Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2020 г.

Онлайн-мобилизация сделала нас сильнее

Евгений СЖЁНОВ в августе посетил Сибирский федеральный университет. Кандидат социологических наук,
научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научная образовательная политика», ведущий эксперт Института образования ВШЭ Евгений Сжёнов — один из ведущих специалистов управления образованием в России. Современный, уверенный, энергичный. Его опыт — сотни успешных проектов по аналитике, экспертизе, исследованию высшего образования, а одна из главных профессиональных задач — помогать вузам развиваться, зарабатывать, быть эффективными в самом широком смысле слова.

Из кампуса СФУ по видеосвязи Евгений Сжёнов провёл открытый разговор с ректорами, который посмотрели более 120 тысяч человек по всей стране. Как же использовать пандемию во благо? Что должен делать вуз, чтобы повышать конкурентоспособность в нынешнем, стремительно меняющемся мире? И какую роль сегодня может сыграть личная страница ректора в социальных сетях?

БЫТЬ ВМЕСТЕ

— Евгений, какие основные тенденции развития высшего образования вы бы выделили сейчас?

— Пандемия усилила главную тенденцию последних лет — открытость коммуникации. Университеты должны общаться между собой, с бизнес-компаниями, с сообществами экспертов, с командой губернатора, с федеральной властью. Все большие проекты, типа ПСАЛ и НОЦ, — это в первую очередь необходимость коммуникации на новом уровне, построение эффективных коллабораций.

СПРАВКА

ПСАЛ — Программа стратегического академического лидерства, принятая Министерством науки и высшего образования РФ в июле 2020 года, она будет действовать 10 лет. В отличие от предыдущих программ развития российских вузов, ПСАЛ нацелена на национальные интересы, в том числе на коммерциализацию результатов исследовательской деятельности.

НОЦ — Федеральная программа по созданию 15 научно-образовательных центров мирового уровня в России. Научно-образовательный центр — мощная совокупность технологических проектов, объединяющая профильные организации региона, бизнес, власть. Одновременно это политика региона по развитию сферы образования, исследований и разработок.

Результат первой волны программы — создание пяти НОЦ по стране: в Тюменской, Белгородской, Кемеровской, Нижегородской областях и Пермском крае. Вторая волна программы начинается во второй половине 2020 года.

СФУ — в числе наиболее подготовленных претендентов для вхождения в ПСАЛ и НОЦ.

Сегодня опорные вузы коммуницируют с бизнесом, показывают свою практико-ориентированность. Следующий шаг — научно-исследовательские университеты, которые будут выстраивать эффективные связи между университетской и академической наукой, а также работать вместе с компаниями из реального сектора экономики.

Умение выстраивать диалог, дающий результаты, поддерживается государством! Например, президентская платформа «Россия — страна возможностей» предлагает множество проектов для вузов и науки. Проекты «Лидеры России», «Моя страна — моя Россия», стажировки — всё это деятельность на стыке образования, науки, цифры, высоких технологий.

СКАЗАНО!

«За период пандемии социальные сети стали не просто важнейшим механизмом коммуникации преподавателей, студентов, руководства вуза и экспертов — они полноценно интегрировались в сам механизм предоставления образовательных услуг… Кроме укрепления цифровой экосистемы вузов это даст им возможность перешагнуть географические границы. А сегодня этот вопрос более чем актуален … Я убеждён, что благодаря онлайн-мобилизации высшей школы мы все станем сильнее, диверсифицированнее, команднее».

— На ваш взгляд, где в этой цепочке коммуникации «вуз-НИИ-бизнес-власть» наибольшие трудности? Кто менее готов к диалогу?

— Так как процесс начался не сегодня, мы уже смогли добиться понимания на всех уровнях. Уже задана матрица госполитики, необходимость этого сотрудничества отражена в национальных проектах. Кроме разговоров, уже есть дорожная карта, по которой идут университеты, образование, наука, цифровые лидеры, власть разных уровней.

Сложности, конечно, будут. В первую очередь, это вызов для руководителей вузов, смогут ли они не ждать финансирования из центра, а положиться на свои отношения с региональными и федеральными компаниями? По силам ли им стать более самостоятельными в нестабильной экономической ситуации, к которой привела мир пандемия?

— Если смогут, то вузы превратятся в деловые корпорации, а для студентов это будет означать широкие возможности практики и почти гарантированного трудоустройства.

— Да, вузы станут сильнее. Иногда, чтобы научить плавать, нужно кинуть в воду; для некоторых руководителей ситуация сравнима с экстремальной, важно собраться и выплыть.

Почему в ПСАЛ войдут 100-150 вузов из 750 существующих? Потому что концентрированную помощь получат только самые сильные. По такому пути идут многие страны.

БЫТЬ БЛИЖЕ

СКАЗАНО!

«Сегодня в топе повестки — долгосрочная трансформация нацпроектных задач под таким углом, чтобы они работали над достижением общенациональных целей. Важно, чтобы в найденных решениях в центре остался школьник и студент, учитель и преподаватель, учёный и исследователь».

— У вас есть телеграм-канал, где вы транслируете новости из мира научно-образовательной политики…

— Не совсем так. Я научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика». В его составе федеральные чиновники, команды министров, эксперты, профессора. Вместе мы консультируем руководителей в системе образования уже несколько лет, с учётом задач администрации президента. Мы содействуем тому, чтобы задачи реализовывались вовремя и корректно, ведь научно-образовательная политика — один из приоритетов нашей страны.

Телеграм-канал «Научно-образовательная политика» — наши большие друзья. Канал завоевал заслуженную популярность и уважение у пользователей, сейчас это один из рупоров нашей работы, с помощью него мы доносим информацию до экспертного сообщества.

— В одном из постов была мысль о том, что оживлённая страничка ректора университета в социальной сети может быть так же эффективна, как месячная работа пресс-службы.

— Приведу пример: ректор университета, не буду называть конкретного имени, решил показать успехи вуза, опубликовав большую статью в известной федеральной газете. Это обошлось в 500 тысяч рублей. Газету, может быть, прочитало много людей, но не обязательно родители абитуриентов, не обязательно эксперты образования…

А другой ректор регионального вуза приехал в Москву и выступил на конференции Вузпромэкспо, где говорили о развитии университетов России. Ректор прекрасно представил свой вуз, к нему подошли заинтересованные СМИ, взяли интервью. Заметьте, без всякой оплаты, а просто потому, что доклад был интересным! Интервью показали по федеральным каналам, его увидели миллионы людей. На конференции присутствовали министры, заместители… Информация дошла до нужной аудитории, а себестоимость всего процесса — около 50 тысяч рублей на билеты в Москву и отель. Попутно ректор решил в столице другие важные рабочие вопросы.

Конечно, мы можем и дальше продолжать строить коммуникации для галочки. Например, писать сухие пресс-релизы. А можем подключить активных грамотных студентов или блогеров, которые расскажут о вузе иначе: ярко и интересно.

— При этом ничего не приукрашивая, просто пользуясь другими инструментами.

— Конечно! Нужно смотреть, для кого мы пишем. Красивые истории в инстаграмме — для родителей, ведение канала в телеграме — для делового и экспертного сообщества, оправданные публикации в региональных СМИ — для территорий и местных жителей. Нужно выстраивать коммуникацию так, чтобы одно дополняло другое!

И я считаю, что здесь важна личность ректора. Если он понимает, что всё начинается с того, как он общается с властью, с руководителями, с родителями, со студентами, то университет ждёт успех. А если рассуждает в духе: «Я буду сидеть в кожаном кресле, у меня есть пресс-служба, пусть они работают!» — это устаревшая модель руководства, которая приведёт к провалу.

— Насколько сегодня важен для вуза «джиар» (GR) — взаимодействие с органами власти?

— Иногда про GR говорят полушёпотом, как будто это что-то запрещённое. На самом деле сегодня многие университеты открывают в Москве представительство вуза, потому что часто в столице проводятся важные совещания, на которых необходимо быть и активно участвовать, есть постоянная необходимость взаимодействия с партнёрами, установление коммуникации с федеральными бизнес-компаниями.

Всё чаще появляются новые профильные должности, например, в РУДН появился проректор, который курирует GR, в данном случае речь о профессиональном коммуникаторе, который ответственен за построение конструктивного диалога с властью.

БЫТЬ ВОСТРЕБОВАННЫМ

— Какова роль дополнительного образования в России, когда человек учится после получения диплома, учится, уже давно работая? Наверное, это будет естественная норма в будущем?

СКАЗАНО!

«В режиме карантина мы с коллегами стараемся соединить видеомостами как можно большее количество университетов и их лидеров. Интересно, что около 80% руководителей вузов с большим энтузиазмом открыли для себя мир онлайн-диалога. Без всякого сомнения, для них после падения вируса высшее образование станет принципиально новым, иным, о чём недавно говорил министр Фальков».

— Я участвовал в подготовке нового федерального закона об образовании, в обсуждении хода его реализации. Так вот, федеральный проект об образовании — это отчасти государственная стратегия реализации дополнительного образования в вузе.

Задачи дополнительного образования меняются. Если раньше образование было инструментом мобильного повышения квалификации, чтобы человек мог получить новую специальность, то сейчас у него, в первую очередь, социальная функция. Из-за пандемии много бизнесов обанкротилось. Люди прямо сейчас нуждаются в получении новых компетенций и навыков.

Насколько готовы вузы развивать инструмент дополнительного образования? Отмечу, что не у всех такое прогрессивное мышление, как у ректора СФУ Максима Румянцева. Он понимает, что дополнительное образование в современных условиях — это очень важное направление, которое может стать эффективным для всей экономики вуза. Если коллеги-ректоры пока не пришли к такому же выводу, они проиграют в этом вопросе.

— Как проверяется качество образования, которое даёт вуз? Ведь внешне всё может выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

— Рынок — главное мерило качества. Востребованность вуза говорит сама за себя. Есть многие университеты, которые на рынке не востребованы, но рассуждают, что всё у них хорошо. Если университета нет в мировых рейтингах, если не светит попадание в ПСАЛ, о высоких показателях качества говорить не стоит.

БЫТЬ САМИМИ СОБОЙ

— На мой взгляд, главное в образовании — это личность преподавателя, его влюблённость в предмет, заинтересованность, харизма. Онлайнобщение не унифицирует это?

— С одной стороны, бесспорно, что искусственный интеллект не заменит личности преподавателя, ментора, учителя. Но с другой стороны… Мы все любим театр, и мы все любим кино. В театре — живая игра актёра, но и в записи его игра хороша. Мы не видим звёзд вживую, но нам это не мешает любоваться их харизмой на экране. Также и в качественном цифровом образовании.

Сложно учить онлайн врачей, инженеров, архитекторов — это отдельный вызов для системы, на который ещё предстоит ответить. Но для гуманитарного профиля можно сделать очень многое! Перед вузами стоит задача не просто перевести все курсы в цифру, для галочки, а сделать по-настоящему качественный понятный образовательный продукт.

СКАЗАНО!

«Эффективность вуза зависит от настроя команды. Если ректор верит в успех — значит, нужно работать в полную силу, и успех обязательно придёт. Ректор СФУ Максим Румянцев именно такой. И важно, что у коллег есть полная поддержка главы региона Александра Усса. Ещё один важный момент, который касается ответственности ректоров: сейчас самое время самому на своём месте принимать управленческие решения».

— И ещё о личностях — о вас. Вы давно работаете в сфере управления образованием, как вы к этому пришли? И как, на ваш взгляд, стоит выбирать профессию нынешним абитуриентам?

— Мои бабушка и дедушка были учителями. Мой интерес к образованию начался на первом курсе, когда я летом работал вожатым в лагере РУДН «Ювента». Тогда и сейчас «Ювента» занимает первые места в рейтингах и конкурсах среди маленьких лагерей в России. Вожатый — это ведь тоже педагог. Я проявил себя, понравилась работа и… я стал лучшим вожатым лагеря «Ювента» в 2000 году.

Потом ректор РУДН Владимир Михайлович Филиппов стал министром образования РФ, а я стал наблюдать развитие образования. Пошёл в аспирантуру, защитил диссертацию по управлению образованием, остался в РУДН преподавателем, доцентом, потом стал заведующим кафедрой, директором института, проректором. Я принял участие в колоссальном количестве проектов по аналитике, экспертизе образования. Удалось поучаствовать в развитии выдающихся университетов России, в том числе МГУ.

Главный совет абитуриентам — надо заниматься тем, чем нравится. Мне нравится моя работа, я не устаю от неё. Выбирать профессию нужно сердцем.

Александра МАРКЕВИЧ-СЛАВЕЦКАЯ