Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2020 г.

И даже судьи не знают ответов

Побывать в Международном суде ООН и на заседании Международного трибунала по бывшей Югославии, побеседовать с профессором Оксфорда, Кембриджа или университета Токио, задать вопрос эксперту по международному праву, чьи учебники ты читал… Такие возможности есть у студентов Юридического института, которые участвуют в международных конкурсах.

К состязаниям студентов готовит Валентина ТЕРЕШКОВА, к.ю.н., доцент кафедры международного права. Вместе со студентами она не раз выезжала на конкурсы и олимпиады самых разных уровней. Что даёт участие в таких событиях? Почему ценны не только призовые места? Об этом и многом другом говорим с Валентиной Владимировной.

— Студенческих состязаний мирового уровня сегодня много. Например, в Вене проводится Международный конкурс по коммерческому арбитражу имени Виллема К. Виса, в Вашингтоне — Конкурс по международному праву имени Филиппа Джессопа, Франкфуртский конкурс по международному инвестиционному арбитражу. Это состязания с историей, с именем.

Один из самых молодых конкурсов, к которому мы присоединились, — Модель международного уголовного суда. Конкурс существует с 2005 года. Его организаторы (Центр международных правовых исследований Гуго Гроция Лейденского университета при поддержке Международного уголовного суда и Международной ассоциации адвокатов) стараются привлечь как можно больше участников, поэтому проводится русскоязычная модель суда, китайская, испанская и английская. Финальный раунд всех моделей происходит в Гааге. Наши студенты последний раз проверяли свои силы в этом конкурсе в 2016 году и вышли в финал, где заняли 2 место.

Команда с тренером в Гааге

Команда с тренером в Гааге

Не раз мы принимали участие в другом состязании по международному праву — конкурсе имени Филиппа Джессопа. Он проводится в форме игрового судебного рассмотрения дела в Международном суде ООН, ему предшествует национальный раунд в каждой стране. Ежегодно в сентябре на официальном сайте конкурса выставляется кейс, в котором на исследование предлагаются несколько проблемных вопросов, в отношении которых международное сообщество не пришло к решению. Создание каждого кейса занимает больше года, его готовят эксперты по международному праву на основе реальных событий, происходящих в мире.

— Приведите пример такого кейса.

— На одном из конкурсов ключевой вопрос касался статуса территории, куда прибыли мигранты из соседнего государства. Острова, на которых расположено государство, уходят под воду. Ведутся переговоры с другими странами по аренде территории. Когда жители переедут на эту арендованную землю, сохранится ли у них своё государство? Как ими будут управлять? Сохранит ли государство свои признаки — территорию, население, власть? Возникает множество нюансов.

Проблемными вопросами кейсов становились особенности охраны и патентования традиционных знаний коренных народов (в мировой практике известны ситуации, когда фармацевтические компании патентовали знания, веками принадлежащие коренным народам); применения в вооружённом конфликте боевых автономных роботизированных систем (БАРС). В ООН пока обсуждают возможность введения моратория на испытания, производство, приобретение БАРС, а студенты должны представить аргументы за и против применения такого оружия. Ситуация прошлого года касалась правомерности установления государством тарифов при торговле редкой сельскохозяйственной культурой, когда государство является членом универсальной торговой организации, устав которой допускает исключения из общей тарифной политики лишь для обеспечения национальных интересов. И студентам надо определить, что такое национальный интерес и есть ли доказательства его существования в конкретной ситуации. Сознательно не называю эту организацию Всемирной торговой, потому что в кейсе государства и организации всегда вымышленные.

Традиционно в кейсе даётся четыре вопроса, касающихся разных аспектов международного права, включая процессуальные вопросы юрисдикции самого Международного суда ООН, порядка представления доказательств и другие вопросы процессуального характера. Решение кейса требует не только глубоких знаний по международному праву, но и умений применить их.

Конкурс Джессопа включает два этапа: письменный и устный; подготовку двух меморандумов от имени государства-заявителя и государства-ответчика и устные слушания. Команда, прошедшая отбор, приглашается на устные раунды, где представляет свою аргументацию.

Когда наша команда участвовала первый раз, мы решили кейс правильно, ответили на все вопросы и нашли релевантные аргументы. Но по результатам устных слушаний в национальном раунде заняли только двадцатое место.

— Потом анализировали, почему так получилось?

— Понимание пришло после первой же отборочной игры. Конкурс — это не только умение найти правильную международную норму и квалифицировать предложенную ситуацию. Не менее значимо умение быстро и правильно отвечать на сложные вопросы, следовать логике своих аргументов, не отвлекаясь на дискуссию, в которую вовлекают судьи, умение выдержать тайм-менеджмент. Важна также командная работа во время выступления. Высоко оцениваются реплики в конце устных слушаний. В течение двух минут команда должна найти в выступлении соперника тонкий момент и предложить ответить на два-три вопроса, которые сложно опровергнуть. И ещё более сложным является ответ на реплику, который должен прозвучать немедленно. Это умение слушать оппонента и аргументированно ему возражать, желательно со ссылкой на норму права или судебное решение.

В Вашингтоне

В Вашингтоне

Поясню, как проходит устный этап на национальных состязаниях. Жребий определяет, кто будет вашими соперниками в каждом из отборочных раундов и кем вы будете в каждой из четырёх отборочных игр — заявителем или ответчиком. Каждая студенческая команда выступает два раза за заявителя, два раза — за ответчика. В команде могут быть 4-6 человек, но в устном заседании участвуют только двое. Отборочные игры идут в течение двух дней, но может получиться так, что играть придётся и три игры в один день с небольшим перерывом, всё зависит от жеребьёвки. На отборочных раундах выиграть у соперников нужно все четыре раза. Команда, прошедшая отбор, продолжает бороться за выход в четвертьфинал, полуфинал и финал, а значит, у неё ещё два дня серьёзной напряжённой работы на национальном раунде.

В финале играют две команды. Жюри конкурса — судьи международных судов, профессора международного права ведущих мировых вузов, юристы международных компаний. Финальный этап всегда судят специалисты, исследующие проблемы, которые присутствуют в кейсе.

Вернёмся к нашей первой игре. Мы подготовили хороший кейс, тренировались в устных выступлениях, в умении правильно аргументировать, логично представлять позицию. Но! Поскольку это был наш первый опыт, мы оказались не готовы к тому, что через несколько минут после начала выступления «представителя государства» атаковали вопросами судьи. Вопросы самые разные, начиная от простых из теории международного права (источники международного права, почему применяются именно эти нормы в данной ситуации). И если команда хорошо отвечает, дальнейшие вопросы касаются тонких моментов.

При подготовке команда понимает эти тонкие места аргументации обеих сторон. Ибо в кейсе есть аргументы в поддержку заявителя и в поддержку ответчика. И судьи проверяют, как студенты могут интерпретировать факты, находить контраргументы, как урегулируют реальную ситуацию, которая не охвачена нормами права и не имеет готового решения. Сами судьи подчас не знают, как урегулировать возникшие проблемы в международной жизни (речь идёт не о судьях конкурса, а о реальных судьях).

Ответы студентов в финальном раунде в Вашингтоне — самое ценное в конкурсе. Неслучайно после конкурса многие ситуации становятся предметом обсуждения на мировых форумах, и для решения этих ситуаций могут быть приняты отдельные международные договоры. Например, в одном из кейсов рассматривались вопросы применения или запрета фосфорных и кассетных бомб. А потом появились соответствующие конвенции.

— Слушания и на российском этапе проходят на английском языке?

— Да! Конкурс Джессопа полностью проходит на английском. Материалы кейса, решения международных органов и судов, теоретические исследования опубликованы на английском языке. Моя личная благодарность — нашим преподавателям английского языка Оксане Боговой и Надежде Сидоровой. Они замечательно готовят студентов! Упомяну и Ларису Гоцко; когда я начинала участие в конкурсе, она вела у студентов английский язык.

Студент должен держать свою позицию, как в реальной жизни представлять своё государство на сложных международных переговорах. В первый раз это и оказалось для нас самым сложным. Тебя отвлекают вопросами, предлагают пояснить действия государства, которые идут вразрез с представляемой позицией, ты должен быстро сориентироваться, ответить и продолжать следовать своей международной позиции.

Такие выступления показывают, насколько хорошо студент умеет уловить суть дела, структурировать речь, раскрыть доказательства. Пока один выступает, второй не готовится к своему выступлению, он в этот момент является советником первого представителя. У него с собой должны быть материалы, которые могут пригодиться при выступлении. В любой момент он может найти нужный кейс, нужный параграф. И если у первого представителя возникли сложности в ходе дискуссии, второй может исправить ситуацию, представив комментарий следом, умело вплести эту неполученную судьями информацию в свою речь. Ведь оценивается выступление команды в целом.

— А какие ещё критерии для оценки?

— Безусловно, самый важный критерий — юридическая аргументация. Нашли ли нужные международные акты, насколько свободно ориентируются в международной судебной практике. Могут быть даже вопросы: а кто был судьёй в этом деле, которое вы упомянули для поддержки своего заявления?

— Следующее участие в этом конкурсе было более успешным?

— Да, второй раз мы были пятыми из более чем 50 команд в российском национальном раунде. А ещё через год, в 2013-м, — первыми. И отправились в Вашингтон на финальный конкурс, в котором участвуют лучшие национальные команды из всех стран мира.

Отмечу, что в 2012 году мы проиграли только команде МГУ, которая заняла первое место в финале международного конкурса в Вашингтоне! Наши ребята противостояли тем, кто стал лучшим из 150 стран мира! Представитель команды МГУ отметил, что в игре с красноярскими студентами им было несладко, и они поняли, что никогда нельзя недооценивать соперника. Это тоже уроки международного конкурса.

В 2013 г. в Вашингтоне мы выиграли три отборочные игры у сильных университетов Австралии и Германии, но проиграли команде Филиппин. Потому что не учли кросс-культурную коммуникацию. Каждый раз на конкурсе открываем новые горизонты, чему ещё надо учиться и насколько важны не только правовые нюансы.

— Что именно вы не учли?

— Судьи были из разных стран, председатель — японский эксперт. Наша команда состояла из одних девушек. Женщины в Японии имеют те же права, что и мужчины, но традиция предписывает женщине быть изящной, заботливой, ответственной, тихой и покорной. Что должна сделать женщина, когда японский мужчина собирается задать вопрос? Буквально считать с его лица, что он хочет поговорить с тобой, и дать ему возможность задать вопрос. Наши студентки аргументированно представляли своё государство, но не учли эти самые кросс-культурные нюансы.

Когда в финале встретились команды индийского и американского университетов, они не назвали ни одного аргумента, который мы не проработали бы. Было досадно. Но это показало: ты должен не только хорошо знать международное право, но и уметь общаться с судьёй, выстраивать коммуникацию с учётом разности взглядов, культурных кодов и традиций.

В этом году мы заняли первое место в конкурсе письменных меморандумов на российском национальном этапе. Национальный раунд состоялся до пандемии. А потом границы закрыли.

— Каким образом проводится отбор ребят в институте для участия в международных конкурсах?

— Самое главное — неимоверное желание заниматься международным правом, потому что предстоит колоссальный объём работы. Студентам первого-второго курсов, которые ещё не прослушали базовый курс по международному праву, участвовать рано, но мы рады их видеть в качестве помощников. В команду берём с третьего курса. За базовую часть вопросов по международному праву я не волнуюсь, поскольку сама читаю этот курс в том объёме и в той концепции, которая необходима. А ещё студенты должны уметь работать с юридическими фактами, логично выстраивать аргументы, уметь работать в команде и иметь хороший уровень английского языка.

— Что даёт студентам участие в таких мероприятиях?

— Представьте, в финале конкурса Джессопа — команды более чем из 150 стран, судьи международных судов, эксперты ООН и других международных организаций, дипломатические представители. На торжественной церемонии финала в Вашингтоне организаторы подчеркнули, что в зале находится мировая элита. И с этим нельзя не согласиться.

Когда нам говорят «важна только победа», я не соглашаюсь. Да, какие-то вещи я могу рассказать заранее, но если ты сам не погружался в атмосферу состязания, участвовать в нём сложно. Нужно быстро ответить на вопрос и тактично продолжать своё выступление. Сделать так, чтобы не судья, а ты сам управлял своим временем. Какие для этого должны быть навыки у студента, перед которым сидят как минимум три судьи международного суда или три профессора! Какими должны быть уверенность в себе, харизма! Нужно и судью заинтересовать, и сделать так, чтобы он задавал именно те вопросы, в которых ты разбираешься. Для этого требуется высокое мастерство. И даже когда мы не привозим награды, я горжусь тем, какой объём работы выполняют наши студенты!

Ребята получают замечательные практические навыки: умение вести переговоры, ясно высказывать позицию, соблюдать тайм-менеджмент, составлять юридические документы.

Студенты, принимавшие участие в конкурсе, становятся сотрудниками международных юридических, консалтинговых компаний. Поступают в зарубежные магистратуры. Один из наших выпускников Алексей БУЛАТОВ на конкурсе вошёл в десятку лучших спикеров, есть и такая номинация. Сейчас он работает в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.

— Расскажите об участии студентов во втором конкурсе — Модель международного уголовного суда (МУС).

— В 2016 году ребята сами попросили меня помочь подготовиться к этому соревнованию. Хотя этот конкурс проводится на русском языке, английский всё равно нужно хорошо знать, поскольку вся судебная практика именно на этом языке. Сложностью здесь является поиск литературы, доступ к мировым ресурсам. Судебные решения можно посмотреть на сайтах Международного суда ООН, МУС и иных международных трибуналов. Но где найти литературу, когда нужно ответить на вопросы: какова позиция учёных относительно беспристрастности судьи, который в прошлом высказывал мнение по определённому вопросу, а теперь он судья международного судебного органа и должен принять решение по этому вопросу? По каким темам определённый профессор пишет книги, что говорит в своих работах? И т.д.

В кейсе также четыре сложных вопроса, но по одной отрасли — международное уголовное право. Это немного легче, в отличие от конкурса Джессопа, где тематика самая разная. Например: как разрешить коллизию юрисдикций между органом ВТО и Международным судом ООН? Можно ли передать МУС лицо, обладающее иммунитетом, прибывшее на территорию государства с официальным визитом, а это должностное лицо обвиняется в международном преступлении? Налицо столкновение норм международного права, и о выборе ведутся жаркие споры среди самих судей.

— Вы хорошо подготовились, раз ребята заняли призовое место в финале.

— Письменный ответ мы готовили в сжатые сроки — времени до конца приёма меморандумов оставалось мало. Вообще, ночь дедлайна всегда самая напряжённая. Как известно, совершенству нет предела. Из-за разницы с московским временем ответы обычно отправляем до четырёх утра — буквально в последние минуты. И сразу начинаем готовить устное выступление. Иногда найти ключевую фразу можно накануне выступления. В Гааге, когда команда уже ушла спать, мне не давал покоя вопрос: кто автор позиции, высказанной Международным уголовным судом в недавнем решении? И в ночь перед финалом был найден первоисточник: впервые о беспристрастности судей высказался один из членов Палаты лордов на заседании в 1924 году. Команда, знающая историю возникновения правовой нормы или первое ключевое судебное решение, всегда получает высокий балл.

Но теперь я не могу участвовать в подготовке студентов к этому конкурсу, поскольку меня пригласили быть его судьёй. А это уже конфликт интересов.

— Такие поездки включают не только конкурсную программу? Для ребят проводят какие-то обучающие, развлекательные мероприятия?

— Да, конечно. Из пяти дней в Гааге только один заняла игра, а в остальные для ребят провели замечательный учебный курс. Нас пригласили в Международный суд ООН, показали, как он работает. Представитель Российской Федерации провёл нас по залам судебных заседаний, рассказал: здесь принимались такие-то решения, здесь состоялась дискуссия по такой теме. Мы побывали на заседании Международного трибунала по бывшей Югославии, в зале суда было пять обвиняемых военных командиров, кому вменялось совершение военных преступлений во время конфликта в Югославии. Посетили офис прокурора Международного трибунала по Ливану, обсудили вопросы культурного и экономического сотрудничества Нидерландов и России в Посольстве РФ. В Центре Гаагской конференции по международному частному праву студентам рассказали, как велась работа над Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Эту информацию в учебниках не найдёшь.

После подведения итогов конкурса Джессопа в Вашингтоне проводится встреча всех судей, команд, участвующих в финальном раунде. Можно подойти к любому судье, эксперту, поговорить, узнать, что в твоём выступлении было не так. В этом году финальный конкурс судил профессор из Оксфорда, весь вечер он отвечал на вопросы участников и тренеров и после общения был готов посетить Сибирь и наш университет. Здесь можно пообщаться с авторами учебников и монографий, получить автограф. Один такой конкурс равносилен результату семестровой работы. Причём по разным предметам, не только по международному праву.

— Поделитесь планами на будущее: участвуете в конкурсе в этом году?

— Мы уже готовимся к конкурсу Джессопа. Материалы кейса открыли в сентябре. В 2021 году из-за пандемии коронавируса решено проводить конкурс онлайн. Посмотрим, как это будет.

Софья АНДРЕЕВА