Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2019 г.

Как раскрасить Красноярск

Этим летом по Красноярску гуляли уличные художники. Причём «уличные» как в прямом, так и в переносном смысле. Одни разрисовали стены домов в лесные узоры, другие устроили выставку-продажу картин под открытым небом, в сквере около памятника Пушкину. Современных творцов объединяет несколько качеств — свобода, ирония к себе и к миру, простота. Почему не всегда надо вкладывать в изображение глубокий смысл, когда граффити перестало быть андеграундом и сколько зарабатывают на стрит-арте? Поговорим о современном искусстве в городе.

Цвет, композиция и немного смысла

«Тук-тук-тук» — молодой спортивный парень в белой футболке трясёт баллончиком с краской. Через минуту он начнёт рисовать на стене, «взбивает» белый цвет, чтобы нанести первые штрихи. Рядом с ним девушка аккуратно раскладывает краски по цветам (тёмные отдельно от светлых), убирает дреды под косынку, достаёт из рюкзака бумажный эскиз будущего граффити. Добро пожаловать на фестиваль «Крась!» — 2019.

Я нахожусь в центре набережной, недалеко от парка им. Горького. У самой реки подпорная стена загрунтована, подготовлена для граффити-художников. Им от 20 до 30 лет. Стройные, стильные, увлечённые люди. У многих за плечами лёгкие рюкзаки, в руках пакет с пряниками и бутылка воды. Смеются, подкалывают друг друга, чувствуется, что им нравится рисовать и быть частью того, что здесь происходит.

Организаторы включают музыку, что-то неназойливое, но ритмичное. Уже через полчаса в воздухе витает запах краски. На белой грунтовке появляются лица, буквы, силуэты. Ребята очень много двигаются: чтобы нарисовать хотя бы вертикальную полосу, работает не только рука, но всё тело. Стена высотой около двух метров. Для художников специально принесли несколько стремянок, ими пользуются по очереди, передавая друг другу.

Наблюдаю за хрупкой девушкой в респираторе, она время от времени перестаёт рисовать, чтобы сделать зарядку для рук.

— Больше всего устаёт указательный палец, потому что им давишь на баллончик, чтобы краска пошла, но к этому привыкаешь. Можно и средним пальцем рисовать, сегодня я так и делаю, — улыбается Анна АРЬЯ (на фото внизу).

Она работает программистом, а граффити рисует только для удовольствия, специально избегая коммерческих проектов.

— Это дело для себя, а не для денег! Увлечение из детства: двоюродный брат рисовал граффити, и меня это так завораживало, что я поступила в классическую художественную школу, много занималась сама, читала. Познакомилась с ребятами, которые рисовали на стенах, запоминала, что они говорят, осваивала их фишки и придумывала свои. Вообще-то я не очень общительный человек, но увлечение граффити сильно расширяет круг твоих знакомых. Можно узнать очень разных людей, и они заранее будут хорошо к тебе относиться, потому что у вас есть общий интерес. Если едешь в другой город, всегда можно у кого-то остановиться, негласное граффити-комьюнити очень дружелюбное и хорошее.

Фестивальная работа Анны — амазонка, нарисованная на фоне реки и гор. Девушка-воин сражается за права женщин — таков художественный посыл.

— В Петербурге есть пространство, похожее на антикафе, где собираются девушки, и его пытаются «задавить». Мужчины приходят, мешают, хамят. Мне это не нравится, ведь есть мужские клубы, а когда женщины решили что-то своё открыть, им говорят «нет», — рассуждает художница.

Я иду вдоль участников и смотрю на их работы — цветочные узоры, яркие цвета, лица… Вспоминаю, что восемь лет назад уже писала материал про тех, кто рисует граффити. Тогда парни скрывали имена, рисовали преимущественно тёмными цветами, считали себя почти тайным обществом и гордились, что скрываются от полиции, ведь разрешение на «художества» на стенах никто не давал. Сегодня городские власти сами предложили организаторам фестиваля «Крась!» в качестве «холста» подпорную стену, пожалуй, в самом любимом месте красноярцев, на центральной набережной.

— Граффити давно уже не только вызов и протест. В художественных галереях, в рекламе, в книжных иллюстрациях — во все эти сферы оно проникло и широко используется. Рамки стёрлись, — отвечает моим размышлениям Дмитрий ВИГУЛЬ, куратор фестиваля «Крась!». — Если классическое граффити подразумевает только изображение своего никнейма разными крутыми шрифтами (никнейм — ненастоящее имя человека, которым он называет себя. Аналог псевдонима — прим. авт.), то сегодня на стенах рисуют и сюжеты, и узоры, и абстракцию… Причём, многие не закладывают глубокого смысла в свою работу, им просто нравится композиционное решение, сочетание цветов, в то же время у большинства ребят есть определённая идеология, стиль, понимание визуальной красоты.

С Дмитрием мы обсуждаем возможный доход от граффити. Интересно, что к уличным художникам обращаются с самыми разными заказами — разукрасить кроссовки, футболки, кружку (от 3000 рублей), оформить эксклюзивный интерьер в баре или офисе (от 5000 рублей за квадратный метр), крыло машины и даже ванную в обычной квартире! Заказчику хотелось, чтобы в его ванной были изображены рыбки и лиственные узоры наподобие водорослей. А ещё граффити по-прежнему романтично; бывает, что парень хочет поздравить девушку и разрисовать под её окнами асфальт, стоит арт-поздравление около 6000 тысяч рублей, но за такое берутся немногие: не хочется рисковать, во дворах много камер, а такие рисунки на асфальте, конечно, не согласованы с ТСЖ.

Иду дальше и останавливаюсь напротив рисунка-абстракции. Оранжевый фон, на нём сине-зелёные буквы… или не буквы? Немного похоже на клешни, капли… Описывать граффити — дело сложное, да и нужное ли? Спрашиваю у автора о смысле и слышу в ответ:

— Это красивое сочетание форм и цвета. Мне ещё нет и 30 лет, я не дошёл до того момента, когда надо писать аннотации к каждому своему произведению. Нахожусь в процессе понимания, что хочу делать и как. Думаю, что у тех, кто рано начинает задумываться о великих смыслах, получается ересь, — говорит художник Илья ТРОЕВ. Юрист по образованию, он работал в оргкомитете Универсиады–2019 и сейчас ищет новое место трудоустройства. Граффити увлёкся в детстве, сейчас это хобби, которое иногда приносит деньги, знакомства и путешествия.

— Однажды мне написали знакомые ребята из Новокузнецка — «Поехали в Германию на фестиваль граффити как хедлайнеры из Сибири?». Я поехал. Нам оплатили дорогу, жильё, мы много рисовали, смотрели города. Две недели подарили огромный опыт.

Сейчас стена у самого Енисея на набережной (ориентир — улица Диктатуры Пролетариата) похожа на галерею уличного искусства. Художники оставили свои работы, получился коллаж, который может рассказать многое о современных молодых людях: какие они, что думают, как понимают красоту. Любопытно прогуляться по маршруту «Крась!».

Лес на стенах

Фестиваль «Крась!» оставил ещё более крупный художественный след в Красноярске этим летом: на фасадах двух домов по улице Академика Вавилова появилась монументальная живопись. Большие, заметные издалека яркие работы, обе в природной тематике — «Сибирский лес», автор Александр ЯРОВИКОВ, и «Тайга» Дарьи АНОПРИКОВОЙ. (На момент подготовки материала композиция «Тайга» только создавалась, так что автор сосредоточился на «Сибирском лесе». Публичная презентация работ состоялась 4 сентября — прим. авт.)

39-й дом на Вавилова теперь называют «зданием с лосем». Издалека может показаться, что боковой фасад выложен мозаикой, но на самом деле картина нарисована баллончиками, просто в очень интересной технике. Если бегло взглянуть, кажется, что изображены только деревья, между которых выглядывает лось, потом, присмотревшись, вы замечаете ещё и птицу, потом листья, смотрите дальше — и уже видны облака, ветви рябины, горы… Автор Александр Яровиков нарисовал картину-коллаж, которую интересно разглядывать и разгадывать. А можно и просто любоваться.

— Это сплетение силуэтов с разными сюжетами внутри. Возникает некая условность пространства в изображении: с одной стороны, в «Сибирском лесу» очень много деталей, с другой — сохраняется целостность больших форм, — рассказывает о своём стиле автор. Александру 34 года, живёт в Красноярске, по образованию дизайнер, сейчас — коммерческий иллюстратор. Рисует рекламные проекты, в том числе для компаний Яндекс и Yota. Он победил в конкурсе эскизов, и «раскрашивать» фасад доверили ему. Если листать Инстаграм Александра, видишь, что он часто, много и очень по-разному рисует лес.

Было

Было

Стало

Стало

— Я увлёкся этой серией три года назад. Лес — это то, с чем каждый сибиряк может ассоциировать себя. Знаю, что многие продолжают жить в Красноярске, потому что рядом природа. Также сейчас все обращают внимание на экологические проблемы. Часто мы рассуждаем о нашем природном достоянии, но потребности, «больные вопросы» тайги игнорируем, не встаём на её защиту. В общем-то я поступал также: используя художественные образы леса, молчал о важном, — сожалеет Александр. По его тону, взгляду, манере говорить, чувствуется: автор — думающий, разумный, читающий. Спрашиваю про свободное время, про книги. Александр отвечает, что сейчас читает «Госпожу Бовари», которую дал ему друг, и смотрит много видео о дизайне, о современном искусстве.

— Чтобы что-то придумать, нужна насмотренность. Я нашёл художников, которые близки мне по тематике, они вдохновляют. Финские, канадские художники 30-40-х годов, советские художники 50-х. Они интересно работают с пространством, с иллюзорностью изображения и его языком. Получается эффект постоянной игры. В «Сибирском лесу» хотелось создать картину разных картин, чтобы где-то очень близко была изображена кора дерева, где-то пейзаж со Столбами.

Свою композицию Александр рисовал сверху вниз, его поднимали на подъёмнике на высоту пятого этажа, потом пользовался высокой передвижной лестницей. Ушло около 300 баллончиков с краской. Интересно, что обычно граффити на жилых зданиях вызывают много протестов, согласовать с жильцами их непросто, но в этом случае всё прошло гладко. Местные жители, ТСЖ, администрация и управление архитектуры довольно легко согласовали «природные» картины.

— Мне кажется, в городе проблема именно с периферийными районами. Центр Красноярска перенасыщен странными художественными вещами, думаю, его даже надо очищать, а вот микрорайоны — Северный, Зелёная роща, улица Вавилова… Там не хватает интересных фишек, а именно они создают настроение, как говорят сейчас, повышают траффик в районе. Это не то же самое, если просто покрасить стену новой краской.

«Пушка» выстрелила

Новое стихийное культурное событие в Красноярске — выставка-продажа картин «Пушка». Название навеяно местом — художники приносят свои картины в сквер на пересечении Мира и Кирова, рядом с памятником Пушкину и Гончаровой. Итак, летом каждое воскресенье на лавочках появлялись картины, гравюры, расписная посуда и довольно много вещей, на которых хочется остановить взгляд. А ещё задуматься о том, сколько разных людей живут в Красноярске. Кто-то пишет серию картин с голыми объёмными женщинами-венерами, кто-то рисует лису, которая выглядывает из-за листа, у других — абстрактные пейзажи в невероятных цветах, разрисованные спичечные коробки (50 рублей за штуку), гравюры со страшными лицами, портрет человека-паука, портрет пикачу, летящие, как будто живые, вороны… «Пушка» словно создана для того, чтобы прохожие узнали, что рядом с ними живёт довольно много художников со своим взглядом на мир, творческим стилем и языком.

Мы разговариваем с Александром ЗАКИРОВЫМ, художником, постоянным участником «Пушки». Он рассказывает, что продаётся совсем мало работ, но ребятам от этого не грустно. Они приходят не заработать, а говорить. Говорить о себе, говорить с единомышленниками, говорить для удовольствия.

— Здесь собирается разный молодняк художественного толка. Ограничений нет никаких, принести свои работы может кто угодно, — рассказывает Александр. — Прохожие смотрят, иногда задают вопросы, но вообще в Красноярске нет культуры покупки искусства, особенно неакадемического. На одной из первых «Пушек» за полчаса на картоне я написал этюд маслом, его сразу купила женщина, сказала — на даче повесит. Я заработал 150 рублей, потратил их на бургер и картошку. Некоторые ребята приносят старые работы на холстах и продают их по 1000 рублей. Это практически себестоимость, потому что только холст с грунтовкой стоит рублей 800. Так что, конечно, сюда приходят не ради денег, а чтобы побольше горожан увидели, что у нас есть искусство. Даже не купили, а просто увидели.

Александр работает в Музейном центре «Площадь Мира», ведёт просветительские экскурсии для тех, кто не может понять современного искусства. Ведь сегодня в музеях много работ, которые трудно назвать красивыми в классическом понимании. Часто посетителей раздражает, что они видят не прекрасное, а, например, страшное.

— Я провожу такие экскурсии с точки зрения обычного зрителя, который долго-долго разбирался, что-то понял и готов рассказать. Весь мир искусства существует по большому счёту сам для себя. В целом это нормально, обычные люди не понимают; а может, они и не должны? Но в Европе ситуация другая, там даже старшее поколение в курсе, что делают современные авторы. Там жители интересуются искусством, на это есть время и деньги. В России же долгое время были дела куда поважнее, и у нас искусство осталось элитарным.

Я пытаюсь объяснить нашим посетителям, что искусство давно может позволить себе не быть академическим. В XIX веке и ранее картины должны были восхищать, удивлять точной техникой, а в XX-м оказалось, что некрасивое и даже отталкивающее тоже имеет место быть. На данный момент искусство просто меняет эмоциональное состояние человека, то есть если вызвало раздражение, значит, уже сработало. Кроме того, есть темы, о которых невозможно сказать красиво. Если рисовать войну в стиле академизма, то это получится банальная картинка из учебника, поэтому люди переходят к экспрессионизму, как у Пикассо, когда всё кривое. Про революцию, аборты, смерть не поговорить красивым изобразительным языком. И это не провокация, а по-честному. Я стараюсь формировать некое толерантное отношение людей к искусству. Если висят непонятные картины и никто про них ничего не объясняет, это может быть оскорбительно со стороны музея. А если экскурсовод поясняет, то посетитель задумывается: может быть, действительно, не так всё просто?...

***

Этим летом по Красноярску гуляли уличные художники. Они рисовали, общались, делали наш город разнообразнее, неоднозначнее и интереснее. Это здорово, поэтому ещё раз перечислим адреса: посмотреть галерею граффити можно на левобережной набережной в районе улицы Диктатуры Пролетариата, монументальную роспись увидите на Вавилова, дома 39 и 42, выставка «Пушка» осенью переехала в популярный бар, но обещают, что в хорошую погоду будут снова на улице, для верности лучше следить за анонсами в группе ВКонтакте.

Александра МАРКЕВИЧ