Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2010 г.

Карта без белых пятен

Как известно, школа — зеркало общества, в котором отражаются все его проблемы. То, что мы видим сейчас в этом отражении, не слишком внушает оптимизм. Как и в прежние времена, школа часто остаётся закрытым, замкнутым на себе миром. Многие выпускники с трудом адаптируются к «большой» жизни, не говоря уже о том, чтобы активно проявлять гражданскую позицию: разделять ответственность за то, что происходит вокруг, пытаться изменить положение вещей к лучшему… Но надежда на иное настоящее есть всегда. О том, как воспитывать неравнодушных граждан, а не послушных роботов, как расширять горизонты образования и тренировать компетенции, мы побеседовали с Еленой ФОМИНОЙ — исполнительным директором Центра «Сотрудничество на местном уровне».

«То, чем мы не управляем, начинает управлять нами»

— Елена Юрьевна, как вы считаете: то, чем занимается ваш центр, локально или глобально? Вы работаете со школами как с институтом или с конкретными детьми и детскими коллективами?

— Наш центр, некоммерческая организация, был создан в 1997 году командой единомышленников, которые хотели изменить школу как общественный институт: чтобы она была не просто образовательным учреждением, но и могла предоставлять и детям, и всему обществу намного больше услуг и, соответственно, возможностей. В этом смысле нашу деятельность можно считать глобальной. Кроме того, мы действуем не только в Красноярске, но и в других городах и районах Сибири, в европейской части страны, в странах СНГ; есть и международные проекты. А конкретная работа ведётся как со школой в целом, так и отдельно с детьми, педагогами и родителями.

— Можно ли считать школу институтом гражданского общества? Или это исключительно государственная структура? Иначе говоря, кого всё-таки готовит современная школа — граждан или «винтиков»?

— Школа — институт государства. Но поскольку страна выбрала путь демократического развития, государство должно создавать условия для воспитания не «винтиков», послушной массы, а именно граждан. Что получается на самом деле — сложный вопрос. Школа — единственная социальная структура, которая так долго, на протяжении десятка лет работает с человеком. И она должна заложить в каждого ребёнка одновременно и жизненные ценности, и знания, и увязать всё это с реальной жизнью. Многие школы сегодня пытаются у родителей «снять социальный заказ» на те или иные компетенции, которые потребуются детям во взрослой жизни. Хорошо, если родители и школа работают вместе, являются союзниками, разделяют одну систему ценностей. Но и ценности сейчас — понятие довольно размытое, каждый понимает их по-своему. Государство декларирует многие правильные вещи: модернизацию, например. Но есть ли в этих проектах место ребёнку?

Или взять такое нововведение, как ЕГЭ. По идее, низкие результаты этого экзамена не должны понижать жизненный статус выпускника, ведь детей в школе учили не только решению тестов, но и общению, добру, умению жить и взаимодействовать в коллективе… Но поскольку ЕГЭ очень влияет на дальнейшую судьбу школьника, педколлективы начинают ставить эту задачу во главу угла.

— А что такое, по-вашему, гражданская позиция? И нужно ли формировать её с детства?

— Гражданская позиция характеризуется реальным поведением человека, его умением соблюдать важнейшие правила, выполнять социально-нравственные обязанности. Статус гражданина человек обретает тогда, когда начинает активно влиять на происходящее в обществе. Гражданская позиция проявляется только в делах, транслируется исключительно через поведение. Даже в мелочах. Взять такое простое дело, как уборка мусора. Кто должен отвечать за чистоту двора? Задумываясь над решением этой проблемы, ребёнок начинает понимать, как устроено государ­ство, что относится к функциям местного самоуправления и что должны решать сами жильцы. И как эти вопросы касаются лично его.

В некоторых школах других регионов проходят так называемые жилищные уроки. На них дети решают задачи, например, как рассчитать расход воды по дому, подсчитать затраты электроэнергии, изучают, чем занимаются ТСЖ и так далее. Словом, дети учатся более активному, ответственному отношению к повседневной жизни.

Мы часто повторяем: дети ещё маленькие, чтобы что-то знать. А когда они заканчивают школу, любим говорить: они уже выросли, их позд­но чему-то учить. И очень редко даём им «пощупать» реальную жизнь, недостаточно обучаем навыкам существования во взрослом мире.

— Поговорим о взрослом мире. Есть распространённое мнение, что в России гражданского общества нет. Что вы думаете об этом?

— Согласна, что уровень демократизации в России пока недостаточен. Но определённые механизмы, подводящие к гражданскому обществу, всё же начинают работать, их роль становится всё более очевидной. В разработке законов, например, о некоммерческих организациях, участвует Общественная палата и другие общественные институты. Идёт коллективное обсуждение многих процессов. Конечно, нужна более широкая практика. Но ведь США, на которые мы прежде всего оглядываемся в вопросе построения гражданского общества, прошли очень долгий путь. России просто нужно время.

Очень многое в жизни зависит от нас, от нашего участия в гражданских инициативах. Ведь не зря говорят: то, чем мы не управляем, начинает управлять нами и лишает нас возможно­сти выбора и самоопределения.

— Ещё одна популярная точка зрения заключается в том, что верноподданничество буквально заложено в генах тех, кто живёт в России. Можно ли «побороть наследственность» и воспитать свободную личность?

— Одной из задач учителя как гражданина является как раз необходимость взращивать в учениках сознание того, что всегда есть возможность выбора. Когда альтернативы нет, нельзя и взглянуть на ситуацию с различных точек зрения. Конечно, о быстрых результатах воспитания такого мышления говорить не приходится: многие родители прошли другую, линейную и безальтернативную школу. Может, когда-нибудь, через поколение, люди будут чувствовать себя более свободными.

Нельзя готовить детей «в никуда»

— Есть ли уже сейчас какие-либо положительные примеры гражданской активности детей, которые вы наблюдаете в своей работе?

— Безусловно. Они проявляются, в частности, при проектном подходе, который мы предлагаем применять в школах во внеурочной деятельности: дети с помощью педагогов создают и реализуют собственные проекты.

Вот лишь некоторые из них. «Зажигая звёзды» — ученики одной сельской школы устроили конкурс талантов, в котором участвовали не только дети, но и взрослые жители села; это был отличный пример совместного творчества поколений. «Говорящие книги» — школьники подготовили десятки книг для слабовидящих детей, живущих в интернате. «Сказка в красках» — дети украсили двор, заранее опросив малышей и мам, придумав сказочные сюжеты. В этом проекте приняли участие более 40 добровольцев: и дети, и взрослые.

Чтобы у детей возникали новые идеи, мы учим их обращать внимание на то, что происходит вокруг. Так, одна из школ была расположена рядом с Домом малютки. И ученики вдруг увидели, кто находится рядом с ними, заметили, что с малышами очень редко гуляют. Тогда девочки предложили проект «Моя прекрасная няня»: организация прогулок с детьми. Конечно, оказалось, что воплотить его в жизнь непросто, но школьницы обратились к главному врачу, и в конце концов несколько совместных прогулок состоялось, к тому же детям разрешили украсить игровую площадку для малышей.

Но любой наш проект делается не ради проекта. В последнем примере школьники много рассуждали о том, почему малыши оказались брошенными, говорили, что никогда не бросят своих детей. Это очень важно, поскольку помогает формировать необходимую систему ценностей. Создавая такие прецеденты, мы говорим о развитии гражданских навыков, воспитании умения сопереживать, помогать.

Реализация ребятами проектов разной направленности, взаимодействие в ходе работы, например, с детьми, имеющими особенности в развитии, с ребятами разных национальностей, с представителями местного сообщества — помогает ребятам увидеть другие стороны жизни. Скажем, воспитание толерантности, осознание того, что все люди разные, но могут действовать сообща, — это очень важно в условиях сегодняшней школы, которая отличается национальным разнообразием. Словом, все изменения, которые сейчас происходят в нашей жизни, должны находить отклик в воспитании личности.

— Насколько вообще, по вашему мнению, изменилась школа по сравнению с советским периодом? Консервативность этого института — благо или вред?

— По моему мнению, школа сильно изменилась. Причём каждая школа — по-своему. Средние учебные заведения стали более открытыми, они активнее взаимодействуют с вузами, с некоммерческими организациями, с бизнес-структурами. Бывает, что крупные компании реализуют в школах свои программы, целенаправленно занимаясь профориентацией. Это хорошо. Я считаю, что мы не можем готовить детей «в никуда».

Школе необходимо понимать, какие качества нужно формировать у детей. Но здесь есть и проблемы. Мы не учим детей работать с собственными целями, всё решаем за них, постулируем: «Ты должен». Но понятие «ты должен» не равноценно понятию «я хочу». В результате дети просто не умеют принимать самостоятельных решений, не могут выбрать себе профессию.

А вот в Японии, например, в младших классах учат рисовать «Дерево целей». Ученики сами ставят себе цель на ближайший месяц, год… Когда ребёнок способен нарисовать такое дерево, важная часть программы обучения считается освоенной.

Наша школа изменилась, но до сих пор остаётся задача формирования важных жизненных компетенций, например, умение самостоятельно работать с информацией, анализировать ситуацию, принимать решения, эффективно комммуницировать с другими людьми.

— В современной школе уже нет пионерии и комсомола. Как вы оцениваете роль таких объединений в формировании гражданского самосознания? Нужны ли они современным детям?

— Неважно, под какими названиями, но школе нужны структуры, в которых дети могли бы учиться совместной деятельности. Это пригодится им независимо от профессии. Формулировать свои идеи, выстраивать порядок действий, презентовать свой проект перед коллективом — многие школьники всё ещё боятся и не умеют этого. Здорово, если есть детская организация, в которой дети имеют возможность общаться, переживать ситуацию успеха, повышая тем самым уверенность в себе. В Великобритании, к примеру, отслеживали, как участие в общественной деятельности влияет на детей, имеющих проблемы в учёбе и в семье. Выяснилось, что в итоге у них повышается успеваемость, развиваются коммуникативные навыки.

Использовать ресурсы сообщества

— Представляется, что неслучайно Центр «Сотрудничество на местном уровне» ставит во главу угла концепцию общественно-активной школы… Что предполагается достичь?

— Идея общественно-активной школы включает три направления работы. Во-первых, это демократизация школы. Её можно осуществить, давая детям, педагогам, родителям возможность высказаться, управляя школой через общественные органы, собрания родителей и так далее. Демократизация означает и использование активных и интерактивных форм обучения: ролевых игр, диспутов, обсуждений, самостоятельной работы с текстом и последующего группового обсуждения. Всё это позволяет детям из объектов обучения превратиться в его субъектов.

Второе направление – партнёрство школы и местного сообщества на разных уровнях, консолидация ресурсов для совместного решения школьных и общественных проблем. И третье — добровольческие инициативы, добровольческая деятельность детей и взрослых. Здесь очень широкое поле деятельности. Например, ребята учат стариков пользоваться «Платёжками», старшие школьники обучают младших играм на переменах. Важно, что всё это осуществляется по инициативе самих ребят.

— Как меняется уровень социальной адаптации школьников, которые участвуют в программах центра, можно ли вообще это отследить?

— Специальных исследований на эту тему пока нет, но во время тренингов мы распространяем входные, промежуточные и итоговые анкеты и видим, как по ходу занятий растут детская уверенность в себе, умение работать с информацией, осознание того, что с ними происходит. Мы учим школьников выражать свои чувства, раскрепощаться, излагать свои мысли. Очень полезны практики, когда дети обучают друг друга.

— Откуда пришли люди, работающие в центре, какое у них образование?

— В основном, педагогическое. Есть социальный работник, социальный педагог-психолог. Все имеют практический опыт работы с детьми.

— Вы работаете в основном на иностранные гранты. Ваши коллеги в Англии, Польше имеют дело с детьми, воспитанными совсем в других традициях. Как вы используете их опыт?

— Да, действительно для реализации своих проектов организация привлекает и иностранные гранты, и российские: от администрации Красноярска, фондов «Новая Евразия», «Право и справедливость».

Получая деньги, мы реализуем наши собственные идеи по обучению детей и педагогов. Тренинги и программы разрабатываем сами, а если используем другие, то стараемся приспосабливать их под себя. Максимально адаптируем программы под потребности конкретных образовательных учреждений. Среди программ последнего времени можно отметить создание «Центров социального менеджмента» в школах. Готовим методические пособия и для детей, и для педагогов: по развитию жизненных навыков, умению работать в команде и прочему.
Перенимаем и зарубежный опыт. Например, в Великобритании есть программа «Активные граждане в местных сообществах», участникам которой предлагают начать с исследования своего окружения. Так и мы предлагаем нашим детям нарисовать карту местного сообщества, которое в результате предварительного тренинга они видят уже совсем другими глазами.

Что ж, чем меньше белых пятен будет на таких детских картах, тем быстрее мы сможем приблизиться к идеалу: открытому миру, в котором каждый ощущает себя личностью и активно влияет на происходящие события. А дорога к этому, не поспоришь, начинается именно за школьной партой.

Татьяна АЛЁШИНА