Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
№ 3 (12), март / 2011 г.

Возвращение наследия

Человек рождается, страдает и умирает. Такова наша природа. Неизбежность этого сценария повергает в ужас даже храбрейших представителей человечества. Единственный способ сопротивления неминуемому концу, — попытка остаться хотя бы в своих творениях или прославленных делах.

В книге Моэма «Бремя страстей человеческих» есть интересная притча на этот счёт. Один китайский император, страстно желая познать всю историю человечества, но не имея времени изучать свою обширную библиотеку, попросил придворного мудреца составить её краткий обзор. Проходили годы, и вот, наконец, слуги внесли в покои императора пятьсот книг – именно столько потребовалось для описания всей истории. Сильно удивился император. Хотя он был уже не молод — тяга к знаниям не покинула его. Но он не мог тратить годы на прочтение этих книг и попросил урезать повествование, оставив только самое важное. Мудрец работал много лет и сократил свой труд до 50 книг, потом до одной. И вот уже на смертном одре задыхающийся император, понимая, что ему не успеть прочесть и одной книги, обратился к мудрецу с просьбой выразить всё как можно короче прямо сейчас, пока он ещё жив. И тогда мудрец открыл книгу и написал на последней странице всего лишь одно предложение: «Человек рождается, страдает и умирает».

Осознать эти простые истины невероятно сложно. Создаются и разрушаются империи, приходят и исчезают великие правители, одни эпохи сменяются другими — река времени не щадит никого. Культурное наследие человечества, его материальные и духовные ценности подобны брёвнам в этой всесокрушающей реке — они дают человеку опору, держат на плаву в бурном течении жизни.

Проблема в том, что мы мало знаем о богатом наследии, оставленном предками, да и не интересуемся сокровищами родных просторов. Мы перестали осознавать себя как часть некоего целого, и это сделало нас разобщёнными, порой не понимающими друг друга. Нам часто неуютно в этом мире, быть может, потому что мы не чувствуем под собой мощного культурного фундамента, выложенного нашими предками. Мы ликуем по поводу новых технических прорывов, ратуя за цивилизацию как власть над миром, и забываем о культуре как о любви к миру.

Сегодня отсутствуют механизмы, которые делали бы понятным для нас наше наследие, снимали бы с него завесу архаичности. Три года назад Гуманитарный институт СФУ начал серьёзно работать в этом направлении в рамках федеральной целевой программы. Получился крупный междисциплинарный проект под названием «Актуализация историко-культурного наследия». О сохранении и продвижении культурного наследия Сибири рассказывает директор Гуманитарного института Максим РУМЯНЦЕВ.

— Вы создаёте ещё один музей или новую выставку?

— Задачи проекта гораздо обширнее. С одной стороны, мы ведём традиционное исследование по изучению объектов культурного наследия. В частности, тех, что находятся в зоне риска: город Енисейск и территория затопления Богучанской ГЭС. Это уникальные для Сибири места. Например, Енисейск до сих пор сохранил свой первозданный архитектурный облик. Здесь не было многоэтажного строительства, а исторический центр города украшают шедевры деревянного и каменного зодчества XVIII–XIX вв.

Фотография Богоявленского собора,

Фотография Богоявленского собора,

 Фотография Богоявленского собора 2009 г.

Фотография Богоявленского собора 2009 г.

Первый этап проекта — сохранить эти объекты наследия в цифровом виде. Но это лишь начало работы. Следующий уровень, на который выходит наша группа, — реконструкция памятников архитектуры и уклада жизни на основе анализа полученных материалов. Третий этап — самый важный — нам необходимо организовать диалог вокруг объектов культурного наследия, «оживить» их в дискуссии представителей науки и общественности. Думаю, что организация конструктивного, плодотворного, интеллектуального, эмоционального коммуникативного пространства будет способствовать генерации механизмов влияния культурного наследия на формирование духовной среды.

— Кому будет интересно смотреть фотографии увядающего сибирского городка или погружаться в быт разрушающихся коренных этносов Сибири? Захочет ли современный человек, школьник или студент, обращаться к такому наследию?

Виртуальная реконструкция Богоявленского собора.

Виртуальная реконструкция Богоявленского собора.

— Мы поднимали эти вопросы на старте проекта, и именно поэтому в нашей команде помимо историков, этнографов, археологов есть специалисты по компьютерным технологиям. Уникальность проекта — в мультидисциплинарности творческой группы, дающей возможность не только вести качественные исследования, но и представлять результаты в полифонической, многогранной, привлекательной форме. Мы используем ведущие технологии визуализации, такие как фотосъёмка в формате HDRI, 3D-панорамная фотосъёмка, виртуальная реконструкция с использованием 3D-engine и др. Всё это делает материал динамичным, доступным и интересным для изучения. У обычного школьника появляется шанс, пусть и в виртуальном пространстве, соприкоснуться с историческими реальностями Сибири и через них попытаться понять настоящее. Может быть, тогда он начнёт понимать ценность нашего культурного прошлого и целесообразность его выработанных веками духовных принципов.

Кроме того, собранный нами материал об объектах наследия в дальнейшем будет размещён в сети Интернет в формате электронной базы данных (по типу Википедии), где мы представим информацию разного уровня в соответствии с интересами пользователей: исследователей, туристов, учащихся. Вопрос лишь в том, как перейти к важнейшему этапу всего проекта — привлечь внимание публики к вопросам культурного наследия Сибири.

Мне видится, что это наша совместная задача — и учёных, и общества.

— А что лучше для сохранности культуры — чтобы объект «жил» или был законсервирован? Или это могут быть параллельные процессы?

— Мы сознательно избегаем термина «консервация». Актуализация наследия в нашем понимании — не консервирование, а напротив, возвращение к жизни духовных и материальных ценностей, адекватное включение их в живую ткань современной культуры.

— Помимо управления проектами, вы также занимаетесь научными исследованиями, готовите докторскую диссертацию. Она будет посвящена тем же проблемам — сохранения культурного наследия?

Главная страница сайта Музея-усадьбы В.И. Сурикова

Главная страница сайта Музея-усадьбы В.И. Сурикова

— Тема исследования связана с виртуализацией сферы культуры. Интерес к ней не случаен и определяется прикладными исследованиями, которые мы уже несколько лет проводим, создавая мультимедийные ресурсы историко-культурного содержания. Один из крупных проектов в этой области связан с дигитализацией коллекций региональных музеев. Например, для Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова мы перевели в цифровой вид более 4000 произведений, разработали Интернет-сайт. Наши специалисты отсняли и перевели в электронный формат несколько краевых художественных выставок, коллекции Музея-усадьбы В.И. Сурикова, Музея художника Б.Я. Ряузова. Всё это было сделано на очень высоком профессиональном уровне. Для нас принципиально важно, чтобы создаваемый электронный ресурс, адресованный современникам, был востребован. Разумеется, создание актуального, интересного проекта невозможно без изучения социокультурных тенденций, анализа влияния современных информационных технологий на культуру.

— Мне всегда казалось, что культурное наследие в большей степени связано не с дворцами, мавзолеями или торговыми рядами прошлого, а с теми вечными ценностями, которые передаются из поколения в поколение. Например, из знаменитых чудес света сохранилась только пирамида Хеопса в Гизе, однако идеи и взгляды античных философов живы и по сей день.

— Совершенно верно. Культура, в первую очередь, сохраняет и передаёт общечеловеческие ценности, направленные на безопасное, стабильное, нравственное развитие людей и социума.

Это мир, труд, творчество, справедливость, семья — всё то, что, по словам немецкого философа Альберта Швейцера, способствует сохранению жизни и препятствует её разрушению.

К культурному наследию относятся идеи и материальные объекты, которые создаются человеком в процессе исторического развития. Что-то из этого согласуется с вечными ценностями, а что-то им противоречит, но является исторической реальностью. Так или иначе, нельзя закрывать глаза на наше прошлое. Напротив, необходимо как можно более точное, адекватное представление о том, от чего из наследия следовало бы избавиться.

— А от чего бы вы избавились?

— Это непростой вопрос. Ответ на него — одна из задач проекта. В целом же, понятно, что избавляться надо от всего того, что вредит национальному и культурному прогрессу, — от неоправданного самомнения, повторения исторических ошибок, упрямой невосприимчивости и тому подобного.

— Есть ли у вас личный рейтинг ценностей?

— Любовь. Духовность. Свобода.

— А у современных студентов какие ценности?

— У них разные устремления. Я общаюсь тесно с теми, кто по духу мне близок, поэтому думаю, что в целом у нас одинаковое представление об истинных ценностях. Надеюсь, что в процессе совместной работы нам посчастливилось понять, что сердце, воображение и разум — именно та среда, где зарождается культура.

— Самая лучшая проверка ценностей человека — спросить его, что бы он пожелал своему ребёнку.

— Хочу, чтобы мой сын стал добрым, ответственным, честным человеком.

Кирилл АРСЕНЬЕВ

Мировая практика сохранения и актуализации культуры средствами информационных технологий

Проект BRICKS (Building Resources for Integrated Cultural Knowledge Services) — Цифровая Библиотека в форме глобальной сетевой системы услуг, в которой для всех пользователей будут доступны коллекции мультимедийных цифровых документов из самых разных областей знаний. Кроме того, проект предполагает создание сообщества BRICKS, которое объединит поставщиков информационных ресурсов, профессионалов и научных работников, а также студентов, туристов и всех, интересующихся культурой и искусством.

Всемирная цифровая библиотека (wdl.org) — веб-сайт с бесплатным доступом к редким книгам, картам, рукописям, фильмам и фотографиям. В работе над проектом (не считая ЮНЕСКО) принимали участие 32 участника из различных стран мира (национальные, университетские библиотеки и др). Содержание структурировано по географическим регионам; раздел, посвящённый отдельному региону, включает редкие книги, карты, рукописи, фотографии, гравюры, звукозаписи и фильмы, в которых рассказывается о странах данного региона.

Европейская электронная библиотека «Европеана» (europeana.eu) — объединяет цифровые ресурсы европейских музеев, библиотек, архивов. 15 миллионов единиц хранения Европеаны — это изображения (картины, рисунки, карты, фотографии, в т.ч. музейных экспонатов), тексты (книги, газеты, письма, дневники и архивные источники), звуки (музыка и устное слово из цилиндров, кассет, дисков и радио), видео (фильмы, кинохроника и телевизионные передачи). Около 1500 учреждений культуры представлены своими коллекциями в Европеане. Собранные вместе, эти коллекции позволяют исследовать историю Европы с древнейших времён до наших дней.

Проекты Гуманитарного института СФУ

Web-представительство Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова (surikov-museum.ru) — Интернет-ресурс, объединяющий различные данные: качественные цифровые изображения экспонатов музея высокого разрешения, с возможностью их подробной детализации; текстовые описательные данные об экспонатах музея; виртуальный тур на основе 3D-панорамной съёмки и др. Информационная система может быть использована в экспозиционной работе музея, в изучении культурологии, истории искусств, в научно-исследовательской и образовательной деятельности; даёт возможность пользователю самостоятельно без помощи экскурсовода осмотреть залы музея, ознакомить его в популярной форме с произведениями, представленными в экспозиции.

Электронный каталог региональной художественной выставки «Осенний вернисаж» (av-2010.ru) содержит более 400 художественных произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства художников из Красноярска, Новосибирска, Омска, Кемерова, Новокузнецка, Томска, Абакана, Горно-Алтайска, Кызыла, Иркутска, Улан-Удэ, представивших свои работы на одноимённой выставке, проходившей в Красноярске с 15 октября по 5 ноября 2010 года.

Главная страница сайта выставки

Главная страница сайта выставки

Виртуальная реконструкция культовых памятников архитектуры г. Енисейска основывается на всестороннем изучении памятника архитектуры на основе архивных и музейных источников, археологических и архитектурных отчётов, сохранившихся фотоизображений с последующим воссозданием утраченных элементов объекта. Результаты исследования летом 2011 г. будут представлены на портале «Историко-культурное наследие г. Енисейска», который помимо 3D-реконструкций будет содержать цифровые фотографии объектов наследия и виртуальную экскурсию по Енисейску.