Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2019 г.

Поговорим о вечных ценностях
В медиасообществе Красноярского края появился новый формат — фестиваль «Спас на Енисее»

В августе нынешнего года в Енисейске, сразу после празднования 400-летия, состоялся фестиваль для журналистов «Спас на Енисее». Что это — повторение старых форматов для СМИ, только на фоне отреставрированного Енисейска, или иной взгляд на мероприятия для прессы?..

Идея фестиваля «Спас на Енисее» родилась в недрах общественных организаций — Ассоциации телевещателей «Енисей ТВ» (Ассоциация производителей и распространителей контента электронных медиа «Енисей ТВ») и Общественного совета при Красноярской митрополии. По словам известной тележурналистки, руководителя медиагруппы «Столица 24» Ирины ДОЛГУШИНОЙ, «Спас на Енисее» — это микс уже хорошо зарекомендовавших себя форматов: Медиафорума «Енисей РФ», двух пресс-туров, фестивалей «Дети одной реки» и «Сретенская свеча».

Согласно задумке «Спас на Енисее» должен получить духовно-просветительское направление. А Енисейск считается духовной столицей края. Его убранство, храмы, отреставрированная среда должны отвлечь журналистов от трэшевых тем и настроить на серьёзный разговор о вечных ценностях и нравственных устоях. То есть не только информировать читателя и зрителя, а прививать чувство гордости за малую родину и ликвидировать пробелы в краеведении.

«Спас на Енисее» был рассчитан на 120 участников (журналистов и гостей), два дня работы. Он включил в себя конкурс журналистского мастерства «Спас на Енисее», пресс-тур в Енисейск, дискуссионные форматы, творческие встречи, торжественное награждение победителей конкурса. По словам Ирины Васильевны, вначале даже трудно было представить, что найдутся деньги на этот проект. В апреле, как правило, у спонсоров и власти все бюджеты расписаны.

Однако фестивалю суждено было быть. И власть, и бизнес «Спас на Енисее» поддержали. Идея понравилась заместителю губернатора Красноярского края Василию НЕЛЮБИНУ, депутату Государственной думы Виктору ЗУБАРЕВУ. Подключилось агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края, краевое учреждение «ОМ Медиацентр». Была выбрана дата проведения: 16-17 августа 2019 года, через неделю после празднования 400-летия Енисейска. Потому что главным героем фестиваля должен был стать 400-летний юбиляр.

На конкурс журналистского мастерства в рамках фестиваля «Спас на Енисее» поступила 141 заявка. Заявились не только журналисты края, но и Хакасии. В Енисейске на торжественной церемонии было названо десять победителей в четырёх номинациях: «Вечные ценности», «Енисейская Сибирь», «Юнкоры Енисейской Сибири», «Дети одной реки». Трое журналистов получили Гран-при: в категории «Печатные СМИ» — Ольга ВАВИЛЕНКО за материал «Подняться в небо» (с. Сухобузимское); в категории «Телевидение и радио» — Александр САФОНОВ за серию сюжетов «Маковское — старший брат» (г. Лесосибирск); в категории «Новые медиа» — Михаил ИСАЕВ за проект «Окуневский мистицизм» (г. Абакан).

В медиафестивале приняли участие более 150 человек. Все участники побывали в пеших экскурсиях по обновлённому Енисейску, посетили музеи, всё записали, засняли. Вечером приняли участие в дискуссиях, творческих встречах, получили награды и разъехались. Но на этом фестиваль не завершился. Его итогом станет участие в последней номинации творческого конкурса для журналистов «Спас на Енисее» — «Енисейск — культурно-духовная столица Сибири».

По словам Ирины Долгушиной, фестиваль «Спас на Енисее» должен иметь продолжение. Одним из городов, который примет журналистов в будущем, может стать Минусинск, так как грядёт его 200-летие. Не исключены и другие населённые пункты, но все они должны быть расположены на Енисее. «Журналистика по большому счёту является коллективным воспитателем и коллективным просветителем, — подчёркивает Ирина Васильевна. — Поэтому «Спас на Енисее» может и должен оставаться духовно-просветительским».

Ольга ИВАНОВА

На медиафестивале «Спас на Енисее» были подведены итоги одноимённого конкурса журналистского мастерства. Сегодня мы беседуем с сопредседателем жюри, писателем, президентом фонда им. В.П. Астафьева Михаилом ТАРКОВСКИМ. Говорим о конкурсе, медиафестивале и будущем Енисейска.

О конкурсе

— Михаил Александрович, каковы ваши впечатления о работах, поданных на конкурс?

— Впечатления яркие. Смотрел все работы. И видно, что за материалом Ольги Вавиленко «Подняться в небо» из газеты «Сельская жизнь» Сухобузимского района (Гран-при фестиваля, — прим. автора) стоит большая работа, опыт, традиции, столетия. Чувствуется глубина и связь с землёй, ответственность за неё. Вроде и знакомые слова, но как они важны именно сегодня, когда под ударом стоит всё традиционное, многовековое, исконное.

— Вам понравился только материал Вавиленко?

— Я больше работаю со словом, поэтому мне ближе газетные тексты. А в современных технологиях плохо разбираюсь, хотя главное не носитель, а содержание.

— Согласна. Современные технологии — всего лишь другой носитель информации. Была газета — стал интернет-сайт, паблик в соцсетях. Было телевидение — стал видеохостинг.

— Но всё равно происходит некий размен, телеграфность, упрощение изложения. Невольно, но идёт падение. На мой взгляд, появляется какая-то легковесность в подаче материала. Как будто материал лишается какой-то капитальности, основательности. Сравните письмо на бумаге или торопливую отписку по электронной почте — между десятком таких же информативных отписок.

— Мне кажется, здесь говорит ваша позиция писателя. А если бы мы разговаривали с вашим дядей кинорежиссёром Андреем ТАРКОВСКИМ, он бы так не сказал. Ведь он работал с визуальным образом, с картинкой.

— Нет. Он бы то же самое сказал. И ещё ругался бы долго. Хоть он и снимал кино, но шёл от слова. Для него писатели Фёдор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ, Иван Алексеевич БУНИН и другие классики были главной мерой и основой. Все кульминационные моменты в его фильмах держатся на слове. В фильме «Андрей Рублёв» самая сильная сцена — финальная (когда герой Николая БУРЛЯЕВА Бориска Моторин отлил колокол и плакал, а его успокаивал герой Анатолия СОЛОНИЦЫНА Андрей Рублёв — прим. автора). «Ну, мол, что ты плачешь? Такую радость сотворил для людей... Так и пойдём — ты колокола лить, я иконы писать». Это же слово. Без этого слова грош цена всей этой сцене. Каждая кульминация в любом фильме Андрея Тарковского, тот же «Сталкер», например, зиждется на слове. И эти фильмы духовно построены по законам русской литературы. События в них завершаются самой главной фразой! Без этой фразы и фильма бы не случилось. Помните, как в «Сталкере» главный герой Рэдрик Шухарт говорит со своей женой: «Если бы не было в нашей жизни горя, не было бы и счастья, не было бы и надежды …». Всё это слово.

— Скажу в защиту образа. На медиафестивале по итогам конкурса был отмечен оператор телекомпании «Южные горизонты» из Шушенского Алексей КАФТОРЕВ. Его видео — очень красивая, яркая и живая картинка. Кадры хорошо раскрывают героев, передают настроение. То есть не только через слово, но и через образ автор может много зрителю сказать.

— Согласен. Но я говорил немного о другом. Если картинка с любовью снята, с любовью увидена и прочувствована, она понятна и без слов. То же кино состоит из литературы, музыки (звука) и живописи. Триединство такое. И важно всё. Есть кинодокументалисты, которые не работают с закадровым текстом. Идеи передают через образы. Есть замечательный фильм про оленей в тундре. Полчаса. Одни олени. Красиво. Без текста. Монтаж очень сложный.

— А я вспоминаю фильм Стэнли КУБРИКА «Космическая одиссея 2001» 1968 года. Там есть пятиминутный вальс космического корабля во Вселенной под музыку Иоганна ШТРАУСА. Впечатляющее зрелище.

О фестивале

— Медиафестиваль «Спас на Енисее» включил в себя и пресс-тур. Журналисты посетили отреставрированный Енисейск, смотрели, снимали. Напишут много статей, смонтируют сюжеты. Как вы считаете, в этом есть смысл?

— Обычно писатели ворчат на журналистов: они, мол, всё портят, опошляют. А тут 400-летие Енисейска соединилось с журналистикой. Конкурс и фестиваль защитили журналистику. Соединилось: сберечь дорогое и хорошая журналистика. На мой взгляд, это способ вернуть на место журналистику, отстоять её статус как серьёзного жанра. Журналист понимает, что если он пишет о важных вещах, то он будет по достоинству оценен зрителями и читателями. И другая сторона — мы современными методами поговорили о нашем историческом наследии, 400-летии Енисейска. Это народное достояние.

— Может быть, в результате медиафестиваля этот провинциальный город увидит себя по-новому? Как паломнический центр, туристический центр, например? Это может дать второе дыхание Енисейску. С другой стороны, есть мнение (мы это в соцсетях обсуждали), основанное на отзывах самих енисейцев, что туристы им могут помешать.

— И я их понимаю. Живёшь себе тихо в живописном маленьком городе. А через десять лет — всё вытоптано. Автобусы стоят, толпы туристов носятся. Кругом ларьки и гостиницы. Тут двоякое мнение, и нет однозначного ответа. Если мы хотим, чтобы город поднялся, нужно туризм развивать. Но как, в каких масштабах — вопрос.

— Однако Санкт-Петербург не вытоптан. Там миллионы туристов. Прага не вытоптана. Не будем далеко ходить, в Шушенском историческая деревня не вытоптана. Наоборот, новыми объектами приросла. Этногостиницу построили.

— А я приведу в пример Горный Алтай, который превращён в сплошную туристическую зону. Всё отелями застроено. А может, я хочу посидеть один на берегу речки и чтобы лес был рядом?

Но зато мы можем приехать в Горный Алтай, остановиться в гостинице. Село Сростки в Бийском районе, родина ШУКШИНА (где тоже много отдыхающих — прим автора) — не вытоптано.

Всё неоднозначно. Я тоже испытывал определённые эмоции, когда нашу деревню (Бахта, Туруханского района — прим. автора) хотели сделать туристической. Изменения образа — вот чего боятся люди. Есть речка Мана туристическая, а есть — дикая. Меняется образ. Был Енисейск патриархальный, стал — туристический. Не так всё просто. Это как живёшь в тихом городе, а тебя заставляют переехать в цивилизацию. Только не сам едешь, а к тебе едут — гостиницы, туристы, магазины, автобусы. Тебя насильно перетаскивают в другое пространство.

Но есть и другой пример. В тех же Сростках имеется рыночек, где бабушки торгуют товарами для туристов. Это их финансово поддерживает. Правда, одна женщина, стряпая пирожки для туристов, будет довольна и счастлива. Другая — будет ворчать, что денег нет. А предложи ей тоже пирожки печь — не согласится.

О Енисейске

— Енисейск, особенно обновлённый — это достояние жителей всего края и даже России. Та же реставрация проводилась за счёт федеральных, краевых денег, т.е. наших налогов. И несправедливо, если мы на эту красоту даже посмотреть не сможем. Я несколько раз собиралась в Енисейск храмы поснимать, но меня всегда останавливало отсутствие того же общепита.

— Да, это так. У меня было желание спросить в Енисейске, а много ли приезжает туда туристов? Енисейск не входит ни в какое кольцо. Это радиальный маршрут. Значит, надо что-то придумывать. Например, чем в городе вечером гостей занять. Где кормить, селить. Нужны гостиницы, кафе, развлечения. Но для кого? Кто поедет в Енисейск?

— Я поеду.

— Из Красноярска да. А вот из Новосибирска поедут люди? Из Иркутска?

— Если будет реклама и инфраструктура — поедут.

— А что будем рассказывать? Что могут посмотреть те же иркутяне в Енисейске? Тракт, который шёл из Енисейска в Иркутск? Наличники Енисейска? В Иркутске есть наличники такого же стиля. Это я к примеру говорю. Темы нужны. А база есть. Инфраструктура строится. Мы останавливались в гостинице под старину. Дом рубленый. Его весной открыли. Красиво.

— А мы, журналисты, человек 70, жили в хостеле. Тоже новый. Его уровень как хостела вполне сопоставим с европейскими. Год назад мы даже подумать не могли, что всю нашу толпу в 150 человек можно разместить в Енисейске. То есть город на месте не стоит. Развивается.

— Интересная такая работа — подумать над туристическим образом Енисейска!

— Хорошо бы журналистов к этому делу подключить!

— Да, конечно. Надо подумать, какие ремёсла показывать. Вот для возрождения ремёсел можно подключить журналистов. Например, конкурс провести «Журналист меняет профессию». На ту же профессию гончара. Интересно же попробовать, пальцем туда залезть. Как в Шушенском.

— Хочу задать неоднозначный вопрос. Как вы считаете, уместно ли в храмы туристов водить? Там службы идут. Туристы прихожанам могут помешать. По залу ходят, разговаривают громко.

— Я считаю, безнравственно говорить: «Вы, ребята, не настоящие православные, идите и не мешайте нам». Так нельзя. Мы можем трещину в обществе заложить. Поэтому надо терпеливо, с пониманием к этому относиться. Опять же — зашло 100 человек в храм из автобуса. Одному искра Божия попала. Он подумает, подумает и покрестится. И в церковь ходить начнёт.

— То есть человек, побывав в храме как турист, может к вере прийти?

— Конечно. На Алтае, на острове реки Катунь был скит Ионна Богослова. Его сожгли в 20-е годы ХХ столетия. А потом приехал туда из Москвы ПАВЛОВ Виктор Николаевич и восстановил скит. Двенадцать лет восстанавливал. И умер через год после этого. Этот скит вошёл в туристическую карту. И сейчас там много туристов бывает. Кто-то говорит, что это неправильно. Но я считаю, что Павлов способствовал тому, что это место стали посещать люди. Всё равно это лучше, чем если бы скит стоял пустой. А если человек хочет перед святыми мощами постоять, пусть в храме, где много туристов, он всё равно возможность найдёт.

Светлана, вы такие вопросы задаёте, проблемные… и это правильно.

— Я сама была свидетелем ситуации, когда в храме шла служба, а в это время зашли туристы с экскурсоводом, который по телефону с кем-то громко разговаривал.

— Нужно работать и с экскурсоводами, и с туристами. Вести себя подобающим образом в храме. Инструктаж провести перед посещением. Это как раз не проблема.

Меня интересует другой вопрос. В Енисейске восстановлено два больших храма. Будут ли они пустыми стоять или туда пойдут люди?.. Енисейск-то город небольшой. Пять процентов населения у нас ходят в храмы по обычным дням, не считая престольные праздники. Статистика везде одинаковая. Многое зависит от директоров школ. Есть атеистически настроенные. Они и слышать не хотят про экскурсии в храмы. А есть — наоборот, способствуют этому.

Я стою на позиции комплексного подхода. У наших детей должно быть неразрывное сознание. Система. Она должна дать в совокупности ощущение причастности к этой земле, ответственности за неё. Поэтому нужно знать и как город основался, и как казаки пошли по Ангаре в Иркутск, и что они были людьми православными. Тут и песни, и подвиги, и службы. И вера, которая связана с историей Енисейска.

— А возрождение этой исторической памяти необходимо?

— Конечно. Но такие вещи должны идти снизу, от самого народа.

— ??

— Во всех городах, городках и сёлах есть подвижники. Кто-то их чудаками считает. В Мариинске, например, есть такой Юрий МИХАЙЛОВ. Два музея создал. Построил деревянные скульптуры в городе. С детьми работает. Это великий человек в масштабах Мариинска. Если в Енисейске подобные люди будут, их надо поддерживать. Но главное, чтобы они были. Уверен, что их не может не быть.

Ныне покойный ДОРОГОВ Николай Фёдорович, художник-любитель. Более 20 лет прожил в Енисейске, ходил и рисовал город. Оставил огромное наследие — зарисованный Енисейск.

Такие люди, как Дорогов, должны быть. Над ним, может быть, кто-то и подсмеивался. У него кардиостимулятор стоял. Сердце больное было. Больше двух килограммов поднимать было нельзя. Поэтому Николай Фёдорович с подрамником по городу ходил и зимой, и летом. А работал бухгалтером где-то. Если такие люди, как Дорогов, будут — всё будет нормально. А если нет — ничего не получится. Одной команды сверху мало.

О будущем фестиваля

— Вы говорили, что фестиваль «Спас на Енисее» — это возвращение журналистики к корням. Есть предложение на следующий год провести его не в Енисейске, а в другом месте, Минусинске, например.

— Однозначно лучше делать, чем не делать. Эту традицию надо переносить и на другие города. Через несколько лет Минусинску будем 200 лет отмечать. Должен быть большой праздник. Людям нужны праздники.

— Почему?

— В Сухобузимском районе проводится Масленица. Гостей приезжает видимо-невидимо. На десятки тысяч счёт идёт. Там нечто вроде сухого закона ввели, чтобы праздник в пьянку не превращать. Но люди и без этого едут. И в другие места поедут. С детьми поедут. Истосковались по исконному.

— Фестиваль можно привязать к какому-нибудь большому празднику. В первый день журналисты работают в своих локациях, знакомятся с историей, жителями города, района. Во второй — участвуют в массовом празднике, где много людей. Такой опыт уже был. Это пресс-туры, участие журналистов в празднике «Мир Сибири»...

— Опыт есть. И в других регионах, и в Красноярском крае. Поэтому фестивалю надо дать зелёный свет. Будем надеяться, почин принесёт свои плоды.

Светлана ХОРОШИЛОВА