Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2020 г.

Небываемое — бывает

Это было более чем триста лет назад. Русские тогда пробивались к Балтийскому морю и «воевали шведа». В мае 1703 года под командованием самого царя — капитана бомбардиров Петра Алексеевича и поручика Александра Меншикова 30 лодок с солдатами Преображенского и Семёновского лейб-гвардейских полков в устье реки Невы взяли на абордаж два шведских боевых пушечных корабля «Гедан» и «Астрильд», шедших в составе эскадры на помощь крепости Ниеншанц. Причём сам царь, «не щадя своей монаршей милости», одним из первых влетел на палубу «Астрели» с топором и гранатою в руках.

За этот бой Пётр I и Меншиков были награждены орденами Святого Андрея Первозванного. Вручал ордена первый кавалер этого ордена генерал-адмирал Головин после торжественного молебна в крепости Шлотбург. Всем же участникам боя — и офицерам, и солдатам — были вручены медали с надписью «Небываемое бывает». Под «небываемым» понималось, что совершено невозможное и против всех военных правил: пехотинцы на лодках с далеко не совершенным стрелковым оружием одержали победу над пушечными кораблями с отлично обученными экипажами.

Много подвигов, когда «небываемое бывает», знает история нашего Отечества. В год 75-летия Победы хочется напомнить о тех порой немыслимых примерах мужества и находчивости, дерзости и точнейшего расчёта, выносливости и презрения к опасности, что проявляли наши воины при защите Родины.

Нет в других армиях такого самопожертвования «за други своя», как у нас. Только советский солдат закрывал своим телом амбразуру дота; лётчик, расстреляв все патроны, шёл в лобовой таран; оставшийся у пушки единственный живой артиллерист работал за четверых; связист, сцепив зубами оборванный телефонный провод, восстанавливал связь ценой своей жизни. Наши деды-прадеды защищали свою землю, свои семьи, потому подвиг их был массовым. Каждый русский воин — в небе ли, на земле, на море — герой!

В небесах

У каждого вида авиации были свои критерии воинского мастерства. У бомбардировщиков главный показатель — точность попаданий во вражеские объекты.

Дальние бомбардировщики, бомбившие врага с большой высоты, в своих отчётах писали примерно так: «Задание выполнено. В районе цели наблюдали 8 больших очагов пожара и 3 сильных взрыва». А вот знаменитые «летающие парты» По-2, ставшие во время войны не только самолётами связи и санитарно-транспортными, а ещё и ночными ближними бомбардировщиками, фиксировали буквально ПРЯМЫЕ ПОПАДАНИЯ в такие «огромные» цели, как повозка с грузом; дымоход избы, приспособленной немцами под штаб; опора моста через речку; костёр, у которого греются арийские «сверхчеловеки». Бывшие аэроклубовцы на «руссфанер» и «бешеных кофемолках» (немецкие прозвища По-2) отличались снайперской точностью.

Пример из истории нашего родного 679-го ночного бомбардировочного авиаполка, сформированного в ноябре 1941 года из лётчиков и техников красноярского и черногорского аэроклубов Осоавиахима (то есть совсем не из кадровых военных):

«За период боевой работы авиаполка:

уничтожено 2 моста,

взорвано 29 складов ГСМ и боеприпасов,

подавлено 22 артиллерийских батареи, 56 отдельных огневых точек зенитной артиллерии,

уничтожено 6 железнодорожных эшелонов, 2 паровоза,

уничтожено 105 автомашин с личным составом и грузами,

разрушено 36 участков железнодорожного полотна,

уничтожено до 4-х батальонов пехоты на переднем крае,

прямых попаданий бомб в штабы, строения, склады — 125, в окопы, траншеи, дзоты — 140, в стоянки самолётов на аэродромах — 71».

С гордостью напомним, что 15 выпускников и лётчиков-инструкторов красноярского и черногорского аэроклубов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Трое из них — Анатолий ТИМОШЕНКО, Пётр РУБАНОВ (на фото слева) и Виктор БОГДАНОВ — начинали как раз в 679-м ночном бомбардировочном полку.

А. Тимошенко и В. Богданов

А. Тимошенко и В. Богданов

М. Мудров

М. Мудров

У истребителей главным показателем мастерства лётчика было количество сбитых в воздушном бою вражеских самолётов. За 15 сбитых самолётов противника лётчик-истребитель представлялся к званию Героя Советского Союза. Из наших земляков самым результативным был Михаил МУДРОВ. Уроженец с. Светлолобово Новосёловского района, выпускник красноярского аэроклуба, он успел окончить Батайскую военную авиашколу ещё до войны. На фронте с 22 июня 1941 года, из боёв не выходил. Трижды тяжело ранен в воздушных боях.

Из боевой характеристики на командира эскадрильи гвардии капитана Мудрова Михаила Ивановича от 15.01.1944 г.: «За время Великой Отечественной войны произвёл 326 боевых вылетов. В проведённых 73 воздушных боях лично сбил 28 самолётов противника и в группе 8 самолётов. В воздушных боях показал высокое мастерство, самоотверженность, мужество и отвагу. Все бои под его командованием проводились организованно и активно и при любом соотношении сил заканчивались победой».

27 января 1944 года командир эскадрильи гвардии капитан Мудров не вернулся с боевого задания. К этому времени личный счёт нашего земляка: 420 боевых вылетов, 30 лично сбитых вражеских самолётов и 8 в группе. По этим результатам он должен быть дважды Героем Советского Союза, а получил всего три ордена. По свидетельству боевых друзей в последнем бою Мудров сбил ещё два фашистских самолёта. Лётчик считался пропавшим без вести, что и стало причиной отказа в присвоении звания Героя Советского Союза, к которому его представили после гибели.

Ветераны-однополчане продолжали поиски своего командира много лет. Эти поиски увенчались успехом лишь спустя полвека. Выяснилось, что раненый лётчик сумел посадить самолёт на лёд пруда у г. Погребище Винницкой области. Потерявшего сознание лётчика доставили в госпиталь, где он скончался 29 января 1944 года.

Справедливость восторжествовала через 51 год после гибели лётчика: Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1995 года гвардии капитану Мудрову присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

И ещё два выдающихся факта, связанных с лётчиками транспортных полков Гражданского воздушного флота. Эти незаметные герои тоже делали великие дела: доставляли срочные приказы и донесения, от которых зависели фронтовые операции, спасали жизнь раненым, доставляя их с передовой в тыловые госпитали, работали по обеспечению партизанских отрядов, выбрасывали диверсантов и выполняли много не менее важных задач.

В ночь с 11 на 12 апреля 1944 года при возвращении из тыла врага лётчик Александр Петрович МАМКИН (на фото — во время одного из вылетов) на ДВУХМЕСТНОМ самолёте Р-5, оборудованном транспортными контейнерами, вывозил из партизанского отряда на «большую землю» 13 пассажиров: 10 малолетних детей, женщину и двух партизан . Самолёт был внезапно атакован и подожжён истребителем противника. Лётчик, объятый пламенем и горящий заживо, перетянул линию фронта и, теряя сознание, посадил горящую машину на озеро. Все были спасены, лётчик погиб от ожогов: ноги и руки сгорели до костей, залитое кровью лицо было стиснуто сгоревшим шлемофоном и очками. И в таком состоянии лётчик смог посадить самолёт и спасти детей. Каким надо быть, чтобы выдержать такое?

Один из вылетов Мамкина

Один из вылетов Мамкина

В 105 Гвардейском отдельном авиаполку произошёл случай, который через десятки лет стали считать легендой, хотя всё было на самом деле. При выполнении задания на самолёте По-2 гвардии старший лейтенант Иван Иванович КАШИРИН подвергся атаке истребителя Ме-109. Лётчик стал уходить от атак противника, «играя» на разнице скоростей, снижаясь до минимальной высоты, практически летая вдоль улиц расположенного внизу села и вокруг церкви на сельской площади. Смельчак искусно сужал круги вокруг церкви до тех пор, пока немецкий самолёт не врезался в храм. Когда Каширин доложил командиру полка о сбитом вражеском самолёте-истребителе, в ответ получил резонный вопрос: «Каким образом на невооружённом самолёте?». Иван Иванович в красках рассказал, как уворачивался от фашиста и как тот стал жертвой своего упорства. Наземные войска, ставшие свидетелем этого поистине «циркового» фокуса, подтвердили. Победу засчитали. Небываемое — бывает!

На земле

Речь пойдёт об известной в Красноярске семье Гриболевых. Кто бы мог подумать, что простой парнишка из деревни Верхний Танай, мечтавший стать железнодорожником и окончивший Боготольский железнодорожный техникум, в годы войны станет героем-танкистом, да ещё таким, что его подвиги войдут в историю как примеры военной хитрости и дерзости.

Окончив Сызранское танковое училище, ГРИБОЛЕВ на фронте с марта 1943 года. Молодой командир танка сразу влился в боевой строй и немцев лупил почём зря! Летом 1943 года на счету Гриболева уже 6 уничтоженных в танковых дуэлях вражеских танков, 2 пушки и 7 автомашин с пехотой. 7 июля 1943 года на Белгородском направлении командир танка младший лейтенант Гриболев в ожесточённом сражении уничтожил два вражеских танка и эвакуировал свой подбитый танк с поля боя. На груди молодого офицера засверкала первая боевая награда — орден Отечественной войны 1-й степени.

В декабре 1943 г. командир взвода 67-го гвардейского танкового полка 19-й гвардейской механизированной бригады гвардии лейтенант Гриболев получил задачу пройти через линию обороны немцев, занять город Казатин — крупнейший железнодорожный узел и удержать его до подхода наших войск. Через Казатин шла переброска немецких резервов в район Бердичев-Житомир-Шепетовка. Перерезать магистраль — значит лишить врага подкрепления.

В бою за Казатин Винницкой области 28 декабря 1943 г. Гриболев заменил выбывшего из строя командира роты и первым ворвался в город. Артиллерийская батарея на окраине, не успев дать залпа, была смята танками. Наши Т-34, ворвавшиеся в ночной город, крушили беспорядочно стрелявших фашистов, отрезали путь к бегству большой колонне автомашин и захватили станцию. За 3-4 часа 10 советских танков фактически захватили город в тылу фашистов. На улицах стояла брошенная техника — БТР, лёгкие танки, около 4000 автомашин.

Опомнившиеся немцы бросили на танкистов авиацию, но те перехитрили лётчиков: ломая стены домов, заводили танки в укрытия и ничем не выдавали своего присутствия. Отправленный на танкистов бронепоезд устранили необычным способом — разобрали рельсы с обеих сторон. Отбили атаку лёгких танков, захватили богатейшие склады с продовольствием, обмундированием и боеприпасами. Три дня танкисты держали город, пока не подошли основные силы. Рота уничтожила 4 танка, 5 САУ, колонну автомашин, повредила бронепоезд противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года Петру Филипповичу Гриболеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания службы в армии в 1958 году майор Гриболев вернулся в Красноярск, работал заместителем директора Красноярского шёлкового комбината, председателем городского ДОСААФ.

Дело отца продолжил сын Александр, ставший офицером. К сожалению, герой-отец пережил героя-сына. Капитан КГБ Александр Петрович Гриболев погиб 21 октября 1981 года, подорвавшись на мине при исполнении интернационального долга в Афганистане. Посмертно капитан Гриболев награждён орденом Красной Звезды. Вот такие отец и сын.

И на небе, и на земле

Поисковый отряд «Трасса» Военно-инженерного института СФУ много лет занимается увековечением памяти лётчиков, погибших на красноярской земле в годы войны. И вот, разбираясь с катастрофой экипажа самолёта А-20 «Бостон», погибшего в районе железнодорожного моста через Енисей, Борис Ермолаевич АНДЮСЕВ, общаясь с родственниками погибшего штурмана самолёта, нашего земляка сержанта Василия ЧИЖИКА, узнал трогательную историю этой семьи.

Из письма Веры Алексеевны, дочери брата Василия Чижика: «У его матери Веры Яковлевны Чижик было 18 детей, 13 из них воевало. Моего отца зовут Чижик Алексей Маркович, а дедушку Марк Миронович Чижик. Отец — родной брат Василия Марковича. Он тоже участник войны, был офицером в артиллерии. По рассказам папы знаю, что Фадей и Григорий были в санитарном поезде. Сергей сгорел в танке, похоронен в Белоруссии. Фото никого из братьев нет, они были староверами и фотографироваться было, по их мнению, плохим знаком. Моих братьев назвали в честь погибших — Василий и Сергей.

Нашей семье сообщено было, что Василий скончался от ран и похоронен в Красноярске. Честно говоря, я до сего времени не могу забыть всех своих ушедших родных. Они были добрыми, приветливыми».

Вот такая простая деревенская семья. Между прочим, староверы не берут в руки оружие, строгая вера не позволяет. Однако, когда над Родиной нависла опасность, ТРИНАДЦАТЬ мужчин из многодетной староверческой семьи взяли в руки оружие и ушли на фронт. Благодаря таким семьям и выстояли… Небываемое — бывает!

На море

Диксон. Крайний Север. Август 1942 года. Самый восточный бой Великой Отечественной войны.

25 августа в 13.17 команда ветерана Севморпути ледокольного парохода «А. Сибиряков» успевает сообщить на Диксон о том, что видит вражеский корабль, тем самым подняв по тревоге северное побережье. В 13.47 — радиограмма с «А. Сибирякова» о нападении немецкого крейсера «Адмирал Шеер». В 13.49 работа радиостанции парохода прекратилась… Корабль погибает, но не сдаётся. Немцы от взятых в плен оставшихся в живых моряков не получили никаких ответов на свои вопросы. И редчайший в те времена случай — после освобождения из плена моряки-сибиряковцы были награждены высокими правительственными наградами. Это ли не доказательство их стойкости?

Гибель «А. Сибирякова»

Гибель «А. Сибирякова»

Их радиограмма на Диксон сделала своё дело: предупреждён — значит вооружён. И вот немецкий военный крейсер подошёл к порту. На его пути встал корабль СКР-19.

Хроника боя в ночь с 26 на 27 августа 1942 года из «Боевого донесения» командира СКР-19 командиру Северного отряда боевых кораблей:

«01.25 сыграли боевую тревогу.

01.35 из-за мыса бухты Хатнен показался «Адмирал Шеер». Видимость в бухте у берегов 35-40 кабельтовых, туман, ветер 3-4 балла. Корабль начал отходить от стенки причала носом на немецкий линкор.

01.37.05 немецкий линкор открыл огонь по стоящим на рейде кораблям и причалу.

01.38 СКР-19 открыл огонь из носовых орудий и начал разворачиваться вправо.

01.39 открыла огонь по линкору береговая батарея лейтенанта Корнякова.

Линкор сосредоточил огонь на СКР-19.

01.41 получили попадание снарядами тяжёлого калибра в районе трюмов с левого борта. Отмечено попадание береговой батареи по юту линкора, где вспыхнул пожар. Отмечены попадания наших снарядов в районе фок-мачты линкора.

01.45 продолжая вести огонь и ложась на курс вест, получили несколько попаданий по левому борту, надстройкам, рангоуту, спардеку и мостику. На корабле есть убитые и раненые. В трюм начала поступать вода. Ставим дымзавесу.

01.48 линкор прекратил огонь и уходит в море».

СКР-19 — это ледокольный пароход «С. Дежнёв». Вовсе не военный корабль, ставший сторожевым (совсем как человек, призванный в военно-морской флот в начале войны, срочно вооружённый), «С. Дежнёв» фактически вызвал на себя огонь фашистского крейсера, чтобы спасти Диксон.

Как вели себя в этом бою моряки СКР-19, лучше рассказать языком сохранившегося в архиве документа:

«… помощник командира корабля старший лейтенант КРОТОВ Сергей Александрович, будучи дважды тяжело раненным, не оставил боевого поста и руководил боем, являясь примером для моряков.

…краснофлотец КАЦМАН Леонид Андреевич, наводчик 45-мм орудия, героически вёл себя в бою. Потеряв левую руку, плохо видя от крови, заливавшей лицо, добрался ползком и выбросил за борт свой загоревшийся рядом с пушкой боезапас, тем самым предотвратив взрыв.

…старший краснофлотец ВАСЕНИН Павел Алексеевич, потеряв левую руку, сделал ещё два выстрела одной правой рукой, пока не упал от потери крови на палубу.

Г. Тонунц

Г. Тонунц

…старший пулемётчик краснофлотец ТОНУНЦ Гурген Оганесович вёл себя героически. Заменил выбывших из строя на пушке № 4 снарядных и будучи тяжелораненым ползком подавал снаряды, пока его силой не унесли в лазарет».

23 минуты артиллерийской дуэли совсем не равнозначных кораблей. За 23 минуты боя моряки СКР-19 выпустили по врагу 116 снарядов. 76-мм и 45-мм снаряды СКР-19 против всей тяжёлой артиллерии немецкого крейсера (6 башенных орудий 283-мм калибра со снарядами весом 300 кг, 8 башенных 150-мм орудий). И победа была за СКР-19 и двумя 152-мм гаубицами лейтенанта Николая КОРНЯКОВА, которые находились на причале, снятые с позиций и подготовленные к погрузке на корабль. Артиллеристы смогли в кратчайшие сроки подготовить орудия к бою прямо на причале и точно выпустить несколько снарядов по вражескому кораблю, вызвав пожар (всего артиллеристами береговой батареи было выпущено 43 снаряда 152-мм). Огромный, с мощным вооружением немецкий крейсер, получив прямые попадания снарядов, закрылся дымзавесой и … вышел из боя! Второй его обстрел побережья и острова Конус не привёл к большим разрушениям. Вновь получив точные попадания от береговой артиллерии, командир немецкого крейсера ретировался в открытое море, отказался от своих планов и ушёл на запад. Небываемое — бывает!

И напоследок. Посмотрите в глаза тех, о ком написано здесь. Они такие же, как мы, только теперь уже в рядах «Бессмертного полка».

Вячеслав ФИЛИППОВ

P.S.

История семьи староверов так тронула автора, что Вячеслав Филиппов написал стихи. А на ГТРК решили сделать об этом документальный фильм.

Песня штурмана Чижика про не долетевших до фронта

Третий год как война,
А я всё не у дел.
Горя чаша полна,
Стыдно мне, что я цел.

Брат мой в танке сожжён,
А другой брат в плену.
Где же тот эшелон,
Что везёт на войну?

Отомстить мне за них
Крайне важно за всех.
Буду метко разить
Хоть убить — знаю — грех!

Буду с неба карать,
Год учили не зря!
Поскорей бы взлетать!
Нам на фронт уж пора!

Наше время пришло
Уходить в перелёт.
Шёл Бостон тяжело
Замыкающим взлёт.

Разворот над мостом
Лихо сделал пилот.
В воду, словно в бетон,
Врезался самолёт.

Юрка! Юрка! Что ж так?
Ты Бостон-то держи!!!
Не успели понять,
Как закончилась жизнь…

Мы хотели летать,
Мы хотели на фронт!
И героями стать
Также все вчетвером.

Не смогли долететь,
Не смогли отомстить.
Будем с неба смотреть,
Как вы будете жить.

И в какой-нибудь раз
Стоя у алтаря —
Помолитесь за нас,
Мы погибли не зря…

7.03.2020.