Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
июнь / 2020 г.

И кухни стали кабинетами

Второй семестр в этом учебном году оказался необычным и для преподавателей, и для студентов. С середины марта вузы страны изменили формат — стали работать в дистанционном режиме.

О том, как происходил переход на дистанционное обучение, посещали ли лекции студенты в пижамах и коты, и о многих других аспектах онлайн-образования рассказала Дарья УСТЮЖАНИНА, старший преподаватель кафедры журналистики и литературоведения Института филологии и языковой коммуникации СФУ.

— Дарья Александровна, был ли у вас ранее опыт проведения дистанционных занятий? Какие сервисы вы используете для организации учебного процесса?

— Полноценно на дистанционное обучение мы перешли в середине марта. До этого у меня уже был опыт создания дистанционного курса. Я делала его для магистрантов, они — люди занятые, поэтому занятия в университете посещают нерегулярно. Кроме того, ранее некоторые занятия я сопровождала электронными материалами, которые создавала, используя университетскую платформу е-курсы.

Так что, когда мы ушли в онлайн-формат, мне было с чего начинать. Теперь я использую несколько сервисов. Университетская система электронных курсов (е-курсы) позволяет публиковать учебные материалы, задавать и принимать различные задания, тесты. Она удобна для асинхронной связи. Для прямого общения я использую приложение для видеоконференций Zoom. На тех занятиях, где нужна какая-то активность, например на семинарах, помогают сервисы для совместной работы. Например, Гугл-документы или Гугл-презентации, сервис для тестирования Socrative, сервис для совместной работы Miro. Основным средством коммуникации со студентами стал ВКонтакте.

Дарья приняла участие во флешмобе театра имени А.С. Пушкина

Дарья приняла участие во флешмобе театра имени А.С. Пушкина

— Сложно ли было оборудовать рабочее место дома?

— Мне повезло: в нашей квартире есть отдельное помещение, где я могу работать. Оно уже было частично подготовлено, ведь преподаватели работают и дома. Его пришлось лишь немного реорганизовать.

Как выяснилось, дома есть только один ноутбук с нормально работающей веб-камерой. Для него пришлось найти такое расположение, чтобы за моей спиной был нормальный фон, чтобы уровень освещения был комфортным. Ноутбук стоит на кипе книг, так камера находится на удобном уровне. Рядом появился второй рабочий стол. Но, повторю, мне повезло, было где всё это устанавливать. Некоторым коллегам пришлось работать в менее комфортных условиях, у кого-то кабинетом стала кухня.

— Какие предметы вы вели в этом семестре, пришлось ли изменять обычное расписание занятий?

— На первом курсе я преподавала дисциплину «Профессиональный тренинг», на втором — «Журналистское мастерство», «Историю отечественной журналистики» и тоже «Профессиональный тренинг», на третьем — «Социологию журналистики».

В основном все преподаватели стремились сохранить существовавшее расписание. Мои онлайн-занятия проходили ровно в то же время, что и в аудиториях. Так было удобно всем. Если бы я начала двигать своё расписание, пришлось бы вступить в конфликт с коллегами. Когда возникали какие-то экстренные ситуации или была необходимость провести дополнительное занятие, договаривались со студентами об удобном времени. Но в целом жили по тому же распорядку, что и раньше.

— Изменилась ли посещаемость во время дистанционного обучения? И, в принципе, проверяете ли то, как студенты посещают ваши занятия, или считаете, что это зона их личной ответственности?

— Я удивилась тому, что посещаемость выросла, студентов на онлайн-занятиях было больше. Видимо, потому что ходить далеко не надо. Проснулся, включил смартфон — и ты на лекции.

Конечно, некоторые из тех студентов, что и раньше не часто ходили на занятия, и на самоизоляции продолжали пропускать их. Кого-то я так и не увидела с начала семестра. Но в целом посещаемость во время дистанционного обучения была хорошей.

В начале занятий я делала перекличку, отмечала присутствующих в журнале. Так старалась сохранить элементы прежней жизни.

— Успеваемость во время самоизоляции выросла? Насколько трудно студентам соблюдать самодисциплину, когда они занимаются дома?

— Всё зависит от того, кем ты был всегда. Если ребята ответственно относились к учебному процессу, то и продолжают это делать. Если привыкли не заниматься, а потом неожиданно обнаружить, что наступила сессия, то так себя и ведут.

В дистанционном образовании преподавателю важно установить дедлайн. Это и в традиционном формате важно, но сейчас — особенно. Иногда я снижала оценки тем, кто не соблюдал установленные сроки сдачи. Или вовсе не принимала работы. Это дисциплинировало ребят.

— Когда студенты учатся дистанционно, им проще пользоваться шпаргалками, списывать ответы во время тестирований?

— Контроль знаний — одна из самых сложных тем в дистанционном обучении. Когда студенты проходят тест в аудитории, гораздо проще следить за тем, списывают они или нет. В онлайн-формате мы, преподаватели, должны искать какие-то решения.

Первый вариант — совсем отказаться от традиционной формы проверки, потому что сложно уследить за всем, что происходит по ту сторону экрана. Даже если у всех студентов включены камеры. Можно заменять тесты какими-то кейсами, исследовательскими работами, эссе, в которых ребята также демонстрируют свои знания, при этом показывая что-то оригинальное. Часто я так и поступала.

Второй вариант — использование технологических решений. Разработаны системы прокторинга — это специальные приложения, которые отслеживают, что происходит в помещении, где студент выполняет контрольное задание. Например, сдаёт экзамен. Система контролирует всё: любое движение в комнате, посторонние звуки и так далее. Но преподаватель в одиночку не сможет позволить себе установку такой системы. Некоторые вузы приобретают эти приложения.

— Случались ли во время онлайн-занятий какие-то курьёзные ситуации? Студенты «приходили» в пижамах, показывали своих домашних питомцев?

— Первую пару недель мы все — и студенты, и преподаватели — переживали радость дистанта. Не только смотрели друг на друга, но и разглядывали, что же там у нас за спиной. Перезнакомились со всеми кошечками и собачками. В образовательном процессе принимали участие младшие братья и сёстры, которые прыгали на заднем фоне… Потом немного успокоились.

Студенты «приходили» на занятия в разной форме одежды. Кто-то стремился сохранить цивилизованный вид, другие не обращали на это внимания, в домашних футболках в семинарах участвовали. Случались и курьёзы. Например, забывали выключить микрофон, и обнаруживалось, что на лекции учащийся играет в компьютерную игру.

Иногда приходилось делать замечания. Но, в принципе, студенты — взрослые люди. Они понимают, что идёт образовательный процесс, нужно как минимум производить впечатление людей, вовлечённых в него.

— Как университет готовился к проведению сессии? И как вы принимаете зачёты и экзамены у ребят?

— В СФУ разработана подробная инструкция, в которой прописан довольно широкий перечень возможностей для проведения экзаменов и зачётов. Что касается моих дисциплин, среди них много практических, поэтому зачёты и экзамены я могу принимать в форме защиты какого-либо итогового проекта. Например, портфолио, состоящего из текстов студентов, или аналитического материала по результатам проведённого социологического исследования.

Безусловно, некоторые дисциплины всё равно требуют собеседования. Но всё-таки я старалась по возможности максимально заменить форматы с билетами на другие задания. Так студенты могут проявить свои знания на практике, и у них меньше возможностей списать ответы.

— Вы будете принимать участие в итоговой аттестации выпускников?

— Нет, я не вхожу в состав комиссии, но знаю, как аттестация будет проходить в этом году. В нашем институте госэкзамены отменили, оставили только защиту диплома. Она также будет проходить дистанционно, в режиме видеоконференции. Технологию отработали во время защиты курсовых работ.

— Назовите плюсы и минусы дистанционного обучения, которые вы почувствовали на своём опыте.

— Не буду оригинальна: непросто на протяжении нескольких месяцев разговаривать с людьми, которые существуют исключительно в форме квадратиков на экране. Очень не хватает реального взаимодействия, возможности находиться в одном физическом пространстве.

В онлайн-формате сложнее заниматься совместными разработками каких-либо проектов, проводить мозговые штурмы. Общее пространство больше стимулирует к такой деятельности, чем онлайн, когда каждый прячется за своим экраном.

Безусловно, есть ситуации, когда дистанционное обучение выручает. Удобен формат онлайн-консультации, тогда студенту и преподавателю не нужно приезжать в университет, например, ради пятнадцати минут общения по курсовой работе. Гораздо удобнее в таком случае встречаться онлайн.

В дистанционном режиме несложно проводить какие-то формы практических занятий. Я занимаюсь со студентами-журналистами, часто мы читаем и обсуждаем какие-то тексты, материалы. Это можно делать как в аудитории, так и в формате онлайн-конференции.

Но всё-таки лекции проще проводить в аудитории, тогда ты не чувствуешь себя радиопередатчиком. И студентов легче вовлечь в процесс, когда они находятся с тобой в одном физическом пространстве. В образовании много составляющих, которые требуют совместного присутствия в одном месте. И студентам эмоционально тяжело оттого, что они лишены личного общения.

— Сегодня много спорят о том, нужно ли оставить дистанционный формат для системы образования и после завершения периода самоизоляции. Как вы относитесь к этой идее?

— Если в целом говорить о системе высшего образования, я не являюсь сторонником идеи полностью заменить аудиторные занятия онлайновыми. Мне кажется, дистанционный формат удобен, когда есть конкретная образовательная ситуация: в ограниченный срок требуется пройти необходимый курс. Но если речь идёт о продолжительном процессе — четыре года бакалавриата плюс два года в магистратуре, заниматься дистанционно тяжело. С разных точек зрения — и организационной, и технологической, и психологической. Ведь вуз — это не только занятия, это общество, люди, место, среда. Дистанционное образование лишает многого, что также является частью университета.

Да, сегодня есть исследования, которые показывают, что дистанционные формы могут быть эффективными. Возможно, когда мы вернёмся в университет, будем чаще использовать смешанные модели образования — дистанционные и очные. Например, индивидуальные консультации можно проводить в онлайн-режиме. Или предлагать ребятам посмотреть видеолекцию дома, а потом в аудитории обсуждать её, выполнять какие-то практические задания.

Но, мне кажется, в первые недели после возвращения в университет нам вообще не захочется смотреть в экраны компьютеров.

— Пандемия коронавируса внесла коррективы в ваши планы по участию в каких-либо научных мероприятиях?

— В нашем институте должна была пройти научная конференция студентов, её пришлось отменить.

Кроме того, в апреле я собиралась принять участие в двух конференциях — в Москве и Екатеринбурге. Хорошо, что не успела купить билеты на самолёт. Но благодаря онлайн-формату посетила оба мероприятия, так что в будущем научные конференции, круглые столы вполне можно проводить дистанционно. Это экономия времени и денег. А результат такой же, как при очной встрече. Возможно, мероприятий в таком формате станет больше.

— Чего вам больше всего не хватает в таком режиме работы?

— Скучаю по личному общению со студентами и коллегами. Несмотря на то что с ребятами в этом семестре общались даже больше, чем раньше, постоянно находились в переписке, это не заменяет настоящих встреч. Привычное в онлайн-формате оказывается неудобным: быстро договориться о чём-то, перекинуться парой фраз с коллегой, вместе выпить кофе…

Включил смартфон — и ты на лекции


Андрей БАТУРА учится на третьем курсе Юридического института СФУ. Как староста он всегда в курсе всех событий, происходящих в вузе. Поэтому хорошо помнит дату перехода на онлайн-обучение — 16 марта.

— Расписание занятий у нас осталось таким же, только учёба перешла в дистанционный формат, — рассказывает Андрей. — Мы стали встречаться с преподавателями с помощью различных сервисов. В нашем институте этот переход организовали быстро, сплочённо и чётко. Лекции и семинары проходили через приложение Zoom. Знаю, что сложнее пришлось студентам технических специальностей. Там во время обучения приходится выполнять множество лабораторных работ, а это тяжело реализовать дистанционно.

Андрей отмечает, что в новых условиях очень пригодилась система электронных курсов университета: «Преподаватели по-разному проверяли знания. По некоторым предметам мы решали тесты, но по большей части отвечали устно. Подглядеть куда-то сложно, преподаватель видит тебя через камеру».

Посещаемость в группе Андрея в этом семестре выросла. «Сейчас я могу быть на занятии, где бы ни находился, — отмечает он. — С организацией рабочего места проблем не возникло. Камеры мы включаем, только когда отвечаем, доклад читаем или в семинаре участвуем».

Конечно, непредвиденные ситуации тоже происходили: и перебои со связью, и отключение электричества во время занятий. Но к таким форс-мажорам преподаватели относились с пониманием.

— Занятия не посещали только те, у кого были большие проблемы со связью. Дело в том, что большинство ребят, чьи семьи живут не в Красноярске, разъехались по домам. А в некоторых населённых пунктах интернета до сих пор нет, — рассказывает Андрей Батура. — Например, мой друг сейчас вернулся в Красноярск, чтобы сдавать зачёты и экзамены с хорошей связью. Вообще, общежития опустели. Я живу в третьем, у нас из 700 человек остались около 70 ребят. Я тоже то уезжаю к родным в Канск, то возвращаюсь в общежитие.

Андрей отмечает, что администрация общежития строго следит за соблюдением мер безопасности. Везде расставлены антисептики, без маски и перчаток в помещения ребят не пускают.

— Определённые опасения вызывало проведение сессии в дистанционном формате. Мы не знали, чего ждать, а неизвестность всегда пугает, — поясняет Андрей. — Потом ректор издал приказ, в котором были прописаны все правила её организации — способы проведения, список ресурсов. Конечно, как староста я довёл информацию из приказа до своих одногруппников. Но иногда преподаватели добавляют свои требования.

Дистанционный формат список предметов не сократил.

— Единственное исключение — мы не сдаём в этом семестре физкультуру, это невозможно, поскольку нельзя выполнять нормативы в дистанционном формате, — рассказывает третьекурсник. — Во время семестра мы выполняли различные задания по этому предмету, вели дневник самоконтроля. Например, вносили в него данные о своём режиме сна, отдыха, приёма пищи за определённый период времени. Остальные экзамены и зачёты никто не отменял. Да, некоторые преподаватели делают поблажки: ставят автоматы или изменяют систему принятия зачёта или экзамена, переводят в более доступную форму. Но это всегда компенсация за продуктивную работу во время семестра.

Больше всего в изоляции Андрей скучает по своим одногруппникам, общению и активной деятельности.

— Я ни в коем случае не хотел бы продолжать учиться в дистанционном режиме после завершения пандемии, только очно, — говорит он. — Весной я планировал участвовать в студенческой научной конференции, но, к сожалению, её отменили. Кроме того, я занимаюсь активной деятельностью на уровне института и университета, организую разные мероприятия. Переход на дистанционный формат существенно сократил эту работу. И даже разрушил некоторые планы. Например, мы должны были проводить образовательную школу по социальному проектированию. В итоге перевели её в онлайн-формат. Правда, в этом были и некоторые плюсы: не пришлось согласовывать график использования помещения, готовить служебные записки на получение ключей от аудитории и так далее. Но в целом очень хочется вернуться к обычной жизни.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий ФАЛЬКОВ, отвечая на вопросы представителей вузовского и научного сообщества, студентов и журналистов, не раз касался темы пандемии и дистанционного образования.

— Пандемия показала, что вне социума мы чувствуем себя плохо, ощущаем тревогу, неполноценность, — сказал министр во время одной из прямых линий. — Поэтому будущее высшего образования за тем, чтобы адаптироваться к существующим условиям, а не полностью закрываться. Наша задача — когда появится хотя бы минимальная возможность для возвращения к традиционной форме образования, воспользоваться ею. Да, возможно, придётся уменьшать количество аудиторных занятий, делить группы на части, чтобы в одном помещении было меньше ребят. Но не уходить полностью в дистанционный формат.

Личное общение между преподавателем и студентом — то, что всегда особо ценилось в фундаментальном образовании. Кроме того, учащимся необходима социализация — общение в группе, общие интересы. Всё это — важные составляющие университета. Поэтому дистанционное обучение нельзя рассматривать в качестве альтернативы основному. Но, с другой стороны, полученный за эти месяцы опыт — повод задуматься, как без потери качества перестроить систему образования, чтобы снизить нагрузку преподавателей.

Софья АНДРЕЕВА