Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2020 г.

Гуманитарные науки в цифровую эпоху

Казалось бы, всего 5 лет назад как СФУ пригласил почитать в Красноярске лекции cпециалиста в области цифровых гуманитарных наук профессора Мелиссу ТЕРРАС из Университетского колледжа Лондонского университета. Потом СФУ инициировал объединение всех отечественных DH в сеть, и в 2016 году Российская ассоциация цифровых гуманитарных наук была создана. Председателем правления стала доцент кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях СФУ Марина Лаптева. А в сентябре нынешнего года Красноярск примет международный форум — Вторую конференцию Европейской ассоциации DH.


Как был пройден этот путь и почему именно СФУ в определённом смысле стал средоточием новейших направлений в гуманитарной сфере, расскажут Марина ЛАПТЕВА и Инна КИЖНЕР, старший преподаватель названной кафедры, член Правления Европейской ассоциации цифровых гуманитарных наук.

— Марина Анатольевна, на сайте Российской ассоциации цифровых гуманитарных наук сейчас 14 научных коллективов. Это все, кто в нашей стране занимается DigitalHumanities?

М.Л. На момент создания ассоциации эти коллективы были наиболее заметны и успешны в данной области. Прошло почти 5 лет, и наши ряды пополняются: на повестке дня вступление в ассоциацию Института востоковедения РАН (Москва) и Института научной информации по общественным наукам (Москва).

— Насколько отличается состояние DH на Западе и в России?

М.Л. Есть множество причин (исторических, экономических, социальных — которые не позволяют провести сравнение с позиции равных возможностей. Британская исследовательница Сьюзен ХОККИ предлагает начать историю DH с истории итальянского иезуитского священника отца Роберто Бузы, которого увлекла проблема создания Указателя, включающего все слов и примечания комментаторов в работах Фомы Аквинского, а это около одиннадцати миллионов слов на средневековой латыни. И случилось это в 1949 году. Решение вопроса отец Буза увидел в использовании новых технологий и отправился в США к исполнительному директору IBM Томасу Ватсону. На того произвел впечатление энтузиазм Роберто Бузы и он оказал ему всевозможную поддержку: была написана компьютерная программа, и до конца своей жизни отец Роберто создавал упомянутую базу. Так всё начиналось на Западе.

И.К. Действительно, Работа Роберто Бузы часто упоминается как важная веха в становлении цифровых гуманитарных наук. Однако каждая страна, географический регион или академическое направление может предложить своих отцов-основателей и символические вехи в истории.

В России часто упоминают фигуру Бориса Исааковича ЯРХО, который в1936 году закончил книгу «Методология точного литературоведения», или работы Якова Абрамовича ШЕРА в конце 1970-х годов, связанные с определением культурной эпохи по сочетанию визуальных признаков в коллекции сасанидских монет Государственного Эрмитажа. Разумеется, работа Юрия Михайловича ЛОТМАНА по применению структурных и формальных методов к анализу культуры в целом тоже часто упоминается, когда мы говорим о влиянии академических традиций на развитие цифровых гуманитарных наук в нашей стране.

Если количественные методы применялись в гуманитарных науках давно, то формальные методы связаны с достижениями Московского лингвистического кружка и влиянием этих идей на развитие структурализма в течение ХХ века. Знаменитый лингвист А.В. ГЛАДКИЙ называл ХХ век эпохой структурализма, когда чёткость, последовательность и строгость рассуждений вошли в гуманитарные науки.

М.Л. Как видим, лингвистическое направление в DH имеет вполне солидный возраст. Результаты гуманитарных исследований с применением информационных технологий оказались настолько убедительными, а сам процесс настолько захватывающим, что начали формироваться международные профессиональные сообщества. Ведущую роль в координации деятельности в области DH играет ADHO (The Alliance of Digital Humanities Organizations).

Сегодня DH представлено практически во всех ведущих университетах Великобритании, США, Нидерландов, Австралии, Канады.
Огромное влияние на развитие направления в России оказали инициативы математика Алексея Андреевича Ляпунова, направленные на создание исследовательских групп, работающих в области машинного перевода и компьютерной лингвистики в пятидесятые годы прошлого века.
В России первым институциональным объединением стала Ассоциация «История и компьютер», созданная под руководством Леонида Иосифовича БОРОДКИНА, профессором кафедры исторической информатики Московского государственного университета.

А вообще, мне понравился вопрос: DH как состояние. Наши состояния в привычной формулировке «Запад-Восток», конечно, отличаются исторически, организационно. Но мы идём одним путём — применение информационных технологий в гуманитарных исследованиях делает их результаты достоверными и убедительными. У нас разные представления о конечном результате, но мы единодушны в главном — уверенности в том, что гуманитарное знание не может и не должно оставаться на уровне индивидуальной рефлексии, а компьютерные технологии – вполне надежный инструмент для движения к истине.

— Что изменилось на сегодняшний момент: оформились основные направления, наибольшую эффективность показали определённые методы? Какова скорость изменений в этой сфере?

И.К. Часто говорят о том, что цифровые гуманитарные науки привязаны к анализу текста и поэтому связаны с филологическим направлением больше, чем, скажем с историей или искусствоведением, или культурологией. Действительно, текст проще размечать и кодировать, он разделён на дискретные единицы-слова. Можно научиться определять все географические названия в текстах, например, Жюля Верна и определить, какие части света интересовали широкую публику в конце ХIX века, а какие места на карте вызывали меньший интерес (здесь тоже есть свои сложности, связанные с названиями географических мест и точностью их отнесения к географическим координатам). Выделять элементы на картине, подсчитывать их частотность и взаимодействие до недавнего времени было намного сложнее.

Со словами проще работать, сведение сложного художественного произведения к нескольким параметрам вводной модели, оправдана эвристической радостью, которая вызвана тем, что мы можем объективировать хотя бы часть результатов, полученных при работе в гуманитарных науках, обнаружить объективный язык, с помощью которого можно сообщить найденное нами знание или доказательство гипотезы.

Спектр инструментов, который используется для доказательств и визуализаций в цифровых гуманитарных науках, достаточно велик. Подробнее об инструментах можно почитать в регулярном издании «Системный блокъ» vk.com/sysblok (свыше70 000 подписчиков) и специализированном ресурсе «The Programming Historian» programminghistorian.org Подробнее о методологии исследований и инструментах можно почитать в статьях журнала Digital Scholarship in the Humanities (Цифровые исследования в гуманитарных науках) academic.oup.com/dsh/advance-articles или Digital Humanities Quarterly digitalhumanities.org/dhq, услышать на регулярных конференциях Альянса организаций цифровых гуманитарных наук adho.org/conference или поучиться в летних университетских школах в разных точках мира.

— Всё же DH — это лишь инструмент или новый гуманитарный продукт? Оригинальная упаковка или новое знание?

М.Л. Нет однозначного ответа на этот вопрос. Попытки «выстроить» определение DH не прекращаются. Я приведу лишь два из них.
«За DH будущее гуманитарных наук, так как это объединенная сфера знаний, открытая для публики, диалога и сотрудничества. Она позволяет по-новому взглянуть на наши способы мышления и анализа общепринятых форм получения, хранения и распространения знания» (Джейд ДЭВИС, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл, США).

«DH — это признание факта, что творческие способности человека глубоко переплелись с техническими устройствами и средствами коммуникации» (Анастасия САЛЬТЕР, Университет Балтимора, США). Иными словами, это междисциплинарная область исследования и образовательной деятельности на стыке гуманитарных наук и информатики. Есть развитая методология, а главное, есть активное профессиональное сообщество, открытое, социально ориентированное, творческое. Можно спорить по поводу определения, но DH существует, развивается, активно внедряется в учебный процесс.

— В каких точках на карте мира происходят самые интересные цифровые события? Какие тренды сейчас в DigitalHumanities?

И.К. Сложно определить точную географию развития такого широкого междисциплинарного направления. В конце прошлого века исследования в нашей области развивались в США и Западной Европе, но темпы развития направления настолько велики, что в последнее время доля статей, которые направляются в журнал Digital Scholarship in the Humanities, скажем, из Ирана или Китая, является одной из самых высоких.

Цифровые гуманитарные науки во многом социальное предприятие, поэтому обеспечение доступа к данным, возможность хранения и каталогизации данных — один из самых важных устойчивых трендов. Это очень сложная задача не только с технической точкиз рения, но и с точки зрения возможностей познания. Выражаясь словами Питера РОБИНСОНА, канадского специалиста в области создания цифровых академических изданий, «ваш интерфейс — злейший враг любого другого исследователя». Это значит, что ваши способы категоризации фильтрации данных могут противоречить задачам, заданным для других исследовательских целей.

— На сайте Российской ассоциации пока в разработке раздел проектов. Что там появится первым? У каждой из 14 команд свой набор проектов либо есть сетевые?

М.Л. Нам бы хотелось, чтобы первыми появились сетевые проекты. Но пока с этим есть некоторые трудности.Наиболее реальным на данный момент представляется возможность комплексных исследований с использованием компьютерных технологий в рамках конкретного университета. Например, недавно издательство нашего университета совместно с лабораторией DH (
dh-lab.ru) закончило проект детской книжки с технологией дополненной реальности, который был анонсирован на Красноярской ярмарке книжной культуры.

— Кажется, наиболее зрелищными из DH–проектов являются виртуальные музеи. Много ли таких музеев и экскурсий появилось в мире ив России? Востребовано ли это?

М.Л. Понятие «виртуальный музей» в широком смысле имеет два значения: представительство реально существующего музея в интернете и виртуальный музей как ресурс, который хранит и выставляет на обозрение всех желающих коллекции произведений, материалов, находящихся исключительно в интернете.

Первое значение широко распространено по всему миру. Сегодня практически каждый известный музей имеет виртуальные туры по зданиям, обзоры экспонатов, виртуальные экскурсии по отдельным выставкам, то есть электронную версию реально существующего музея или его части. Интересен в этом плане проект «Google Arts& Culture», который стартовал в 2011 году. Здесь можно виртуально посетить самые известные музеи мира и памятники истории. Отличное качество фотопанорам позволяет рассмотреть объект детально.

В России, и в Красноярске в частности, практически каждый музей на своём сайте имеет виртуальные туры или виртуальные экскурсии. К счастью, пришло понимание того, о чём говорил Кеннет ХАДСОН, известный музеевед: чтобы выжить, музей должен быть современным. Директор национального музея этнологии в Лейдене Питер ПОТТ говорил о том, что проектировать музеи и руководить ими нужно так, чтобы удовлетворять запросы современных людей. И музеи меняются с приходом новых специалистов.

Во втором значении виртуальный музей не основывается на базе реального музея, но при этом имеет свою структуру, коллекцию экспонатов, которая может храниться во многих музеях мира. Главное здесь — то послание, которое нужно донести до людей. Тематика виртуальных музеев может быть очень разной — исторические (Hampson Virtual Museum — виртуальный археологический музей, Виртуальный музей ГУЛАГа), художественные (Виртуальный музей Канады, Еuropeana — электронная коллекция европейского искусства и книгопечатания, MOCA: Museum of Computer Art).

В 2014 г. Министерство культуры РФ выпустило «Технические рекомендации по созданию виртуальных музеев». В основном они относятся к представительствам реальных музеев в интернете, но их можно использовать и для создания виртуального музея, существующего исключительно в сети Интернет. По сути, такой виртуальный музей, музей-идея, музей-послание, имеет неиссякаемый образовательный и информационный ресурс, аккумулирующий историко-культурное наследие. В России потенциал такого музея недооценен. И это для нас дело ближайшего будущего, требующее особого специалиста — гуманитария-информатика.

Корпус дневников «Прожито» разрабатывается коллективом исследователей Европейского университета в Санкт-Петербурге. Дневники переводятся в машиночитаемую форму силами волонтёров.

Корпус дневников «Прожито» разрабатывается коллективом исследователей Европейского университета в Санкт-Петербурге. Дневники переводятся в машиночитаемую форму силами волонтёров.

— Для цифровой обработки, возможностей анализа, сопоставлений, выводов необходимы большие базы данных. Их оцифровка — это фундамент любых проектов? Два-три года назад ваша кафедра проводила исследование объёмов и темпов оцифровки музейных коллекций в России, они были невелики. Что-то поменялось за это время?

И.К. Иногда говорят (здесь стоит сослаться на выступление Алекса ГИЛЛА, исследователя из Университета Колумбии в Нью-Йорке), что в спектр работы цифровых гуманитарных наук входят три направления.

Первое — создание инфраструктуры, в том числе оцифровка, создание метаданных, разработка способов хранения и издания данных, способы лицензирования. Второе — обработка больших данных, в том числе создание инструментов для работы с ними и визуализация результатов анализа. Третье — популяризация гуманитарных исследований среди широкой публики, работа над такими проектами, которые представляли бы знания так, чтобы обычный человек понимал себя, своё место среди других людей, свою связь с идеями и представлениями предыдущих эпох.

Конечно, представление исторических данных в цифровом виде—необходимый первый шаг. Нельзя сказать, что масштабы оцифровки Музейного фонда в текущий момент невелики, как раз наоборот, на сайте Государственного каталога Музейного фонда РФ опубликовано около 20 миллионов изображений экспонатов или около трети Основного фонда российских музейных коллекций. Проблема заключается в том, что эти изображения нельзя или очень сложно лицензировать для повторного использования, они предназначены для учётных целей и не предполагают цели научных исследований.

Несмотря на это, появляются работы, которые показывают, что Государственный каталог МФ РФ можно использовать для решения ряда научных задач. Спектр этих задач не слишком широк, в том числе и из-за невозможности использования данных в других проектах.

— А что самое дорогостоящее в DH–проектах? И вообще, значимый проект обязательно предполагает большие вложения?

М.Л. Для качественного исполнения проекта необходимо хорошее оборудование, а оно дорогое. Кроме того, значимый проект – это слаженная работа целой междисциплинарной команды, свободно ориентирующейся в современных информационных технологиях, обладающей необходимым гуманитарным потенциалом. Самое ценное в таких проектах – люди, понимающие не только что они делают, но и для кого именно это делается.

— В работе с цифровыми объектами актуальна проблема цифрового канона. Для чего он нужен, кто его диктует и будет ли он зафиксирован в DH?

И.К. Печатный канон художественных произведений и произведений культуры начал претерпевать серьёзные изменения уже в конце ХХвека. Именно в это время Гарольд БЛУМ, известный американский литературовед, настаивал на том, что человеческая жизнь слишком коротка для того, чтобы растрачивать ее на те книги, которые не входят в, так называемый западный канон художественной литературы. В этой традиции считается, что потеря канона и представление о важности мультикультурализма приводит к потере эстетических и интеллектуальных стандартов.

С другой стороны, возможности создания такой инфраструктуры гуманитарных данных, где мы можем работать за пределами канона и обратить внимание на произведения культуры, менее известные широкому зрителю, особенно интересны молодым людям. Студентам часто хочется открыть новые художественные произведения и найти близкие им идеи в тех направлениях, которые не были известны их родителям и учителям.
По утверждению великого биолога Конрада ЛОРЕНЦА, в передаче культурного наследия некоторая степень свободы так же необходима, как и при биологических изменениях. Поэтому мы говорим не о фиксации цифрового канона, а о его расширении и приобретении возможности познакомиться с новыми идеями, произведениями, культурами. Те произведения, которые оцифрованы, опубликованы, предоставлены для повторного использования и оказываются быстро обнаружены при содействии мощных поисковых механизмов, влияют на скорость распространения идей и культур. В этом смысле в выигрыше оказываются те культуры, произведения которых чаще всего воспроизводятся и копируются в научных, образовательных и просветительских целях. Максимальный спектр данных и эффективные способы их обнаружения будут способствовать расширению цифрового канона. В противном случае большой объём данных, поддерживающий одну идею или одну культуру, вероятно, может усиливать сложившиеся предрассудки.

— Насколько сильна красноярская школа DH? Есть ли образовательные программы, специализация, сколько студентов выпускается, куда они идут работать?

М.Л. В контексте российской образовательной ситуации мы довольно сильны. Кафедра информационных технологий в креативных и культурных индустриях с 2006 годареализует образовательную программу уровня бакалавриата и с 2012 г. — программу магистратуры по направлению «Прикладная информатика в искусстве и гуманитарных науках».

Первый серьёзный результат по созданию законченного цифрового проекта относится к 2007 году и связан с разработкой мультимедийной программы «Музей-усадьба В.И.Сурикова в Красноярске. Экскурсия. Каталог. Галерея» (tube.sfu-kras.ru/video/374). Объектом информатизации стал родовой дом выдающегося русского художника Василия Ивановича Сурикова.Первый опыт определил основные направления, с которыми на протяжении последних десяти лет связана вся проектная работа кафедры: поиск оптимальных подходов дигитализации музейных коллекций и эргономичных решений по их представлению.

Последующие два года были связаны с апробацией указанныхпринципов и созданием цифровых ресурсов на CD-носителях: электронной энциклопедии «Этносы Сибири» (tube.sfu-kras.ru/video/373); мультимедийного образовательного ресурса «Суриков и его эпоха» (tube.sfu-kras.ru/video/375); электронного путеводителя по Красноярскому художественному музею им. В.И. Сурикова (tube.sfu-kras.ru/video/376) и др.

В 2009 году было принято решение о прекращении разработки цифровых ресурсов на локальных носителях в пользу сетевых. Первым крупным интернет-проектом стало создание web-представительства крупнейшего за Уралом музея изобразительных искусств — Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова.

В 2010 году коллектив кафедры приступил к решению ещё одной важной задачи: поиску способа представления утраченных историко-культурных архитектурных объектов с применением технологии трёхмерного моделирования. Объектами виртуальной 3D-реконструкции стали утраченные православные храмы города Енисейска – старейшего города Сибири, уникальная историческая застройка которого включена в предварительный список ЮНЕСКО.

Сотрудничество с Государственным Русским музеем и Государственным музеем «Эрмитаж» позволило адаптировать и внедрить технологию гигапанорамной фотосъёмки (gigapan.com/gigapans/87249). В 2010-2015 гг. были созданы цифровые копии в сверхвысоком разрешении масштабных произведений выдающихся русских живописцев («Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» Г. Чернецова; «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Репина; «Взятие снежного городка» В. Сурикова и др.), цифровые копии уникальных петроглифов Окуневской культуры.

Ещё одна актуальная технология визуализации — технология дополненной реальности (AR). Так, в 2014 году проект «Дополненная реальность: петроглифы Окуневской культуры» способствовал расширению традиционных возможностей музейной среды,созданию привлекательного образа уникальных артефактов — каменных изваяний и плит Окуневской культуры и Скифского времени, находящихся в открытом хранении Фондохранилища Государственного Эрмитажа.

Работают выпускники кафедры в учреждениях культуры, различных структурах, занимающихся разработкой мультимедийных продуктов, мобильных приложений, рекламой. Они находят себя в самых различных областях, связанных с информационными технологиями и гуманитарным знанием. Это объясняется междисциплинарным подходом в образовании, диалогичностью преподавания, совместной работой преподавателей и студентов над проектами.

— Есть немалые, наверное, противоречия в этой области. С одной стороны, это дело молодых, с другой — у молодых нет глубины и содержания, чтобы ставить интересную задачу. Или то, откуда человек пришёл в эту сферу: если он условно технарь — наверное, сможет предложить сложные ходы в решении какой-нибудь незамысловатой гуманитарной проблемы. А если человек гуманитарий — он может замахнуться на постановку глобальной проблемы — но упакует это в какие-нибудь бедные цифровые одежды. Понятно, что надо составлять междисциплинарные команды. А как это происходит на практике?

М.Л. А на практике так и происходит. И начать, наверное, стоит с состава кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях. Нынешний ректор СФУ М.В. Румянцев во времена заведования кафедрой сформировал междисциплинарный состав кафедры: информатики, филологи, искусствоведы, психологи. Это уже команда, но суть в том, что всех объединяло общее дело. В итоге каждая дипломная работа представляла собой законченный жизнеспособный проект. Никогда не было декларируемого разделения студентов на так называемых гуманитариев и технарей: потенциальные гуманитарии приходили учиться именно сюда, потому что осознавала необходимость использования информационных технологий, где бы они ни работали в будущем. А технари, в свою очередь, понимали, что «сначала было слово». Преподаватели кафедры всячески способствовали этому пониманию. В работе над проектом у каждого студента есть своя роль. Он понимает идею, цель проекта и делает в нём ту часть, которая ему больше удаётся, удерживая при этом сторону потенциального потребителя (а это очень даже гуманитарный подход!).

— И последнее: что станет ключевым на осеннем форуме?

М.Л. Сам факт того, что Европейская ассоциация цифровых гуманитарных наук приняла решение провести свою ежегодную конференцию в Красноярске, говорит о многом. По сути, это признание важности российских исследований и значимости реализованных проектов. Это включение российских учёных в европейское DH сообщество и выражение намерения двигаться дальше вместе.

Конференция Европейской ассоциации цифровых гуманитарных наук пройдет в рамках недели DH в Сибирском федеральном университете. Будут организованы мастер-классы, публичные лекции, семинары, круглые столы. Для гуманитариев университета это станет прекрасной возможностью обсудить новые направления в цифровой гуманитаристике, найти партнёров для реализации совместных проектов, увидеть, в каком направлении можно развиваться. Но знаете, как бывает с возможностями? Их просто надо не упустить.

СФ