Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2019 г.

Тренер должен уметь отдавать

Константин Пнёв воспитал три поколения спортсменов, в каждом из которых были чемпионы СССР, победители и призёры всероссийских и всесоюзных соревнований. Так, его воспитанник Вадим ЯНГОЛЕНКО в 1985 году стал первым в истории красноярского горнолыжного спорта чемпионом Советского Союза.

Константин Васильевич прошёл путь от тренера до руководителя краевой Академии зимних видов спорта. В течение пятнадцати лет был старшим тренером сборной команды Красноярского края по горным лыжам, работал тренером в составе сборной команды Советского Союза. В 2005 году возглавил детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва по горнолыжному спорту им. В.И. Махова.

Сегодня заслуженный работник физической культуры РФ Константин Пнёв руководит Академией зимних видов спорта, является членом федераций Красноярского края по разным видам спорта — горнолыжному спорту, сноуборду, бобслею, лыжным гонкам и фристайлу.

— Горные лыжи и сноуборд — насколько известны были эти виды спорта в СССР, когда вы начинали свою спортивную карьеру?

— Моё знакомство с горными лыжами произошло, когда я учился в школе. Вообще, в детстве я пробовал себя в разных видах спорта: занимался лёгкой атлетикой, хоккеем — и с мячом, и с шайбой, даже фигурным катанием. Но однажды друзья пригласили меня на Николаевскую сопку, и я впервые увидел, как катаются на горных лыжах. Я попробовал, втянулся и посвятил этому виду спорта всю жизнь.

Горные лыжи покорили меня. Ты скользишь по склону, управляешь скоростью, своим телом, движениями, видишь красоты гор — это захватывает. Я учился недалеко от Николаевской сопки — в школе №84, на тренировки ходил пешком. Часто со мной приходили мои школьные товарищи: просто посмотреть на наши занятия. Этот необычный для тех времён вид спорта притягивал. Сейчас много горных видов и дисциплин — сноуборд, фристайл, скоростной спуск, слалом-гигант и так далее. А тогда горные лыжи были редкостью.

Кстати, сноуборд только недавно получил такое развитие. Ещё в начале 2000-х годов это была любительская дисциплина. И тогда сноуборд, бывало, даже мешал горным лыжам. В то время я работал со сборной командой страны, мы выезжали на тренировки в Европу, там сноуборд тогда уже развивался, но не так организованно, как сейчас. Часто сноубордисты заезжали на трассы горнолыжников, когда мы тренировали скоростной спуск. Представьте: горнолыжник спускается со скоростью 80–100 километров в час, и тут откуда-то со стороны перед ним появляется неспешный сноубордист, который не желает подчиняться указателям. Так что сначала мы были даже противниками этого вида спорта.

Но в процессе эволюции сноуборд стал спортивной дисциплиной. И однажды к нам в спортивную школу имени Махова пригласили тренера Артура ЗЛОБИНА. С этого и началось развитие сноуборда как вида спорта в Красноярске. Вскоре другие тренеры увидели, что и в этом виде спорта можно достичь успеха. И часть тренеров перешла из горнолыжного спорта в сноуборд, эти люди принесли сюда системность, профессиональный подход, дисциплину.

— Насколько сложно было работать на тренерских должностях на уровне края и страны, продвигать горнолыжные виды спорта? Чувствовали ли вы поддержку властей, общественности?

— Безусловно, все этапы развития страны отражаются на спорте. Были крайне тяжёлые годы, особенно во время перестройки. Но судьба часто улыбается мне. Я стал тренером сразу после окончания института, работал с молодёжной командой. И ребята из моего первого набора — четыре спортсмена — вскоре попали в основной состав сборной Красноярского края по горным лыжам. Это был успех.

Когда я уже стал авторитетным тренером, то работал со сборной командой страны, дважды Родина отправляла меня учиться за границу: во Францию и в Австрию. Я совершенствовал свою практику обучения горным лыжам, получал новые знания.

В 1990-е годы во всех сферах были трудности с финансированием, в том числе и в спорте. Тогда я вернулся в Красноярский край, принял сборную нашего региона, стал главным тренером. К сожалению, в те годы мы не могли позволить себе часто выезжать на соревнования, денег хватало только на поездки в ближайшие регионы и на чемпионат страны. Поэтому нам очень не хватало соревновательной практики. Но при всём этом успехи красноярцев были значимы.
С тренерским коллективом мы воспитали плеяду чемпионов страны. В то время в нашем крае по успешности с горнолыжниками могли сравниться только скалолазы и борцы, только начинал набирать обороты хоккей с мячом. В других видах спорта таких результатов не было.

Конечно, сегодня зимних видов спорта гораздо больше, только в нашей Академии мы тренируем по тринадцати видам. И с каждым годом набираем обороты. Если сравнить показатели Олимпийских игр Ванкувера, Сочи и Пхёнчхана, видно, как уверенно мы идём в гору. Участие в чемпионатах России — сегодня это стартовый уровень для наших спортсменов, мы гордимся воспитанниками Академии — чемпионами мира, Европы, континентальных международных стартов и Олимпийских игр.

— Кем особо гордитесь?

— Ответить на этот вопрос сложно. Отчасти и потому, что в спорте случается разное. Бывает, что на начальном уровне есть свои лидеры, «звёздочки», которые потом больших успехов не добиваются. Так, много лет назад я тренировал Алика ЗАКИРОВА. В юношеском спорте он получил все возможные награды. Но остался без единой медали чемпионата страны. Но есть другие спортсмены, которые в юношеском возрасте проигрывали, но постоянно трудились над собой, их тренированность росла с каждым годом. И в результате именно они добивались успеха. Пример — двукратный чемпион СССР Герман ПЕТРОЧЕНКО.

Плохо, когда в детском возрасте к спортсменам приходит звёздная болезнь. Некоторых Бог одаривает, им легко всё даётся, тогда они начинают меньше трудиться. Привыкают к вниманию, полностью не отдают себя спорту.

Появляются другие увлечения — музыка, друзья и клубы. Но когда ты теряешься в массе увлечений, то заветной цели великих побед не достигнуть. А спорт требует верности.

Когда я был тренером сборной края, ко мне приезжали спортсмены из других городов, регионов, даже республик. Так, я тренировал ребят из Казахстана, они выступали за Красноярский край. Это была удачная практика: я брал этих спортсменов как спарринг-партнёров. В результате лидеры тянулись друг за другом, каждый хотел доказать, что он — сильнейший. Я приучал их к регулярным тренировкам, к режиму питания, чёткому распорядку дня. Совершенствование должно происходить каждый день, будь то специальная подготовка на лыжах или общефизическая в зале. Тогда у нас были атлеты самого высокого уровня, некоторые нормативы, которые сдавали ребята, не побиты до сих пор. Кстати, тренерская работа мне часто снится. Это мои самые счастливые годы.

— На ваш взгляд, какими основными качествами должен обладать тренер?

— Когда ты сам занимаешься спортом, конечно, уделяешь внимание только себе. Если добиваешься результатов, требуешь внимания, заботы. На выездах у тебя должны быть хорошие условия проживания, питания, возможности для тренировок и так далее. Профессиональный спортсмен становится, в хорошем смысле, отчасти эгоистом, он приучается брать. А тренер должен уметь отдавать.

Стать тренером после завершения спортивной карьеры может только тот, кто способен делиться своими знаниями, недосыпать, планировать, создавать условия. В спорте мелочей не бывает, надо учитывать многое. Знать всё о своём спортсмене. Ведь на определённом этапе тренер для него — и папа, и мама, и сват, и брат.

Нужно выстроить отношения таким образом, чтобы спортсмен делился с тобой всеми своими радостями и трудностями, советовался, и ты мог ему помочь. Безусловно, нужно быть профессионалом в своём деле, знать структуру спорта. Уметь сформировать хорошую базу — заниматься многосторонней общефизической подготовкой спортсмена.

Именно благодаря эффективному сотрудничеству спортсменов и тренеров мы добились такого успеха на домашних Олимпийских играх в Сочи. У воспитанников Академии было восемь медалей, четыре из них — золотые. И на играх в Корее, несмотря на все санкции, от Академии выступали 17 спортсменов и выступали успешно. Наш тренерский штаб, наших медиков не допустили, а мы всё равно получили медаль. Наш Никита ТРЕГУБОВ перед заездами сам готовил скелетон. Его руки были в мозолях, в крови, но он добился успеха и вернулся домой с медалью!

Сегодня одна из моих главных задач — ввести в сборную команду страны вместе со спортсменами тренера от нашего региона. Чтобы он курировал ребят, понимая, что это его кровинки. Сейчас в тренерских составах сборных разных видов спорта есть представители нашего края. А в скелетоне мы вовсе лидеры мирового уровня: наш Анатолий ЧЕЛЫШЕВ — старший тренер сборной команды России. Его самые известные воспитанники — олимпийские чемпионы Александр ТРЕТЬЯКОВ и Дмитрий ТРУНЕНКОВ.

Особое внимание мы уделяем подготовке резерва для сборной страны. Чтобы не допустить провалов, важно обеспечить смену поколений в разных видах спорта. Например, наших титулованных скелетонистов Третьякова и Трегубова может заменить Евгений РУКОСУЕВ, который сейчас лидирует на международных стартах. Это молодой, но очень перспективный скелетонист. Когда он учился в одиннадцатом классе, занял первое место на юношеских Олимпийских играх. Евгений уже входит в основной состав сборной команды России, тренируется вместе с сильнейшими спортсменами. Теперь наша задача — не потерять его, вместе добиться того, чтобы юношеские победы стали взрослыми.

— Как Академия готовилась к Универсиаде? Как оцениваете возможности ребят, которые будут представлять наш город на этих состязаниях?

— Конечно, у нас была особая подготовка к этим играм. На Универсиаде проводятся состязания по одиннадцати видам спорта, мы готовили спортсменов по пяти из них — лыжным гонкам, горным лыжам, сноуборду, фристайлу и спортивному ориентированию. Заранее организовали отбор спортсменов, индивидуально работали с каждым, попавшим в список претендентов на участие в Универсиаде. Понимаем степень ответственности при подготовке ребят.

Чтобы попасть в сборную команду страны, спортсмен должен соответствовать ряду критериев: пройти возрастной ценз, обязательно быть студентом. Кто-то из наших именитых воспитанников не подошёл по возрасту, кто-то из перспективных не поступил в вуз, хотя как возможный участник Универсиады подавал большие надежды… В итоге в сборной страны от Академии зимних видов спорта восемнадцать красноярских спортсменов.

Шансы наших ребят оцениваю так: плюс-минус пять медалей. Фамилии претендентов на награды называть не буду, потому что у каждого из спортсменов есть шанс стать победителем или призёром. Спорт есть спорт, добиться успеха может каждый, всегда есть «серые лошадки». Приведу пример серебряных призёров Олимпиады в Сочи саночников Александра ДЕНИСЬЕВА и Владислава АНТОНОВА. Они попали буквально в последний вагон уходящего поезда. Их не рассматривали даже как кандидатов на участие в Олимпийских играх. А они на последних стартах во время отборов обыграли всех. Были в замечательной форме и заслуженно получили серебряные медали.

Дома, как известно, и стены помогают. Уверен, что красноярцы на Универсиаде будут выступать сильно. Хочется, чтобы и болельщики поддержали наших ребят, тогда, понимая особую ответственность, спортсмены будут побеждать.

Благодаря Универсиаде наш край получил новые спортивные объекты. Тестовые старты по фристайлу и сноуборду уже прошли на горнолыжных трассах спортивного комплекса «Сопка». Все спортсмены и тренерский штаб дали высокую оценку новым трассам. Их параметры соответствуют требованиям для проведения континентальных кубков самых разных дисциплин. Так что в будущем у нас можно организовывать международные старты любого уровня. И, конечно, использовать трассы как тренировочную базу для сборных края и страны. Например, если к нам приедет сборная команда по фристайлу, она сможет в одном месте проводить тренировки по всем шести дисциплинам. И у наших спортсменов есть возможность качественно улучшить результаты в этих видах спорта.

— Вы осуществляете общее руководство сборными командами Красноярского края по 13 видам спорта. В чём красноярцы сильны, а в каких видах спорта нам нужно «подтянуться»?

— Один из примеров эффективной работы — лыжные гонки. Когда я принимал Академию, ни в молодёжном, ни в юниорском, ни в основном составах сборной страны по этому виду спорта не было ни одного представителя нашего края. Мы проанализировали ситуацию, изменили стратегию и тактику, систематизировали работу. Произошла смена поколений, и сегодня наши ребята во всех составах сборной.

Если посмотреть статистику, в 2011 году в сборных командах края по тринадцати видам спорта было двести спортсменов. Сегодня их шестьсот, из них двести — в сборных командах страны.

Чтобы завоевать авторитет спортсменов, я лично участвую в тренировочных процессах всех тринадцати видов спорта. Однажды сам сел в боб и проехал трассу. Хотя это было жутко: первый раз летишь на таких скоростях, сани скрипят, позвоночник буквально сжимается от перегрузок. Но когда финишируешь, понимаешь, что это за вид спорта. И потом, во время обсуждения тренировочного процесса соревнований, говоришь со спортсменами на одном языке.

Повторю, в спорте не бывает мелочей. Я могу спросить у пилота саней: сколько виражей на олимпийской трассе? Если кто-то не может ответить, критикую. Привожу в пример ведущих пилотов: разбуди ночью Сашу Третьякова, он расскажет, на какой вираж как нужно заходить на каждой трассе мира. Это пример для остальных, как нужно анализировать свою работу. Топ-спортсмены не случайно добиваются успеха. Всегда говорю: чтобы быть выше мастера спорта, нужно развивать свой спортивный и жизненный интеллект.

Отмечу: когда спортивные школы работают слаженно, регулярно добиваются результатов, традиции лидерства не теряются. Пример тому — наши успехи в скелетоне. Со скелетонистами работают замечательные тренеры школы по санным видам спорта. К сожалению, трасса для бобслея в Красноярске слишком старая, поэтому наши бобслеисты не тренируются здесь. Но у нас есть хорошие возможности для тренировок скелетонистов и саночников.

В Красноярске пока так и не построили трамплины, поэтому прыжки с трамплина поддерживаем только за счёт выездных тренировок, а это дополнительные расходы. Тем не менее мы развиваем двоеборье: прыжки с трамплина и лыжные гонки. И здесь уже появились свои звёздочки, такие как Анастасия ГОНЧАРОВА. Она уже вошла в сборную страны. Надеемся, что трамплины в нашем городе всё-таки будут построены и наши спортсмены смогут тренироваться здесь.

Сейчас восстанавливаем традиции в лыжных гонках, горных лыжах. Наши спортсмены добиваются успехов в сноуборде, фристайле. Сноубордист Дмитрий ЛОГИНОВ — победитель кубка мира, дважды чемпион страны. Он обошёл двукратного олимпийского чемпиона Виктора ВАЙЛДА. В прошлом году Дима выступал на Олимпиаде в Корее, тогда ему было всего 18 лет. Так что у него ещё всё впереди.

— После Олимпиады в Сочи многие родители начали в срочном порядке записывать своих детей в спортивные школы. Насколько популярны сегодня зимние виды спорта у красноярских школьников?

— В принципе, проблем с набором в спортивных школах нет, желающие заниматься находятся всегда.

Другое дело: родители опасаются некоторых видов спорта. Например, скелетон: головой вперёд несешься на каких-то санях. Это же страшно. Но после Олимпиады в Сочи и на такие виды спорта было много желающих.

Модный вид спорта — горные лыжи. Мне часто приходится отвечать на такие вопросы: можно в два года поставить ребёнка на лыжи? Нельзя. А в четыре? Можно — взять инструктора и проводить занятия как шоу. Но начинать систематические тренировки в спортивной школе можно только в возрасте семи-восьми лет. Когда ребёнок уже знает, что такое режим дня, умеет расставлять приоритеты, понимает, каким видом спорта хочет заниматься. Дети сами должны выбирать, что им нравится. Хочет сноуборд — пусть занимается, а не ходит на футбол, потому что родители так решили.

— На ваш взгляд, можно ли выявлять будущих чемпионов ещё в детском возрасте?

— Ставя клеймо ребёнку, как тренер ты показываешь свою безграмотность. Когда я начал кататься на горных лыжах, сразу стал одним из лидеров в крае, потому что до этого занимался спортом. Но великих побед у меня нет. Вместе с нами тренировался Владимир БЕЛОВ. Когда начинал, не мог даже сделать «пистолетик». Но он развивался, тянулся к сильнейшим и добился гораздо больших результатов. Ему помогли самоотдача и вера в спорт.

В тренерскую работу я пришёл с большими амбициями: верил, что мои спортсмены, ставя перед собой самые высокие цели, добьются результата. Так и получалось. И сегодня тренеры Академии ежегодно получают звания заслуженных тренеров России, наши спортсмены становятся международными мастерами спорта, чемпионами мира, олимпийскими чемпионами. Ребята достигли такого уровня, когда выступление без медали — уже не успех.

Софья АНДРЕЕВА