Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2020 г.

«Одарёнными могут быть все»

Мечта любого родителя — школьник, который сам делает уроки, несёт из школы пятёрки, а с олимпиады — призы, легко поступает в вуз, с интересом учится. Руководитель департамента довузовской подготовки и нового набора СФУ Андрей ЛУЧЕНКОВ считает, что интеллектуальные способности — это не всегда то, что даётся с рождения: одарённость можно развить и «воспитать», если обеспечить ребёнку занятия в нужном месте и в нужное время. Чем занимается самый «детский» департамент университета, как меняются школьники во времена интернета и зажгут ли в Красноярске свой «Сириус» — в нашей сегодняшней беседе.

— Андрей Владимирович, кто такие одарённые дети? Кто сегодня подразумевается под этим определением — победители олимпиад? И как не проглядеть тех, кто под него не подпадает?

— Конечно, есть классическое определение о незаурядных способностях в любой сфере, искусстве, спорте. В наших программах мы говорим больше об интеллектуальной одарённости — в предметной, конструкторской, инженерной, изобретательской деятельности. Ребёнок проявляет в них способности, ему интересно заниматься этим. При этом, на мой взгляд, количество одарённых детей напрямую зависит от количества денег, которые мы готовы выделить из бюджетов различных уровней — городских, краевых, федеральных, родительских — на развитие детей, их дополнительное образование.

Если школьник занимается чем-то углублённо, успех придёт так или иначе, у него будут достижения. И чем больше появится таких мест для развития, чем больше компетентных взрослых мы сможем привлечь к созданию таких условий, тем больше будет одарённых детей. Я считаю, одарёнными могут быть все.

— У СФУ много возможностей выращивать и поддерживать одарённых школьников? Какие проекты реализует довузовский департамент сейчас?

— Механизмы работы с интеллектуально одарёнными детьми мы развиваем давно. В первую очередь наша работа — это олимпиады, соревнования в интеллектуальной сфере. Мы принимаем участие в самой известной и титулованной олимпиаде страны: всероссийской олимпиаде школьников, организуя её региональный этап совместно с краевым минобром. Этап проходит на нашей базе, университет обеспечивает проживание старшеклассников из районов края, а также несколько предметных направлений.

Кроме того, довузовский департамент проводит другие олимпиады, в том числе так называемые перечневые. Они входят в перечень федерального министерства образования, и победа в них даёт льготы при поступлении в университеты. Такой олимпиадой является наш «Бельчонок». Мы выступаем соорганизаторами олимпиады «Надежда энергетики» совместно с Московским энергетическим институтом, соорганизаторами «Северо-Восточной олимпиады» совместно с Северо-Восточным федеральным университетом. Занимаемся организацией мероприятия «Шаг в будущее» — это соревнование индивидуальных и групповых проектов. Школьники готовят проекты на актуальные темы, связанные с альтернативной энергетикой, возобновляемой энергией и прочими областями.

Департамент довузовской подготовки курирует олимпиады, которые проводят институты СФУ. Это уже мероприятия в стенах нашего университета. Большую работу по организации и подготовке содержательной части, то есть олимпиадных и конкурсных заданий, проводят наши университетские преподаватели.

— Сколько лет в университете проводится олимпиада «Бельчонок»?

— Около 10 лет. Но в перечень минобра она вошла в этом году во второй раз. Четыре года назад «Бельчонок» был перечневым по двум предметам, теперь по четырём: математике, информатике, физике, химии. Попасть в перечень непросто — решение о включении олимпиады в список принимает совет ректоров российских вузов. Ещё сложнее удержаться в перечне.

— Насколько я знаю, участвовать в «Бельчонке» могут чуть ли не первоклассники? И какие ещё проекты для детей существуют у департамента?

— «Бельчонок» изначально создавался с целью заполнить вакуум в интеллектуальных соревнованиях для младших школьников. Отсюда такое «невзрослое» название. Но постепенно из олимпиады для начальной школы «Бельчонок» вырос в олимпиаду для всех.

Наш департамент реализует для школьников ещё один интересный проект — научное пространство RAZOOM. Пока он действует в «мобильном формате» — мы принимаем участие во всех городских праздниках и интеллектуальных конкурсах.

Это популярно: показ научных фокусов, демонстрация экспериментов. Школьников такие вещи цепляют, и одарённые дети появляются в том числе благодаря таким площадкам.

Участники получают мотив к занятиям, находят их в различных структурах дополнительного образования, в том числе и у нас. Как следствие, многие становятся нашими абитуриентами, студентами.

У «Разума» есть канал в Инстаграме и ВКонтакте, где детям рассказывают и показывают много интересного, связанного с молекулярной биологией, химией, робототехникой и многим другим.

— «Разум», очевидно, предназначен для привлечения к науке школьников. А какие проекты для тех, кто уже проявляет способности?

— Это, например, физматшкола СФУ, которая действует с 2011 года. Проект реализуется совместно с правительством Красноярского края в лице министерства образования, главным управлением образования города Красноярска и изначально двумя, а теперь уже тремя муниципальными школами. Лицей № 7 и гимназия № 13 в проекте с самого начала, затем к ним присоединился лицей № 6. Физматшкола сейчас — это физико-математические классы, которые занимаются в один из учебных дней в университете. Мы планируем расширить масштабы этого проекта: физматшкола должна стать структурой внутри университета, которая работает со школьниками 10—11 классов, с перспективой дальнейшего роста — расширением числа предметов.

— В новом здании дети будут учиться постоянно?

— Да, будут учиться, а часть — даже проживать здесь. Суть проекта в том, чтобы собрать в физико-математический класс одарённых ребят из Красноярска, края и соседних регионов.

В этом плане мы уже сегодня ведём мобильную выездную деятельность с научно-просветительскими, агитационными и профориентационными целями. Выезжаем в соседние регионы и районы края, где проводим фестивали «Абитуриент». Показываем презентации, привозим студентов и преподавателей СФУ, которые рассказывают о наших условиях и отвечают на вопросы.

У Сибирского федерального университета один из лучших кампусов и хорошая материальная, лабораторная база. В год мы проводим около 20 таких фестивалей, в том числе в Хакасии, Бурятии, Тыве, Иркутской и Кемеровской областях, Забайкальском и Алтайском краях, а также в Казахстане и Кыргызстане. Сотрудничаем и с муниципалитетами края, которые приглашают нас на ярмарки профессий. Ведём работу и через интернет-каналы.

В результате каждый год к нам подают заявления абитуриенты более чем из 50 регионов России и из-за рубежа.

Кстати, ещё одно важное направление нашей работы — подготовка к экзаменам. Подготовительные курсы работают по широкому спектру предметов, университет предоставляет такое обучение как услугу.

Дважды в год в каникулы, осенние и весенние, департамент довузовской подготовки проводит День открытых дверей. Показываем и рассказываем, как многогранен наш университет: это и люди, и стены, и пространство для жизни. Помимо основной задачи – получения профессиональных навыков, студенты переживают здесь золотое время молодости, чтобы заниматься творчеством, физкультурой, создавать что-то новое.

— В 1980—90-е годы в университете, тогда ещё КГУ, действовала КЛШ — красноярская летняя школа, или «КаЛоШа». Сохранились ли её традиции в нынешнем образовании одарённых детей?

— Красноярская летняя школа в этом году будет отмечать своё 45-летие! Кстати, я был её директором с начала 1990-х до начала 2000-х. КЛШ существует и сейчас, и университет её поддерживает. В КЛШ сменилось несколько поколений. Те, кто был учениками летней школы, сегодня её директора, туда ездили их дети, а теперь уже внуки.

Занятия в КЛШ проходят весь год. Например, школьники с 8 по 11 класс приходят по воскресеньям решать задачи, проводятся зимние олимпиады, интеллектуальные турниры, собеседования со школьниками. КЛШ участвует и в краевых конкурсах, просвещает школьников от Минусинска до Дудинки. Те, кому интересно, могут зайти на сайт КЛШ и прочитать там о её активности.

КЛШ — это хороший пример работы с одарёнными детьми. Побывав в ней, школьник возвращается с высокой мотивацией к учёбе, тягой к знаниям. Но это палка о двух концах: он может и не найти себя в обычной школьной жизни и испытать разочарование.

— Занимается ли департамент работой с одарёнными детьми летом, какие у новых летних школ особенности?

— Да, у нас есть летняя академия «Бельчонок», куда мы приглашаем победителей олимпиад, которые проводим. Но это не копия КЛШ, мы ещё ищем свои форматы. Например, в прошлом году летний «Бельчонок» проходил в экспедиционном режиме. Все участники готовили свои проекты в течение смены, совершая две экспедиции: на юг к рукотворным историческим памятникам Хакасии, с визитом на Саяно-Шушенскую ГЭС, в Ергаки, и на север — в Лесосибирск, Енисейск, откуда теплоходом возвращались в Красноярск. В поездке дети занимались с преподавателями, и мне кажется, эти образовательные маршруты получились очень интересными.

А вообще мы стараемся каждый раз делать летнюю школу разной, и конкретный формат пока не проработан.

— Трудно ли набрать детей, желающих заниматься дополнительно помимо учёбы в школе или участвовать в олимпиадах?

— Знаете, нам всегда хочется большего. В первом этапе «Бельчонка» в этом году приняли участие 15 тысяч человек. Много это или мало для университета, в котором учатся 30 тысяч студентов? Но когда в мероприятии участвует меньше тысячи школьников, мы считаем, что это недобор. А насчёт трудно или нет… Наверное, если что-то не так, это наша недоработка.

Университет ведёт качественную подготовку по тем или иным предметам, наши школьники получают на ЕГЭ от 80 до 100 баллов. Но имея широкий выбор, они рассматривают для поступления не только наш университет — их притягивают вузы Москвы и Санкт-Петербурга. СФУ входит в двадцатку российских вузов и в тысячу лучших по международным рейтингам, но молодёжи важен столичный образ жизни — и многие уезжают. Кстати, с этой проблемой сталкивается не только наш университет, но и вузы Новосибирска, Томска, Казани.

В свою очередь мы стараемся предоставлять стобалльникам лучшие места в общежитии, им выплачиваются повышенные стипендии. Кроме того, в СФУ проходит конкурс «Самый умный абитуриент Сибири» с хорошими призами, главный из которых — зачисление.

— Меняется ли уровень подготовки школьников и вообще сами дети: они другие?

— Это вечный вопрос: уровень подготовки абитуриентов интересует всех. А поскольку наш департамент находится на некоем рубеже между школьным и вузовским образованием, случается сталкиваться с претензиями: мол, студенты ничего не знают, не умеют. А я отвечаю, что мы набираем школьников по результатам государственного экзамена, который является государственным мерилом качества. Набираем не самых последних, а лучших. Может, дело тогда не только в школьной программе, но и в программе вузов? В несоответствии ожиданий преподавателей и возможностей студентов.

Отвечая на вторую часть вашего вопроса, скажу: да, дети изменились. Они меняются вместе со способами получения информации и образования.

Взять ту же КЛШ: раньше она была одна, а сейчас таких школ десятки. Когда-то школьники занимались дистанционным образованием по книгам, отсылая ответы по почте, и это длилось месяцами. А сегодня всё можно сделать за один день, получить задание, решить его, отправить ответ. Выросли скорости, появились порталы с массой ресурсов, заданий ЕГЭ, примеров. С одной стороны, это хорошо. А с другой — любую задачу, которую вам могут задать, кто-то уже порешал, и легко найти ответ, не утруждая себя поиском самостоятельного решения.

Компьютеры и телефоны изменили нашу жизнь. Смартфон заменяет тома книг и словарей, и можно даже вопросы не писать — просто задавай их вслух и получай ответ. Конечно, в таких условиях дети другие, и работать с ними нужно по-другому. Как — вопрос пока открытый.

— Может, в этом помогут новые структуры: говорят, что при СФУ будет создано нечто вроде федерального образовательного центра «Сириус»?

— Это государственная задача для каждого региона: создать свой центр, который будет работать по аналогичным программам. Мы готовы включиться в такие проекты, знаем, как они работают. Наши специалисты побывали в «Сириусе» и получили методические материалы. По большей части это интеллектуальное пространство, хотя есть и пространства творчества и спорта. Мы прорабатывали эту тему в крае.

Но хочу отметить: если пока у нас нет такого центра, это не значит, что наши дети обделены. Это значит, что если он появится и в Красноярске, то всё будет сконцентрировано в одном месте. Как если бы из 10 школ сделали одну мегашколу.

И наши школьники, и наши программы представлены в федеральном «Сириусе». Ученики уезжают туда учиться, потом возвращаются, едут ещё раз, бывает, и по четвёртому разу.

В общем, я уверен, что свой «Сириус» в крае будет, и университет постарается сыграть в этом заметную, а может, даже ключевую роль.

— Андрей Владимирович, что нужно делать родителям, чтобы вырастить одарённого ребёнка?

— Я считаю, что с детства нужно отводить детей в «правильные места». Показывать им то, что может их заинтересовать. Если вы отведёте ребёнка на мотогонки, или в музей, или в студию рисования, то, скорее всего, он будет этим увлечён. Так и с любым другим занятием.

Старайтесь видеть мир с точки зрения детей. Если вы побывали где-то и сказали: «Фу, ерунда», то ребёнок будет думать так же, ведь вы самый близкий для него человек. Поэтому сознательно формируйте позитивное отношение к интеллектуальным или творческим занятиям — это залог успеха!

Исак ФРУМИН, когда-то директор экспериментальной гимназии «Универс», в книге «Тайны школы» рассказал о том, как однажды гулял с сыном по набережной и увидел на Енисее кораблик. «Смотри, парусник!» — сказал он мальчику, но тот продолжал рассматривать стекляшки под ногами. А потом отец понял, что сын просто не видит кораблика из-за высокого парапета, и взял его на руки. Чтобы увидеть что-то важное, надо смотреть на мир одними глазами с ребёнком.

Татьяна АЛЁШИНА
Фото Евгения ПУЗИНА