Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
№ 3 (12), март / 2011 г.

Виктор Теплицкий:
«Семья — она шлифует человека»

В Свято-Никольской церкви народу всегда полно, на службе яблоку негде упасть. Маленькая, тёплая, намоленная церковь. Таков и её иерей, отец Виктор ТЕПЛИЦКИЙ, к которому всегда можно прийти за советом, и он никогда не откажет.

Многие упрекают Православную церковь за то, что она не борется яростно за души потенциальных прихожан и остаётся такой же, как и сто, и двести лет назад. При этом обычно ссылаются на Запад, где пасторы, чтобы идти в ногу со временем, катаются на роликах вместе с паствой и поют с ней рок-гимны. Отец Виктор если и катается на роликах, то вместе со своими детьми, но он самый настоящий современный батюшка. Благодаря таким, как он, и тянутся в церковь люди.

— Мужчина и женщина, кто они такие по отношению друг к другу?

— Как сказано у апостола Павла: «Иная слава Солнца, иная слава Луны». Мужчина и женщина сотворены Богом, и у каждого из них своя функция, своё предназначение в этом мире.

Во-первых, надо понять, что ни мужчина без женщины, ни женщина без мужчины — не человек. Это библейское откровение. Бог говорит: «Нехорошо быть человеку одному». И знаменитое ребро Адама тоже нужно понимать не в буквальном смысле, а символично, именно как «половину»: жена — это половина мужчины, так называемая вторая половинка (еврейское слово, упомянутое в Библии, переводится и как «ребро», и как «грань», и как «половина»).

Второе: сказано, что Бог навёл на Адама сон. Если брать греческий текст, там написано «экстазис», то есть это был не просто сон, после которого человек проснулся, смотрит — стоит женщина. Нет, Адам был в состоянии духовного восхищения, некоего духовного экстаза. И выйдя из него, человек перед собой увидел женщину. И тут же воспел это создание, свою вторую половину. Вот эти слова: «кость от костей моих и плоть от плоти моей». Он сказал красиво, поэтично, и это было первое творчество на земле. Получается, что женщина явилась вдохновительницей мужчины, не только на поэзию, а вообще — на жизнь. Господь сказал: «Сотворим ему помощника». Опять же, если бы нужен был помощник, который, грубо говоря, помогал брёвна таскать, второй был бы тоже мужчина, но этого не произошло. Женщина — существо хрупкое, красивое, и в то же время это надёжный тыл мужчины.

— Современное общество считает мужчину и женщину равными существами…

— Когда мы уравниваем мужчину и женщину, женщина теряет свою женственность, а мужчина — мужественность. Когда мужчина занимается котелками, варит, стирает, а женщина, напротив, занимает руководящие должности — она и директор, и начальник, то и сё, — происходит нарушение их функций, того, к чему они предназначены изначально.

Я не говорю о том, чтобы всех женщин поставить на кухню. Но женщина должна помнить, что она в первую очередь хозяйка, домоуправительница, вдохновительница. Когда она это исполняет, то реализуется как женщина. И, наоборот, если мужчина приспосабливается, если он не содержит семью, а сам является содержанцем, тогда он просто не заботится ни о семье, ни о жене. Он живёт для себя, по схеме «диван-телевизор-поход налево», при этом он разрушается как личность. Сегодня многие мужчины теряют свои характерные мужские черты, это проявляется даже во внешнем виде. И это беда. У каждого должна быть своя отдельность, различия, но при этих различиях — единство. Семья, как оркестр: каждая скрипочка ведёт свою музыкальную линию. А когда все инструменты играют вместе, получается симфония.

— Известна феминистская теория о том, что дети рождаются абсолютно одинаковыми, а социальные роли мужчин и женщин навязывает им общество. Я, чтобы это проверить, помню, провела такой эксперимент с двухлетним сыном: забрала машинки и дала ему куклы старшей сестры. Он смотрел на кукол недоумённо, играть с ними не пожелал и снова стал требовать машинки...

— Эта теория — просто ум-ствование. Человек не рождается «табула раса», это не чистая доска, он несёт в себе черты характера его родителей, его прародителей. У меня несколько детей. И хотя мы их воспитываем одинаково — они все разные. Два сына — одному хочется читать, другой книгу в руки не возьмёт. Один технической направленности, другой — гуманитарной. Третья — дочка, ей никто ничего не навязывает. Но она, ещё не вполне осознавая мир, в котором живёт, уже стоит перед зеркалом, крутится перед ним, примеряет платьица... У парней в этом возрасте ничего такого не было. Им это неинтересно.

Бог сделал нас такими разными, неповторимыми, и в этом Его гениальность. Когда все одинаковы — это серость.

— Верность в браке — это анахронизм или условие его существования?

— Психологи говорят, что человек — это самец, а самцы меняют самок, покрывают всех подряд. Такими рассуждениями пытаются оправдать грех прелюбодеяния, супружеской измены. Простите, но человек в этом случае сводится до уровня скота. Раз мужчина — животное, значит, в принципе, изменять — нормально. То, что всегда считалось ненормальным, сейчас мы называем естественным.

Однако в десяти заповедях написано: «Не прелюбодействуй». Закон, который Бог вложил в мироздание, эти десять заповедей, они ведь даны для нашего совершенства. Это не просто ограничение в чём-то... Если человек будет прелюбодействовать, он как личность развратится, не сможет войти в царство любви, не наследует жизнь небесную. Бог нам дал эти заповеди как некий фарватер, в котором мы дойдём до совершенства нашего личного развития. А люди потихоньку, своим умом, пытаются заповеди подменить.

Мир существует по определённым законам. Закон всемирного тяготения есть? Есть. Законы физики, химии, психологии, социологии. Так же есть законы духовного развития. И вдруг, принимая законы физики, химии и так далее, — законы духовной жизни мы решили отменить. И теперь, оказывается, можно быть геем, говоря при этом, что «нас такими создала природа» (хотя это неверно), можно прелюбодействовать, вести фальшивую противоестественную жизнь... Это оправдание своих грехов.

Если мужчина в семье живёт нравственно, он и развивается как мужчина, как муж. Жена чувствует в нём силу мужчины, чувствует, что это её опора и поддержка. Он не предаст, на полпути не бросит. И поэтому она готова ему служить как жена, как женщина. Только лишь самоотдачей строится семейная жизнь.

— Говоря о семье, нельзя обойти и вопрос разводов, поскольку сегодня скорее исключение — семьи, которые живут в одном-единственном браке. У многих — вторая семья и даже, бывает, третья. Понятно, что развод почти всегда трагедия. Но если не удалось построить семью в первый раз, то разве не естественно пытаться сделать это ещё и ещё? Быть может, человек, наконец-то, обретёт своё счастье в очередной попытке?

— Церковь проблему разводов переводит в иное измерение. Развод — патология, болезненное саморазрушение личности: люди не смогли реализовать себя в служении любви. Из-за своего эгоизма (чаще всего) они не захотели чем-то пожертвовать ради другого. А ведь любви без жертвы не бывает. Развод — это долго длящаяся судорога, спазмы и боль которой ощущают на себе и дети. Чтобы предотвратить это болезненное состояние, Церковь взывает к молодым об ответственности перед вступлением в брак. Вот поэтому мы говорим о половом воздержании до создания семьи. Необходимо единение душ, а потом уже единение тел.

Мне думается, что если чело-век не преодолел свой эгоизм в первом союзе, если он не изменился, то вряд ли он его преодолеет и во втором, и в третьем. Просто научится приспосабливаться. А вообще, каждую семью, каждую ситуацию необходимо рассматривать отдельно. Нет у Церкви алгоритмов, каждая личность, а значит, и каждая семья — это цельная вселенная.

— Бывает так, что жена старается сохранить семью и прощает мужу измены. Но сама при этом страдает. Что вы советуете в такой ситуации, вас ведь, наверное, часто об этом спрашивают?

— Лучше, если супруги придут на беседу к священнику — конечно, если они готовы поменять себя изнутри. Жена должна сказать об этой проблеме мужу. И если муж хочет измениться, сохранить семью — тогда проблема решается совместно. Мужчине нужны мужество и силы, чтобы себя изменить. Понять, что похоть — это его враг, и с ним надо бороться. Просить у жены помощи и понимания. Многие мужчины не хотят видеть в этом проблему, считают, что это нормально. Это означает только то, что у человека нет нравственного стержня; он раз согрешил, два, а потом это входит в привычку, и он находит себе оправдание, что это «естественно». Тут уже ничем не поможешь.

И только если муж поймёт, что это проблема, что это мучит и разрушает семью, он принимает решение пойти к священнику или к психологу.

— А как вы относитесь к психологам?

— Психологи бывают разные, в том числе есть и православные. Надо знать, к кому ты идёшь. Психология часто претендует на некое сверхзнание. Но психология — наука о душе. Религии же открыта пневматика («пневма» — по-гречески дух, а «психе» — душа), то есть, те глубины духа, куда психология не может добраться. Религия открывает полноту мироздания и полноту состава человека — его тела, его души, его духа.

Психология наблюдает процессы, которые происходят в нашей психике. Но это, так сказать, внешний уровень. Психолог, конечно, может помочь, но до конца проблемы не решит, потому что проблемы коренятся намного глубже. В духе коренятся причины всего, в том числе, и проблем семейной жизни.

— Говорят, вы своей жене посвятили сборник стихов?

— У меня три сборника было. Вся моя любовная лирика посвящена жене.

***
Шёл снег.
Шёл, как обычно идёт человек,
возвращаясь с работы –
не спеша и устало.
Улицы как-то немного качало
на мутных волнах рекламонеона.
Улицы были похожи на лошадь,
везущую горы железобетона.
Она надрывалась с хрипом и стоном,
продвинувшись только наполовину.
— Попробуй-ка сдвинуть такую махину, —
Шептались деревья между собою.

Шёл и я.
Небольшой человек
с малым брюшком и грузом печали,
которого просто не замечали.
Такой же, как все — неповторимый.
Такой же, как все — кем-то любимый.
Такой же, как все — с душой наизнанку,
так же ведущий в себе перебранку
с начальством, соседом,
а впрочем, — неважно.
И что обо мне…

Ведь шёл снег.
Улицы как-то немного качало
или штормило
(как с баночки пива).
И становилось очень красиво.
И рубцевалась язва надрыва.
И боль отступала.
И пеленала
пушистая скатерть озябшую душу.
И шёл снег.

Из сборника стихов Виктора Теплицкого
«Дом на холме», 2005


— Вы были первым в семье, кто пришёл к Богу?

— Да. Когда мы поженились, я ещё не был верующим, находился в поиске. И когда уверовал — первые молитвы, помню, читал втайне от неё, чтоб она не знала, не видела. Стеснялся...

По выходным надо было идти в храм, а она спрашивала: «Почему ты так рано встаёшь, поспи, у тебя же один выходной». А потом она пошла за мной. И теперь, конечно, мы все ходим в храм, она — верующий человек.

— А конфликты случаются?

— Мы друг друга любим, и если появляются конфликты, пытаемся решать их совместно. В основном это касается воспитания детей. Я, может быть, жёстче, она — мягче. Это всё притирки нашей внутренней жизни, но чтобы какие-то испытания извне... Господь миловал, у нас их не было.

Мы сохранили друг с другом дружбу. Как начали с юности, так до сих пор и дружим. Мне с моей женой хорошо и без неё никуда не хочется ходить. И сейчас мы всегда вместе — в театр или, допустим, просто идём погулять. У нас любимое развлечение — прогулка по городу. Можем так гулять часа два-три. Зашли в какую-нибудь кафешку, чайку попили, перекусили и дальше.

— Вы в облачении гулять ходите?

— Нет, зачем. Когда-то ходил в облачении, а она смирялась. И дома даже ходил в подряснике, видимо, был такой период становления. Потом я это перерос. Понял, что могу быть более свободным внутренне. И потом, когда идёшь с детьми в футбол пинать мяч или играть в хоккей, что же я буду в облачении? Семья — она шлифует человека.

— А увлечения у вас есть?

— Я рыбалку люблю, хотя времени нет на это. Поэтому моё увлечение — книги. Могу часами торчать в книжных магазинах. Но вот все семейные праздники, торжества проводим вместе. Это радостно, и больше ничего не надо. Так у нас сложилось.

— Наверное, у истинно православных крепкие браки?

— Я в епархии занимаюсь молодёжью и могу сказать: в основном, если люди верующие, у них всё получается. Они понимают, что внутри нас живёт зло, и борются со злом не своей жены или мужа, а у себя в серд-це. И когда каждый начинает разбираться в себе, а не в ком-то другом, это очень помогает в семейной жизни. С Богом мы можем исправлять свои ошибки.

Церковная духовная жизнь — это мощное средство, чтобы семья была крепкая и цельная, потому что человек учится оценивать себя адекватно и забывать себя ради другого. Трудно, конечно, бывает бороться с собой, гордыня есть в каждом из нас. Но верующие знают сред-ства борьбы, цель, в каком направлении идти. Поэтому верующим сохранить семью легче, проще. Хотя и не всем. Бывает, и верующие люди расходятся, видимо, что-то они в себе не преодолели. Редко, но такое случается. А в основном — я сужу по бракам, которые были у нас в молодёжном клубе за 15 лет, — почти все семьи сохранились.

— Семейные ценности вечны?

— Это внутренние ценности. То, что мы называем любовь, вера, доверие, надежда. Если будет внутренний стержень, семья будет держаться. А если мы будем искать только материального благополучия, мы всё потеряем.

Да, может быть тяжело. Но когда люди преодолевают трудности вместе, укрепляются связи между двумя душами, потому что сказано, что семья дана людям для любви, и чтобы они в любви совершенствовались. А всё остальное приложится, потому что Господь не оставит этих людей.

— Напоследок хотела спросить про знаменитое изречение «Кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую». Тяжело воспитывать ребёнка, если дома ты учишь его быть добрым и милосерд-ным, а выходя за порог, он сталкивается со злом, с банальными драками и не знает, как на это реагировать. Стоит ли защищаться и в каких пределах? Думаю, это больной вопрос для многих родителей.

— Мальчишкам надо драться. Хотя, конечно, важны ситуация и мотив. Где-то нужно защищаться, а где-то нужно промолчать, не ответить. Защищаться мы должны, потому что «подставь другую щёку» — это удел совершенных. Когда ты подставляешь её не из-за трусости и малодушия, а так, что можешь человека сокрушить, но не сокрушаешь, потому что жалеешь, это одно. Когда ты подставляешь щёку, потому что ты трус — это другое.

Подставлять щёку — это удел святых, удел духовных великанов. Мы до этого ещё не доросли. Поступай из того, что в тебе есть. Если можешь подставить щёку — подставляй. Если можешь защищаться — защищайся. При этом помни, как поступал Господь.

У ребёнка есть свой духовный уровень, выше него ступить он не может. И он должен сам дорасти до следующего уровня. Если его просто будут все колотить, обижать, то он может впасть в другую крайность — в отчаяние, будет думать, что он неполноценен. Нужно защищаться. И тем более, если это касается кого-то другого — защищать тех, кого обижают и притесняют.

Елена НИКИТИНСКАЯ