детей, жаждущих разобрать оркестр на винтики и шестерёнки, филармония приготовила экспериментальный образовательный проект — серию концертов «Puzzle-оркестр». В наступившем творческом сезоне у ребят появилась уникальная возможность пройти путь композиторов, которые исследовали природу звуков и сконструировали классическую модель оркестра. Почему «пазл»? Да потому что проект знакомит слушателей с инструментами то русского, то симфонического оркестра. Организаторы поставили цель — максимально включить каждого ребёнка в работу, научить отличать звучание разных групп инструментов.

Ещё одна изюминка проекта: впервые ребята будут располагаться рядом с музыкантами. Ведёт проект, разумеется, профессиональный музыковед. В каждом концерте задействован не весь оркестр, а его мини-состав. Музыковед будет рассказывать именно о звучании инструментов. Занятия предусматривают не пассивное созерцание, а игру, живое участие, диалог. Детям дают возможность «пощупать» музыку, почувствовать шумовые эффекты, ощутить разницу между духовыми, струнными, ударными инструментами.

«Puzzle-оркестр» готовит детей к переходу на следующую ступень — в проект «Музыкальная академия», где музыканты симфонического оркестра ведут для юных академиков занимательные уроки, посвящённые живописи, танцу, истории, географии, литературе, кино и т.д.

— Например, в октябре ребята познакомятся с особенностями музыкального языка на примере шедевров русской и зарубежной классики, — делится планами музыковед Юлия ПОЗДНЯКОВА. — В ноябре музыканты симфонического оркестра пригласят юных академиков на занимательное занятие, посвящённое поворотным моментам в истории России и европейских стран. Самые яркие исторические эпизоды оркестр проиллюстрирует гениальной музыкой композиторов XIX и XX веков. На декабрь запланирован небольшой музыкальный экскурс в историю танца, расскажем о некоторых популярных танцах Европы, России и Америки от XVII до XX столетий; об истории их появления, о традициях исполнения.

Сказочные экспедиции

В одну из суббот месяца в филармонии в очень демократичной обстановке проходят концерты цикла «Ударная экспедиция». Дети и родители рассаживаются на подушках в фойе Камерного зала и под музыку ансамбля ударных инструментов «Siberian Percussion» слушают удивительные скандинавские истории в литературной обработке члена Союза российских писателей Евгения МАМОНТОВА. Евгений является лауреатом международной литературной премии имени О. Генри (США, Нью-Йорк, 2014 г.), а в 2015 году стал финалистом литературной премии «Ясная поляна» благодаря повести «Приключения Славки Щукина, или 33 рассказа про враньё».

— Меня подкупает то, что эти сказки делают всех присутствующих соучастниками и сотворцами истории, — признаётся ведущий программ Дмитрий ВАСЯНОВИЧ. — Мы отправляемся в путешествие по странам, где приходится и настоящие трудности преодолеть — перепрыгнуть через препятствие или заделать подушками пробоину в корабле. Есть время и для танцев под зажигательные ритмы «Siberian Percussion». Помню, на индийской сказке пришлось на бис повторять песенку из кинофильма «Танцор диско» — настолько ребятишкам понравилось под неё плясать!

Проходят в стенах филармонии и уже полюбившиеся маленьким зрителям поучительные и весёлые спектакли детских театров «Радуга», «Бригантина», «Литературного театра»; воскресные циклы «Сказки с оркестром» и «В гостях у сказки» в Малом концертном и Органном залах.

Чай с баранками

Если перечислять все филармонические проекты, то пальцев на руках не хватит. Но есть особенные — те, что проходят в стенах Органного зала. Здесь всегда царит по-домашнему тёплая, интимная атмосфера.

— Во всех программах — и в детских, и в молодёжных, и в вечерних концертах — мы руководствуемся принципом «поучать развлекая», — говорит лауреат международных конкурсов органист Красноярской филармонии Андрей БАРДИН. — Мы не ставим себе задачу насаждать культуру, нет, а стараемся сделать всё в максимально доступной и приятной для слушателей форме. Дети, да и взрослые, любят сказки (ещё Клайв ЛЬЮИС однажды написал: «Когда-нибудь вы станете достаточно взрослыми, чтобы снова прочитать сказки»). Конечно, не только всеми любимые сказочные сюжеты находят воплощение в наших детских программах, есть и неизвестные, но от этого не менее интересные и поучительные.

Мы рады видеть слушателей на наших концертах и стремимся, сделать так, чтобы им было максимально комфортно. Зимой, когда и на улице холодно и в Органном зале не жарко, мы всегда предлагаем зрителям чай с баранками, чтобы они могли согреться, а заодно настроиться на философскую волну, ведь у нас действительно часто звучит очень серьёзная музыка.

Человек нуждается не только в том, чтобы его развлекали, но и чтобы его утешили, чтобы душу его врачевали, и в этом смысле органная музыка является эффективным и сильнодействующим средством.

Очень любим молодёжь — абонемент «Gaudeamus» адресован студенческой аудитории. На примере известных и любимых публикой сочинений мы рассказываем об истории мировой музыкальной культуры. Не могу не вспомнить и о серии концертов «Закулисье», адресованной маленьким слушателям (но приходят и взрослые). Мы рассказываем на этих концертах об истории Органного зала и об инструментах, которые в нём живут.

В сентябре этого года с двумя органными концертами в Красноярске впервые выступил испанский органист Даниэль САЛЬВАДОР — выпускник Мадридской королевской консерватории.

— Я исполнял на красноярском органе испанскую музыку ренессанса и барокко. Её в Красноярске до меня никто не играл, а публика так тепло принимала! — делится гость. — Мне понравились здесь люди — очень приветливые, доброжелательные, как и в моей стране, в моём родном городке Самора (63 тысячи жителей) на севере Испании. В Европе, конечно, огромная культура, но всё, я бы сказал, «очень вежливо», а здесь душа есть у людей… Хочется возвращаться в ваш город ещё и ещё!

Красноярская вселенная

Зачем устремляться в столицу, в Европу, чтобы слушать звёздных исполнителей? Они сами приезжают в Красноярск. Филармония сформировала абонемент «Звёзды XXI века» с участием Красноярского академического симфонического оркестра и молодых солистов московской филармонии. В текущем сезоне, в октябре, ноябре и январе в Малом концертном зале в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны» выступят лауреаты международных конкурсов Павел МИЛЮКОВ (скрипка), Юрий ФАВОРИН (фортепиано), Гайк КАЗАЗЯН (скрипка). Эти молодые исполнители завоевали доверие самых известных дирижёров современности, в чьих проектах сегодня участвуют по всему миру.

Кроме того, в этом году в десятый раз в филармонии пройдёт Международный фестиваль «Вселенная — орган», а это незабываемые встречи с музыкантами из разных уголков планеты. В течение октября и ноября под сводами Органного зала будет звучать музыка в исполнении лучших органистов мира — сольно, в дуэте и ансамбле. Откроет череду концертов 13 и 14 октября польский органист Павел ВРОБЕЛЬ, лауреат международных конкурсов в Познани, Гданьске, Цюрихе и Майами.

На фестиваль приедут музыканты из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода и Краснодара: Юлия ГЛАЗКОВА, Ольга ПОПОВА, Михаил ПАВАЛИЙ.

Завершит фестивальный марафон виртуоз органа Тайлер БОЭМЕР (США), его сольные концерты пройдут 27 и 28 ноября.

— Единое культурное пространство под сводами Органного зала и станет в определённом смысле центром вселенной, — говорит организатор большого музыкального форума Андрей Бардин. — В этом году сделан акцент на нестандартных программах, в которых орган «Rieger-Kloss» участвует как ансамблевый партнёр. Часто ли вы слышите, например, дуэт гуслей и органа или дуэт саксофона и органа? А наш фестиваль подарит такую возможность! В экспериментальном проекте «Сокровища кельтов» я, например, буду выступать с московским ансамблем «Classy Jazz», и будет звучать интересная английская и ирландская народная музыка.

Вечное ретро

Отзвуки вальса. Тихие аллеи, в глубину которых улетают отголоски фокстрота. Начальные звуки танго, зажигающие блеск в глазах. Вдруг кто-то затянул песню под тальянку… Всё это — атмосфера открытых эстрадных площадок в скверах и парках. Помните? Пронесённые по волнам памяти мелодии тех лет звучат в череде концертов абонемента «Ретро-клуб», созданного в филармонии специально для старшего поколения. По традиции, сложившейся на концертах этого абонемента, в антракте зрителей приглашают посетить танцплощадку в Зале торжеств. Здесь можно покружиться в вальсе, вспомнить, как танцуют твист и танго.

Для людей старшего возраста разработан и абонемент «Легенды эстрады» с участием Красноярского филармонического русского оркестра им. А.Ю. Бардина. На этих концертах звучат любимые песни XX века, популярная музыка отечественного и зарубежного кино. В нынешнем творческом сезоне русский оркестр посвятит концертные программы Владимиру ВЫСОЦКОМУ, Фрэнку СИНАТРЕ и Валентине ТОЛКУНОВОЙ.

В филармонии уже много лет существует и программа «Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями; выделяются квоты на бесплатные билеты.

Всегда сюрприз

Концерты Красноярского академического симфонического оркестра имеют своего постоянного слушателя. Билеты на многие из них раскупаются задолго «до». На открытии нынешнего сезона с Красноярским симфоническим играл народный артист России пианист-виртуоз Денис МАЦУЕВ.

Проект «Симфония Сибири»-2017.  На фото: Александр КНЯЗЬ (чтец) и Владимир ЛАНДЕ (дирижёр)

Проект «Симфония Сибири»-2017. На фото: Александр КНЯЗЬ (чтец) и Владимир ЛАНДЕ (дирижёр)

В ноябре-декабре в стенах филармонии в третий раз пройдёт родившийся на красноярской земле «фирменный» проект «Симфония Сибири». Суть его в том, чтобы разбудить интерес слушателей к произведениям современных композиторов и расширить репертуар Красноярского академического симфонического оркестра. Красноярцы первыми смогут услышать и оценить написанные молодыми авторами оригинальные сочинения и открыть для себя новые имена. Произведения победителей прозвучат в исполнении оркестра 30 ноября и 1 декабря на сцене Малого концертного зала.

А ещё краевая филармония готовит сюрприз для своих слушателей — программу «История любви» 26 декабря в Большом концертном зале. Её откроет любимец красноярской публики народный артист России Николай ЛУГАНСКИЙ. Блистательный пианист выступает на лучших мировых сценах, сотрудничает с ведущими оркестрами. В первом отделении концерта Н. Луганский исполнит фортепианный концерт ГРИГА. Во втором отделении премьера — спектакль на музыку гениального испанского композитора М. де ФАЛЬИ к балету «Любовь-волшебница».

О самом популярном

Наконец, ещё об одной многолетней филармонической традиции, подтверждающей любовь музыкантов к своим слушателям: 31 декабря, за несколько часов до боя курантов, артисты приглашают красноярцев и гостей города проводить уходящий год. Так будет и на этот раз. Сладкое предчувствие наступающего праздника подарит слушателям Красноярский академический симфонический оркестр, маэстро Владимир ЛАНДЕ и блистательный пианист, победитель XV конкурса Чайковского в Москве (2015 г.) Дмитрий МАСЛЕЕВ, который недавно дебютировал в Нью-Йоркском Карнеги-холле. С Красноярским симфоническим оркестром музыкант впервые выступил в январе 2018 года в столице, в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Успех превзошёл все ожидания!

Как правило, оркестр держит новогоднюю программу в секрете, но мы его приоткроем: за несколько часов до полуночи в стенах Большого концертного зала краевой филармонии прозвучат произведения МЕНДЕЛЬСОНА, РОССИНИ, БАХА, ШТРАУСА, музыка из симфонии ГАЙДНА, отрывки из балета «Щелкунчик» Чайковского…

Где рождаются образы

С недавних пор за репетициями творческих коллективов филармонии наблюдает и пишет этюды художник-график Марина ТУШЬ. В своё время она обучалась в Красноярском художественном институте, в мастерской книжной графики профессора Г.С. ПАШТОВА; затем окончила Красноярский государственный педагогический университет по специальности «Изобразительное искусство».

— Моё увлечение началось с новогоднего концерта симфонического оркестра в Большом зале филармонии 31 декабря прошлого года. Очень понравилась музыка и атмосфера, — рассказывает Марина. — С января, договорившись с музыкантами, стала приходить на репетиции. Так совпали звёзды, что именно в этот период в Интернете мне попались лекции музыковеда Михаила КАЗИНИКА. С этого момента классическая музыка, которую раньше не могла слушать — она была мне непонятна и недоступна, — вдруг стала открываться… Наблюдая за живым репетиционным процессом, я поняла, что классика — это лучшее из того, что нужно слушать! Мои «музыкальные» этюды рождаются спонтанно, я не всегда осознаю, что происходит, как будто кто-то свыше водит моей рукой, помогает... Музыканты все в чёрном, а я же график, и для меня сочетание чёрного и белого, игра этих двух цветов — главное! Сейчас мечтаю создать серию работ об оркестре. В музыке свои ритмы, а у меня свои; музыка — она без слов, как и мои этюды. И всё же мои работы о любви — о любви к Музыке…

Вера КИРИЧЕНКО