Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2010 г.

Невкусно что-то тут в культурном королевстве

Молодые красноярские интеллектуалы устали ждать приятных перемен в культурной жизни города и начали сами себе обеспечивать культурный досуг. И не только «много-много радости» другим культурно страждущим принесли, но и зачастую весьма преуспели, перейдя с рельсов романтического безвозмездного энтузиазма на рельсы честной (в смысле всё столь же нужной, прежде всего, самим себе) культурной коммерции.

В общем, речь пойдёт о судьбе молодых творческих объединений города, возникающих, так сказать, «снизу», не по указке и не для программного следования принятым на верхах культурным стратегиям. И, что приятно, число подобных объединений в последнее время увеличивается.
Описать все невозможно и нет смысла, поэтому хотелось бы рассказать о тех творческих объединениях, которые уже не раз «засветились» на культурных площадках города: культурных героев надо знать в лицо!

«Фургон»

— творческое объединение культурных творцов разных мастей: журналисты, искусствоведы, даже юрист! Попробуем кратко описать то, чем занимается «Фургон»: показывают и слушают только редкое, сдувают пыль забвения с приятностей прошлого, вступают в союзы с художниками, дизайнерами, музыкантами и другими творческими активистами. Миссию своего существования видят в том, чтобы постоянно наполнять культурный контент в городе нетривиальными умными событиями и, тем самым, формировать культурное сообщество в Красноярске.

Объединение состоялось в процессе обучения по программе «Культурная журналистика», организуемой Фондом культурных инициатив Михаила Прохорова и питерским Институтом «Проарте», где именитые критики-преподаватели (в частности театральный эксперт Дина ГОДЕР) доступно объяснили, что организовать альтернативные культурные площадки в городе, в общем-то, не так сложно. В итоге в основной состав «Фургона» вошли выпускники программы разных лет — Сергей МЕЗЕНОВ, кинокритик Интернет-газеты Newslab; Галина ПОПОВА, журналист; Оксана БУДУЛАК, искусствовед; Ирина БАХТИНА, театральный критик; Екатерина ЛЮБИМОВА, проектный менеджер, и Евгений ПОЛЕЖАЕВ, тот самый юрист.

Стимулом для создания сообщества стало желание делать такие культурные события, которые были бы интересны самим участникам: смотреть редкие неформатные для кинотеатров фильмы, устраивать очень культурные встречи в непредназначенных для этого пространствах (кафе, клубах и т.д.). Первый проект «Фургон» организовал в 2009 году — это был просмотр малоизвестных азиатских фильмов в чайной «Юрта» перед зданием Красноярского музейного центра. Второй проект до сих пор вспоминается всеми участниками — ностальгические вечера «Гагарин и Камасутра», где был организован просмотр старых диафильмов в кофейне «Трэвеллерс». Очень показательный проект для деятельности группы — найти такую приятность в прошлом, которую всем захотелось бы дружно пережить вновь, при этом в непредназначенном для подобных событий месте.

Фургон, Невкусно,

Фургон, Невкусно, "Дело омансарде"

Постепенно группа начала расширять собственную жанровую систему. Например, объединившись с обществом plotina.net, фургоновцы приняли участие в культурно-экологическом проекте «Ангара — живая река», устроив акцию «Утопленница» в духе Кристо и Жан Клод, где для символического спасения реки замотали статую Ангары из композиции фонтана «Реки Сибири» вблизи театра оперы и балета. Кроме акций появились и перформансы. Так, на острове Отдыха на пикнике программы «Детали» хором непрофессиональных исполнителей был сыгран шедевр музыки XX века «4:33» Джона Кейджа под бдительным руководством дирижёра, который умело управлял тишиной. А на выставке «Начало пути» группа впервые попробовала себя в качестве художников, создав видео о русском духе «Птица-тройка».

Подобные порой просветительские, порой экспериментальные проекты привели к тому, что деятельность группы стала весьма востребованной в городе. Молодых людей начали приглашать в качестве организаторов специальных программ крупных мероприятий — для промоушена международного Канского видеофестиваля, в качестве кураторов музыкальной программы для Красноярской ярмарки книжной культуры и т.д. Теперь у «Фургона» появились большие шансы, что желание оригинально проводить время вместе так, чтобы всем было интересно и познавательно, превратится в профессиональную деятельность участников.
По словам Оксаны Будулак, группа не старается быть навязчиво социально-полезной и спасать Красноярск от культурного застоя. Но получилось так, что культурные интересы нескольких людей оказались очень востребованы интеллектуальной аудиторией города.

«Невкусно»

— творческое объединение молодых художников, современных нонконформистов, вероятное будущее современного искусства в городе Красноярске. Основной состав сообщества: Алексей МАРТИНС, Игорь ЛАЗАРЕВ, Катя КУЗУБОВА, Дарья БРАЛКОВА, Иван ЗАХАРОВ, Алиса АФАНАСЬЕВА, Света ЗАМОСТЯН, Елена БЕЛЯНИНА. Первоначально сообщество объединяло разнородные творческие активы от музыкантов (группы «Фанни Каплан», «Фиолетовый шум») до поэтов (поэт Антон БОГДАНОВ до сих пор остаётся действующим участником объединения), но постепенно сузилось до основного ядра — художников. Соответственно, миссия — профессиональная реализация художников в современной жизни.

История создания «Невкусно» местами напоминает небезызвестный поступок четырнадцати великих русских художников, которые отказались обучаться в Академии художеств и решили самостоятельно заниматься организацией выставок. Название «Невкусно» как раз стало реакцией на холодное академическое обучение в художественном училище, в результате чего более толерантные современные нонконформисты решили вести «двойную» жизнь: в одной верно копировали натуру, в другой делали концептуальные акции и инсталляции.

Понятное дело, что для любого художника самое главное событие — первая выставка. Выставку хотелось сделать опять же на местах, традиционно для культурных событий не предназначенных. И вот тут очень кстати к ним с предложением о выставке обратился ночной клуб «Эра». «Невкусно» не только подготовили выставку, но и провели масштабную пиар-акцию к её открытию, организовав арт-пикник на острове Отдыха с действительно невкусным чаем, выступлениями музыкантов, чтением стихов, раскрашиванием лиц и т.д.

Невкусно, Арт-пикник

Невкусно, Арт-пикник

После первой выставки молодые художники стали постоянными участниками и создателями культурных событий: ездили в Дивногорск с трёхдневной арт-, поэтической и музыкальной программой, пытаясь заниматься современным передвижничеством (но город довольно холодно отнёсся к программе, и дальнейшее продвижение культуры в массы пришлось на время отложить). В Красноярске художники были замечены в качестве организаторов многих перформансов (Алексей Мартинс пиарил «Арт-сессию», завтракая котлетой в утренней телевизионной программе; на перформансе «Патриот» группа с лопатами защищала матрёшку «Родину-мать» Василия Слонова), объединялись с «Фургоном» для атмосферного оформления кинопоказов нуара «Дело о мансарде» в стиле детективного расследования с запрещающими лентами, пластиковыми пакетами для улик и т.д.

Одним из лучших проектов объединения была выставка в деревянном доме под снос «Марьян-Машинариум», где художники продолжили традицию голландки Марьян Тиувен и преобразовали дом инсталляциями, граффити, поэтическими перформансами перед его скорым разрушением. Кроме того, «Невкусно» первыми создали прецедент синтеза художественной галереи («Вэрегуд») и ночного клуба (все той же «Эры»).

Никакой артикулированной социальной позиции у творческого объединения нет. Главное, что двигало сообществом, — желание хоть как-нибудь разнообразить серенькую и вялотекущую культурную жизнь Красноярска и личное желание не скатиться в область прикладного применения художественного образования, а реализоваться в качестве творцов.

ЛАД

— Лаборатория архитектуры и дизайна: миссия — развитие профессионализма среди молодых архитекторов; повышение статуса архитектора, который сегодня зачастую выступает в качестве исполнителя технических заказов, изменяя творческой стороне профессии.

ЛАД был организован в 2007 году инициативными шестикурсниками архитектурного факультета тогда ещё КрасГАСА, которые — опять повторяется ситуация с недовольством консервативностью образования — поняли, что если только учиться, невозможно стать современным конкурентоспособным профессионалом. То есть, с одной стороны, объединение архитекторов возникло в пику сухости учебного процесса. С другой стороны, студенты использовали зарубежный опыт ровесников и пришли к пониманию, что создание творческих молодёжных профессиональных объединений — это естественный процесс, в котором и появляется что-то новое.

ЛАД,

ЛАД, "Архваренье", Зима

«ЛАД’ить» начали с того, что сами шестикурсники (Артём БЕГИШЕВ, Ирина ПОЗДНЯКОВА, Лариса АКИМЕНКО, Яна ВИКТОРОВА, Алексей ШИШКИН, Александр ОСАДЧИЙ) стали проводить лекции, семинары по современной архитектуре. Вначале творческое сообщество специально отстранилось от «взрослых» профессионалов — никого не приглашали на свои собрания, чтобы обрести собственные профессиональные установки. (Сейчас состав ЛАДа значительно изменился.

На данный момент лаборатория меняет формат своей деятельности, в частности, начинает процесс сотрудничества с профессиональными архитектурными бюро города.)

Далее начали проводить выставки. На первой — «Красноярск. Город. Среда» — архитектурно помечтали о том, каким должна быть среда современного города. Вторая — «Красноярск. Город. Магнит» — была уже практически заказом экс-губернатора Красноярского края А.Г. Хлопонина, который хотел, чтобы молодое сообщество спроектировало культурные магниты для туристов в нашем городе, что-то вроде небезызвестного Бильбао. Ну, выставочная архитектура — это, конечно, хорошо, но самое творчески продуктивное событие, которое сформировал ЛАД, — это фестиваль прикладного ландшафтного проектирования «Архваренье», который прошёл уже трижды: летом 2009, зимой 2010, летом 2010. На время фестиваля молодые архитекторы выезжали за город — летом строили экспериментальные архитектурные конструкции из дерева, а зимой из снега.

ЛАД, Архваренье, «Лето»

ЛАД, Архваренье, «Лето»

Культурные ориентиры архитектурного сообщества в России — Бюро Тотана Кузембаева, институт современной архитектуры и дизайна «Арт-Стрелка». Но в целом, как отмечают участники, в России можно по пальцам пересчитать креативно работающие архитектурные объединения. В то время как на Западе их гораздо больше, если уж даже проекты Захи Хадид, которая для нашей Родины до сих пор является «звездой», набила там оскомину. Для примера называют бюро Рема Колхаса.

Социальная позиция: сообщество настроено менять архитектурную среду города Красноярска в лучшую сторону, и самая главная задача среди прочих – популяризировать здесь современные архитектурные подходы к решению городской среды.

«Юнг»

— товарищеское объединение поэтов, которым иногда небезразлична судьба одиноких и скромных коллег, пишущих в стол. Состав: Артур МАТВЕЕВ, Василий ПРОКУШЕВ. Название расшифровывается как «юный гений» или как кличка кота одного из поэтов, названного в честь именитого ученика Зигмунда Фрейда. Сообщество не гнушается любыми видами творческой работы: пишут стихи, сценарии, пьесы, рекламные слоганы, поздравления, снимают видео для себя, для друзей, на заказ. Дискредитируют представление о поэте, парящем в эмпиреях и чурающемся всего земного, — «Юнг» никогда не против обеспечить себя доходом от собственного творчества. Неоднократно были замечены на культурных мероприятиях в стихосложении, обличающем современные социальные проблемы или остро сатирического характера.

Одна из заслуг команды — организация поэтического слэма в Красноярске в 2008–2009 годах. Друзья-поэты опять-таки решили немного расшевелить жизнь Красноярска. Известно, что поэты отличаются страшной скромностью, поэтому «Юнг», призрев благостную площадку в центре города — «Дом кино», решил позвать всех поделиться творческими достижениями. «Юные гении» подумали, что, возможно, в городе бродит куча неприкаянных поэтов, которые вдруг да и пишут что-то мудрое и вечное, но никому об этом не рассказывают. Даже была такая надежда, что найдутся в нашем городе рембо и верлены. Сначала поэтический слэм проводили на общественных началах — скидывались победителю, кто сколько может. Потом проект был поддержан Фондом Михаила Прохорова, и у поэтов появилась возможность побороться за действительно солидные призы. Сейчас поэтический слэм завершился, так как «Юнг» категорически против любых форм стагнации, консервации и прочей затхлости в культурной среде.

Сегодня «Юнг» работает над кратким поэтическом видеокурсом по истории России: своеобразным ликбезом о российских правителях в стихотворной форме. Для справки: оба поэта закончили исторические факультеты.

Миссия сообщества: за честность и против эстетики.

На вопрос о том, должна ли быть социальная позиция у культурного сообщества, Артур Матвеев ответил следующее: если сообщество позиционирует себя как спасители мира, а сами даже бабушку через дорогу перевести не могут, то грош цена такой социальной позиции; а если сообщество позиционирует себя хоть морковкой и беспокоится о судьбе брошенного щенка — то пусть именуется хоть морковкой, но это честное и хорошее объединение.

До написания этой статьи у меня было устойчивое представление, что в культуре Красноярска мало светлого, доброго, рождённого по инициативе небезразличной молодёжи. В итоге я обнаружила в городе достаточное количество людей, творящих культурные события. Прежде всего, успешно продвигаются те, кто делает что-то интересное для самих себя, а аудитория, так или иначе, формируется вокруг.

В конце концов, нельзя не заметить, что в Красноярске уже случилось время толерантного нонконформизма, который, как ему и следует, возник в пику традиционной культуре: академизму в живописи, схоластики в образовании, «попсовости» большинства культурных мероприятий…

Александра СЕМЁНОВА