Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2019 г.

Как инноватору преодолеть «долину смерти»

На языке инновационного бизнеса «долина смерти» — это самая сложная, начальная стадия развития стартапа, которая в среднем занимает первые три года. Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор (КРИТБИ) готов помочь инновационным компаниям преодолеть этот путь, чтобы новые идеи обрели материальное воплощение.

Максим ИРИШКИН возглавил красноярский бизнес-инкубатор всего месяц назад. Мы поговорили с ним о том, что за проекты собраны под крышей КРИТБИ сегодня, как помогают красноярским инноваторам и какие разработки нашего региона оказались интересны мировой экономике.

— Максим Михайлович, нового руководителя всегда спрашивают, в каком состоянии он нашёл вверенную ему структуру. Что вы застали в КРИТБИ, каков портфель проектов инкубатора? И чем занялись в первую очередь?

— Согласно данным, на первое января этого года резидентами КРИТБИ являются пятьдесят малых инновационных компаний. Приоритетной задачей для меня стала систематизация всех направлений поддержки, которую КРИТБИ оказывает резидентам и в целом предпринимателям. Необходимо было определить наиболее перспективные векторы работы бизнес-инкубатора. Поскольку КРИТБИ является региональным партнёром Фонда содействия инновациям и Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), одна из главных задач сейчас — продолжить эту работу, усилить её и развивать дальше.

— В каких областях в основном работают резиденты КРИТБИ сегодня, что кажется вам наиболее интересным и важным?

— В силу того что КРИТБИ является в крае одним из основных центров притяжения инновационных проектов, сюда стекаются проекты из многих сфер: энергосбережение, машино- и приборостроение, медицина, информационные и биотехнологии. Отмечу, что не все резиденты из Красноярска: к нам приезжают компании из городов за пределами края.

Я бы не стал выделять какую-либо разработку, поскольку каждая по-своему уникальна. Из необычных проектов последнего времени могу отметить компанию «РОСТ», её учредителем стал мастер спорта по летнему биатлону. Компания занимается спортивным оружием: делает модульные приклады, которые повышают точность стрельбы. По отдельному проекту компании ведётся совместная работа с олимпийской чемпионкой Альбиной АХАТОВОЙ, которая выступает в качестве консультанта. У «РОСТа» уже есть первые поставки не только в России, но и за рубежом.

Есть интересные IТ-проекты. Например, по созданию системы оптимизации потоков дорожного движения на улицах города компании «Модульные системы управления» из Железногорска. Ещё один железногорский резидент «Сибрадиотех» делает высокочастотные кабельные сборки и поставляет свою продукцию АО «Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнёва». Их разработка соответствует уровню мировых производителей.

— Вы сказали, что КРИТБИ — центр притяжения для инноваторов. Но откуда люди с идеями узнают о вашем существовании? Как вообще работает механизм привлечения новых проектов?

— Для этого в КРИТБИ сформирован Проектный офис, представители которого активно участвуют в инновационной жизни региона. Специалисты бизнес-инкубатора организуют семинары, обучающие тренинги, деловые игры, информируют предпринимателей о возможностях привлечения финансирования в инновационные проекты, активно взаимодействуют с вузами нашего региона, в том числе с Сибирским федеральным университетом.

— Если посмотреть с начала работы бизнес-инкубатора, какая динамика наблюдается по количеству, качеству, охвату проектов? Звучит ли имя КРИТБИ в стране?

— В этом году нашей организации исполнится восемь лет. В истории КРИТБИ были разные этапы развития. Первые пять лет бизнес-инкубатор переживал стремительный рост по количеству резидентов и качеству проектов. Это вполне объяснимо, так как структура только появилась в регионе и собрала все самые перспективные разработки. Теперь перед нами стоит вопрос о генерации «потока» проектов, поэтому сотрудничество с вузами имеет для нас ключевое значение.

— Как лично вы приняли решение заняться этим? Насколько на посту директора КРИТБИ вам помогает опыт работы в компании Красцветмет и в Фонде «Сколково»?

— Для меня предложение возглавить КРИТБИ стало большим вызовом.

Когда два года назад я приехал в Красноярск, регион меня очень впечатлил сильной промышленностью и научной базой. Но при этом было отчётливо заметно, что существует провал именно в инновационной активности, особенно в сравнении с соседними регионами и столицей. При этом предпосылки для такой активности были и есть — это и наличие Сибирского федерального университета, и широкий круг заказчиков.

Мне было интересно сопоставить двух основных участников инновационного процесса: малые компании и крупные промышленные предприятия. Работая на Красцветмете, я выступал на стороне большой организации, которая ищет инновации, разрабатывает и внедряет их. А сейчас я играю в другой команде, на стороне малых компаний, которым надо найти потребителей их разработок.

Здесь стоит обратить внимание на то, что далеко не всегда такие разработки нацелены на потребительский сегмент — B2C, и чаще всего это B2B-решения для бизнеса. Довольно часто инновационные разработки являются составным элементом какого-то большого решения, а конечный потребитель покупает именно большое решение. Грубо говоря, мы приобретаем двигатель, а не поршень отдельно. Так и крупные предприятия — они заинтересованы в большом решении, и малым компаниям важно понять, кто заказчик и как их инженерное ноу-хау встраивается в большой проект.

Опыт, которым я располагаю, помогает в этой работе: я хорошо понимаю, какие процессы происходят в крупных фирмах. Таким образом, выступаю переводчиком с одного языка на другой. Это важно, поскольку модели поведения по обе стороны совершенно разные.

Что касается Фонда «Сколково», то основной пользой стала та база контактов, которую удалось наработать там. Это работа на федеральном уровне с различными структурами и организациями.

— Насколько ёмким является красноярский рынок инноваций? Стоит ли очередь из желающих попасть в КРИТБИ?

— За время существования бизнес-инкубатора «хайп» вокруг темы инноваций снизился. Чтобы продвинуть ситуацию, работу нужно вести на двух направлениях. Во-первых, нужно преобразовать идею в бизнес. В этом заключается суть нашей работы с СФУ. Во-вторых, требуется притягивать проекты из других регионов. Такие как, например, разработка компании «Форс» из Барнаула для газоочистки воздуха от примесей на промышленных предприятиях. Понимая, что в Красноярске имеется большое количество потенциальных заказчиков их продукции, они обратились в КРИТБИ и зарегистрировали свою компанию в нашем регионе. Опытный образец «Форса» был представлен на Красноярском экономическом форуме. Их установку удалось внедрить на Красцветмете и Научно-производственном предприятии «Радиосвязь». Конечно, мне бы хотелось, чтобы таких историй стало больше.

— В чём преимущества Красноярского регионального бизнес-инкубатора перед другими аналогичными структурами в Новосибирске и Томске, где «территории инноваций» довольно значительные?

— Если говорить о бизнес-инкубаторах, то основная их ценность, на мой взгляд, — это команда экспертов и база контактов. С этой точки зрения у КРИТБИ есть все инструменты, чтобы помогать инноваторам внедрять свои проекты и находить нужных заказчиков. Найти того, с кем нужно разговаривать в крупной компании о внедрении твоих технологий — это 80-90% успеха для стартапа.

Во-вторых, мы владеем существенными компетенциями в сфере решения многих рутинных задач инновационного бизнеса, в том числе связанных с финансированием. Как региональный партнёр Фонда содействия инновациям мы помогаем резидентам оформлять заявки на участие в разных программах фонда и проектах «Сколково».

Наконец, в-третьих, у КРИТБИ большие технические возможности. У нас есть современный и хорошо оснащённый парк оборудования для прототипирования, позволяющий решить сложные технологические задачи резидентов. К примеру, пятиосевой обрабатывающий центр, уникальный для Сибири, имеющий камеру больших размеров: это позволяет изготавливать крупные детали. Резидент может прийти к нам со своей идеей, наши инженеры сделают анализ чертежей, помогут выявить слабые места, после чего будет создан опытный образец.

— Имеют ли какие-либо из проектов КРИТБИ отношение к Национальной технологической инициативе?

— У нас есть две компании, реализующие проекты в сфере Национальной технологической инициативы (НТИ). В нашем регионе Проектный офис НТИ работает на базе Кластера инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск. КРИТБИ работает с НТИ только в рамках определённых программ, например Фонда содействия инновациям. По этим программам получили на развитие по 20 млн рублей наши резиденты — «Аим Космотех» и наши выпускники — компания «Авакс-ГеоСервис», которая занимается разработкой беспилотных летательных аппаратов для российского и зарубежного рынков.

— Часто ли вообще проекты КРИТБИ выходят на мировой рынок? Есть ли такие результаты у нынешних резидентов бизнес-инкубатора?

— У нас есть ряд компаний, которые имеют продажи за рубеж. Это «Евромикс», производитель оборудования для пожаротушения, которое продаётся в Казахстан, Белоруссию, Армению. Это «МанаТех», разработавшая износостойкие лезвия для хлеборезательных машин, их технология востребована в Казахстане. Компания «Соларджи» продаёт своё осветительное оборудование в несколько стран, например, в Тунис, Молдавию, Монголию, Казахстан.

Хочу подчеркнуть, что таких результатов компании обычно достигают уже по выходе из бизнес-инкубатора.

Статус резидента даётся на три года, и большая часть этого времени — путешествие через так называемую долину смерти. В этот период КРИТБИ помогает минимизировать технологические риски и снизить нагрузку, связанную с бухгалтерскими и юридическими вопросами. Соответственно когда бизнес переходит в фазу развития, компания уже перестаёт быть резидентом, и именно в этот момент начинаются международные продажи. Среди наших выпускников целая плеяда таких компаний: «Теплофон», «Иридий», «Диотон». Они продолжают свою успешную работу.

Ещё один интересный проект — предприятие «Флекст», производитель гибкого алюминиевого профиля для гипсокартона, который может принимать любую форму. Компания разработала оригинальное конструкторское решение и стала резидентом КРИТБИ. Нашёлся инвестор, он стал директором по развитию. Благодаря его компетенциям продукция предприятия «встала» в линейку французского ретейлера Leroy Merlin, и с этим продуктом вышли на рынок Казахстана. Само производство расположено в Минусинске.

— Максим Михайлович, а каков процент историй, которые заканчиваются ничем?

— На мой взгляд, было бы интересно, если бы в России появилась общая методология оценки эффективности деятельности бизнес-инкубаторов, по которой можно сравнить работу региональных бизнес-инкубаторов в том числе по этому показателю. Основываясь на опыте, сразу подчеркну, что все проекты не могут быть успешными — значительная часть неизбежно отсеется, останется нереализуемой. В этой ситуации есть и свои плюсы: когда проект распадается, люди накапливают компетенции и переходят в другой проект с пониманием слабых мест и того, как не нужно делать.

— Насколько вообще трудно инновациям пробиться в Красноярском крае в сравнении с другими регионами или странами?

— Инновационный бизнес существенно отличается от традиционного. Одно дело, когда продукт понятен, есть лишь сложности с его продвижением, бухгалтерскими и юридическими аспектами. Но если мы говорим об инновационном предпринимательстве, то здесь возникает дополнительный риск, связанный с новизной самой технологии. Соответственно, задача бизнес-инкубатора — помочь снизить технологические риски, что довольно непросто.

Интересно, что инновационность — дополнительная угроза существованию компании, но она же и дополнительное конкурентное преимущество, которое может дать больший выигрыш в будущем.

Если сравнивать развитие инноваций в России и за рубежом, то всё в конечном итоге определяется ёмкостью рынка и тем, насколько велика потребность в продукте. Есть проекты, которые хотят остаться именно в Красноярске, потому что здесь находится их основной потребитель. А есть те, которым обязательно нужно попасть на зарубежные рынки.

— Можно ли нарисовать портрет среднего резидента КРИТБИ?

— Это очень разные люди и компании. Но если говорить о технологичном инновационном бизнесе, то его развивают зачастую уже состоявшиеся учёные или выходцы из научных школ. Ведь на разработку технологии требуется время и компетенции. К ним присоединяются люди, которые владеют компетенциями, связанными с продвижением бизнеса. И есть молодёжь, которая делает ставку на разработку IТ-проектов.

— Какие у КРИТБИ планы по сотрудничеству с СФУ, обновились ли они с вашим приходом?

— У нас большие планы. Вся работа будет строиться по двум направлениям. Во-первых, это образовательная программа для студентов, сотрудников, аспирантов. Во-вторых, популяризация инновационного бизнеса. Например, с сентября мы хотим запустить для студентов акселерационную программу. Постараемся решить главную проблему, с которой сталкиваются инноваторы, — переход от идеи к бизнесу. Для студентов и молодых учёных есть такой инструмент, как грант «У.М.Н.И.К.» Фонда содействия инновациям, который предусматривает выделение средств на 1–2 года. И мы хотим нацелить студентов университета на получение таких грантов. Конечно, это не самоцель, но заявка на «У.М.Н.И.К.» формализует и систематизирует те идеи, которые находятся у человека в голове.

В рамках образовательной программы мы предусматриваем проработку отдельных тем, каждая из которых — это сторона реального бизнеса, связанного и с командообразованием, и с маркетинговыми исследованиями. Также мы планируем серию мероприятий с участием различных экспертов, профессионалов в своей узкой области. В результате, надеюсь, вырастет число студентов, вовлечённых в инновационный процесс. Кто-то обратится за грантом, а кто-то придёт за проработкой своей идеи и другой помощью к нам в бизнес-инкубатор.

— Если говорить о крупных предприятиях края, то насколько им сегодня интересны разработки КРИТБИ? Ведь у многих из них есть и свои инновационные центры.

— У нас есть примеры внедрения решений резидентов КРИТБИ в работу крупных предприятий — например, разработки компаний «Форс», «Евромикс», «Сибрадиотех». Что касается вопроса о корпоративных инновациях, здесь есть две основные модели: закрытая и открытая. Компании с закрытыми инновациями — Apple, открытыми — SAP. Это поставщик IT-решений, который создал свою платформу, но при этом активно ищет технологии, опирается на внешние разработки.

Исследовательские центры больших компаний — стабильные организации, которые в основном обслуживают текущее производство. Однако в силу того, что мир быстро меняется, поиск новых идей часто становится для предприятий вопросом конкурентоспособности и выживаемости. Например, Красцветмет применяет к своим процессам ряд разработок совершенно из других областей. Сейчас почти все крупные предприятия стремятся привлекать инновационные решения.

— Какие разработки КРИТБИ представил в этом году на КЭФ?

— Обычно мы участвуем в форуме не как организация, а проектами своих резидентов. В этом году на выставке КЭФ было представлено семь проектов резидентов КРИТБИ. Это компания «Энергия» — ведущий производитель станций для зарядки аккумуляторных батарей электромобилей. «Формула гена» представила специальный набор реагентов для определения онкологических мутаций. «Эковата-Сибирь» продемонстрировала на КЭФ теплозвукоизоляционный материал. Свои научные разработки представили уже упомянутые мной «Форс» и «Сибрадиотех», а также компании «Сибэкосорб» и «Лесоклон».

Проекты наших резидентов оказались интересны многим предприятиям не только в Красноярском крае, но и за его пределами. Я рад, что в КРИТБИ постоянно «подрастают» новые компании, которые будут менять к лучшему экономику нашего региона и страны в целом.

Татьяна АЛЁШИНА