Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2019 г.

Красноярское искусство:
феномен или выдумка?

Является ли местное искусство сильной стороной жизни города? Этот вопрос оказался созвучен тем процессам, которые прямо сейчас происходят в культурной сфере Красноярска. Во-первых, в Музейном центре «Площадь Мира» идёт подготовка исследовательского и выставочного проекта с условным названием «После Поздеева» к XIII Красноярской биеннале «Переговорщики». Во-вторых, сегодня не только местных искусствоведов, но и сочувствующих художественному творчеству интеллектуалов волнует вопрос: есть ли феномен «красноярского искусства»? А коль скоро имена многих современных красноярских художников на слуху (Василий СЛОНОВ, Александр СУРИКОВ, Виктор САЧИВКО и многие другие), то где можно посмотреть на этот феномен? Есть ли в городе музейное пространство, куда можно привести гостя города и, показывая картины художников, рассказать о том, что хорошего есть на красноярской земле?

Свой вариант ответа на вопрос о наличии или отсутствии феномена «красноярского искусства» я попробую сформулировать в конце, а пока хочу обратить внимание на то, что сегодня этот вопрос возникает не случайно: дискуссия о том, есть ли вообще региональные школы искусства в современной России, интересует отечественных специалистов уже не один год.

Вот несколько доказательств этому.

Как правило, инициатива исследования искусства в регионах исходит из Москвы. Возможно, это попытка найти тех художников, кто занимается искусством от сердца. Ведь в регионах практически нет арт-рынка, который стимулировал бы появление многочисленных желающих зарабатывать искусством большие деньги, а потому художеством занимаются только те, кто по-другому никак не может и, стало быть, приходит в искусство самым правдивым путём.

Итак, в марте 2017 года в Центре современного искусства «Гараж» (Москва) прошла триеннале российского современного искусства, которая была ориентирована на то, чтобы представить, прежде всего, региональное современное искусство. Выставка даже открывалась транспарантом новосибирского акциониста Артёма ЛОСКУТОВА «Здесь вам не Москва». Помимо выставочного проекта, в который вошли 68 художников (многие из регионов), «Гараж» организовал встречи, дискуссии, знакомства для региональных художников и кураторов, чтобы они перестали чувствовать себя одинокими в своей региональной деятельности и начали объединяться. Кстати, лекцию про развитие современного искусства в Красноярске на триеннале прочитала наша Оксана БУДУЛАК.

В апреле 2018 года в Музее Москвы открылась выставка «Трагедия в углу: арт-путеводитель по России» (куратор Диана МАЧУЛИНА), где были представлены работы 34 художников из 14 регионов России от Владикавказа до Владивостока. Название выставки подчёркивало тот факт, что на протяжении двух последних десятилетий региональные художники, которые работали в соответствии с актуальными мировыми художественными практиками, не были в фаворе, и их творческая судьба не слишком уж благополучна.

В августе-сентябре 2018 года через всю Россию проехал поезд, один из вагонов которого был оккупирован командой ведущих зарубежных и российских кураторов из проекта «НЕМОСКВА» (на английском звучит менее резко «More than Moscow»), организованный Государственным центром современного искусства «РОСИЗО» (куратор Алиса ПРУДНИКОВА). Команда останавливалась по пути в крупных городах России и проводила портфолио-ревю для местных художников, собирая исследовательский архив для изучения регионального искусства, подбирая интересных авторов для потенциальных будущих художественных проектов.

Красноярский художник Игорь Лазарев в течение нескольких часов лежит под лампами, исполняя перформанс художницы из Екатеринбурга.  Фото Дмитрия Штифанова с выставки «Приручая пустоту».

Красноярский художник Игорь Лазарев в течение нескольких часов лежит под лампами, исполняя перформанс художницы из Екатеринбурга. Фото Дмитрия Штифанова с выставки «Приручая пустоту».

Другой вариант исследования регионального искусства — на местах местными кураторами. Успешный пример такой работы был показан летом 2018 года в Красноярске — это выставка-исследование «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала» куратора из Екатеринбурга Владимира СЕЛЕЗНЁВА (естественно, сначала, в 2017 году, эта выставка была показана в Уральском филиале ГЦСИ). На выставке была представлена логика развития уральского искусства за 50 лет, начиная с рождения концептуального искусства на Урале, заканчивая современными известными художниками Екатеринбурга — уличным художником Тимофеем РАДЕЙ и творческим объединением «Куда бегут собаки». Выставка отличалась научным подходом, где каждый шаг в выставочном пространстве превращался в путешествие по времени и по отдельным явлениям в уральском искусстве.

Востребованность такого подхода к изучению региональных художников подтверждается тем, что выставки «Приручая пустоту» и «Трагедия в углу» сегодня номинированы на IX премию Сергея КУРЁХИНА, одну из главных премий в области современного искусства, в разделе «Лучший кураторский проект».

Что касается исследования красноярского искусства, то здесь тоже есть своя история. Ещё в 2014 году в питерском музее «Эрарта» прошла выставка «Красноярские столпы» куратора Владимира НАЗАНСКОГО, где была предпринята попытка обобщённо представить лучшие достижения в красноярском искусстве второй половины XX — XXI веков. На выставке были объединены художники разных поколений, от «шестидесятников» до современных авторов, и двух разных «школ» — и мастера академизма, и представители современного искусства: Юрий ХУДОНОГОВ, Андрей ПОЗДЕЕВ, Владимир КАПЕЛЬКО, Николай РЫБАКОВ, Валерий КУДРИНСКИЙ, Сергей АНУФРИЕВ, Виктор РОГАЧЕВ, Андрей ИСАЕНКОВ, Ирина ВЕРПЕТА, Александр Суриков, Виктор Сачивко, Василий Слонов.

Сегодня в Красноярском музейном центре «Площадь Мира» продолжается работа по исследованию красноярского искусства в двух направлениях. С одной стороны, искусствоведы проводят практически «детективные» расследования с поиском и описанием произведений красноярских мастеров, работавших в городе в 1960-1980-е годы. Так, Андрей СОКУЛЬСКИЙ и Раиса САВОНЧЕНКО в прошлом году организовали выставку «Неизвестный Поздеев» и выпустили полный каталог одного из лучших мастеров красноярской земли.

Алексей Мартинс. Из серии «Ментальные дрова». Работа была представлена на VII Московской биеннале современного искусства «Заоблачные леса» (куратор Юко Хасегава).

Алексей Мартинс. Из серии «Ментальные дрова». Работа была представлена на VII Московской биеннале современного искусства «Заоблачные леса» (куратор Юко Хасегава).

С другой стороны, вместе с Оксаной Будулак мы готовим выставку-исследование о следующем этапе развития красноярского искусства — 1990– 2010 годах. Как было сказано выше, условное название будущей выставки «После Поздеева». Увидеть её можно будет в начале сентября на XIII Красноярской биеннале. На сегодняшний день мы сосредоточены не на отборе экспонатов для выставки (здесь предстоят ещё размышления о подходящем презентационном формате для содержательных и любопытных открытий исследовательского этапа), а на документальной работе — интервьюировании современных художников, чьё творчество формировалось в 1990-е и развивается сегодня. На сегодняшний день мы уже поговорили с целым рядом авторов, которые живут и работают в Красноярске или когда-либо здесь творили. Это Игорь СМИРНОВ, Андрей Исаенков, Олег ПОНОМАРЁВ, Александр БЛОСЯК, Василий Слонов, Алексей МАРТИНС, Александр ЗАКИРОВ, Елена ЛИХАЦКАЯ, Александр Суриков, Игорь ЛАЗАРЕВ, Виктор Сачивко. Разговор с каждым художником превратился в целый ряд открытий, появилось понимание того, что сегодня вообще не требуется сложных искусствоведческих статей о творчестве автора, самое интересное — дать звучать голосу художника, где полным-полно неизвестных фактов и оригинальных рассуждений.

Работая над выставкой, мы как раз пытаемся ответить на вопрос, существует ли сегодня красноярское искусство. И, кажется, ответ очевиден: Красноярск есть, художники здесь живут и работают; значит, и самобытное искусство в регионе тоже есть. Но поскольку все художники очень разные, и почти никаких поводов для их осмысленного объединения нет, то сама постановка вопроса вызывает сопротивление.

Возможно, главная проблема для полноценной самоидентификации красноярского искусства заключается в том, что единая историческая траектория его развития до сих пор не прочерчена.

Откуда вести отсчёт развития искусства на территории Красноярского края? Можно начинать с далёких времён каменного и бронзового веков и искать истоки в архаических наскальных рисунках Хакасии (тем более что некоторые красноярские художники вдохновлялись как раз ими — например, Владимир Капелько, отчасти Николай Рыбаков и другие). Можно обратиться к биографии Василия СУРИКОВА, который первым утвердил возможность быть художником, а не только рабочим, в далёком провинциальном российском городе, инициировав открытие первой рисовальной школы в Красноярске в 1910 году. Можно говорить о творчестве художников послевоенного поколения в Красноярске (А. Поздеев, Ю. Худоногов, Б. РЯУЗОВ, Ю. ДЕЕВ и др.), в произведениях которых впервые просматриваются оригинальные художественные идеи и продолжение традиции мирового искусства, но чьи произведения красноярцы могут увидеть лишь периодически на редких выставках и в составе групповых выставок. Разве что произведения Бориса Ряузова собраны в отдельном музее.

Художники, начавшие активно работать в конце XX века, попали в конфликтную ситуацию противостояния академической школы и современного концептуального искусства, что также не способствовало достаточной представленности их произведений в общественной сфере. Наконец, самое молодое поколение красноярских художников, чьё творчество кристаллизовалось уже в XXI веке, вообще не чувствует какой-либо общности друг с другом, так как, находясь в ситуации открытого информационного доступа ко всей истории искусства благодаря Интернету, каждый художник сам выбирает себе «учителей» — кто Йозефа БОЙСА, кто Энди УОРХОЛА, кто Андрея МОНАСТЫРСКОГО и других.

Итак, попробуем сформулировать ответ на вопрос о феномене «красноярского искусства». Вероятнее всего, самобытное красноярское искусство существует, но его своеобразие на сегодняшний день не описано. В частности, потому, что художники не объединены какими-то едиными художественными техниками, в которых работают, или жанровыми предпочтениями, темами и проблемами, которые решают в своём искусстве. Они даже не объединены выставочными площадками, где можно увидеть их работы. Но как минимум они объединены теми возможностями и невозможностями, которые даёт им ситуация проживания в Красноярске на пути становления художниками.

Второй проблемный вопрос — где сегодня можно познакомиться с красноярским искусством? В каком музее или галерее его можно увидеть собранным в постоянную и достаточно полно представленную экспозицию?

Работа с выставки Александра Сурикова «НРЗБ», которую до 28 апреля ещё можно увидеть в Музейном центре «Площадь Мира». Художника интересует то, что происходит на стыке изображения и слова. Слово теряет букву — меняется картина. Привычное становится непонятным, но интригующим воображение. Так появляются «щи и фрукты», «матология», «ясли ад» и многое другое.

Работа с выставки Александра Сурикова «НРЗБ», которую до 28 апреля ещё можно увидеть в Музейном центре «Площадь Мира». Художника интересует то, что происходит на стыке изображения и слова. Слово теряет букву — меняется картина. Привычное становится непонятным, но интригующим воображение. Так появляются «щи и фрукты», «матология», «ясли ад» и многое другое.

Музея современного искусства в Красноярске нет. На сегодняшний день в городе существуют отдельные площадки, где проходят выставки красноярских художников. Произведения современных авторов, продолжающих традиции авангардного и концептуального искусства XX века, всегда можно увидеть в Музейном центре «Площадь Мира», где, несмотря на постоянную смену экспозиций, практически всегда проходят выставки из коллекции музея или персональные выставки красноярских художников. Например, сейчас здесь открыты выставки Александра Сурикова «НРЗБ» и Виктора Сачивко «6, 60 и 600 причин дописать человеческую картину».

Также современные произведения красноярских авторов выставляются в галерее «Год живописи» (artgod.ru), где сейчас проходит выставка «Ню. Обнажая искусство».

Так что изучение феномена красноярского искусства продолжается. А появление специальных выставочных площадей, например Музея современного красноярского искусства, где можно было бы постоянно видеть картины местных художников, изучать их творчество в исторической логике, знакомить детей и гостей города с культурой того места, где мы живём, только добавило бы возможностей разобраться с этим феноменом.

Александра СИТНИКОВА