Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2020 г.

Как зовут сестру гарпий

Интеллектуальные игры любят многие. Наверное, трудно найти того, кто ни разу не играл «с телевизором», причём был ну буквально в шаге от того, чтобы заполучить миллион… На самом деле, конечно, выйти в финал серьёзной игры очень сложно. О том, какие качества нужны для этого, как становятся профессиональными знатоками, мы поговорили с Александром БУЛАВЧУКОМ — самым известным красноярским игроком и организатором интеллектуальных битв, первым красноярцем, который стал финалистом «Своей игры», чемпионом множества турниров, а «в миру» — преподавателем Института экономики, управления и природопользования СФУ.

— Александр, с чего началось ваше увлечение интеллектуальными играми?

— С телевизора и началось. В моём детстве это, наверное, был единственный источник такой информации. Я смотрел всё подряд: «Брейн-ринг», который мне очень нравился, «Угадай мелодию», «Звёздный час», «Умники и умницы». Пытался отвечать на вопросы, подсчитывал свои результаты. Чуть позже появились трансляции краевого «Брейн-ринга», в котором играли красноярские школьники, тогда я начал думать, что тоже мог бы участвовать в нём.

В итоге уже студентом второго курса университета я попал в команду. Это было в 2001 году. С того времени и началась моя игровая карьера и важные игры я уже не пропускал.

— Как вам удаётся совмещать хобби и основную работу?

— Поначалу, когда я только участвовал в играх, это отнимало не слишком много времени, даже на хобби не тянуло. Так продолжалось, пока я не начал заниматься организацией. Уже аспирантом, примерно в 2005 году, я съездил в Санкт-Петербург со своей командой — и вернулся с решением стать организатором чемпионата университета. Основной интеллектуальной площадкой Красноярска является Краевая молодёжная библиотека на улице Пионерской правды. Там собирается наш краевой клуб интеллектуальной молодёжи.

Конечно, организация стала отнимать намного больше времени, чем просто участие в игре. Это сборы, командировки, подготовка вопросов, проведение мероприятий. Сейчас обычная практика клуба — игра каждую неделю. И это только одна площадка, есть и другие.

— В какие интеллектуальные игры играют красноярцы?

— В основном это два вида игр. «Брейн-ринг», с которого всё началось, и так называемое синхронное, или спортивное, «Что? Где? Когда?» — команды играют в разных городах, отвечая на одни и те же вопросы, а результаты сводятся в таблицу.

Кроме того, лет шесть назад в Красноярске появились квизы. Мы начали проводить такие игры в мае 2013 года в «Rock Jazz Cafe» на ул. Сурикова. Вскоре квизы запустили в «Облаках», они быстро стали популярными. На одну игру собиралось до 30 команд!

Кроме того, мы проводим мероприятия для учителей, школьников, в клуб регулярно обращаются различные организации — например, избирком, налоговая служба. Есть Кубок губернатора, фестиваль «Енисейская знать», работаем даже с Канской колонией для несовершеннолетних. Сам я занимаюсь и тренерской работой: «натаскиваю» студенческие команды. Есть и личные интересы, та же телевизионная «Своя игра». Играю в том числе в «Скайпе».

— Приносит ли деньги такое серьёзное хобби?

— В принципе, авторам вопросов или организаторам корпоративных игр платят, на этом можно зарабатывать. Но для таких целей лучше иметь фирму, заниматься этим бизнесом. Создавать спрос, а не ждать заказов.

— У вас нет мысли бросить университет и зарабатывать исключительно интеллектуальными играми?

— Нет. Игры — своего рода мода. Например, когда-то популярными были автоквесты. Затем появились квест-румы. Сейчас сохранилось и то, и другое, но оно уже не является настолько востребованным, как вначале. В общем, спрос существует, однако гарантировать стабильность такого дохода довольно сложно.

— Как вы считаете, чем был вызван всплеск популярности квизов? Почему люди так полюбили играть в загадки — и это в наше время, когда любую информацию можно загуглить?

— Интеллектуальная игра — это развлечение, а люди любят развлекаться. Плюс она помогает продемонстрировать свои сильные стороны. И когда у человека возникает возможность показать свои знания, опередить всех внутри какой-то группы, он повышает свою самооценку.

Кстати, опыт других стран показывает, что у нас популярность интеллектуальных игр пока намного ниже. На Западе очень распространены, например, паб-квизы, в Лондоне такие игры проводят чуть ли не все заведения. Люди ужинают и параллельно что-то отгадывают. Вопросы обычно несложные.

— А у нас, чтобы играть, нужны специальные тренировки? Вы говорили, что тренируете команды для «Что? Где? Когда?». Этому можно научить?

— Да, можно, на разных уровнях. И школьников, и студентов, и взрослых. Можно натренировать на игру по определённым правилам — правилам составления вопросов, построения суждений.

— То есть вы учите подопечных раскрывать секреты сочинителя вопросов, догадываться, что хотел сказать автор?

— Это тоже важно, но для начала надо понять, ради чего задаётся вопрос. Иногда это приходится долго объяснять команде. Тренировки на первой стадии — это погружение в свою среду, в конкретный тип вопросов. Знаете, что такое «Бинго»? Это когда ты отвечаешь на вопрос не потому, что знаешь ответ, а потому, что похожее попадалось тебе много раз, и ты опознаёшь это интуитивно. В общем, для начала требуется погрузиться в реалии игры, это касается любой из них. Каждая игра имеет свой сленг, речевые особенности, свои типы вопросов.

— Если я буду, допустим, постоянно смотреть «Свою игру» — смогу ли я научиться играть в неё?

— Телевизионные игры пишутся иначе. В них всё создаётся так, чтобы обычные зрители тоже могли «играть». У вопросов проще формулировки, они немного ближе к реальности, сопровождаются большим количеством иллюстративного материала. И, конечно, играть, сидя перед телевизором, намного легче: это исключает стрессовые факторы.

— Александр, вы человек широкой эрудиции и, вероятно, имеете неординарную память? Это главное качество для того, чтобы побеждать?

— Память у меня как раз не особенно хорошая, довольно избирательная. Запоминаю всё, что мне интересно, а остальное нужно зубрить. Вообще, в интеллектуальных играх ум важнее памяти. Если игра командная, то память игроков «суммируется»: один помнит одно, другой — другое. Важнее раскрутить вопрос, понять его предпосылки, найти подсказки. А это уже ум, интеллект. Хотя бывают ситуации, когда память пригождается.

— Гераклиту, кажется, приписывают фразу «Многознание уму не научает»…

— В игре многое зависит от общего уровня интеллекта команды. Если команда начинающая, багаж знаний у неё небольшой. Однако догадка, юмор, логика, умение строить версии часто важнее, чем чистые знания.

— Чем моложе поколение, тем меньше знаний, так?

— Среди интеллектуалов это не так. Играющие школьники год от года становятся сильнее. Основные ресурсы всё те же, книги и интернет, но в последние годы появились возможности слушать аудиокниги, смотреть любые научно-популярные фильмы — это хороший источник информации. А вообще, если говорить о школьниках, здесь ключевым фактором успеха будет раннее попадание в систему. Бывает, что дети играют лучше студентов с 5-летним стажем.

— Ваша дочь, насколько я знаю, среди таких школьников.

— Да, Анне играть нравилось с самого детства, хотя я не пытался специально увлекать её этим. В какой-то момент, классе в четвёртом, она предложила мне устроить игру для её одноклассников, и мы вместе сделали «Брейн-ринг» по литературе. Дочь подбирала вопросы, поскольку много читает. Потом я взялся тренировать школьную команду, где Анна была самой младшей. И сейчас, учась в девятом классе, играет вместе со взрослыми. В прошлом году она выиграла Первенство Сибири по «Своей игре». Для меня это самая значимая победа.

— Как вам удаётся добиваться того, что ваши дети много читают?

— Не знаю, можно ли вообще добиться этого. Я просто читаю сам, дома у нас много книг. Конечно, постоянно читали детям вслух. Кроме того, не давали им гаджеты, пока это было возможно. Если гаджет — единственный досуг человека с детства, интерес к книгам уже воспитать сложно.

— Вы сами находите время на чтение?

— Стараюсь читать каждый день, но не могу сказать, что получается много. Просто не успеваю. Делаю это в транспорте, в каких-то очередях. Выходит примерно по книге в неделю.

— Это художественная литература?

— В основном научно-популярная. Люблю науку с детства — физику, химию, математику, биологию. А среди художественных книг выбираю фантастику, детективы.

— Как вы придумываете вопросы? Перелистываете энциклопедии, выискиваете в интернете?

— Всё зависит от того, какие вопросы нужны. Например, для «Что? Где? Когда», в которой есть обсуждение и требуется минимум знаний и максимум логики, вопросы постепенно набираются сами. Ты, к примеру, узнаёшь какой-то факт, фиксируешь его и пытаешься преобразовать в вопрос. А если сочиняешь вопросы для «Своей игры», то обычно это определённая тема. Здесь нужны энциклопедии, «Википедия».

— «Википедии» можно доверять?

—Нет таких ресурсов, которым можно доверять на сто процентов. «Википедию» пишут люди, а люди порой ошибаются. И бумажные книги в этом смысле не исключение. Если факт вызывает подозрение, его нужно как следует проверить. Когда глубоко копаешь, найти ответ можно.

— Берёте ли вы вопрос в игру, если информацию всё же не удаётся проверить?

— Зависит от темы. Есть факты, которые можно подавать как сведения из непроверенных источников, говорить, мол, «по одной из версий…». Версия может быть забавной, бредовой, но довольно логичной. Но если факт описывает якобы настоящие реалии, а этого на самом деле не происходило, то строить на нём вопрос нельзя. К сожалению, такие ошибки совершают многие редакторы и авторы.

— Когда вы составляете вопросы, в каких областях знаний вам это больше всего интересно и лучше получается?

— Мне интересна биология, всё, что касается природы, животных, растений. Вопросы по химии, физике тоже встречаются — это связано с кругом моего чтения. И играю вопросы по этим темам я лучше, чем по другим.

— А в чём ваша слабая сторона?

— История, совершенно точно. Если литература ещё более-менее, кино я изучил, когда начал заниматься квизами, спортом увлекаюсь, а по музыке, в которой особо не разбираюсь, вопросов не так много, то история — целая проблема. Во-первых, у меня слабая база, а во-вторых, мне это не очень интересно. Из исторических книг запоминаю разве что забавные факты.

— Наверное, это связано с преподаванием истории в школе? Как вы, кстати, относитесь к современному образованию?

— Я могу сравнивать только своё образование и образование своих детей. Сам учился в деревенской школе, и у нас были, конечно, сильные педагоги по некоторым дисциплинам. Но, опять же, в плане обучения, а не формирования интереса к своим предметам. Например, меня никогда не интересовала география, но я её учил, потому что преподаватель был требовательным. Вообще, не могу сказать, что в школе мне привили интерес к какому-то предмету. И если сравнивать с уровнем современного преподавания, то сейчас он, на мой взгляд, выше. Стало больше возможностей для подачи материала, а у детей — возможностей получать дополнительные знания. Сильнее, мне кажется, и современные программы. В общем, у меня нет негативного отношения к нынешнему образованию.

— Если бы вы сейчас выбирали вуз, куда бы поступали?

— Наверное, сегодня бы я пошёл не на экономический, а на матфак. Сейчас занимаюсь математикой, изучаю программирование, узнаю много интересного для себя. Но не жалею, что окончил эконом, ведь саморазвиваться можно в любой сфере.

— Существуют ли для вас какие-то авторитеты в мире интеллектуальных игр, игроки, на которых вы ориентируетесь?

— Да, мне очень нравится Максим ПОТАШЁВ, знаток старой школы. Участники «Своей игры» Александр ЛИБЕР, Александр КОРОБЕЙНИКОВ, Максим РУССО. Они очень яркие и сильные игроки. Вообще можно долго перечислять.

— А в Красноярске есть соперники, достойные вас?

— Конечно. И за последние годы их прибавилось. Если раньше моя команда была объективно первой, а та, что занимала второе место, серьёзно отставала от неё, то сейчас в городе есть пара команд, которые могут нас обыгрывать. То же и в «индивидуальной гонке». Например, в этом году я не победил на чемпионате города.

— Может, поделитесь с нашими читателями самыми трудными вопросами?

— Хорошо, вот, например: «Роберт Менассе рассказывает такую историю: перед финальным матчем в Вене приглашённая группа людей допустила ошибку. Поэтому бежавший за несколько лет до этого из Венгрии Пушкаш весь матч проходил ошарашенным, и «Реал» проиграл. Ответьте как можно точнее, о какой ошибке идёт речь?».

Ещё один трудный вопрос: «В 2000 году в Англии было инициировано расследование из-за двух «Ваз с цветами». Для этого расследования ПЕРВОМУ и ВТОРОМУ пришлось сотрудничать. Назовите ПЕРВОГО и ВТОРОГО».

— А какими собственными вопросами вы гордитесь?

— Вот парочка из моего авторского турнира, которая понравилась и мне, и игрокам.

Первый: «Ждём финального ответа. Как зовут сестру гарпий?». Подсказка: на первый взгляд это вопрос на знание греческой мифологии. Но это не так.

Ещё один, это вопрос-дуплет — из двух частей. На каждую даётся по 30 секунд:

1. В деревне Березенки Калужской области две улицы. Как ни странно, одна из них называется ТАКОЙ. Какой?

2. Согласно базе адресов, в деревне Восточный Республики Башкортостан действительно есть ТАКАЯ улица. Как ни странно, на карте деревни ТАКОЙ улицы нет. Какой?

Подсказка: ответ на этот вопрос существует, и хочется думать, что он единственный (ответы см. в конце статьи — Т.А.).

— В какие игры вы любите играть больше всего и во что мечтаете сыграть?

— В основном я играю во «Что? Где? Когда?» и «Свою игру». Нравятся и та, и другая. Если говорить о телевизионных играх, смотрю только «Сто к одному». Очень необычная, и я бы с удовольствием провёл её сам. Но это требует большой подготовки.

— Кстати, игры собственного сочинения у вас есть?

— В процессе тренировок, бывает, придумывается что-нибудь интересное. Кроме того, когда я делал свой квиз, то не опирался ни на какой шаблон. Бывает, что сочиняешь что-то для компании друзей и знакомых. Например, вариант игры «Шляпа», когда надо объяснять слова. Я придумал для неё командный формат, когда один человек слушает, а трое объясняют, но так, что они могут сказать всего по одному слову. От этого зависит количество баллов. При правильном подборе слов получается живо и необычно, а в команде прокачиваются навыки взаимопонимания.

Голубая мечта, конечно, — придумать и запустить телевизионную игру. Но такие проекты можно делать только со спонсорами, потому что сами по себе они не дают отдачи. Большинство игр, которые идут на ТВ, — это купленные франшизы, когда-то активно раскрученные. В общем-то, интеллектуальных игр в эфире мало, они имеют ограниченную аудиторию.

— Если человек захочет поиграть по-настоящему, не с телевизором, как попасть в ваш клуб?

— Проще всего для начала поиграть в квиз. Посмотрите на сам процесс, понаблюдайте, как отвечать на вопросы, общаться с командой. Но можно и прийти в Красноярскую молодёжную библиотеку, присоединиться к какой-то из команд. Или просто посидеть и послушать. Игра проходит практически каждое воскресенье.

Кроме того, весной прошлого года я организовал клуб любителей «Своей игры» в Литературном музее, провожу там игры каждый четверг. Для участия нужна регистрация, и вот сегодня, например, она длилась всего 4 минуты — места быстро разобрали. Красноярцы хотят играть. В то же время интеллектуальных мероприятий в городе не так много. Практически ко всем из них я имею отношение: либо как ведущий, либо как организатор или тренер. Или участник.

— Если бы вы были мэром, то сделали бы что-нибудь для распространения интеллектуальных игр? Может, ввели бы обязательные шахматы в школах?

— Я не думаю, что интеллектуальные игры надо насильно внедрять в школьную практику. Если педагог заинтересован своим предметом, он может устроить игру для привлечения внимания к своей дисциплине. Игры легко адаптируются к школьным урокам, они позволяют детям развиваться.

Вообще у нас в городе поддерживают интеллектуальные игры. Вот чего действительно не хватает, так это помощи с выездами на турниры.

— О чём вы мечтаете как игрок — какая победа для вас особенно желанна?

— Мне бы хотелось вместе с командой сыграть в телевизионном «Что? Где? Когда?», но это очень сложно технически. Отбор идёт в несколько этапов, надо ездить в Москву. К тому же организаторы там больше ориентируются на молодёжь, и это правильно, а в нашей команде в основном люди за 30.

— Есть ли среди них известные красноярцы?

— Наверное, нет, но все они успешны в своих сферах. Команда сложилась лет десять назад.

Из целей, которые достижимы, я бы хотел выиграть какой-нибудь турнир в телевизионной «Своей игре». Уже доходил до финала, но был вторым.

— В чём разница между зарубежными играми и играми в России?

— За рубежом формат вопросов часто другой. Например, вопросы на логику не распространены. В основном — на знание. А у нас ещё Владимир ВОРОШИЛОВ в первых «Что? Где? Когда?» говорил: школьных знаний должно быть достаточно, чтобы ответить на все вопросы. Это только поначалу сложно, когда тебя просят ответить на то, чего ты совсем не знаешь — с опытом ответ находится даже на непостижимые вопросы.

ОТВЕТЫ

1. Оркестр исполнил «Интернационал». Комментарий: Приглашённый оркестр вместо гимна миланского «Интернационале» сыграл «Интернационал». Менассе утверждает, что был на стадионе, и эта история действительно произошла в финале Кубка чемпионов 1964 года.

2. Аукционный дом «Кристи», аукционный дом «Сотбис». Комментарий: Предприниматель и искусствовед Эли Сахаи подделал картину Гогена «Ваза с цветами» и продал её токийскому дилеру. В итоге подделка добралась до аукционного дома «Кристи» как раз к тому времени, когда Сахаи договорился с аукционным домом «Сотбис» о продаже оригинальной картины. Когда одна и та же картина была выставлена для аукциона в обоих домах, представители «Кристи» и «Сотбис» обратились к независимому эксперту, чтобы выяснить правду и наказать Сахаи.

3. Ирида (богиня радуги и сестра гарпий в мифологии). В самом вопросе семь слов, которые начинаются на те же буквы, что и цвета радуги (по аналогии с фразой «Каждый охотник желает знать…»).

4. Единственная. Существующая.

Татьяна АЛЁШИНА