Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2019 г.

Андрей Лученков: «Не пришёл — никто и не узнает, что ты умный»

Что даёт талантливым ребятам обучение в летних школах? Каких успехов добиваются выпускники физико-математической школы СФУ и когда это учреждение переедет в собственное здание? Какие специальности предпочитают современные абитуриенты и как они готовятся к поступлению?

Накануне приёмной кампании—2019 об этом мы побеседовали с Андреем ЛУЧЕНКОВЫМ, руководителем департамента довузовской подготовки и нового набора СФУ.

— Андрей Владимирович, как сегодня старшеклассники готовятся к поступлению в вузы? Достаточно ли им знаний, полученных на уроках в школе?

— Ребята используют разные варианты, знаю это и как представитель университета, и как родитель выпускницы.

По большому счёту сегодня все школы заинтересованы в том, чтобы их выпускники хорошо сдали ЕГЭ. Но в некоторых учреждениях подготовке к итоговым испытаниям уделяют особое внимание. После того как ученик выбирает экзамены, которые планирует сдавать, педагоги концентрируют силы выпускника именно на этих предметах.

Но, как известно, тревога снимается действием, поэтому многие школьники дополнительно занимаются с репетиторами. Такой формат позволяет привести в порядок знания ребёнка. На это же направлена и третья модель — подготовительные курсы, которые проводят вузы, в том числе и СФУ. Это хорошая форма систематизации знаний.

Понятно, что конкурентные преимущества имеют те ребята, кому доступны эти варианты: либо качественное образование в школе, либо услуги репетиторов, либо подготовительные курсы. Да, в некоторых случаях при определённых обстоятельствах, конечно, можно готовиться к ЕГЭ и самостоятельно.

— СФУ предлагает курсы подготовки по всем специальностям, которые есть в вузе?

Фото newslab.ru

Фото newslab.ru

— Да, практически по всем, плюс мы проводим занятия для подготовки к дополнительным испытаниям. При поступлении на некоторые направления ребятам нужно пройти творческий конкурс, например на архитектурные специальности. На таких подготовительных занятиях ребята получают знания, которые не дают в школе.

— Сегодня абитуриенты чаще выбирают специальности, о которых мечтали, или подают документы по принципу «лишь бы куда-нибудь поступить»?

— Я не могу опираться на официальные исследования, только на опыт работы. Так что моя оценка будет субъективной. Сегодня сама практика набора в вузы допускает некоторое распыление. У абитуриента есть возможность поступить на специальность, которая изначально не была для него приоритетной. Ведь он имеет право выбрать по три специальности в пяти вузах. Так что, полагаю, что часть ребят, кто оказывается внизу рейтинга зачисленных, как раз случай «лишь бы поступил». Те, кто находится в высшей части рейтинга, в большей части поступают именно «по мечте». Поскольку СФУ является одним из ведущих вузов региона, да и страны в целом, надеемся, что к нам приходят «по мечте», лучшие из лучших.

— Как за последние годы изменились предпочтения абитуриентов? Какие специальности наиболее популярны?

— В последние десять лет мы наблюдаем небольшой крен в сторону инженерного направления. Видимо, на его популяризацию влияют и успехи в этой области, и постановка задач на государственном уровне. Да и в общественном пространстве всё больше говорят о престиже изобретений, научных открытий.

Вместе с тем, как и десятилетие назад, у абитуриентов популярно социально-гуманитарное направление: экономика, юриспруденция, журналистика, психология. На этих специальностях всегда большие конкурсы.

Отмечу ещё одну тенденцию. Лет пять назад обществознание в качестве экзамена по выбору, который является пропуском на всё гуманитарное пространство, выбирали две трети выпускников. В этом году — только около 50 процентов. Значит, меньше ребят планируют поступать на гуманитарные специальности.

Ранее наблюдалась диспропорция: обществознание необходимо для поступления только примерно на 15 процентов мест в российских вузах. А его, повторю, выбирали около 70 процентов выпускников. Понятно, что при таком раскладе и конкурс на эти специальности был высоким. Может быть, это немного охладило школьников, ведь чтобы поступить на эти направления, нужно быть очень успешным.

Для примера, в СФУ на 50 процентов мест можно поступить с ЕГЭ по физике, но не с обществознанием. Поскольку набор на бюджетные места в нашем вузе по количеству — второй по России после МГУ, в нём отражается структура всего набора. Так что общие российские тенденции мы можем проследить.

— При определении количества бюджетных и платных мест на будущий учебный год учитываются ли предпочтения по специальностям абитуриентов прошлых лет, желания родителей?

— Если бы мы следовали только желаниям родителей, уже бы стали сугубо юридическим и экономическим вузом. На эти пожелания, кстати, чутко реагирует рынок, поэтому коммерческих предложений разного качества на юридические, экономические специальности очень много. В результате появилось много специалистов, к уровню подготовки которых относятся скептически. А нам приходится поддерживать реноме.

Если говорить о цифрах, за последние десять лет резко возросло количество мест на направлении IT-инженерии. Отмечу, что количество бюджетных мест мы не можем определить самостоятельно, согласуем его с учредителем — Министерством науки и высшего образования РФ.

— Какая пропорция платных и бюджетных мест в СФУ? Остаётся ли у студента-платника право перевестись на бюджет при определённых условиях?

— В нашем университете примерно так: на четыре бюджетных места приходится полтора внебюджетных. Если студент-платник хорошо учится, проявляет себя, при наличии свободных мест в перспективе он может перейти на бюджет.

— Расскажите, пожалуйста, о работе летних школ. Какие преимущества при поступлении получают ребята, учившиеся в них?

— Университет сотрудничает с несколькими летними школами. В том числе уже несколько лет сам организует летнюю образовательную смену для школьников. В неё мы приглашаем ребят, которые добились успеха на олимпиаде «Бельчонок» и других интеллектуальных конкурсах, организуемых университетом.

Олимпиады и конкурсы мы проводим в течение учебного года по различным направлениям. Заочный дистанционный этап — осенью, очный — весной. Участниками могут быть ученики 2—11 классов. Одиннадцатиклассники получают особые «бонусы»: победители и призёры имеют льготы при поступлении в наш вуз. За победу к общему рейтингу прибавляется пять баллов, за второе место — три, за третье — два.

Победителей и призёров из остальных классов приглашаем в летнюю образовательную смену. Её суть — в организации различных интеллектуально-досуговых мероприятий, которые позволяют ребятам не только продвигаться в интересующих их областях, но и определиться в выборе будущей профессии.

Планируем, что в этом году летняя смена будет состоять из двух частей. Первая пройдёт на базе университета. Затем мы поделим ребят на два потока и организуем для них историко-культурные выезды на юг Красноярского края и в Хакасию, а также — на север, до Енисейска. Познакомим школьников с особенностями развития региона, историей, культурой. Надеемся, погода не подведёт, нам удастся совместить полезное с приятным.

— В «Бельчонке» могут участвовать ученики всех красноярских школ?

— Конечно, и не только красноярских. География обширна, в «Бельчонке» принимают участие даже школьники из других регионов, ведь мы — федеральный университет. На финальный этап приезжают ребята из Хакасии, Иркутской области, Бурятии, Москвы, Якутии и Забайкальского края. В этих ребятах мы видим наших потенциальных абитуриентов. Ежегодно на 120 мест в летней образовательной смене претендует более 20 тысяч ребят из числа участников университетских конкурсов и олимпиад.

В силу того, что в нашем вузе большую часть составляют технические, естественно-научные специальности, в летней смене больше внимания уделяем этим наукам. Но, как известно, математика ум в порядок приводит. И мы видим, что ребята, которые занимались у нас, хорошо сдают ЕГЭ и по предметам гуманитарного профиля.

Ещё один проект с большими традициями — Красноярская летняя школа, нынче открывается её 44 сезон. Она выросла в КГУ, мы как правонаследники этого вуза продолжаем сотрудничать с КЛШ. В наших стенах проходят собеседования, олимпиады, в наших общежитиях на время проведения отборочных мероприятий останавливаются участники школы.

Красноярская летняя школа — особый бренд, мы гордимся, что сотрудничаем с ней. Этот проект уникален: начиная с 1976 года школа не пропустила ни одного сезона. Пройдя все перипетии, смены общественного строя, она сохранила свои ценности. Школа давно шагнула за пределы РФ, сюда приезжают преподаватели и студенты самых разных стран, материков. КЛШ — это особое научное сообщество.

Её участниками в основном становятся ученики восьмых — десятых классов. Формат КЛШ — загородный лагерь, в который приезжают ребята. Учебный процесс длится три недели. Для школьников проводят занятия по разным направлениям — и гуманитарным, и точным, и естественным наукам, а также интеллектуальные соревнования, досуговые, спортивные мероприятия. Основная задача школы — дать ребятам мотив для изучения наук.

Приоритетов для поступления в наш вуз участие в КЛШ не даёт. Но ребята, которые побывали здесь, сами набирают необходимые баллы.

— А какие возможности даёт обучение в физико-математической школе СФУ?

— Мы уже говорили о том, что успешными становятся те дети, которые имеют доступ к услугам дополнительной подготовки, чья интеллектуальная одарённость поддерживается. Это и стало базовой идеей создания физико-математической школы. Мы решили открыть школу-интернат, чтобы дать возможность проявить себя одарённым ребятам из глубинки, которые в силу экономического состояния семей, географической удалённости не имеют такого доступа к дополнительной подготовке.

Пока мы говорим только про физико-математическое направление. Но повторю фразу ЛОМОНОСОВА «Математику изучать нужно только затем, что она ум в порядок приводит». Под словом «математика» понимаю некоторый спектр предметов, который позволяет развивать ребят интеллектуально, растить основу будущей интеллектуальной элиты страны. Может показаться, что это громкие слова, но речь как раз идёт об этом.

Итак, десять лет назад совместно с министерством образования Красноярского края, главным управлением образования города мы приступили к реализации этой идеи. Первым этапом стало создание физико-математических классов на базе школ Красноярска: лицея №7 и гимназии №13. Позже присоединилось третье учреждение — лицей №6. В каждом из этих учреждений открыто по одному десятому и одному одиннадцатому классу физико-математической школы. Один из дней в неделю их учащиеся занимаются в СФУ с нашими преподавателями.

Вторым этапом стало приглашение школьников из других населённых пунктов. Для них выделили места в общежитии университета. Организовали питание, охрану, сопровождение. Ребята стали учиться в лицее №7. Уже на второй год конкурс на эти места был заметно выше, чем на места для школьников Красноярска.

Мы изучали успехи наших учеников. Они побеждают на олимпиадах краевого уровня и по другим предметам — истории, химии, иностранным языкам. Около 70 процентов ребят из первого выпуска физико-математической школы поступили в СФУ. Остальные уехали в другие ведущие вузы страны — в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск.

Отборочный этап для приёма в нашу школу — контрольная работа по математике и физике. Максимально за неё можно получить 32 балла. Проходной балл первого городского набора был «4». А через два года выпускники школы показали средний балл по ЕГЭ — 83. Это один из лучших показателей по России. Учитывая, что тогда мы набирали «лучших из худших». Школы не хотели отдавать нам самых хороших учеников.

Наши достижения подвигли к созданию своей стационарной самостоятельной школы. Чем мы и занимаемся уже несколько лет.

— Когда же стационарная школа примет первых учеников? Уже известно, где она будет находиться?

— В рамках наследия Универсиады нам переданы помещения в Студгородке, там есть и места для проживания 250 ребят. Теперь необходимо приобрести оборудование, сформировать коллектив, подготовить образовательную программу, пройти согласования надзорных органов. Возможно, что средства на это получим уже в этом году.

В планах — открыть школу первого сентября 2020 года. Сюда также будут принимать только старшеклассников, в десятых, одиннадцатых классах смогут обучаться 400 ребят. Кроме того, будут организованы интересные и привлекательные формы работы с девятиклассниками.

Школа станет методическим центром по работе с одарёнными детьми. Будем вводить новые формы, методики. Так, необязательно, что здесь будет классно-урочная система.

— По опыту вашей работы: можно ли поставить знак равенства между абитуриентом, который поступил с высокими баллами по ЕГЭ, и успешным студентом?

— Как правило, да, но не всегда. Но и утверждение «все великие люди — троечники» тоже ерунда.

ЕГЭ показывает только знания ребёнка, но остаётся вопрос социальной адаптации, выживаемости в коллективе. Кстати, одна из целевых установок организации физико-математической школы — развитие коммуникативных навыков детей.

В обычной школе ученики находятся в некотором смысле в рафинированной ситуации: классный руководитель возьмёт за ручку и отведёт куда надо. В вузе студент должен сам выстроить своё расписание, сам отвечать за поступки, иметь навыки самопрезентации, самоподачи. Не пришёл, не сделал — окажешься аутсайдером, никто и не узнает, что ты умный.

Не у дел может остаться тот, кому не хватает самостоятельности. И в этом плане участие в летних школах, обучение на курсах довузовской подготовки помогают ребятам проявить свою организованность, ответственность.

Комментарий

Роман ВАГАНОВ, ответственный секретарь приёмной комиссии СФУ:

— По планам в этом году на очной форме обучения бакалавриата и специалитета СФУ будет 3460 бюджетных мест. Из них 3225 — это места в головном вузе в Красноярске, остальные — в филиалах. На места по договорам об оказании платных образовательных услуг очной формы университет готов принять 1685 учащихся. Если говорить о заочной форме обучения, на бюджетные места вуз примет 278 студентов, на внебюджетные — 413.

По сравнению с прошлым годом эти цифры существенно не изменились, ежегодная динамика: плюс—минус 20 мест. Количество бюджетных мест в большей степени зависит от того, какую квоту выделяет федеральное министерство.

Приёмная кампания начинается 20 июня, с этого момента можно подавать документы. В Красноярске их будут принимать в трёх местах: библиотеке СФУ по адресу пр. Свободный, 79, корпус 10; в корпусах по адресам пр. им. газ. «Красноярский рабочий», 95 и ул. Л. Прушинской, 2.

Перечень документов, необходимых для поступления, можно посмотреть на нашем сайте sfu-kras.ru. Там же указаны сроки подачи документов, опубликована таблица, в которой расписано, за какие достижения абитуриенту могут быть начислены дополнительные баллы, кто имеет право на приём в университет без экзаменов.

Документы можно подать лично либо отправить по электронной почте. Для этого нужно самостоятельно заполнить заявление, его можно скачать в нашей системе «Абитуриент» — abiturient.sfu-kras.ru. Она действует с 2010 года специально для сопровождения приёмной кампании.

Также на сайте СФУ можно посмотреть минимальные проходные баллы — это баллы по ЕГЭ, которые необходимы для того, чтобы принять участие в конкурсе. На эту приёмную кампанию они были установлены ещё до 1 октября 2018 года.

На сайте есть информация и о проходных баллах прошлых лет. Проходной балл — это балл зачисленного, который находится в самом низу рейтинга. Понятно, что узнать балл на 2019 год можно только после окончания приёмной кампании. Но можно примерно ориентироваться на баллы прошлых лет, обычно сильных скачков здесь не бывает. На сайте можно посмотреть и средние проходные баллы предыдущих кампаний — лучше учитывать эту информацию, чтобы чувствовать себя более-менее уверенно при поступлении.

Общая тенденция такова: в последние годы остаются востребованными специальности экономического, юридического профилей, в топе держатся лингвисты, растёт интерес к информационно-техническому комп-
лексу. Так, в прошлом году конкурс на юридические специальности составлял около 18 человек на место, инженерно-технические — порядка 6, IT-профиля — около 10. Но это данные по количеству заявлений, а каждый абитуриент, как известно, имеет право подавать документы на три специальности.

Софья АНДРЕЕВА