Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
июнь / 2020 г.

Терапия культурой

Когда вирус уйдёт, врачей на передовой сменят люди культуры. Это и понятно: совершенствуя душу, искусство исцеляет и тело. Пока закрыты для посещения все культурные учреждения, но их пульс бьётся ровно. Доступными для потенциальных слушателей и зрителей стали многие события, о которых люди, возможно, раньше и не подозревали. В любое время можно выйти в интернет и, полистав страницы в соцсетях, найти для себя массу интересного.

Концертный сезон в режиме ЧС

Крупнейшая концертная организация Сибири — Красноярская краевая филармония в рамках интернет-проекта #Krasfil_home постаралась учесть интересы зрителей разных возрастов. Для детей читали сказки лекторы-музыковеды и актёры. Судя по количеству просмотров, по душе пользователям соцсетей пришлись и онлайн-трансляции различных концертных программ, и познавательный интернет-проект музыковеда Юлии ПОЗДНЯКОВОЙ «Музыкальный калейдоскоп». Любителям классической музыки филармония предложила цикл из семи лекций-бесед, посвящённых жизни и творчеству П.И. Чайковского, чьё 180-летие со дня рождения в мае нынешнего года отметил весь музыкальный мир. Лекции подготовил художественный руководитель и главный дирижёр Красноярского академического симфонического оркестра Владимир ЛАНДЕ. Маэстро поведал о двух уникальных композиторских приёмах Петра Ильича, об особенностях его музыкального языка и важном жизненном этапе, открывшем новое в симфоническом жанре; о трёх женщинах, сыгравших важную роль в жизни композитора, и даже о разных версиях причин смерти. Записи доступны в соцсетях и на youtube-канале филармонии.

ОТЗЫВЫ пользователей Facebook:

«Огромное спасибо, Маэстро! Очень интересно! Ждём продолжения с нетерпением! (Марина ТАРАСОВА)

«Очень, очень интересно! Спасибо, маэстро! Вы замечательный рассказчик!» (Ирина МАШУКОВА)

В общей сложности лекции Владимира Ланде о великом русском композиторе посмотрели более 21 тысячи пользователей социальных сетей. Почти 6 тысяч зрителей увидели в записи исполнение Красноярским симфоническим оркестром нежного и грациозного вальса из «Серенады для струнного оркестра» П.И. Чайковского.

— Жизнь Красноярской краевой филармонии не замирала ни на минуту. Мои коллеги в минимальные сроки инициировали и реализовали десятки цифровых проектов на самых различных онлайн-платформах, — рассказывает генеральный директор Красноярской филармонии Евгений СТОДУШНЫЙ (на фото). — Донесли до более чем 575 тысяч пользователей самые разноплановые творческие инициативы, поддерживая контакт публики с любимым местом культурного досуга. Не говоря уже об усилиях вечных «бойцов невидимого фронта» — инженерах и технарях, которые в условиях дефицита защитных средств обеспечивали соблюдение превентивных мер борьбы с вирусом, заботились об огромном комплексе зданий и высокотехнологичного оборудования, используя предоставленное время простоя с пользой.

— Евгений Васильевич, многие люди до сих пор пребывают в растерянности или даже в шоке от ситуации с covid-19 и вынужденной домашней «блокады». Как эта история коснулась лично вас, вашей семьи? Что помогало пережить самоизоляцию, справиться со стрессом? Или для вас это не было шоком?

— Ситуация с новой пандемией, на мой взгляд, стала личной историей для каждого человека на планете. Все три поколения нашей семьи подошли к принятию условий «блокады» максимально ответственно. Мы чётко понимали, что в первую очередь предпринимаем усилия не ради себя, а ради наиболее уязвимых членов общества и, разумеется, самих врачей.

Основной проблемой самоизоляции для нас стала наработка навыка разделять время, проведённое дома, на «условно рабочее» и «условно свободное». Обычно эта граница чётко ощущается, стоит тебе повесить свой деловой костюм в гардеробной по возвращении домой. В формате домашнего офиса было сложнее отпускать рабочие процессы, так как исчезли привычные ритуалы. Но ни у меня, ни у супруги рабочие задачи в период пандемии не уменьшились, просто теперь местом их решения стал один общий стол в гостиной, а не пространство наших кабинетов. А дальше всё по Станиславскому: есть «предлагаемые обстоятельства» — импровизируй.

— Расскажите о вашей личной истории приобретений и потерь: что поразило, напугало за это время?

— Удивило, как быстро могут адаптироваться к новым технологическим решениям даже самые большие консерваторы. При отсутствии выбора, разумеется. Мне кажется, это лишний раз подтверждает то, что в каждом человеке, независимо от возраста и опыта, всегда есть скрытый потенциал. Лично для себя увидел новую зону развития — дистанционное управление командой. Залогом эффективности своего стиля управления я всегда считал способность эмоционально вовлечь окружающих людей в необходимые процессы. Делать это через экран монитора оказалось сложнее.

— Что для вас показалось благом в этот период, увидели ли вы положительную сторону вынужденных ограничений? И что можно назвать «якорем спасения» в этой ситуации?

— Придерживаюсь мнения, что уход культуры в онлайн — это всё же временная мера. Уж точно я бы не стал называть её «якорем», скорее «соломинкой». Всё таинство общения зрителя с артистом основано на живом контакте в стенах концертного зала. Сейчас мы ждём именно того момента, когда сможем вновь лично приветствовать гостей филармонии во всех её залах.

— Опыт каких организаций культуры края в этот период показался вам интересным?

— Красноярская филармония — полноценный участник международной музыкальной жизни. Это обязывает нас ориентироваться на лучшие мировые практики, поэтому мы пристально следили за экспериментами коллег из Берлина, Вены и Нью-Йорка. Совместное онлайн-музицирование артистов в домашних условиях стало основным трендом в интернет-пространстве. В зависимости от эпидемиологической ситуации некоторые коллеги, например Берлинская филармония, могли позволить себе организовать трансляцию концертов из пустого зала. Особый интерес вызвали исследования в разных странах, которые моделируют работу оркестров в условиях сохранения социальной дистанции как среди слушателей, так и среди самих музыкантов.

— Перспективу сегодня сложно увидеть. Никто не скажет точно, когда жизнь и концертная деятельность вернутся в обычное русло. Но и не планировать нельзя. Ваше видение ситуации? Возможные пути выживания, выхода из кризиса?

— Планировать можно всегда. На этом тезисе строится вся политика организации концертного сезона нашей филармонии. Да, сейчас много приходится работать в стол. Продюсерский отдел прорабатывал план по возвращению к привычной музыкальной жизни и в апреле, и в мае, и в июне. Психологически тяжело совершать действия, не понимая, для чего делается работа, сможет ли кто-то воспользоваться результатом твоего труда. Вспомните миф о царе Сизифе.

Но всё, что наработано, позволяет нам быть готовыми оперативно обратиться к зрителям с нашим творческим «меню». В полумеры и новые формы я верю мало. Скорее предвижу постепенное снятие ограничений по количеству разрешённых гостей в зале: концерты для 100, 500, 1000 человек. В таких условиях мы всё равно способны предложить высококачественные музыкальные программы. В конце концов, современная симфоническая жизнь выросла из камерного музицирования. Поверьте, эпитет «грандиозный» будет уместен к любой камерной программе с участием таких солистов, как Владимир СПИВАКОВ, Денис МАЦУЕВ или Вадим РЕПИН.

— Знаменитый английский писатель Оскар Уайльд однажды сказал: «То, что представляется нам тяжкими испытаниями, иногда на самом деле — скрытое благо». Что помогла понять, осознать новая реальность вам как руководителю крупнейшей филармонии в регионе и просто как человеку?

— Главным личным опытом периода самоизоляции стала возможность чуть чаще отключаться от процесса постоянного развития, улучшения показателей и поиска новых творческих идей. Эпидемия доходчиво показала, что здоровье близких, возможность проводить с ними время являются теми самыми вечными ценностями, за которые стоит бороться, даже вынужденно ограничивая себя в привычной активности.

Театр, «заскучавший» на весь мир

Пустующие театры, музеи и культурные центры всей России присоединились к «скучающему» флешмобу, который запустил в социальных сетях во время пандемии один из старейших театров Сибири — Красноярский драматический театр имени А.С. Пушкина. На фотографиях сотрудники держат в руках картонные таблички с надписями «Никто не спорит с гардеробщицей», «Никто не просит плечики», «Никто не делает селфи» и т.д. После старта красноярцев началась цепная реакция. О «скучающем» флешмобе писали ведущие СМИ страны (НТВ, Культура-24, «Российская газета» и др.) и паблики об искусстве.

«Экскурсоводы, гардеробщики и другие сотрудники культурных учреждений размещают в интернете шуточные фотографии и пишут, чего и кого им не хватает в эти «домашние» дни» («Российская газета» от 03.04.2020).

К красноярскому театру присоединилась вся Россия — театры, музеи, библиотеки, коворкинги. Масштаб флешмоба вырос до неимоверных размеров. Зачинщики движения уже не успевают репостить всех участников на своих страницах в социальных сетях. Но самое главное — зрители оценили флешмоб положительными отзывами и признаниями в любви.

«Я люблю тебя, Пушка! Мне очень не хватает встреч с тобой. Каждый раз я волнуюсь, каждый раз предвкушаю, каждый раз переживаю и каждый раз восторгаюсь. Мне очень недостаёт этих эмоций. Большой привет всей труппе, всех люблю!» (Татьяна ЗУЕВА, ВКонтакте)

Гид в Стокгольме

Гид в Стокгольме

«Любимый мой театр (...), с каждым посещением я всё больше чувствую теплоту твоего приёма, с интересом и увлечением могу пересматривать многие спектакли, наблюдать, как одни актёры играют совершенно разные роли, и с нетерпением жду твоего приглашения!!! Когда ты гостеприимно откроешь свои двери для нас, любящих тебя зрителей?» (Юлия МАСЛЕННИКОВА, ВКонтакте)

— Для нас режим самоизоляции — очень странное состояние. Вопрос здесь даже не в доходах театра, а в творческом самочувствии. Артисту нужен зритель, ведь театральное искусство «живое» и основано на обмене энергией актёров с публикой, — говорит директор Красноярского драмтеатра им. А.С. Пушкина Пётр АНИКИН. — Однако любой кризис — это и время новых возможностей. Мы запустили в сети #скучающийфлешмоб, и он объединил культурные учреждения всей страны и привлёк интерес к нашему театру. Этот проект говорит о том, что даже в тяжёлое для нас время нужно сохранять связь со зрителями и показывать, как нам их не хватает.

На своём youtube-канале мы также запустили прямые трансляции записей спектаклей и творческих встреч театра, в Инстаграме проводим прямые эфиры с актёрами, где приглашаем зрителей в гости, а в ответ получаем заметный прирост аудитории в социальных сетях и благодарность подписчиков. Только так мы способны преодолеть все трудности и создать новую культурную реальность, для которой не существует стен, карантинов, изоляций.

В продолжение театральной темы — о проекте Красноярского театра кукол. Юные зрители охотно вступали в ДНК (детский ночной клуб), рисовали декорации и вырезали из бумаги персонажей для будущего спектакля. Встречи ребят с актёрами и подготовка премьеры проходили в формате Zoom-вечеринок.

«Скорая помощь» библиографа

Среди всех учреждений культуры, пожалуй, только крупные библиотеки оказались готовы к новым вызовам времени. Через личный кабинет на сайте или через мобильное приложение Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края обслуживает читателей в период пандемии онлайн.

— Наши пользователи в привычном режиме обращаются в виртуальные справочные службы «Библиограф online», «Скорая помощь библиографа-краеведа» и «Вопрос-ответ». Операторы служб, библиографы работают из дома, помогая составить списки литературы, найти фактографическую информацию, полные тексты в открытых ресурсах, — поясняет заведующая отделом библиотечных коммуникаций Юлия ШУБНИКОВА. — К примеру, за первый месяц изоляции только в одной службе «Библиограф online» выполнили 31 справку, в то время как среднемесячная цифра за три последних года существенно меньше — 25. Эта служба бесплатно выполняет запросы, связанные с поиском информации по общественным и гуманитарным наукам, естественным наукам (исключая вопросы по физико-математическим и химическим наукам), сельскому хозяйству и медицине в электронных каталогах и библиографических базах данных, в интернете. Тематика запросов самая разнообразная: «Обеспечение сестринского ухода при лейкозе», «Позитивная и негативная юридическая ответственность», «Образ Петербурга в литературе XIX века» и др. Необходимые читателям материалы в период изоляции библиотекари сканируют бесплатно и отправляют адресатам на электронную почту.

«ЮЛА» от Юдинки

Как сказал современный датский писатель Питер Хёг, нет никакого смысла обсуждать обстоятельства, которые нельзя изменить. Однако психологи уверены: если человеку удаётся изменить взгляд на обстоятельства, обстоятельства тоже начинают меняться.

Сотрудники красноярского Музея-усадьбы Г.В. Юдина в период самоизоляции на страницах соцсетей продолжали рассказывать своим виртуальным посетителям не только о семье сибирского библиофила и жизни русского купечества, но и о многих важных событиях XIX века в Сибири — например, о горькой судьбе декабристов, отбывавших ссылку в Енисейской губернии.

— Мы просто делали ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС всё, на что были способны, а не гадали, как сложатся обстоятельства, — рассказывает заведующая Музеем-усадьбой Г.В. Юдина Ольга Николаевна МИРОНОВА. — Кстати, на период пандемии пришёлся наш главный профессиональный праздник — Международный день музеев. Отметить его в этот раз было непросто, потому что нужны были фонды музея, какие-то материалы, воспоминания. Тем не менее мы провели онлайн-квиз и сделали доступными два фильма онлайн в течение Музейной ночи, которые в обычное время идут только в экспозиции музея. Один фильм — это экскурсия по музею-усадьбе от лица самого Геннадия Васильевича ЮДИНА (в роли библиофила — актёр театра Пушкина заслуженный артист России Виктор ЛОСЬЯНОВ). Вторая документальная лента — рассказ о жизни семьи декабриста Василия ДАВЫДОВА.

Многому во время удалённой работы приходилось учиться буквально на ходу. Наш экскурсовод Элла ЕФРЕМОВА стала выпускать небольшую интернет-газету «ЮЛА» для детей и родителей, где публиковались творческие задания, связанные с музеем, с его экспонатами, историей этого места. Ребята с удовольствием рисовали, раскрашивали, придумывали и отгадывали загадки. Кстати, видеосюжеты о музее в соцсетях и мини-газету «ЮЛА» я бы оставила в работе и после пандемии.

И ещё: наверное, это не мне решать, но было бы логично несколько дней в неделю некоторым нашим сотрудникам работать удалённо. Особенно это касается тех, кто занимается научными исследованиями. У меня было время убедиться, что в период самоизоляции они работали даже более продуктивно, потому что никто не отвлекал, и люди могли лучше сосредоточиться.

***

Конечно, можно ещё долго рассказывать об активностях краевых учреждений культуры в нестандартной ситуации. На самом деле весь этот период ещё надо осмыслить. Понять, что мы все пережили и вынесли из этого опыта.

Вера КИРИЧЕНКО