Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
январь / 2011

Дотянуться до звезды

«…И тогда я нашел её — небольшую круглую площадь, окружённую высотными домами. Низко повисшее закатное солнце искрилось оранжевыми лучами. Возникло ощущение полёта. Я понял — это оно: горячее, живое, подвластное переменам место. В центре площадки находился огромный круг. И мне показалось — понимаете, на минуту показалось,— что именно здесь можно коснуться солнца…»

Дмитрий Олегович ШАВЛЫГИН — скульптор, доцент кафедры рисунка, живописи и скульптуры Института архитектуры и дизайна СФУ иллюстрирует свою мысль визуальным рядом — фотографиями, мелькающими на экране ноутбука. Возникают зафиксированные на фото этапы становления произведения паблик арта — искусства, ориентированного на интеллектуальную игру со зрителем и подразумевающего коммуникацию с городским пространством. Воображаемый амфитеатр в центре города; стулья, расставленные полукругом; эти же стулья, но уже с прикреплёнными к ним крыльями из белой бумаги; лестница-стремянка, установленная в определённой точке — так, чтобы закатное солнце, проходящее по своему ежевечернему маршруту, «касалось» сфокусированным потоком лучей её вершины. Удивлённые взгляды прохожих, одновременно понимающих и не понимающих, что происходит. Зрители, сидящие на крылатых стульях и наблюдающие, как человек, поднимаясь по лестнице, растворяется в солнечном свете.

Этот проект был реализован за считанные дни в рамках международного семинара-практикума для художников, архитекторов, дизайнеров и студентов, проведённого в Новосибирске немецкой художницей Ульрике Мор. Мастер-класс строился вокруг концепции «горячих и холодных мест» — агрегатных состояний города. Такие точки в городской среде формируются непосредственной деятельностью человека. Холодными являются места, облик которых давно сформирован и застыл во времени, их агрегатное состояние — твёрдое. Горячие же места сопровождаются бурлящей деятельностью людей, облик их меняется, они находятся в жидком агрегатном состоянии.

А суть любой идеи меняется в зависимости от реализации, то есть может как испариться, так и стать жидкообразной субстанцией, готовой совершить интервенцию в горячее пространство. Поэтому привлекательность горячих мест в том, что они являются полем для воплощения художественных замыслов.

Идея художественной интервенции приобретает популярность в современных городах, особенно европейских, где очень сложно найти свободный участок земли. Художественному произведению в традиционном понимании буквально некуда «втиснуться». Поэтому так популярно у современных художников стремление концептуально преобразовать некий фрагмент мегаполиса, затратив минимальное количество времени и материальных средств. Дмитрий Шавлыгин поясняет: «Это может быть трансплантация растений, размещение репродукций картин известных художников на бигбордах, установка интерактивных скульптур, неких арт-объектов: например, белого куба, на плоскостях которого каждый прохожий стоящими тут же красками может изобразить нечто, отражающее его психологическое состояние. Или, скажем, размещение личных вещей — колец, украшений на деревьях, подлежащих вырубке, чтобы «окольцевать» — выкупить их жизнь хотя бы на какое-то время…».

Проведение художественных акций подобного рода возможно и даже необходимо в Красноярске. По мнению скульптора-педагога, Институт архитектуры и дизайна СФУ может стать своего рода творческой лабораторией, где студенты будут разрабатывать собственные стратегии художественной интервенции. «Ранее, работая со студентами, мы скорее отталкивались от абстрактных, не связанных с энергетикой конкретного места идей. Суть нового подхода — вживание автора в конкретную среду, желание услышать и понять вибрацию места. Эта медитация сама должна подсказать реализацию его потенциальной энергетики. Такой подход к исполнению скульптурных композиций в архитектурной среде я хочу применить в дальнейшей работе со студентами».

Этот способ воплощения художественной идеи максимально действенен, в том числе, за счёт своей «демократичности»: искусство запросто приходит в повседневную жизнь города, внедряется в самые, казалось бы, банальные, привычные пространства. Вовлекает зрителя в игру. Меняет буквально. Оставить красочный отпечаток своей ладони, покрытой уникальными меридианами линий, на белой поверхности куба: следов таких будет — сотни. Сохранить жизнь деревьям, видевшим тебя спешащим в школу. Смотреть на Мону Лизу, простаивая в пробке где-то в центре города…

Красноярск как интенсивно развивающийся культурный и деловой центр имеет массу так называемых горячих мест. Взять, к примеру, любой крупный торговый комплекс, новые перспективные микрорайоны, ожидающие не только обыденных сюжетов благоустройства, но и желающих обладать своим собственным неповторимым микромиром.

«Под впечатлением от семинара, я начал искать «горячие» места в Красноярске, — рассказывает Дмитрий Олегович. — Недавно, стоя в «пробке» в районе «Космоса», обратил внимание на новый надземный переход, имеющий две монументальные башни по сторонам дороги, которые архитектурно не завершены. У меня родилась идея объединить эти башни единым художественным решением —композицией «Воздушный поцелуй», где влюблённые, стоящие на этих башнях, передают его друг другу».

Ещё одним «горячим» местом является кампус СФУ. Художники, архитекторы, скульпторы чувствуют энергетику этого «горячего» места, которое даёт возможность воплотить множество творческих идей на энергетически мощном поле университета.

Встреча подходит к концу, а Дмитрий Олегович объясняет суть своей новосибирской инсталляции. Стоят стулья. Можно сидеть на них очень долго — вести возвышенные беседы, чувствовать себя умными и значимыми, но… не меняться. И ничего вокруг не меняется, соответственно.

Но вот в центре площадки, окружённой со всех сторон «окрылёнными» стульями, — лестница. И закат разгорается все ярче. Солнце висит низко-низко, над самым горизонтом. Наступает такой миг, когда ты вдруг понимаешь — нужно сделать шаг, поставить ногу на нижнюю ступень. Подняться. Протянуть руку. Коснуться солнца. Подняться к своей звезде!

Татьяна МОРДВИНОВА