Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2019 г.

Знакомьтесь: фасилитатор

В начале лета в Красноярск с четырьмя модулями обучения приезжала Наталья КАРПОВА — профессиональный фасилитатор и бизнес-тренер в Украине, Казахстане, России, Беларуси, член Международной ассоциации фасилитаторов (IAF). И даже если вы уже знаете, что этим словом обозначают людей, обеспечивающих успешную групповую коммуникацию, есть повод познакомиться.

Н. Карпова

Н. Карпова

Событие, которое организовала для красноярцев рекрутинговая компания «People», предполагало две ступени «посвящения» в тонкую сферу искусства коммуникации. Первая ступень — для всех. Здесь рассматривали тонкости сфокусированного диалога, нацеленного на результат: на планёрке, на переговорах, в магазине, с коллегами, с детьми. Вторая ступень уже была для стратегов: как увидеть перспективу компании, найти противоречия, выйти на долгосрочное планирование и целенаправленное осуществление.

Почти две недели проходило обучение руководителей, и график у Натальи Карповой был предельно плотный. Тем не менее она согласилась на встречу для нашей газеты. А обеспечивала содержательный диалог… тоже фасилитатор! Доцент кафедры управления человеческими ресурсами Института экономики, управления и природопользования СФУ, эксперт по работе с командами, практикующий коуч Елена РОНГОНЕН.

— Наташа, я, как и ты, уже 20 лет занимаюсь созданием команд в различных компаниях, стараюсь применять в своей практике лучшие инструменты и подходы. Скажи, чему учишь ты?

— Фасилитация — это профессионально организованные процесс и пространство для разных целей. Например, когда нескольким экспертам надо договориться, принять взаимоисключающее решение, когда людям в группе надо разрешить конфликт или когда надо придумать какую-то идею, которая ещё не существовала. А как понять: то, что у нас происходило, это фасилитация или нет? Ответ «происходило» — это когда каждый человек в группе принял решение как своё и готов взять на себя ответственность по воплощению этой идеи в жизнь. Я знаю, через какие этапы проходит группа, принимая решение, и как сделать так, чтобы этот путь был как можно более лёгким, результат был как можно более эффективным.

— Ты работаешь с очень разными организациями, и не только в России, скажи, с какими вызовами современного мира помогает справляться этот подход?

— Сейчас, чтобы быть актуальным и успешным, надо принимать вовремя нужные решения. И помогает их принимать как раз фасилитатор, организовывая процесс наилучшим образом. Многие организации проводят у себя стратегические сессии и принимают решения о том, куда и как двигаться дальше. Обычно раз в год лидирующие компании пересматривают и актуализируют свои планы и способы их достижения.

Или другой вариант — проекты. Когда проектов много, очень много, возникает вопрос: как людям распланировать своё время, чтобы успевать сделать всё? Как договориться, чтобы не оставалось белых пятен в проекте, не оставалось мест, за которые отвечают сразу все? Здесь тоже можно обращаться к нам с запросом.

В мире высокий уровень стресса из-за неопределённости и скорости, людям бывает сложно договориться, и решения затягиваются. Тоже случай для работы фасилитатора.

Или формат хакатонов, нынче популярный. Бывает, надо вырастить лидеров очень быстро, прокачать потенциал участников, дать им общее понимание.

Либо организация должна предоставить проект кому-то, и сделать это качественно и быстро, тут тоже поможет профессиональная фасилитация.

И так далее, я могу назвать множество вариантов. Все скрамы, аджайлы тоже выстроены с использованием фасилитационных техник.

Демократический стиль руководства, когда мнение сотрудников слушают, гораздо легче реализуется, если руководитель владеет навыками фасилитатора. Да и качество продукта или услуги, которую создаёт компания, сильно зависит от качества коммуникаций с сотрудниками.

— Может, тогда всех руководителей научить этому, если это просто навыки? Будет ли нужен тогда внешний организатор процесса?

— На самом деле профессия эта сложная, ей надо учиться — чтобы родилось мастерство, была лёгкость, чёткость. Если у нас обычное совещание, то его можно провести и самому. Но если задача сложная или новая, то эксперименты могут дорого обойтись организации.

— Согласна с тобой. Имея опыт проведения тренингов с 2003 года, проведения планёрок как руководитель больше 10 лет, я учусь фасилитации уже третий год. Кстати, как и почему люди приходят в профессию?

— Разные люди приходят. Тренер, выходя перед аудиторией, говорит: я знаю больше, чем вы, я здесь для того, чтобы вас научить. Фасилитатор — человек, умеющий и желающий снять корону. Потому что экспертиза-то у группы, а у меня только знания, как провести через процесс. Если человек любит свою корону, то он не фасилитатор. Если человек будет отстаивать своё мнение любой ценой, то ему тоже не сюда. Когда ты проводишь 50 сессий и видишь, что группа идёт совсем «не туда», но тебе хватает ума и выдержки промолчать, соблюдая процесс, а в конце оказывается, что группа сама нашла потрясающее решение, которое тебе и в голову не приходило — вот это и есть мастерство фасилитатора. И когда таких ситуаций много, ты понимаешь, что важно доверять мудрости людей, которые собрались в это время, в этом месте для решения этого вопроса. Это целая философия и технология. Обязательно надо уметь работать с групповой динамикой, понимать, что за процессы сейчас происходят внутри, уметь одинаково относиться ко всем участникам процесса. И, конечно, это ещё история про «работать самим собой».

— Я многим руководителям говорю, что их состояние первично, что из хорошего состояния принимаются хорошие решения, что настроение влияет на рабочие процессы, и обязательно надо научиться держать это во внимании…

— Всё так. В моём графике работы много перелётов, и я научилась помнить, что отдых четыре раза в год должен быть встроен в мой рабочий график, чтобы я могла быть тем, кем я хочу быть. Когда мы устаём, то первым сообщает об этом тело, и важно замечать это и научиться не фонить своим состоянием перед людьми.

— Кроме состояния у тебя всегда под рукой чудные инструменты: верёвочки цветные, ручки всякие, пушистики, карты трендов. Скажи, как серьёзные люди-директора на всё это реагируют? Для чего всё это?

— С помощью таких несерьёзных предметов запускается вариативность мышления, ассоциативные ряды придумываются, расслабляются умы и лица.

Ты же помнишь вот это: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»? А серьёзное лицо — это ещё не признак интеллекта.

— А с чем неприятно сталкиваться тебе в работе? Я слышала от тебя слово «фасипуляция»…

— Это когда заказчик хочет, чтобы я путём манипуляций его людям «продала» какую-то идею. Ни один уважающий себя фасилитатор на такое не пойдёт.

— Есть ли у тебя страшная история про фасилитацию?

— Есть два самых страшных кошмара. Первый — уборщица после первого дня работы группы выбросила все плакаты, так как решила, что это мусор (комнаты у нас всегда обклеены плакатами, графиками, схемами). И второй — потерялся багаж с приготовленными заранее материалами. Уж лучше пусть потеряется багаж с личными вещами. Все плакаты и маркеры беру с собой в ручную кладь.

— Что происходит и что не происходит, когда в организации внедряется фасилитационная культура?

— Есть такой эффект влюблённости в свою организацию, когда люди ощущают, что они тут услышаны, что для них есть место, у них появляется приверженность и желание внедрять то, что придумали они. Нет страха, что кто-то заметит, что ты — не идеальный, можешь ошибаться. На самом деле это нормально. Меньше внимания уделяется тому, чтобы произвести впечатление на босса.

Но надо понимать: чтобы культура прижилась, надо за ней ухаживать, поддерживать её, обращать внимание на то, что происходит, делать это в системе.

— Что может дать фасилитация образованию?

— Много чего. Например, на сегодняшний день система образования заточена на правильное решение. «Иванов, нашёл решение? Садись, пять!». И Иванов спокоен, ведь решение найдено. Но в мире есть много правильных решений. Находить и обсуждать разные, не цепляясь за придуманное именно тобой, восхищаться решениями, предложенными другими людьми, не бояться ошибиться, не прикрывать свои проколы — этому стоит учиться. В том числе тому, чтобы о твоих ошибках как можно быстрее узнавали и могли на них отреагировать, нейтрализуя последствия.

— Сегодня университеты конкурируют с другими формами обучения, а не только с университетами соседних городов и Москвы. Став востребованным профессионалом международного уровня, чтобы ты добавила в университеты?

— Университеты дают не только знания и умения, они дают определённое мышление, способы думать, гражданскую позицию. Поэтому, когда ты приходишь учиться, и тебе говорят, что тут есть единственное верное мнение — мнение профессора, то это вызывает сопротивление. В такой позиции нет уважения, нет равенства, а в возрасте бунтарства молодёжи важно быть услышанной.

Я бы добавила больше участия студентов в жизни университета, чтобы они могли влиять на то, каких преподавателей выбирать, какие курсы, какой должна быть столовая, как должен формироваться график обучения, какой дизайн должен быть в университете. Университет станет только более привлекательным, если добавить больше соуправления, сделать вуз живым и современным.

Ещё необходимо больше участия университетов в жизни города, связки с социальными проектами, с решениями о благоустройстве, о создании городских пространств. Молодёжь мобильна, это очень ценный человеческий капитал, который формирует будущее данного города. И университет, где собрана лучшая молодёжь, должен стать влиятельным в городе, быть центром профессиональных сообществ.

Елена РОНГОНЕН