Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2010

«Мы постоянно ищем свою нишу»

Директор Института экономики, управления и природопользования СФУ Е.Б. Бухарова уже много лет курирует подготовку молодых кадров для экономики края. СССР рухнул, перестройка миновала, но несмотря ни на какие потрясения, претензий к выпускникам экономфака не было никогда.

– Евгения Борисовна, что позволяет обеспечивать такое высокое качество обучения?

– Почивать на лаврах — не дело, ведь меняется среда, требования к профессиональным компетенциям выпускников и спрос на специалистов. Мы постоянно ищем свою нишу: меняем учебные программы, открываем новые. С 2000 года помимо основных программ специалитета институт ведёт подготовку по двухуровневой системе: у нас есть бакалавриат и магистратура. За 2008-2009 годы мы открыли более 20 магистерских программ по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Экология»! В этом году, например, впервые выпустили специалистов по программе MBA (магистр бизнес-администрирования). На следующий год лицензируем программу подготовки магистров публичного администрирования – MPA.

Ещё при создании экономического факультета была задана очень высокая планка фундаментальности, сложности содержания дисциплин и требований по поддержанию качества обучения. Я всегда говорю студентам, что учиться на наших программах трудно. Если программы лёгкие, значит, они не обеспечивают новизны и соответствующего уровня качество.
Важно и то, что у нас, в отличие от многих вузов, – симбиоз экономического и управленческого образования. Экономическое образование как бы является подпиткой, аналитической подушкой, на которой развивается управленческое.
Наконец, третий секрет высокого качества обучения – это квалифицированная и самоотверженная работа нашего профессорско-преподавательского состава. Также институт поддерживает активную, живую связь с выпускниками, многие из них по прошествии ряда лет возвращаются в родной вуз для обучения по узкоспециализированным профессиональным дополнительным программам. Мы по ним отслеживаем ситуацию: когда выпускники возвращаются к нам, мы понимаем, что движемся в правильном направлении, и новые учебные программы востребованы.

– В условиях кризиса часть предприятий свернули свою деятельность; как теперь проходят практику студенты-экономисты?

– Действительно, резко сократилось число мест на конкретных предприятиях, но у нас диверсифицированный подход: мы готовим специалистов не только для предприятий, но и для различных организаций, в том числе для предпринимательства, поэтому возможность попрактиковаться есть. Но здесь возникает другая, более важная проблема.

Большинство предприятий, работающих на территории края, с точки зрения технологического и инновационного развития очень сильно отстают от мирового уровня. Поэтому проходить практику, получать навыки на отсталом предприятии с соответствующей системой организации можно только для того, чтобы понять, как это действует сейчас и что можно изменить. А получить практику в соответствии с требованиями времени довольно проблематично. Отчасти выручают средние предприятия, которые очень активно работают в сфере инноваций; они, хоть и не массово, но всё же берут на практику нашу молодёжь.

– Какие интересные дипломные проекты по модернизации экономики появились в последнее время в вашем институте?

– Многие дипломные работы наших студентов связаны с модернизацией учреждений образования и здравоохранения. В стране очень медленно, но все-таки идёт реформа бюджетной сферы – меняются организационные формы, происходит технологическая модернизация, особенно в сфере здравоохранения, а это требует решения клубка проблем, связанных с переподготовкой кадров, с изменением организационно-финансовых схем, с позиционированием на рынке услуг и т.д. Раньше как раз в образовании и здравоохранении ничего подобного не происходило. Есть серьёзные аналитические дипломы, которые носят проектный характер, с конкретными практическими рекомендациями.

У нас широко представлены программы дополнительного профессионального образования. В рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров в 2007 году мы лицензировали программы по обучению на основе проектно-ориентированного подхода, так называемые программы уровня «А». Выпускники выполняют работы–проекты либо связанные с изменениями на предприятиях, либо с проектированием/созданием новых видов деятельности. Можно отметить работы по предприятиям, обслуживающим Ванкор, работы по реорганизации учреждений общественного сектора.

Наши преподаватели в рамках Федерального экспертного совета по управленческому образованию активно участвовали в разработке методических рекомендаций формирования и реализации образовательных программ: «Менеджмент в инновационной сфере» и «Менеджмент и предпринимательство», которые будут запущены в 2010-2011 учебном году.

В нынешнем учебном году мы начали подготовку (в конце декабря уже были первые выпускники) по программам «Менеджмент в сфере здравоохранения» и «Менеджмент в сфере образования».

– Между двумя форумами в Красноярском крае произошло важное событие – был создан молодёжный экспертный совет при губернаторе: молодёжное правительство. Как молодые эксперты (многие из которых – студенты вашего института) видят решение задач, поставленных президентом РФ?

– Значительную часть времени ребята посвятили осознанию и обсуждению проблемы, связанной именно с инновационным развитием. Надеюсь, что на форуме они свою позицию, видение того, как можно интенсифицировать этот процесс, сформулируют.

СФ