Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2011

Молодёжные СМИ:
волны тонут в море

Факт: в Красноярском крае, который по степени развитости СМИ даст фору большинству регионов страны, так и не появилось стоящего молодёжного издания. Ещё будучи студентом, я стал свидетелем множества попыток его создания; некоторые из них казались относительно удачными, но, увы, ни одно таким не оказалось по факту. Но ветер рождает волны: вот новый журнал появился. Вот запустили молодёжное радио. Есть ли из всего этого толк?

С терминами — беда, в огороде — лебеда

Наверное, толка всё-таки нет, потому что понятие «молодёжные СМИ» изначально вообще на редкость бестолковое. Взять хотя бы печать: Cosmopolitan, GQ, хипстерская «Афиша», православный «Наследник», пёстрые клаберские буклетики, «Выбирай», корпоративная вузовская пресса — всё это смело можно складывать в один безразмерный мешок. Это ещё притом, что упомянутые издания, так сказать, побочно молодёжные. Вот и получается, что, если целиться в один конкретный сегмент аудитории, игра не будет стоить свеч. А если брать шире, то будешь писать про всё подряд, ну, и про молодёжь в том числе.

Наши местные как-бы-молодёжные СМИ тоже пишут про всё подряд. Поле их деятельности похоже на огород, засаженный чем попало. Всё потому, что с экономической точки зрения молодёжная пресса — дело гиблое. Те, у кого есть деньги, свои или родительские, довольны уже существующими проектами федерального уровня, поскольку «шведский стол», который они способны накрыть, в любом случае будет богаче, картинка — качественнее, а полиграфия – ярче. Тех, у кого денег немного, можно привлечь оригинальной идеей, организовав своеобразный кружок по интересам. Только вот хватит ли сил удержать? Журналисты и маркетологи пытаются найти дьявола в мелочах: например, когда в городе возник «Первый молодёжный», его создатель рассказывал мне, что разработчики даже размер журнала выбирали исходя из того, как его удобнее будет читать под партой. «Поколение смелых» (2006, вышло 200 экземпляров «пилота») сделали квадратным, потому что никто раньше не выпускал квадратных журналов. Издатели хитрят, и тогда появляются, скажем, «журнал для тех, кто умеет читать» и «молодёжный журнал для чтения», а публика на хитрость не ведётся, поскольку две трети молодёжи читать не любят, а оставшиеся быстро понимают, что читать там нечего.

Помните, был такой журнал «Факел» (2001-2004)? Его создатели сыграли наверняка, объявив журнал ни много ни мало произведением искусства. Нестандартные тексты, какой-то совершенно бестолковый дизайн, мгновенно становящийся стильным, ограниченный тираж — боже, как старчески, наверное, прозвучит то, что мы этот журнал друг у друга выменивали, выкупали! Номера «Факела» стали предметом коллекционирования и, несмотря на то, что на 80% он состоял из чуши, его хотелось находить, собирать, читать. Там были молодёжные проблемы и чувствовалась настоящая жизнь поколения.

Почему-то ни в масштабах страны, ни в масштабах края никто на такой эксперимент больше не решился. Хотя нет, ни к чему плодить вторичность — просто тот журнал очень точно попал в свою целевую аудиторию, а она, как мы уже выяснили, у молодёжных изданий размыта до крайности. Вместо того, чтобы потакать гедонизму и эскапизму, «Факел» попытался создать собственную идеологию поколения, и ему это в какой-то мере удалось — благодаря ГРЫМОВУ и деньгам ЮКОСА альтернативное искусство, «другая» литература, постмодернизм и аполитический пофигизм прочно укоренились в молодёжной культуре.

Вот другой пример — газета «Re:акция». Тоже товар штучный — тройку лет назад в пустующем уже тогда «Кинопарке «Пикра» на маленьких металлических лоточках стохастически возникала эта полноцветная полновесная молодёжная газета фром Москоу. Политика, культура, наука, демагогия — актуально, живенько. Писали туда студенты МГУ и ещё какие-то студенты-журналисты со всей страны. Я тоже туда писал однажды — так приятно было почувствовать себя частицей какой-то стихийной молодёжной общности, растянувшейся на всю страну, размазанной по одному информационному полю. Но благодушия надолго не хватило: хорошая газета стала политпроектом, когда её главред вступил в прокремлёвскую группировку. Поэтому, когда «Re:акция» исчезла с лоточков, ни я, ни мои друзья уже особо об этом не жалели. Она, кстати, до сих пор выходит где-то там, за Уралом.

Монетизация идей и лишний опыт

Беда и идеалистов, и практиков — это деньги, о которых я упомянул где-то выше, а потом благополучно забыл. О деньгах вообще молодые журналисты забывают частенько, и, наверное, именно поэтому они недолюбливают экономистов. Субкультурный журнал «Точка» (2007) успел выйти трижды, а его журналисты — получить несколько премий, прежде чем проект иссох в пучине безденежья. В том же 2007 году группа талантливых дизайнеров и журналистов придумала сумасшедший молодёжный проект, дав ему странное название «Е-люди». Название быстро оказалось на слуху — его продвигали на различных вечеринках и арт-фестивалях, заставляли учить наизусть приезжих рок-звезд, печатали на спичечных коробках. А проект не сумел развиться даже до «пилота». Когда заканчивается энтузиазм, сразу хочется кушать и, имея перед лицом открытые горизонты жизни, трудно заставить себя вкалывать на перспективу.

Поэтому главная беда любой молодёжной редакции — это вовсе не идеи и даже не деньги. Это кадры, кадры недолгоиграющие. Помню, как на первом ещё курсе пришли мы вместе с подругой в редакцию «Вечернего Красноярска», и там долго и с пылом доказывали необходимость создания молодёжной рубрики. Редактор, слушая нас и потихоньку проникаясь идеей, рационально — а тогда казалось, что из вредности — спросила: но кто же её будет вести через год? Через два? Мы тут же принялись утверждать, что вот они, мы. И вели её полтора года. А потом немножко выросли и… надоело.

Молодёжная журналистика — это не молодёжная педагогика, тут опыт не помогает, а, напротив, мешает. Людям свойственно взрослеть, у них появляются новые увлечения, новые потребности, и молодёжная жизнь, которая раньше казалась достойной отдельного жизнеописания, срастается с жизнью обыкновенной. Уже не так резко чувствуются животрепещущие темы, теряется острота контакта с читателем, когда вы с ним мыслите хотя бы на схожей волне. Школьная газета, которую бы с одинаковой увлечённостью читали в 8-м, в 9-м и в 10-м классе — это нонсенс, нет такой газеты, если только там не публикуют домашние задания. Потом социальное взросление затягивается, но, тем не менее, сложно вообразить телепередачу или журнал, который мог бы быть одинаково интересен первокурснику, выпускнику вуза и 27-летнему специалисту. А ведь расслоение идёт не только возрастное — оно ещё и интеллектуальное, и культурное, и профессиональное. Меняются темы, меняются точки зрения. Мир из круглого превращается в додекаэдр, а ты уже этого не замечаешь…

Культ вынужденного дилетантизма

Молодёжная журналистика — это почти всегда журналистика непрофессиональная (есть два исключения, но о них будет сказано ниже), со всеми присущими этому явлению минусами. Она зарождается стихийно и, исчерпав кинетическую энергию, переходит в потенциальную в каком-нибудь другом месте. Взрослый специалист изначально предпочтёт издание другого профиля: тут будут иметь место и финансовые, и статусные причины. Молодой же автор со временем перестает понимать, о чём пишет, получает более выгодное предложение и поступает согласно амбициям. Платят ему (если, кстати, платят) неприлично мало, а чаще всего вообще заставляют работать за символическое печенье с чаем.

Да, когда вместе собирается много пылающих идеями дилетантов, то всем сразу хочется ковать железо. Разными молотками, но одновременно. Множество интереснейших проектов закончились, толком не начавшись, и погубил их не финансовый кризис, а кризис производственный. Верстальщик корректирует текст журналиста, директор новостей правит стендапы, корреспондент выдумывает стратегии продвижения, а уровень энтропии возрастает вплоть до печального исхода.

Если же созданием подобного СМИ занимаются профессионалы, то это обычно называется или «неудачное коммерческое вложение», или «молодёжная политика». С первым всё ясно: молодёжь — аудитория в финансовом отношении ненадёжная, но ведь так хочется оттяпать у Сosmo свой сегмент рынка! Тяпка, однако — точно не орудие для капиталиста в нашей стране, и рекламу молодёжь предпочитает черпать в собственно рекламном «Выбирай!» исключительно в силу бесплатности и некоторой полезности оного. Проект держится, пока не кончатся деньги (если он держится на деньгах политзаказов, то будет держаться до следующей революции).

Насчёт второго, думаю, объяснять ничего не надо. Вот «Молодёжный форум» с Енисей-региона, например, рассказывает о нестандартных клубных тусовках, популярных персонах и так далее — а ещё снимает сюжеты, которые заказывает министерство всего подряд и молодёжной политики в придачу. КВНы, спортивные соревнования, открытие летних школ, трудовые отряды — в общем, то, что совершенно неинтересно тому, кто не участвовал в конкретном мероприятии. Сращивание с административным ресурсом сейчас — единственный шанс на долговременное выживание для российского, тем паче провинциального, молодёжного СМИ.

И в Сети нам нет спасения

Интернет? А что — Интернет? Да, он вроде бы не требует особых финансовых вложений, если организаторы владеют какими-то элементарными навыками программирования. Только вот молодёжь не читает книг и газет, и в Интернете их она не читает тем более. Ни у одного нынешнего красноярского молодёжного СМИ нет своего толкового сайта, и это уже о чём-то говорит. Для меня, для тебя, для твоего приятеля, для всех, кто ещё не выпрыгнул за рубеж в 25-30 лет, Интернет — это собрание гэгов, задорные твитты, коллаж из любопытных новостей, подборка фотографий со всех концов света и полуночное сидение в социальной сети. Интернет не читают, его скролят, просматривают, пролистывают, проглядывают. Да и самый завалящий блоговый клиент обладает куда более гибкой структурой для формирования уникального контента, нежели самое продвинутое Интернет-издание. Апологетам электронной эпохи, которых в молодёжной среде по умолчанию должно быть больше, чем в любой другой, стоит серьёзно призадуматься, как можно использовать необъятный, но непонятно как применимый потенциал мультимедиа, web 3.0 и прочих сопутствующих технологий.

И в заключение ещё один прекрасный парадокс, который кому-то может показаться грустным: о молодёжи слушать и рассказывать интересно только молодёжи. И только она способна делать это правдиво, но ей никогда этого не дадут. Молодость, как бы ни утверждали обратное социологи и недовольные мамы, заканчивается не в 35 лет, а намного раньше. И поэтому колонки во «взрослых» газетах — это всегда морализаторство и манипуляция, сюжеты взрослых корреспондентов — всегда фальшь и подмена одних проблем другими. Жизнь молодого человека состоит не только из маршей под разноцветными тряпками и походов по магазинам за разноцветными тряпками, но, увы, иного мир не предполагает.

Именно потому молодёжные СМИ — инструмент остро нужный для честной и адекватной социализации в нашем во многом неадекватном обществе — обречены оставаться лишь временным, дилетантским, интуитивным, постоянно меняющим формы и обличия, вечно ускользающим от исследователей и потребителей явлением.

Евгений МЕЛЬНИКОВ