Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2018 г.

Рабочие чемпионы

Казалось, времена, когда герои труда были знамениты не менее спортивных чемпионов и кинозвёзд, канули в Лету. Ренессанс достойной оценке доблестей рабочих-профессионалов в Россию принесло международное движение WorldSkills.

Чемпионат WorldSkills Russia-2018

Чемпионат WorldSkills Russia-2018

Русские идут!

«Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена». Словно следуя этой фразе из популярной советской песни «Герои спорта», Россия, где лишь пять лет назад впервые прошёл чемпионат рабочих профессий, прорывается на вершины WorldSkills.

В 2017 году на чемпионате мира в Абу-Даби наша команда заняла пятое место. А в континентальном первенстве EuroSkills сборная России — победитель уже двух последних чемпионатов 2016 и 2018 годов. Международные соревнования WorldSkills проводят раз в два года, поэтому следующий чемпионат мира — в 2019 году, и причём не где-нибудь, а именно в России, в Казани.

В составе нашей национальной команды к этому мировому первенству готовится и студент Сибирского государственного аэрокосмического колледжа имени академика М.Ф. Решетнёва Алексей ГОРОВОЙ — победитель нынешнего чемпионата России, который прошёл в августе на Сахалине. Его номинация — Инженерный дизайн CAD — несколько выбивается из ряда традиционно рабочих специальностей: токарь, фрезеровщик, сварщик и т.п. Само название намекает на нечто большее, нежели то, что мы привыкли понимать под рабочей профессией.

Алексей Горовой на чемпионате WorldSkills в Южно-Сахалинске

Алексей Горовой на чемпионате WorldSkills в Южно-Сахалинске

— Эта компетенция в WorldSkills тоже идёт как рабочая профессия, — говорит Алексей. — Там в номинациях есть и программирование, и web-дизайн, и многое подобное наряду с типично рабочими профессиями.

— Половина компетенций, которые включены в наш национальный чемпионат WorldSkills, пришла из-за рубежа, — добавляет наставник чемпиона Алексей ГРИБАНОВ. — В Европе проектировщик — это скорее рабочая специальность, а не инженерная, как у нас.

— Возьмём номинацию, в которой выступал Алексей. Да, это «инженерный дизайн», но задача, скорее, уровня техника. А для того, чтобы смоделировать какую-то сборку полностью, её нужно не только обрисовать в CAD-системе, но рассчитать прочность, произвести массу математических вычислений, — продолжает мастер производственного обучения аэрокосмического колледжа Андрей ЖДАНКИН, под началом которого победитель национального чемпионата и начинал постигать азы автоматического проектирования. — В нашем же случае расчёты уже произведены, надо только на базе известных данных произвести моделирование. На мой взгляд, рабочую профессию отличает задача сделать что-то известное и конкретное, а не разработать с нуля что-то новое.

Школа профессионалов

Надо сказать, что сам Андрей Жданкин — тоже участник WorldSkills. Он не только преподаватель в колледже, но одновременно студент СибГУ. В 2017 году участвовал в первом межвузовском чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), дошёл до финала в ноябре в Москве на ВДНХ, но в пятёрку лучших пробиться не получилось. Впрочем, молодой преподаватель и будущий создатель ракет не унывает, ведь не зря говорят «Плох тот учитель, которого не превзошли его ученики». Четыре года назад перед Андреем Жданкиным как раз была поставлена задача организовать в колледже подготовку студентов по стандартам WorldSkills — и результат налицо!

— На дополнительный курс, который я веду в колледже, мы берём всех желающих с 1-2 курсов таких специальностей, как «Технология машиностроения» и «Сварочное производство». Там подмечаем ребят, у которых моделирование получается лучше. Это дополнительные занятия каждый день после основных лент, прийти на них может любой студент. Задания для подготовки мы берём с чемпионатов WorldSkills, двигаясь от простых к сложным. Потенциальных желающих участвовать в WorldSkills может быть много, но чтобы из них выбрать реальных претендентов на победу, надо всех испытать, «прощупать»…

— Чемпионами становятся лучшие, их — единицы. А что это даёт десяткам просто хороших?

— Для них тоже есть мотивация, — поясняет Андрей Жданкин. — Ребята работают в системах автоматизированного проектирования, которые им всё равно нужны при подготовке курсовых и дипломных работ. Они изучают программу КОМПАС-3D, CAD-системы, двухмерное и трёхмерное моделирование. Тех же, кто может представлять наше учебное заведение на различных конкурсах, готовят ещё тщательнее. Большинство участников чемпионатов WorldSkills работают в программе Autodesk Inventor

По словам преподавателей и наставников, чемпион WorldSkills Russia—2018 Алексей Горовой поначалу сомневался в своих силах. Дело в том, что прежде знаниями и навыками он не блистал, нынешняя школьная система образования просто «не разглядела» способностей парня. И, как это ни покажется кому-то странным, уход после 9 класса в колледж стал для Алексея настоящим прорывом: в школе он был троечником, а сейчас идёт на «красный диплом».

— Получать среднее профессиональное образование после 9 класса я решил заранее, просто не видел большого смысла сидеть в 10-11 классах. Большинство моих одноклассников, оставшихся в школе, по её окончании также пришли в техникумы, то есть, по сути, только время потеряли, — вспоминает Алексей Горовой.

Вообще-то поначалу он хотел поступить в железнодорожный техникум Красноярского института железнодорожного транспорта — филиал Иркутского государственного университета путей сообщения, но туда не прошёл по баллам. В результате поступил в аэрокосмический колледж на специальность «Сварочное производство».

Черчение, которого сейчас, увы, нет в школьной программе, но зато есть в колледже, открыло в молодом человеке дремавшее «инженерное мышление». Уже на втором курсе он начал заниматься инженерным дизайном, разбираться в его тонкостях.

— На самом деле инженеров у нас в семье нет, но в детстве я любил собирать всякую-всячину из разных конструкторов, в школе робототехникой занимался — наверное, с этого и пошло, — полагает Алексей. — Я считаю, что для инженера основное — это понимание трёхмерной визуализации. В голове должно вырисовываться, как будет выглядеть та или иная деталь или узел, как они будут работать, какие силы будут на них воздействовать и т.д. За время обучения в колледже я видел немало студентов, которым сложно читать чертежи, они не понимают, как объёмная деталь выглядит на плоскости, им сложно прорисовать виды в разных проекциях.

Тяжело в учении?

Альберт МИНЕЕВ из Татарстана, завоевавший в сентябре этого года первое место в номинации «Инженерный дизайн» и первое же командное место в составе сборной «WorldSkills Russia» на чемпионате Европы в Будапеште, рассказывал, что его успеху предшествовала 19-месячная подготовка в центре Samsung Skills (г. Сувон, Южная Корея). Красноярец Алексей Горовой говорит, что и ему, как и другим членам национальной сборной, предстоят ежемесячные тренировки и занятия с экспертами в разных городах, в том числе за рубежом. Непосредственно перед чемпионатом мира в Казани будет организована интенсивная подготовка длительностью несколько месяцев. График и места проведения станут известны в ближайшее время.

— За рубежом я никогда не был и далеко от Красноярска тоже не уезжал. WorldSkills, кроме всего прочего, дал мне возможность попутешествовать по стране, — говорит Алексей. — Нашей сборной предстоят международные соревнования не столь высокого уровня, как чемпионат мира, в них мы тоже будем участвовать, набираться опыта. Сейчас готовлюсь потихонечку, загранпаспорт получаю… Единственная трудность — с иностранными языками. В школе у нас с английским было неважно, каждый год менялся преподаватель, а несколько лет вообще ни учителя, ни занятий не было…

Я выражаю некую озабоченность в связи с тем, что нынешний учебный год для студента Алексея Горового в колледже — последний, впереди диплом, в планах — поступление в вуз. Как всё это совместить с чемпионатом мира WorldSkills в августе 2019 года в Казани?

— Буду договариваться с преподавателями, работать дистанционно, — Алексей спокоен и невозмутим. — У меня сейчас хорошие рекомендации, в колледже понимают, что уровень моего профессионального развития вышел за рамки учебного плана. На третьем курсе во время подготовки к национальному чемпионату WorldSkills я практически не учился с одногруппниками. И, несмотря на это, успешно сдавал экзамены и получил разряд по сварке, наряду со всеми проходил практику, изучал документацию... Особых трудностей, думаю, у меня не будет.

Целеустремлённость

У любого успеха, как принято считать, есть две стороны медали: парадная лицевая и скрытая обратная. Что дала Алексею Горовому победа в чемпионате России? Признание, уважение преподавателей и сокурсников? Или, может быть, скрытую зависть?

— Разумеется, такой успех повышает статус. Ты уже выделяешься на общем фоне. Это плюс, — соглашается Алексей. — А если ли минусы? Зависти у сокурсников особой нет. Дело в том, что у нас в группе мало кто хочет участвовать в подобных состязаниях. Приведу простой пример. В колледже проходила какая-то конференция, и к ней нужно было приготовить доклад. Преподаватели предлагали помощь, автору обещали всяческие бонусы по разным учебным предметам, но большинство группы просто «ушло в отказ»: не хочу, не умею. Лучше они где-то отдохнут, погуляют, в компьютерные игры поиграют…

WorldSkills — теперь дело не только для молодых. В сентябре этого года в Москве прошёл российский чемпионат «Навыки мудрых» для профессионалов старше 50 лет. «Золото» и «бронзу» в номинации «Флористика» взяли красноярки Елена РЖЕВСКАЯ и Татьяна ТАРАСОВА.

WorldSkills — теперь дело не только для молодых. В сентябре этого года в Москве прошёл российский чемпионат «Навыки мудрых» для профессионалов старше 50 лет. «Золото» и «бронзу» в номинации «Флористика» взяли красноярки Елена РЖЕВСКАЯ и Татьяна ТАРАСОВА.

— Это неверие в свои силы или нежелание напрягаться? — интересуюсь я.

— Скорее всего, это отсутствие ясной цели. Человек так устроен, что не желает тратить силы на действия, которые считает бессмысленными. Пока не появится ясная цель или привлекательный стимул, не будет желания что-то делать. Как только человек видит цель, появляется смысл тратить время и силы на её достижение, — рассуждает чемпион. — Возьмём любое, даже региональное или какое другое соревнование в рамках WorldSkills. При подготовке к нему надо поднять массу документации, прочитать кучу специальной литературы, разобраться в теме, чтобы представить собственные, а не списанные откуда-то выводы.

Если продолжать тему целеустремлённости, надо сказать, что именно в колледже Алексей Горовой определил свою дальнейшую трудовую траекторию. После получения диплома о среднем профессиональном образовании он намерен продолжить обучение в СибГУ. С отраслью, в которой хотел бы работать, тоже определился:

— Склонность к авиации, к космосу у меня с детства. Давно интересуюсь развитием этих сфер человеческой деятельности, читаю, проектирую, делаю свои наброски, модели… Ну, и вуз наш напрямую связан с ракетостроением и космической отраслью.

«Воротнички»: «белые», «синие» — какие?

Беседуя с победителем WorldSkills Russia — 2018 в номинации «Инженерный дизайн CAD» и его наставниками, перелистывая перечень номинаций «чемпионата рабочих профессий», я никак не мог найти ответ на вопрос: что же такое сегодня «рабочая профессия», представителей которой принято называть «синими воротничками»? С «кузовным ремонтом», «кирпичной кладкой» или «электромонтажом» более-менее понятно… А «флористика», «эстетическая косметология» и «парикмахерское искусство»? Их раньше относили к «розовым воротничкам» — сфере обслуживания. Но к какой категории именно рабочих профессий отнести «программные решения для бизнеса» или «веб-дизайн и разработку»? Опять же — в WorldSkills сегодня есть ответвления и для студентов вузов, и для состоявшихся специалистов…

— Изначально в международном движении участвовали только средние профессиональные образовательные учреждения, но у нас в стране решили, что негоже оставлять в стороне вузы и включили их в орбиту движения, — поясняет Алексей Грибанов — куратор WorldSkills в СибГУ и аэрокосмическом колледже. — Пока это сделано только в России, но идею продвигают на международный уровень. Вообще, у нас в стране в рамках WorldSkills есть несколько веток, которых нет в других странах. Наряду со студентами вузов, это рабочие высокотехнологичных отраслей промышленности (WorldSkills Hi-Tech), там возраст участников до 28 лет. Уже прошёл первый чемпионат под названием «Навыки мудрых» для специалистов в возрасте 50+.

— Получается, в нашей стране это движение охватывает едва ли не все возрастные категории: от старших школьников (юниоры) до людей предпенсионного возраста?

— Задача WorldSkills — повысить престиж рабочих профессий. Поэтому вряд ли стоит ограничивать его только молодыми людьми, вступающими в профессию, работать надо со всеми возрастами! — уверен мастер производственного обучения, студент и финалист вузовской ветки WorldSkills Russia — 2017 Андрей Жданкин.

— Так что же такое «рабочая профессия»?! — не найдя ответа на этот вопрос самостоятельно, обращаюсь я к собеседникам. — Это ступень образования, сфера деятельности или что-то ещё?

— Для меня рабочие — это люди, которые создают что-то реальное, конкретное руками или умом, — задумчиво говорит чемпион России в WorldSkills Алексей Горовой. — Чтобы создать машину, нужны и токари, и фрезеровщики, и металлурги, и горняки, а также конструкторы, которые эту машину спроектируют, и инженеры, которые переведут идеи в чертежи узлов и деталей… Даже экономисты, которые рассчитают финансовые составляющие проекта, — они тоже РАБОТАЮТ над созданием материального. Убери одно из звеньев — и рабочее сообщество людей начнёт рассыпаться. Для меня все эти люди — представители нужных и важных рабочих профессий.

Андрей КУЗНЕЦОВ