Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
июнь / 2020 г.

Время подумать, во что ты будешь верить

Меня зовут АНАСТАСИЯ АНДРОНОВА, мои ОКВЭДы говорят о том, что я — пострадавший от пандемии индивидуальный предприниматель. Причём «страдать» я буду ещё долго, ведь я организатор массовых мероприятий, которые возобновятся в самую последнюю очередь. Если же не концентрироваться на негативной стороне вопроса, то период самоизоляции подал и много новых идей. Ведь вокруг меня люди, которые не сдаются.

Из жизни молодых мам

Проект Mom's Bazaar появился в Красноярске пять лет назад, когда на слуху были только фестиваль «Зелёный» и проекты Каменки. Мы прошли путь от «активные мамы собрались и что-то делают» до компании, которую знает большой процент красноярских мам. Нам доверяют. Это то, что позволило во время карантина не закрыться. Хотя мысль закрыть ИП была у меня первой.

Анастасия в допандемийные времена

Анастасия в допандемийные времена

Семейные мероприятия начали пробуксовывать уже в начале марта. Последнее событие со стандартным планом продаж на 200 семей мы сделали 8 марта. Посетили его только 90 мам с детьми. Уже тогда опросы показывали, что люди боятся вирусов. А в группе российских организаторов событий творилась полная неразбериха — каждый день появлялись новые запреты, которые пока не касались Красноярска. В середине марта перенесли крупный питерский форум, куда я должна была лететь. Это стало отправной точкой понимания, что у нас скоро будет так же, и апрельские события нужно отменять. Первое, что я сделала, — перебронировала все даты. Площадок для массовых мероприятий в городе мало, нужно быть в числе тех, кто успеет их «урвать» во время снятия запретов.

Второе — несколько дней погрустила, с пристрастием посчитала варианты заработка, которые видела на тот момент. Урезала все расходы, но у меня обязательных платежей больше 30 тысяч рублей в месяц. Поэтому получалось не радужно. С другой стороны, именно это и подталкивало искать решения. Кредит и ипотека оформлены в разных банках, но ни один из них не предоставил каникулы или ещё какие-то послабления, программы поддержки предпринимателей на тот момент не было никакой. Даже под обещанные выплаты на детей 3-7 лет я не подходила. И тогда просто начала думать. Вообще, мне нравится фраза «В любой непонятной ситуации — думай». Так пришли в мою жизнь онлайн-конкурс чтецов (более 60 работ: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Красноярск и Красноярский край), рисунков (около 100 работ, дети рисовали Лимонадную деревню для завода Zelen), экскурсия, фестиваль и даже курс «Организатор событий».

Домнина Варвара, 5 лет

Домнина Варвара, 5 лет

К слову, в рекламу курса ещё до карантина я вложила почти все свободные деньги и запустила его, уйдя в значительный минус. Я выделяю три причины, почему так вышло: курс о мероприятиях, когда мероприятия запрещены, далеко не все готовы покупать. Первый бесплатный вебинар был плохого качества. И в целом аудитория достаточно узкая. Сейчас проще отучиться на таргетолога или smm-щика, чем подвергать себя рискам работать в офлайне. Но тем не менее я очень довольна запуском, хотя на обучении всего пять человек. Потому что, наконец, оцифровала все свои знания (более чем на 150 страниц текста), освоила ведение уроков онлайн, сделала базу для того, чтобы выпустить проект в жизнь, когда жизнь вернётся к привычному своему течению. А если бы не сделала сейчас, возможно, не нашла бы времени в последующей рутине.

Все остальные проекты имели больший успех. Но прибыль офлайна и онлайна отличается сейчас в несколько раз. Конечно, офлайн для фестивалей — это единственный полноценный вариант. Даже крупнейшие российские фестивали в онлайне не могут дать эмоций и атмосферы, которые дают живые мероприятия. У профессионалов деловых событий ситуация, судя по всему, лучше — доклады и презентации можно воспринимать в онлайне. Но тоже получается не у всех, а только у крупных профессионалов, которые и до карантина понимали, как работать в онлайне.

То, с чем я не могу смириться до сих пор, — это ответственность за команду. У меня много помощников на аутсорсе, у которых благодаря Mom's Bazaar до пандемии была хорошая возможность заработка. С приходом запретов из семи сотрудников зарплату продолжили получать только четверо, в очень урезанном объёме. Сама я, получив первую субсидию от государства (12130 рублей), потратила её на накопившийся долг за склад.

Маска с брендом

АННА БУТОВА, основатель бренда LilyAnn (шапки, косынки, трикотажное постельное белье), и ОЛЬГА САЖИНА, руководитель курсов кройки и шитья Itself

Анна и Ольга арендуют одну мастерскую на двоих, арендные каникулы или какие-то послабления им получить не удалось, но унывать никогда не было в их принципах. Оля предложила шить многоразовые трикотажные маски, у Ани были остатки красивой и качественной ткани — кусочки, из которых не сшить шапку или косынку. Хотя были и опасения, что продажу масок за 200 рублей воспримут как «наживу на беде». Но очень многие люди были благодарны, т.к. в аптеках масок на тот момент не было, да и многоразовые удобнее, экономичнее и экологичнее. Хвалили качество ткани и пошива, брали на всю семью. Сложно было найти резинки, потому что их буквально «сметали», а запасов ни у кого не оказалось.

Запускали рекламу в Инстаграме, расклеивали объявления по подъездам (смеются: перед этим засунули подальше свои дипломы эконома). Кроили и шили без выходных, с утра до вечера. Нагрузку не выдержала одна из машинок, хорошо, что их в работе было несколько.

А после — пришёл 1,5-месячный марафон на Wildberries: отправили партию масок, которая быстро разлетелась по всей стране, и девушки снова шили и паковали.

На Wildberries Анна решила выйти ещё в январе-феврале. Боялась больше года как нового, серьёзного и неизвестного для себя уровня. Хотела придумать продукт специально для выхода туда. И вот в январе попала в чат производителей одежды (небольших дизайнерских брендов), оттуда в чаты поставщиков Wildberries, за две недели перечитала многомесячные диалоги, и всё сложилось. Придумала продукт, подходящий под несколько критериев, — это детское постельное бельё. Для закупки рулонов ткани, оплаты дорогих сертификатов и регистрации товарного знака взяла кредит в начале февраля, тогда ещё ничто не предвещало беды, и до первых продаж на Wildberries планировала выплачивать кредит с продажи шапок. К концу марта, когда всё началось, уже была готова первая поставка, и с первого дня на сайте (6 апреля) пошли заказы простыней.

Это помогло продержаться в самый сложный период (апрель и половина мая), когда хватало только на еду, бензин и зарплату помощницам, которые шили простыни. «Справляться помогало лишь понимание, что только мои действия приведут к результату, — говорит Анна. — Если лежать и плакать, не будет вообще ничего. Ну и то выручило, что так вовремя, до эпидемии, я решилась на Wildberries. Получается, что этим я помогла ещё и другим, дав работу швеям».

У Оли параллельно развивались два других направления — онлайн- курсы и монетизация канала Яндекс.Дзен.

Ольга: «Онлайн начался три года назад с первого мастер-класса по пошиву свитшота. После было ещё несколько, тоже по трикотажу, и прошлой осенью начался новый виток видеокурсов: «Пальто-халат», «Трикотажная пижама» и «Джинсы». Очень рассчитывала на весенние продажи пальто, но COVID-19 сломал все планы. Ведь выбирать пальтовую ткань дистанционно достаточно сложно. Зато мои действующие ученицы легко согласились перейти на онлайн-формат. Уроки присылаю в записи, посмотрела на опыт Европы, где интернет начал «падать» раньше, чем в нашей стране, и решила не рисковать, выходя в прямые эфиры.

Что касается платформы Яндекс.Дзен — это также был эксперимент до карантина. В новогодние праздники решила завести канал курсов, выложила первую статью, потом вторую, несколько видео. И в начале марта случился перелом. Наверное, настроились алгоритмы показов, и за одну неделю канал вышел на монетизацию. Можно отправить заявку, и на ваш канал начнут прикреплять баннерную рекламу и за показы платить. Мелочь, а приятно. В первой декаде марта я выложила статью по пошиву маски, и она взлетела по просмотрам; жалко, что монетизацию одобрили чуть позже. А вот второй мастер-класс с видео принёс за один день около 350 рублей. Конечно, есть каналы, которые тысячами зарабатывают, но для узкой ниши и это неплохо. Особых сил не отнимает, а на вкусняшку доход можно потратить».

Как отмечает Оля, помогает справиться с кризисом не только чувство юмора, но и подруга-предприниматель: «Взаимно раскачиваем друг друга и не даём «сливать» бизнес-задумки». А Аня отмечает ещё успехи: «После первой недели продажи масок, кроме дикой усталости, было понимание, что мы заработали на аренду и еду, жить можно. И так неделя за неделей. Если виден результат работы — есть силы идти дальше».

Но были и потери. Анна Бутова: «Со слезами пришлось отказаться от занятий дочери в трёх кружках в апреле-мае. Они перевели всё в онлайн-формат, но я поняла, что восьми тысяч за все занятия у меня просто нет сейчас. Это было тяжело признать. Сады не работают, и моя дочка Лиля играла сама с собой, рисовала и читала, подбегая обняться и играла дальше. Ездила со мной на работу, а вечерами по городу на доставки масок и отгрузки коробок на склад Wildberries. Сидеть с ней было некому. Вечером говорила, что у мамы тяжёлая работа. Возможно, и хорошо, что уже в 5 лет ребёнок что-то понял о не всегда лёгком происхождении денег. В мае режим работы стал чуть легче, мы не каждый день ездим в офис, работаю дома, и это дочке нравится значительно больше».

Кофе заказывали?

ДАРЬЯ РАМАЗАШВИЛИ, учредитель и основатель кофейни «Чёрная дыра», директор по развитию

Первая кофейня «Чёрная дыра» открылась на Южном берегу в ноябре 2016 года. С самого начала Дарья занимается разработкой концепции, визуализацией и продвижением всех своих идей, созданием различных wow-продуктов, по которым кофейня в городе стала узнаваемой. Всё началось с уникального торгового предложения, темы космоса и кофе, объединённых в одно целое. Чёрный кофе в вашем кофе — это чёрная дыра, круги, которые затягивают.

«Мне очень нравятся wow-продукты, это сейчас одна из самых крутых технологий, которые должны быть у каждого бизнеса, — считает Дарья. — Они в нашей кофейне были с самого начала: космическая еда в тюбиках с завода, где производится настоящее космическое питание, затем космо-пакеты для смузи, термопакеты для кофе».

Пакеты для смузи с зип-замком найти было сложно, в итоге Дарья договорилась с заводом в Гонконге и через два месяца получила первую партию пакетов. Это была не тестовая закупка, а сразу большой объём, но предприниматель не прогадала — именно по такой упаковке их запоминали на крупных летних событиях.

В рука — термопакет

В рука — термопакет

Третьим wow-продуктом, который сыграл на карантине свою роль, стали термопакеты для кофе. Пока искала пакеты для смузи, Дарья многое узнала параллельно и об упаковке для горячих напитков. Упаковка не пропускает солнечные лучи, бережёт пакет от деформации, позволяет оставаться напитку горячим долгое время. Но если прозрачные пакеты для смузи всем сразу понравились и были понятны, то кофейные пакеты такого ажиотажа не вызвали, к ним больше вопросов: не видно, что внутри, не ясно, безопасно ли, может быть, меняется вкус, или это не полезно и т.д. Но упаковка начала окупать себя на крупных заказах и мероприятиях, например, когда нужно отдать за 20 минут 50 кофе, а стандартным способом изготовления за это время можно сделать только 10 кофе. Также на крупных фестивалях, где пакеты помогают избежать очереди. Кофе готовится и разливается в пакеты заранее, а на событии в него добавляют молоко и подогревают.

«Кризис не пришёл резко, — вспоминает Дарья. — Уже в январе начали задерживаться грузы из Китая и Гонконга. Это коснулось не только наших поставок. Мы завязаны на гостях — если у них есть финансовые трудности, то они сокращают покупки и походы в кафе. В марте существенно меньше люди стали ходить в кофейню. Но самым тяжёлым моментом за всё время карантина стало закрытие завода с молоком, который поставлял каждую неделю молочную продукцию из Вологды в Красноярск. Они просто перестали работать и отгружать товар. Не любое молоко для кофе можно использовать, оно очень сильно влияет на вкус. Мы подбираем обжарку кофе, его помол, тестируем вкус кофе с разным молоком. Поменять в кратчайшие сроки поставщика было проблематично, при том что закупать молоко нужно на месяц вперёд, чтобы сохранилась себестоимость кофе. Ввести доставку (новую для нас форму) было не так страшно, как временно перейти на другое молоко».

Доставку в «Чёрной дыре» ввели за один день, подключив ватсап-номер, где первое время Дарья сама общалась с клиентами, ориентировала по меню. Этот момент оказался очень важным, ведь он давал общение, которое прежде гости получали на кассе: например, какой кофе не сладкий, но с сиропом, какие зёрна выбрать для дома. Люди часто не читают меню, а хотят, чтобы им посоветовали.

Доставка стала возможной благодаря термопакетам, в которых кофе не остывает и не проливается (стаканы с кофе намного сложнее транспортировать, чем пакеты). Что показательно: почти все клиенты на доставке — это новые гости, потому что постоянные клиенты кофейни в большинстве своём забирали заказы навынос и до карантина, а не сидели с чашкой кофе за столиком, как это бывает в кафе. Повторность заказов очень высокая, также определился район, куда доставку заказывают чаще всего. Значит, после карантина можно задуматься об открытии новой кофейни в этом районе.

«Обычно доставку заказывают на компанию, — говорит Дарья, — а это стандартно суши или пицца. Сложно представить компанию, которая захочет кофе на 7-10 человек, ещё и поесть. Ценник будет другой. Средний чек в кофейне 230-300 рублей. А доставка у нас от 700 рублей. В целом кофе — это мимолётная потребность побыть в творческом состоянии или для кого-то в рабочем. Или для встречи, или почитать книгу. Это про удовольствие, но за него не все готовы платить от 700 рублей. Доставка поэтому в кофейную тему не очень вяжется, т.к. сложно сделать из этого поток».

Тем не менее «Чёрная дыра» в апреле делала по 30 доставок до обеда. Люди, которые живут далеко и не были раньше посетителями кофейни, заказывали завтраки, кофе, атмосферные сувениры, которые идут как сопутствующие товары. В первые недели карантина активно выбирали мягкие игрушки лисят в комплекте с напитками — в подарок, в поддержку, чтобы напомнить адресату, что чудеса есть, что после карантина все снова встретятся. Потом был День космонавтики, Пасха, на которые также много подарков отправлялось для друзей. Гости ассоциируют кофейню не только с напитками, но и с эмоциями, с подарками. Руководство этим фактом гордится.

Ещё один повод для радости — это сохранение всех рабочих мест. К летнему сезону в кофейню всегда берут двух новых сотрудников, обучают с февраля. И их удалось оставить, как и весь «старый» состав. Дарья отмечает, как здорово, что коллектив понимает, в чём миссия кофейни. Считает, что кризис — хорошее время задуматься о том, для чего ты и чем занимаешься.

Дарья: «Сейчас время придумать, как ты будешь действовать и во что ты будешь верить, и найти гармонию. Не печалиться, что всё не так, как хотелось и планировалось, не бороться. Нужно понять, что из тебя тянет силы, а что их даёт, нужно больше вдохновляться, много читать и смотреть. Нужно убирать то, что вгоняет в страх. Страхов и так много».

На самом деле предприниматель способен сделать правильные выводы для своего бизнеса, просто наблюдая и анализируя происходящее вокруг. Дарья: «В конце марта я собиралась неделю провести в Европе с семьёй. В Будапешт мы вылетали без особых проблем, но в Париж рейсы начали отменять, мы перенесли полёт, дозваниваясь несколько дней до авиаперевозчика. Было страшно, совсем не было туристов. В путешествии обычно ты видишь много радостных, получающих удовольствие людей. А тут их не было вообще, а если и были — то в масках и в очередях. Магазины закрыты, кафе работали до 15.00. Начали закрывать границы, нас в отеле осталось всего 20 человек, у всех были проблемы с вылетом. По прилёте мы оказались на карантине. Но это помогло понять, что в России будет точно так же. Хотя мои коллеги и даже муж (учредитель кофейни «Чёрная дыра») до последнего не верили, что такие жёсткие меры дойдут до Красноярска. Понимание дало мне возможность подумать, какие шаги предпринять в первую очередь. Именно поэтому мы так быстро смогли переориентироваться на доставку».

Анастасия АНДРОНОВА