Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2019 г.

Короли ледовых дорог

Сегодня мы вспомним вид спорта, который был визитной карточкой Красноярска в 80-90-е годы прошлого века.

Как всё начиналось

Спидвей на льду — не самый известный вид спорта в мире, но ещё не так давно очень любимый в Красноярске. Это — чистый экстрим. И травмы здесь нередки. С 1930-х годов зимние гонки существовали в качестве хобби для обычных мотогонщиков. Первым советским спортсменом, выехавшим на лёд на мотоцикле, был Сергей БУЧИН. Это знаменательное событие произошло в январе 1939 года и о нём писала газета «Красный спорт». А через десятилетие уже было организовано соревнование по спидвею на льду. Его провели в марте 1940 года на московском ипподроме. Событие приурочили к 18-му Съезду ВКП(б).

К шестидесятым годам прошлого века ледовый спидвей вошёл в состав дисциплин, курируемых Международной федерацией мотоспорта. По нему стали проводить чемпионаты мира. Первый чемпионат мира под эгидой МФМС состоялся в 1966 году. С 1979 года проводится и командный чемпионат мира по спидвею на льду. Как известно, распространённость многих видов спорта определяется природно-климатическими условиями. Неудивительно, что мотогонки на льду популярны в таких нежарких странах, как Россия, Швеция, Финляндия, Австрия. Крупные соревнования проводятся также в Германии и Нидерландах.

Основное отличие ледового спидвея, которое бросается в глаза, — резина с крупными металлическими шипами, делающими возможной скоростную езду по льду. Благодаря хорошему сцеплению колеса с полотном тяга мотоцикла оказывается настолько сильна, что пришлось заменить четырёхцилиндровый двигатель на двухцилиндровый. На переднем колесе шипов — до 150, на заднем — до 200. Ширина шины — 28 мм. Также для мотоциклов обязательны переднее крыло и закрывающий большую часть заднего колеса капот, изготовленные из пластика, чтобы максимально закрыть вращающиеся шипованные части колес.

У спидвейных мотоциклов нет даже стартера — механики заводят их «с хода» или с использованием переносной стартерной машинки. Зато мотор — 500-кубовый, мощный (до 90 л.с.), четырёхтактник, работает на... метаноле. Почему метанол? Он имеет более высокое октановое число, а значит, и степень сжатия можно поднять. Таким образом, метанол обеспечивает лучшую производительность мотора.

Гоночная трасса аналогична трассе для гаревых мотогонок, часто соревнования проходят на тех же самых треках, только покрытых льдом. Иногда соревнования проводятся на замёрзших озёрах. В целом правила похожи на обычные мотогонки. Четыре гонщика, командно или индивидуально, делают четыре круга по треку. Длина дистанции может быть различной — до 1700 метров (425 м х 4 круга). Выигрывает тот, кто приходит на финиш первым.

Гонки на льду — занятие для очень смелых людей. Ведь с каждым заездом ледовое покрытие трека понемногу разрушается: дорожка становится всё более коварной. Сохранять контроль над мотоциклом и не улететь в ограждение трека очень нелегко — на льду концентрация крайне важна. Расплата за ошибку будет жестокой — любое падение может закончиться тяжёлой травмой.

В истории спидвея есть случаи гибели спортсменов. Во время заездов при входе в поворот и максимальном наклоне мотоцикла гонщик рискует войти в контакт с мотоциклом соперника. Шипы чрезвычайно острые, и любой контакт с ними опасен для гонщиков.

Но, несмотря на экстремальность этого вида спорта, гонки очень популярны, и всё это благодаря их невероятной зрелищности.

В мотогонках на льду вести борьбу можно практически везде — и на прямой, и на виражах. За минуту с небольшим — примерно столько длится один заезд — можно увидеть больше обгонов, чем за все Гран-при Формулы-1. Очень важно, что зрителю постоянно видна вся трасса и положение гонщиков в заезде. К тому же спидвей отличается динамичностью — обычно гонщики проходят четыре круга, реже немногим больше.

Возраст в ледовом спидвее не столь важен, как во многих других видах спорта. В 2002 году сильнейшим мотогонщиком мира сенсационно стал 54-летний шведский пожарный Пер-Олаф Серениус. А спустя три сезона титул достался уже русскому гонщику Николаю КРАСНИКОВУ, которому едва исполнилось 20 лет.

Спидвей на Енисее

В городе на Енисее ещё 50 лет назад соревнования по мотогонкам на льду собирали полные стадионы. Заезды проходили на «Локомотиве» и Центральном стадионе. Настоящей звездой советского мотоспорта в 60-80-х годах был красноярец Валерий СВИНКО. В своём классе машин (175 куб. см) с 1968 по 1991 год он 19 раз выиграл чемпионаты СССР, причём 15 раз — именно на ледовой дорожке. Интересно, что при этом чемпион работал обычным токарем на красноярском заводе «Красмаш».

В феврале 1969 года в Красноярске прошли первые официальные международные соревнования по мотогонкам на льду в классе машин до 500 куб. см. Помериться силами в город на Енисее приехали спортсмены из Болгарии, ГДР, Монголии, Польши и Чехословакии. Любимец красноярских болельщиков Валерий Свинко занял третье место.

С 1984 по 1996 год Красноярск занимал лидирующее положение по спидвею на льду не только в СССР (России), но и по всему миру. Гонщики из города на Енисее становились чемпионами как в индивидуальном, так и в командном зачётах на протяжении
12 лет.

В краевом центре несколько раз проводились различные этапы чемпионатов СССР и РСФСР, а также менее статусные турниры. Сибиряков не пугал мороз. Трибуны почти всегда заполнялись до отказа. Спидвей был близок по популярности к другому культовому для Красноярска виду спорту — хоккею с мячом.

В то время блистали красноярские гонщики — братья ИВАНОВЫ: Сергей, Юрий и Валерий. Самым титулованным был Юрий Иванов — он 10 раз побеждал на чемпионатах мира по мотогонкам на льду.

В 1991 году братья заняли весь пьедестал на чемпионате СССР: Сергей Иванов стал победителем, а его братья Юрий и Валерий поднялись на второе и третье места. В январе 1996 года на Центральном стадионе краевого центра был проведён первый этап 31-го личного чемпионата мира (Гран-при) по мотогонкам на льду. В соревнованиях приняли участие 18 сильнейших гонщиков из Швеции, Германии, Финляндии, Чехии, Австрии, Казахстана и России. Но после 1996 года развитие спидвея в Красноярском крае остановилось из-за отсутствия площадок и проблем с финансированием.

Легендарные братья

Красноярск — единственный город в мире, представители которого 21 раз становились чемпионами мира по мотоспорту. Среди них — десятикратный чемпион мира Юрий Иванов, трёхкратный чемпион мира Сергей Иванов и двукратный чемпион мира Валерий Иванов, а также их тренер — заслуженный тренер России, заслуженный мастер спорта Михаил Иванов (однофамилец — от ред.). Среди городов планеты — это абсолютный рекорд, который вызывает восхищение.

К сожалению, в 2016 году ушёл из жизни средний из легендарных братьев Ивановых — Сергей. Своего наивысшего достижения в личном чемпионате мира Сергей Иванов добился в 1991 году в Ассене, опередив в дополнительном заезде главного конкурента в борьбе за золото шведа Пера-Олафа Серениуса. Ещё дважды Сергей Иванов становился чемпионом мира в составе сборной СССР (1987, 1991).


О феномене легендарных братьев и перспективах спидвея в Красноярске мы поговорили с Валерием Ивановым, который сейчас работает тренером в Центре технических видов спорта «Сибирь».

С дочерью Кристиной

С дочерью Кристиной

— Валерий Леонидович, с чего началось ваше увлечение спидвеем?

— Спидвей — это уже вторая стадия. Первой, как и у многих, была любовь к мотоциклам, потом мотокросс. Это было более доступно, можно было кататься с небольшого возраста. А спидвей — это уже серьёзная техника, там шипы всё-таки.

Я начал заниматься спидвеем с 20 лет. Это довольно поздно. Сейчас ребята начинают с четырнадцати. А в 15-16 лет участвуют уже в соревнованиях международного класса. За последние годы спидвей сильно помолодел. В этом виде спорта у нас всегда было больше перспектив. Школа спидвея у нас сильнее, чем школа мотокросса. И сейчас появилось больше возможностей. В советское время было сложно что-то достать. Сейчас при наличии денег можно собрать очень хороший мотоцикл. Но самый сильный спидвей в России сейчас за Уралом.

— Что самое важное для успеха в спидвее?

— Как и во всех технических видах спорта — это внутренняя подготовка себя как спортсмена и подготовка техники. Нужно иметь огромное желание победить. Многие сходят с пути, так и не достигнув поставленных перед собой целей. Важно уметь терпеть. Не всегда всё получается идеально. Рост идёт постепенно. Как говорится, кто не проигрывал, чемпионом никогда не становился.

— Какая самая запоминающаяся победа в вашей карьере?

— Когда выиграл первый раз чемпионат СССР среди юниоров, был очень этому рад. Это первая моя серьёзная победа. Тем более я тогда был не фаворитом, но легко выиграл. Остались яркие впечатления. На чемпионатах мира больше помнятся не победы, а проигрыши из-за схода мотоцикла или падений. Такие нелепые поражения, когда вроде был готов побороться за медаль, но не получилось, надолго врезаются в память.

— В чём феномен братьев Ивановых, собравших огромный урожай наград?

— Мы бы выиграли гораздо больше медалей. Но в России начались перестроечные процессы, времена были сложные. И всем было уже не до спидвея. Моя карьера в спидвее длилась всего восемь лет. В свои лучшие годы, когда я должен был максимально прибавить, получился застой. Спустя несколько лет мы возвращались в спорт, но больших побед не достигли.

В чём наш феномен? Наверное, у нас был талант для занятий техническими видами спорта. Мы ведь достигли хорошего результата и в мотокроссе, и в ипподромных гонках, и в спидвее. Сейчас в основном люди выбирают одну, максимум две дисциплины. Мы тянулись друг за другом, делились опытом. Была здоровая конкуренция и большое желание доказать, что ты лучший.

— Сейчас у вас есть достойная смена?

— Долгое время у нас в Красноярске не было спидвея. Молодёжь изменилась, стала другая. В нашем виде спорта ведь много штучной ручной работы. Нужно включать мозги и работать руками. Многие детали для мотоцикла нам везли из разных уголков мира.

Я сейчас работаю тренером по мотокроссу, спидвею. Учу и спортсменов, и любителей. С появлением стадиона на улице Рейдовой должен быть прогресс. Сейчас хотя бы есть где тренироваться. Это уже большое дело. Теперь задача — кого тренировать. Конечно, есть желание воспитать сильных спортсменов, которые будут достойно защищать Красноярский край и Россию на различных соревнованиях.

Попытка ренессанса

Долгое время соревнования по спидвею в Красноярском крае не проводились. Но в январе 2014 года свершилось: на ледовом треке стадиона села Шалинское Манского района прошёл открытый чемпионат Красноярского края. Возрождение вида спорта, в котором Красноярский край долгие годы был сильнейшим в мире, стало возможным при поддержке министерства транспорта Красноярского края и администрации Манского района. В гонках участвовали «ледовые гладиаторы» из пяти регионов: Забайкальский край, Иркутская область, Республика Хакасия, Кемеровская область и, конечно же, Красноярский край. Вышли на старт и многократные чемпионы мира братья Ивановы. И, как и много лет назад, на высшую ступень пьедестала почёта поднялся нестареющий Юрий Иванов.

О попытке возрождения ледового спидвея в регионе рассказал Владимир АЛЯБЬЕВ, который в те годы работал пресс-атташе «Красноярской краевой федерации автомобильного спорта»:

— Президент федерации мотоциклетного спорта Александр ЕЛАГИН предложил возрождать спидвей. Он заразил меня этой идеей. Власти к нам прислушались. Сергей ЕРЁМИН, который был в то время министром транспорта Красноярского края, обратил на нас внимание. Шаг за шагом — и задуманное получилось. В Манском районе прошли гонки. Желающих посмотреть мотогонки на льду собралось очень много. И те, кто болел за спидвей ещё в 90-е годы, и молодёжь. Думали, что дальше всё это продвинем. Но, увы, не получилось. Попытались ещё. Провели второй раз соревнования в Манском районе. Затем в Емельяново. В Шушенском проводили соревнования — и проводят по мере сил. Но ожидаемого возрождения не получилось. Увы, вся земля у нас отдаётся под торговые центры. Ресурсов для спидвея нет.

Что будет дальше — предсказать сложно. Сейчас спидвей процветает в Москве, Новосибирске, Тольятти, на Дальнем Востоке. Это очень увлекательные соревнования, которые всегда будут интересны зрителям.

И всё-таки пациент скорее жив, чем мертв. В 2018 году после 20-летнего перерыва спидвей, наконец, вернулся и в Красноярск. В центре технических видов спорта «Сибирь» состоялся экстремальный фестиваль «Зимний вираж». Сотни поклонников технических видов спорта собрались на трибунах, чтобы поддержать сильнейших гонщиков России. За звание лучшего боролись 13 гонщиков из Новосибирска, Усолья-Сибирского, Иркутска, Ангарска, Москвы, Абакана и Красноярска. В их числе — прославленные ветераны спидвея: чемпион мира Юрий ПОЛИКАРПОВ (Усолье-Сибирское), призёр чемпионата мира Владимир СУББОТИН (Москва). Красноярск представлял десятикратный чемпион мира Юрий Иванов. Гонщики провели 13 заездов, по итогам которых определилась тройка призёров. Первое место занял Юрий Поликарпов, второе место — Никита КОЛЯБИН из Новосибирска, замкнул тройку лидеров Юрий Иванов (ему на тот момент было 59 лет! — от ред.). Отметим, что соревнования были посвящены памяти заслуженного мастера спорта, трёхкратного чемпиона мира Сергея Иванова.

Помимо мотогонок на льду, состоялись гонки на снегоходах, показательные выступления по дрифту и детскому мотокроссу.

О том, как обстоят дела в красноярском спидвее сегодня, рассказал красноярский гонщик Александр МАСЛОВ, участник чемпионата России:

— Мы создали организацию «Сибирская лига спидвея». Ставим цель популяризировать наш вид спорт. Привлечь молодёжь. На стадионе «Сибирь» на улице Рейдовая еженедельно проводятся тренировки. Вид спорта красочный. Кому-то нравится скорость, адреналин. Кому-то — дух соперничества, здесь он проявляется как нигде. Заезд длится примерно пятьдесят секунд. И за это время ты должен приложить максимум усилий для победы. Всё очень быстро происходит.

Лучшее моё достижение в спидвее — это полуфинал чемпионата России. Выше не смог подняться. База на стадионе «Сибирь» была создана только в этом году. Ранее всё было на общественных началах.

И я сейчас больше на молодёжь переключаю внимание. Мы проводим тренировки, рассказываем о тактике, стратегии, ледовой подготовке. Пока у нас в Красноярске есть братья Ивановы, другие сильные тренеры, энтузиасты — есть надежда, что у нас вновь появятся спортсмены серьёзного уровня. Россия является лидером в мире в этом виде спорта около 50 лет. Ждём появления новых красноярских звёзд спидвея.

***

Кстати, совсем скоро королей ледовых дорог можно будет увидеть в Красноярске вновь. В марте во время Универсиады-2019 на стадионе «Рассвет» пройдут соревнования по ледовому спидвею и зимнему мотофристайлу. В заезде на стадионе «Рассвет» примут участие спортсмены со всей России, призёры и чемпионы международных соревнований. Приходите услышать рёв моторов, посмотреть огромные скорости, летящие во все стороны осколки льда. И вы обязательно полюбите этот великолепный зимний вид спорта.

Александр ЦЕЛИНСКИЙ