Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2021 г.

Политехнический сосредотачивается

Красноярский политехнический институт… Его история началась 65 лет назад. И интересно, что с первых лет Политех стал своеобразным инкубатором (или родителем, как хотите) для новых институтов. Уже в 1959-м, через три года после образования КПИ, как филиал Политехнического был организован завод-втуз при Красмаше. Через тридцать лет завод-втуз стал самостоятельным Институтом космической техники (ныне Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва). А через 15 лет с момента основания, в 1981 году, из состава Политехнического был выделен Красноярский инженерно-строительный институт.

Ещё через 25 лет история повторилась уже на другом уровне. При вхождении в состав Сибирского федерального университета из Политехнического (в то время Красноярский государственный технический университет) выделился целый ряд перспективных направлений, на базе которых были организованы как минимум 6 (!) отдельных институтов. А Политехнический вернулся к своим истокам и, как прежде, готовит кадры для таких ключевых отраслей экономики, как энергетика, машиностроение, транспорт.

Так что же произошло 15 лет назад? Политехнический потерял или приобрёл, став частью Сибирского федерального университета? Что ждёт его в будущем? Об этом говорим с директором института, доктором технических наук Михаилом Викторовичем ПЕРВУХИНЫМ.

— Бессмысленно рассуждать о том, потерял или приобрёл Политехнический, влившись в СФУ, так как мы не знаем, какой была бы его история, останься он самостоятельным университетом. Да, при вхождении в состав Сибирского федерального несколько сильных направлений подготовки и научных школ, возникших и окрепших в наших стенах, стали самостоятельными подразделениями. Но мы не потеряли с ними связь.

С другой стороны, доступнее стала коммуникация с другими структурами, вошедшими в состав СФУ. Это Институт цветных металлов и материаловедения, Инженерно-строительный институт. Эта междисциплинарная нейронная сеть потихонечку развивается и крепнет. Конечно, нужно время, чтобы заложенный в эту сеть потенциал проявил себя в полной мере. Но уже сейчас преимущества вхождения в университет, имеющий федеральный статус, очевидны. СФУ — федеральный бренд. И Политехнический сегодня является его важной частью, что даёт ему новые возможности, которых не было прежде. И одновременно накладывает ответственность соответствия этому бренду.

Конечно, наиболее зримо преимущества федерального университета проявились в развитии инфраструктуры. В первую очередь научной. В период становления СФУ делались серьёзные вложения в развитие материально-технической базы, о которых мы прежде и мечтать не могли. Институт оснастился современной компьютерной техникой, программным обеспечением, металлообрабатывающим и уникальным научным оборудованием. Многие преподаватели прошли стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах, производственных компаниях. Были созданы общеуниверситетские центры коллективного пользования. То же можно сказать и о спортивной инфраструктуре, которая досталась нам как наследие Универсиады. А новое здание Политехнического, в котором мы сейчас беседуем? Вообще, территория университета сегодня преобразилась до неузнаваемости.

— До неузнаваемости изменилась и региональная экономика. Базовой отраслью для Политехнического института всегда было машиностроение. Но именно оно в большей степени пострадало в последние тридцать лет. На кого сейчас работают кафедры машиностроительного направления? И вообще, на какую отрасль в основном работает институт?

— Если говорить о базовых для нас отраслях, то кроме машиностроения это ещё энергетика и транспорт. Конечно, машиностроение сегодня представлено не так широко, как 30 лет назад. Но остались и динамично развиваются такие крупные предприятия, как НПП «Радиосвязь», «Красмаш», «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнёва». Вот три крупных предприятия, для которых мы готовим кадры. Кроме того, в регионе работает множество небольших наукоёмких машиностроительных предприятий, чью потребность в кадрах мы закрываем.

И учитывая изменения в экономике, я бы прежде всего говорил о её цифровизации. Это один из главных для нас вызовов. Цифровизация охватывает все отрасли, и мы перестраиваем учебный процесс таким образом, чтобы удовлетворять потребность экономики и запрос со стороны абитуриентов на «цифровые компетенции».

Если говорить о количестве обучаемых студентов в контексте разбивки по отраслям, то самым крупным направлением является энергетика. На электро- и теплоэнергетику у нас самый большой набор первокурсников — 130 человек. Немного меньше набираем на транспортное направление — около 90 человек. И на машиностроительное направление 60 студентов мы приняли в этом году.

— Михаил Викторович, из чего сегодня складывается сотрудничество с предприятиями, для которых институт готовит специалистов?

— Форматы разные. В институте проводятся дни компаний, когда руководители и представители кадровых служб встречаются со студентами и рассказывают о компании, её потребностях в кадрах и карьерных перспективах. Активно внедряем практику проведения кейсовых чемпионатов с участием работодателей. Причём это как отраслевые чемпионаты, такие как «Case In», так и собственные, которые организуем и проводим вместе с Центром молодых учёных СФУ. Так, в 2020 и 2021 годах провели уже четыре события в форматах «мейкертон» и «хакатон» под брендом #политехделайснами. Партнёрами стали «Россети Сибирь», «Красмаш», НПП «Радиосвязь», группа компаний «ГАРО», АО «РМ Рейл Абаканвагонмаш», группа компаний «ЭФКО», «Компания Бентонит», СХП «Дары Малиновки», «ИСС им. ак. М.Ф. Решетнёва», ООО «Модульные системы управления», «Красцветмет», «КрасЭКо» и другие.

С «Россетями» ежегодно формируем студенческие энергоотряды. Ребята в них заняты на различных объектах энергетики. Некоторые предприятия реализуют стипендиальные программы. В этом году Красноярская энергетическая компания под своим брендом организовала зону внеучебной деятельности студентов в новом корпусе института, создала лабораторию для студентов-энергетиков.

Совместно с «Юнипро» и СГК на кафедре тепловых электрических станций реализуются проекты по инженерным классам. В рамках этих проектов сотрудники кафедр готовят ребят ещё со школы.

С уже упомянутыми «ИСС им. ак. М.Ф. Решетнёва» и НПП «Радиосвязь», с управлением МЧС России по Красноярскому краю реализуем совместные бакалаврские и магистерские программы. Студенты проходят обучение на базовых кафедрах, расположенных непосредственно на предприятиях, под руководством опытных наставников от производства.

Совместный проект есть и с Союзом машиностроителей. К юбилейным мероприятиям в конце сентября — начале октября они привезут к нам интересную выставку «Земля в иллюминаторе». Это фотографии со стереоэффектом, которые сами космонавты делали с космической станции.

По транспортному направлению у нашего института два крупных партнёра: ОАО «Автоколонна 1967» и группа компаний «Медведь Холдинг». С автоколонной наши специалисты тесно работают по внедрению информационных технологий в систему пассажирских перевозок. С «Медведь Холдингом» реализуем уникальную образовательную программу «Высшая школа автомобильного сервиса».

— И насколько успешен этот эксперимент?

— Считаю, что проект развивается успешно и его ждёт большое будущее. На эту образовательную программу сегодня хороший набор. Ребята учатся на том оборудовании и под руководством тех наставников холдинга, с которыми им потом придётся работать после окончания университета. Это позволяет в короткие сроки погрузиться в производственную атмосферу, проникнуться корпоративным духом. Они уже студентами понимают, каким требованиям работодателя необходимо соответствовать. Да и работодатель понимает, кто на что способен. И всё это на ранних этапах обучения. Такой формат позволяет студентам без лишнего стресса адаптироваться на рабочем месте. На мой взгляд, этот передовой опыт подготовки надо распространять и на других направлениях.

— Получается, сейчас Политехнический готовит специалистов в основном на обслуживание, а не на создание чего-то нового? А вообще, какие-то новые специальности в институте появились?

— Конечно, как инженерный институт мы привязаны к потребностям индустрии и готовим специалистов, которые способны работать с современным уровнем технологий и на актуальном оборудовании в соответствии с международными профессиональными стандартами. Но в процессе обучения делается всё, чтобы у студентов развивалась способность к самообучению и к творческой деятельности. Это именно то, что необходимо для создания новых и совершенствования действующих технологий и оборудования. Здесь большую роль играют личностные качества отдельного человека, способности работать в команде, выстраивать эффективные взаимодействия в рамках проектных команд, так называемые soft-skills. Сегодня ни один серьёзный проект не реализуется в одиночку. Это командная работа. И эти навыки мы развиваем через внедрение проектно- и практико-ориентированных методик обучения.

Если говорить о новых специальностях, то здесь наша фантазия ограничена федеральным государственным образовательным стандартом. Вообще, СФУ — большой университет, и если иметь в виду другие институты инженерной направленности, то мы получаем охват практически всего спектра востребованных в экономике направлений. А у себя в Политехническом мы в рамках наших традиционных направлений имеем возможность трансформировать и модернизировать существующие образовательные программы, давать им новое наполнение через организованные в разных форматах партнёрские взаимоотношения. Имеем возможность делать их конкурентоспособными, интересными и привлекательными для абитуриентов и работодателей. На этом сегодня и сосредотачиваемся.

— Михаил Викторович, вклад Политехнического в жизнь города и края всегда был весомым. Как вы можете охарактеризовать его сегодня? Включая так называемую третью миссию, которая и раньше существовала, хотя так не называлась.

— Под третьей миссией понимается вклад университета в социально-экономическое развитие региона, общественно значимые проекты и инициативы университета, волонтёрские и благотворительные акции, работа со школьниками и абитуриентами. В этом направлении мы сотрудничаем с Центром молодых учёных СФУ, перенимаем их опыт и нарабатываем собственный. Как я уже говорил, в начале сентября на базе института прошёл научно–инженерный марафон для абитуриентов старших классов «Кем быть» — это интенсив по сборке систем беспилотных летательных аппаратов для решения актуальных задач агрокомплекса Красноярского края. В конце сентября пройдёт II Инженерный хакатон «Енисейская Сибирь. Индустрия 4.0». В чём суть? Это технологический марафон, который позволяет собрать новые междисциплинарные команды из других институтов СФУ, найти решение конкретных практических задач студентами и аспирантами под наставничеством экспертов-работодателей. Например, даются сутки, за которые участники должны решить производственный кейс под руководством наставников от университета и от предприятия.

Информация об этих мероприятиях идёт по разным информационным каналам. Ребята заявляются, проходят тестирование, из них набирается команда. В процессе школьники знакомятся с нашими инженерными специальностями, с Политехническим институтом и территорией нашего замечательного кампуса. Привлекаем и ребят из физико-математической школы СФУ, которая расположена рядом с нами. Таким образом ведётся работа с нашими потенциальными абитуриентами. Ребята до поступления могут присмотреть для себя интересное направление и даже найти себе наставника, погрузиться в интересующую тему и прийти к нам уже вполне осознанно.

Кроме того, мы стремимся стать площадкой, где могли бы проводиться общественные слушания по резонансным для региона вопросам. Сейчас, к сожалению, общественное мнение часто формируется «людьми из интернета», считающими себя экспертами по широкому кругу вопросов, часто даже без профильного образования. А так быть не должно. В Политехническом институте работает много специалистов в различных отраслях. Они участвуют в экспертных советах при губернаторе, при Законодательном Собрании края. К ним обращаются по самым разным вопросам. Например, по развитию городской среды, транспортной инфраструктуры, по вопросам, связанным с промышленной экологией, и другим. Именно такие специалисты должны участвовать в формировании общественного мнения.

ПОЛИТЕХ-2021

Количество студентов очной формы 1873, заочной — 442

Профессорско-преподавательский состав — 325 чел.

Количество образовательных программ:

  • бакалавриат — 11
  • магистратура — 13
  • аспирантура — 10

Количество публикаций:

  • WOS — 104
  • SCOPUS — 202

Объём НИОКР — 22 млн руб.

Вообще, так называемая третья миссия, если смотреть глубже, тесно связана с двумя первыми (образовательной и научной). Упомянутые студенческие энергоотряды вполне соответствуют и третьей миссии. И наоборот: деятельность, направленная на поиск одарённых и мотивированных на инженерное дело детей, напрямую отвечает двум первым миссиям.

— Вот и повод вернуться к миссиям традиционным. Какие научные направления наиболее успешно развиваются сегодня в институте?

— Традиционно сильны тематики, связанные с электротехнологиями, прикладным материаловедением, передовыми машиностроительными технологиями. На многих заводах РУСАЛа работает оборудование, разработанное на кафедре электротехники, которую возглавляет доктор технических наук, профессор Виктор Николаевич ТИМОФЕЕВ. На этом оборудовании производится 5% мирового алюминия. Много талантливых ребят, да и я сам, выросли в этом коллективе. Занимался тематикой литья алюминиевых сплавов в электромагнитном поле. В этом направлении продолжаю работать с аспирантами.

Коллектив кафедры прикладной механики под руководством Геннадия Ефимовича НАГИБИНА и Елены Николаевны ФЁДОРОВОЙ успешно работает с ОК «РУСАЛ» и Электрохимическим заводом по разработке и нанесению защитных покрытий на элементы сложного технологического оборудования.

Большой фундаментальный задел сформирован по аддитивным технологиям. Научный коллектив кафедры машиностроения под руководством Николая Николаевича ДОВЖЕНКО и Александра Игоревича ДЕМЧЕНКО разработал технологию послойного синтеза на основе 3D-моделей крупногабаритных изделий дуговой наплавкой проволокой, называемую в мировой практике Wire-Arc Additive Manufacturing (WAAM). Для данной технологии, учитывая её особенности, коллектив совместно с учёными Института цветных металлов и материаловедения разрабатывает новые алюминиевые сплавы. А в коллективе Виктора Николаевича Тимофеева разработана технология для производства алюминиевой проволоки для аддитивной технологии. Технология WAAM уже начинает применяться в областях техники, где требуется производство кастомизированных изделий, в том числе для ремонта, например в условиях Арктики, сухопутного и водного транспорта, инфраструктуры обустройства нефтегазовых месторождений.

Формируется задел в направлении биоинженерных технологий. Екатерина Игоревна ШИШАЦКАЯ из Института фундаментальной биологии и биотехнологий совместно с заведующим кафедрой прикладной механики Александром Евгеньевичем МИТЯЕВЫМ работают над оптимизацией структуры имплантатов для восполнения дефицита костной ткани. Имплантаты получают на основе биоразрушаемых полимерных материалов природного происхождения при помощи аддитивных технологий. При участии профессора кафедры материаловедения нашего института Фёдора Михайловича НОСКОВА изучаются физико-механические свойства имплантатов. Кроме того, наши специалисты задействованы в работах биологов по микрофлюидике.

— Михаил Викторович, институт отмечает 65-летие. За эти годы изменений было много. А чего ждать в ближайшем будущем?

— Все изменения диктуются внешней средой. Основные вызовы, на которые необходимо отвечать, — это высокая конкуренция в сфере высшего образования и слабый интерес к инженерным специальностям у абитуриентов. Когда-то выпускников школ к нам приходило много больше, чем мы могли принять. Сейчас абитуриенты мобильны, и большую долю талантливых выпускников школ забирают Москва и Санкт-Петербург.

Происходят изменения и в подготовке студентов. С одной стороны, в образовательные программы приходится добавлять больше универсальности, укрупнять направления, уходя от прежней «массовой» узкой специализации. С другой, чтобы оставаться интересными для абитуриентов и индустрии, необходимо придумывать инструменты для формирования индивидуальных компетенций, востребованных конкретным работодателем. Эта непростая задача может решиться только через эффективное взаимодействие с конкретным предприятием. Примеры такого взаимодействия я приводил.

Что касается фундаментальных и прикладных исследований, большая работа предстоит в рамках климатического НОЦ мирового уровня «Енисейская Сибирь», где компетенции Политехнического института будут задействованы в комплексном проекте «Научно-технологическое обеспечение проектов по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов Красноярска и Норильска».

Политехнический институт активно работал над составлением конкурсной заявки от СФУ и по программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». В заявку институт вошёл с комплексным междисциплинарным проектом «M4 — Material science, Mining, Metallurgy, Machinery» совместно с Институтом цветных металлов и материаловедения и Институтом инженерной физики и радиоэлектроники. Надеемся на победу в конкурсном отборе.

Благополучие института напрямую зависит от того, насколько хорошо мы удовлетворяем потребности в подготовке кадров и насколько мы интересны в области научных исследований. Будем стремиться к тому, чтобы занимать ту лидирующую позицию, которую когда-то занимал Политехнический институт, и играть ту же роль в развитии региона, что и прежде.

Галина ДМИТРИЕВА