Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2021 г.

«На моих глазах птенец стал мощной птицей»

К своей альма-матер все выпускники Красноярского политехнического института (позже — КГТУ) относятся, действительно, как преданные сыновья. Приходят по первому зову, близко к сердцу принимают все радости и невзгоды, любят и чтут. И до сих пор считают себя обязанными родному вузу всем. С одним из выпускников мы сегодня вспоминаем период становления Красноярского политехнического и приметы того легендарного времени.

ДОСЬЕ

Алькин Анатолий Васильевич — выпускник 1968 г., кандидат технических наук, четырежды избирался деканом электроэнергетического факультета (позже факультет автоматики и вычислительной техники — ФАВТ), был проректором по учебно-воспитательной работе и по социально-экономическим вопросам. Вице-президент Ассоциации выпускников КГТУ/КПИ.

Говорить с человеком 1940 года рождения — всё равно что листать историю страны. Например, Анатолий Васильевич помнит последние годы войны. Точнее — как два раза в неделю выло всё его мордовское село в Ульяновской области, когда доставляли почту. Начинали плакать те, кто получил похоронку, а следом все, получившие ранее.

Или рассказывает про трудный 1962 год: кризис на Кубе, он служит в ракетных войсках, и три месяца часть, включая офицерский состав, живёт на военном положении, с выданными автоматами и патронами. Каждую ночь — тревога, и не понятно, будет она учебной или боевой.

А ещё интересны факты, иллюстрирующие то, как в советское время подходили к высшему образованию. Скажем, солдаты, которые собирались поступать в вузы, имели возможность посещать подготовительные курсы, им могли дать долгосрочный отпуск для сдачи вступительных экзаменов. В вузы вообще поступали люди взрослые, в 23-25 лет, после армии, с опытом работы. Поступление сразу после школы не приветствовалось примерно до 1968 года (тогда впервые в КПИ поступило 90% выпускников школ); из таких «зелёных» студентов после первого семестра формировали особые группы и переводили на вечернее отделение с тем, чтобы год они учились и работали на предприятии; их образование в целом длилось дольше — 5,5 лет.

С Анатолием Васильевичем Алькиным мы проговорили три часа. Остановимся на нескольких сюжетах, где в отдельной человеческой жизни отражается история института, города и страны.

С Волги на Енисей

В Красноярск он попал случайно. Его друг Толик ФЕДИЙ был из Сибири, из Учумского совхоза. Познакомились в первый же день в армии — у одного койка была на втором ярусе, у другого под ним. Всю службу прошли бок о бок: первый год дислоцировались в Польше, потом в Калининградской области, город Гвардейск. У обоих друзей за плечами был техникум, но мечтали поступить в институт. Алькин собирался в Куйбышевский политехнический, Федий в Красноярский. Заявления подали в оба. И когда получили от вузов приглашения, решили поехать вместе. Но куда? Вытянули спичку — выпал Красноярск.

Город поначалу не понравился. Приёмная комиссия в 1963 году уже переехала в новый, ещё не достроенный корпус в Студгородке. Троллейбус довозил только до Юннатов, оттуда — пешком, а там — пустырь, и корпус из-за бурьяна почти не виден. Появилась даже мысль: зачем сюда приехал? Но когда началась учёба — мысль прошла. Потому что классные оказались и преподаватели, и группа: все после армии, из 23 человек 13 — члены коммунистической партии. Друг друга поддерживали во всём.

Повезло с преподавателями

Лекции по математике великолепно читала доцент Татьяна Ивановна ВОРОБЬЁВА, выпускница Томского университета. Для всех, кто хотел иметь отличную оценку, она после каждой лекции задавала микротему; то есть на экзамене помимо вопросов билета надо было дополнительно раскрыть одну из этих тем. Такой подход стимулировал студентов разбираться не только в обязательной программе, но и шире.

Практику по математике вёл Николай Георгиевич ГОЛУБЕВ, бывший директор сельской школы. «Практики» были ближе к студентам, так как лекторы читали всему потоку, а на что способен отдельный студент, «тянет» он или нет — не представляли. Именно те, кто вёл практические занятия, задавали вектор освоения вузовской программы, а это многое значит. Кстати, практические занятия по физике у их группы вёл Роман СОЛНЦЕВ, тот самый — известный в дальнейшем поэт, писатель, депутат. На всю жизнь студенты группы и сам Алькин сохранили с ним отличные отношения.

Елена Ивановна СПИРИНА вела химию. Алькин, закончивший до техникума 7 классов, химию изучил только по программе неполной средней школы и вузовский курс усвоил плохо. Экзамена боялся как огня. Преподаватель еле-еле поставила тройку в ведомости, а потом открыла зачётку и увидела одни пятёрки. Сказала: «Если бы я знала, что вы так можете учиться, вы бы сейчас экзамен не сдали». Это тоже характеризует человека, который уделяет внимание студентам.

Когда зародились стройотряды

Студентов во все времена привлекали к работам, и каждое поколение считало, что стройотряды возникли при них. Но формально это движение краевой комитет комсомола взял под своё руководство в 1964 году. Сто стройотрядовцев КПИ, например, работали в зоне затопления Красноярского водохранилища, из них 7 человек были из группы Алькина.

А в 1965 г. стройотрядовцы КПИ впервые поехали на разгрузку пиломатериалов в Игарку. И впервые же тогда перед отъездом провели факельное шествие. Сшили на заказ форму (чёрные шерстяные брюки и шерстяные зеленоватые рубашки) и прошли с факелами от Красной площади по Маркса до улицы Кирова, а оттуда в обратном направлении по Мира до Робеспьера. А потом 200 человек загрузились на теплоход «Лермонтов» и поплыли к океану.

В 1966 г. в институте был создан отряд «Энергия» как одна из единиц Всесоюзного студенческого строительного отряда «Энергия», командиром которого был студент МЭИ. А Алькин стал первым командиром отряда «Энергия» КПИ. Работали в Курагинском, Минусинском и Каратузском районах, тянули линии электропередач, делали проводку в жилых помещениях. В общем, электрифицировали край. Кстати, бойцом в этом отряде был Анатолий МАТЮШЕНКО, впоследствии возглавлявший Красноярский водоканал, бывший замглавы города и замгубернатора. В декабре

1966 г. в кремлёвском Дворце съездов состоялся первый слёт студенческих стройотрядов «Энергия» СССР, и делегаты из Красноярска там были.

Распределение на кафедру

На 2 курсе Алькину предложили подработку лаборантом на полставки на кафедре высшей математики. Согласился, даже не спрашивая, какие обязанности. Здесь нашёл свою будущую жену, в то время — ассистента кафедры.

Но оставаться в институте не планировал. Преддипломная практика (она в те годы была 8-месячная, начиналась сразу после 4 курса) у него проходила на Комбайновом заводе, в инструментальном цехе. Там стояло несколько координатно-расточных станков, которые не работали, потому что некому было в них разобраться. И вот начальник цеха спрашивает студента-практиканта: возьмёшься запустить?

Предмет по автоматическому управлению электроприводами в КПИ вёл В.И. ТИТОВИЧ — дотошный преподаватель, который требовал от студентов не просто понимать теорию, а уметь найти причину, по какой тот или иной элемент автоматики не работает. Так что Анатолий Алькин был подкован и за два месяца запустил три станка. Получил за это премию в размере месячного оклада электрика 5 разряда (156 рублей, приличные для того времени деньги!), а также предложение распределиться по окончании вуза на Комбайновый.

Но когда дело дошло до распределения, ему предложили остаться в институте с перспективой работы по хоздоговору и аспирантурой. Перспектива была интересная, т.к. в процессе подготовки диплома завязалось тесное сотрудничество с доцентом Владимиром Ивановичем МИЛОВЗОРОВЫМ. Тематика будущей диссертации была обсуждена, наработка для неё имелась: защищён классный диплом, в котором студент и его научный руководитель фактически были близки к открытию нового закона по управлению скорости вращения электрических двигателей с фазным ротором (бичастотное регулирование). Даже установку собрали, только заявку на патент не подали. Однако сотрудничество это неожиданно прервалось ввиду отъезда Миловзорова.

Аспирантура, научная тематика и Соустин

Взамен рухнувших планов Алькину предложили целевую аспирантуру в Томском политехническом институте, где всё пришлось начинать с нуля. Здесь его научным руководителем стал Борис Порфирьевич СОУСТИН, блестящий учёный, с именем которого связано развитие целого ряда научных направлений в Красноярске. Почему в Красноярске? История такова.

В 1974 году в силу разных обстоятельств Соустин должен был уехать из Томска. Он собрал учеников, изложил ситуацию и предложил поехать с ним. У него было два приглашения из Центральной России, но там не давали жилья. И тут Алькин спрашивает: «А почему не Красноярский политехнический? У нас квартиры кандидатам дают». Предложение всех заинтересовало, и Алькину было поручено провести переговоры в Красноярске.

По приезде в институт доложил проректору по науке Виталию Анатольевичу ТРОЯНУ о возможности пригласить в Красноярск состоявшийся научный коллектив. Идея была принята с энтузиазмом, вместе пошли к ректору. Василий Николаевич БОРИСОВ, конечно, не упустил возможность получить в молодой институт целую научную школу: руководителя с принятой к защите докторской диссертацией, четырёх кандидатов наук и пятерых высококвалифицированных инженеров, которые все впоследствии защитили кандидатские диссертации.

Научная школа, ещё будучи в Томске, делала работы для НПО ПМ в Красноярск-26. Эта связь в 70-80 гг. превратилась в настоящее творческое сотрудничество с обоюдной отдачей. Сотрудники НПО готовили в заочной аспирантуре кандидатские и докторские диссертации, кафедра выполняла научно-практические работы по проблемам управления различными процессами в космических летательных аппаратах. Кстати, нынешний гендиректор «ИСС им. академика М.Ф. Решетнёва» Николай Алексеевич ТЕСТОЕДОВ был аспирантом Соустина, а непосредственный его научный руководитель — А.В. Алькин.

Декан Анатолий Справедливый

Работа деканом, по словам самого Анатолия Васильевича, была ему по душе своим разнообразием и неповторяющимися ситуациями, которые иногда сваливались на голову как снежный ком. В должности декана переплетено многое, причём совершенно разного по свойствам и трудности задач. Начиная от уровня знаний абитуриентов, обустройства быта студентов, организации учебного процесса, во главе которого должен стоять качественный преподавательский состав, — а его невозможно получить без большой научно-исследовательской работы. И это далеко не полный перечень забот декана. Алькин возглавлял электроэнергетический факультет (позже ФАВТ) с 1976 по 1991 гг.

Деканом был строгим, но прозвище от студентов получил «Анатолий Справедливый». Когда дело доходило до отчисления, лично говорил с каждым. При этом со студентами-первокурсниками расставался легко, и вот почему. Давно заметил: в течение первых месяцев многие поступившие расхолаживаются, особенно те, кто в школе хорошо учился. Ведь поначалу идёт повторение материала, а им кажется: я всё это знаю. День знаю, неделю знаю; потом спохватятся, а связать уже ничего не могут. В результате сессия проваливается. В таких случаях Анатолий Справедливый и говорил: не отчаивайся, осенью придёшь. И действительно, многие возвращались, кто-то уже отслужив в армии, и ответственно учились.

Показательный случай: в одном из потоков на факультет поступил сын В.П. КАПЕЛЬКО, первого секретаря горкома партии. Первую сессию парень завалил. Но ректор предупредил декана: не вздумай подавать на отчисление, не подпишу. А через два дня звонит и предупреждает: к тебе идёт сам Капелько. Входит первый секретарь, здоровается и заявляет: «Я просить за сына, чтобы не отчисляли, не собираюсь. А вот просить, чтобы вы его отчислили, хочу. С сегодняшнего дня». Студент был отчислен, отслужил в армии, потом вернулся в институт, прекрасно учился, был старостой группы.

Позиция декана имеет большое значение для всей атмосферы жизни на факультете. Алькин считал (хотя и не сразу к этому пришёл), что если ограничиваться только учебным процессом, то добиться впечатляющих результатов в воспитательной работе, да и в учёбе и науке будет сложно. Именно поэтому на его факультете студентам разрешали практически всё. Первыми в институте здесь создали студенческий деканат. В общежитии работала дискотека с барной стойкой, о которой мечтали другие факультеты и даже вузы. А на встречах со студентами «перебывали все попы города», за что декан с секретарём парткома К.М. ФЕОКТИСТОВОЙ неоднократно вызывались в райком партии, но стояли на своём (священники прекрасно разбираются в человеческой психологии, духовных законах, а это востребовано у молодёжи). Не раз выступал в КПИ и Роман Солнцев, гостем был А.Ф. ВЕПРЕВ — председатель колхоза «Назаровский», Герой Соцтруда. Незабываемой стала и встреча с генералом Александром ЛЕБЕДЕМ как одним из учредителей Конгресса русских общин.

Вуз рос

Анатолий Алькин был свидетелем и участником основного периода становления института. Он говорит: «На моих глазах птенец ястреба превратился в мощную птицу».

В 1963 году в институте было всего три факультета, приём — около 300 человек, среди преподавателей лишь 5-6 остепенённых. Ни аспирантуры, ни серьёзных научных исследований. Почти пустой корпус и преподавательский состав, который сам ещё всему учился.

К концу 70-х предприятия края на своих площадях и оборудовании массово начали открывать филиалы кафедр КПИ. Это был признак того, что вуз заметили и признали. В начале 80-х связь с производством превратилась в мощный инструмент развития института. Этот период совпал с приходом ректора Анатолия Михайловича СТАВЕРА.

Одним из результатов партнёрства с предприятиями стало оснащение вуза большим количеством вычислительной техники. Институт мощно наращивал материальную базу, НИОКР, связи. Качество научных работ, подготовку специалистов оценили и в минвузе, и в отраслевых министерствах. При КПИ стали открываться советы по защите диссертаций, отраслевые лаборатории с полным финансированием работ, а это тоже признание и доверие. Выпускники института, распределяясь на предприятия, занимали там ведущие позиции. Фактически выходцы из КПИ на конец ХХ века управляли всей основной промышленностью города и края.

Объединение выпускников

В начале 90-х пошла волна преобразования институтов в университеты. Это диктовалось разным уровнем финансирования вузов со стороны министерства. Для получения статуса университета требовалась процедура аккредитации. Институт подал заявку о желании пройти такую процедуру, и в начале 1993 г. в КПИ приехала комиссия по аккредитации. В числе экспертов оказался А.В. ВОДОПЬЯНОВ, проректор по социально-экономическим вопросам Томского политехнического университета, которого Алькин знал по аспирантуре.

Они разговорились, и среди прочего выяснилось, что в ТПУ создан Попечительский совет, причём исключительно из выпускников вуза, а это большая поддержка. В КПИ к тому времени также имелся Попечительский совет, куда вошли многие известные люди Красноярска, но только два выпускника. Будучи проректором, А.В. Алькин по должности занимался социально-экономическими вопросами и понимал, насколько важна помощь тех, для кого вуз — родной. Но подумав, пришёл к выводу, что более интересным был бы не Попечительский совет с неясными функциями, а Ассоциация выпускников. С таким предложением и обратился к ректору А.М. Ставеру. Тот идею не оценил («Зачем нам ещё и Ассоциация?»), но сказал: если учёный совет поддержит — делай. Совет поддержал.

Началась кропотливая работа: переговорил с деканами, создал рабочую группу из представителей факультетов, начали собирать базу выпускников. Параллельно провёл десятка два встреч с группами предпринимателей, от которых слышал только одобрение и поддержку идеи. И каждая встреча заканчивалась тем, что на расчётный счёт вуза поступали деньги. А ректор всё относился к этому как к забаве. Наконец, назначали учредительное собрание — 4 марта 1994 года.

К 10 утра актовый зал Политехнического, вмещающий 520 человек, был забит полностью. Алькин зашёл к ректору: «Анатолий Михайлович, пойдёмте» — «А народ-то там есть?» — «Увидите». И когда ректор увидел полный вестибюль, заглянул в зал, то понял, что людям это объединение важно. Анатолий Васильевич с гордостью подчёркивает: «С того раза до самой смерти ректор не пропустил ни одного заседания Ассоциации».

Ассоциация жива по сей день, но в перестроечные годы она сыграла особенно заметную роль в жизни КГТУ. Например, серьёзно поддержала научные работы, выделив коллективам вуза 11 грантов на крупные суммы. С первого года основания учредила стипендии студентам – они выплачиваются до сих пор. Провела капитальную реконструкцию актового зала в историческом корпусе на Ленина, 70. Выпускает Вестник Ассоциации. Издаёт монографии и книги по истории вуза.

Первый ректор

Имя Василия Николаевича Борисова звучит в рассказе моего собеседника постоянно. Он считает, что Борисов уходил с поста ректора, когда институт уже вырос в того мощного ястреба. И именно Василий Николаевич в буквальном смысле построил институт, ведь строили каждый год, не останавливаясь: корпуса, общежития, инфраструктуру.

Ещё Борисов не терпел, когда недооценивали людей. Сам ко всем относился ровно и бережно, особенно к студентам. Всегда повторял деканам и преподавателям: «Вы на 5 лет заменили им родителей. Вот и относитесь, как к своим детям. Не рубите с плеча, где можно не рубить».

Это отеческое отношение Алькин имел возможность испытать на себе, в довольно курьёзном случае. После первого курса на день Ивана Купалы они с приятелем оседлали подоконник прямо над выходом из общежития и поливали водой всех, кто там проходил. И вылили ведро воды на парочку, не распознав ректора и коменданта. Комендант была скора на расправу: тут же явилась в комнату, собрала постель и потребовала выселяться. А к ректору на ковёр предстояло идти на следующий день. В те времена это могло обернуться и отчислением, в том числе из партии. Но Василий Николаевич лишь потеребил свою шевелюру, расспросил, как они учатся (учились хорошо), и оставил дело без последствий. Только с комендантом предоставил разбираться самим — и ещё несколько лет шутники были у коменданта на побегушках.

А сейчас одна из первейших забот Ассоциации и лично её вице-президента — подготовка сборника воспоминаний о первом ректоре В.Н. Борисове.

Валентина ЕФАНОВА