Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2011

Елена Зеленцова:
«Молодёжь должна выполнять
свойственную ей функцию:
разрушать старое и создавать новое»

На самом деле Елена Валентиновна, директор московского агентства «Творческие индустрии», не любит слово «молодёжь». Как не нравится ей и всякое разделение людей по внешним, чисто телесным, признакам.

Для человека, жизнь которого связана с преодолением стереотипов, стандартов и разной ограниченности сознания, не важно, какого вы возраста, пола или национальности. Важнее, что вы готовы сделать, чтобы мир вокруг вас преобразился, став интересным для жизни и созидания. Ведь если внутри живёт дух творчества, если есть желание двигаться вперёд, это и есть настоящая молодость, которая в действительности никак не связана с датой рождения.

На эти мысли Елена Зеленцова натолкнула нас в самом начале беседы, которую пришлось проводить прямо на рабочем месте. Нет, это было не в каком-нибудь столичном офисе и не в одном из лекционных залов Москвы. Мы встретили Елену Валентиновну, автора и ведущего семинаров в области культурной политики и креативной экономики, в научной библиотеке Сибирского федерального университета. Здесь вместе со своими коллегами она проводила двухдневную проектную лабораторию под названием «Творческий город». И пока в зале работали «молодёжные» группы неравнодушных к проблемам Красноярска горожан, Елена Зеленцова рассказала о современных тенденциях в культуре и экономике и роли молодёжи в развитии городов.

— В проектных лабораториях участвуют люди разного возраста. Делаете ли вы акцент на молодых участниках, ведь мы привыкли думать, что креативность и творческий подход — это атрибуты молодёжи?

— У нас любят делить людей: пенсионеры, дети, молодёжь, студенчество. Или различают по гендерному признаку. В каком-то смысле это всё ярлыки. У молодёжи появляется особая роль тогда, когда она выполняет свойственную ей функцию: разрушает старое и создаёт новое. Тогда можно говорить об особом статусе молодёжи. Но ровно на те же действия способны и зрелые люди, и люди пенсионного возраста. И в этом смысле молодёжь, как активную группу, можно выделять тогда, когда она будет рождать много креативных идей, когда действительно будет создавать новое, а не дудеть в одну и ту же дуду с предшествующими поколениями. Двадцатилетний возраст не делает ваше сознание молодым, а если вам за пятьдесят, это не значит, что вы устарели. Молодёжь проявляется тогда, когда она что-то делает, всё остальное просто официозная терминология.

— Иными словами, в мире креативных индустрий нет возрастных рамок?

— Конечно, нет. Другой вопрос, что человек так биологически устроен, что когда он молод, у него есть тенденция сомневаться, критически оценивать прошлое. Сама способность испытывать сомнение — это отличительный признак интеллекта. Я очень люблю высказывание испанского философа Ортега-и-Гассета, где он утверждает, что элиту отличает умение критиковать сложившиеся социальные правила и формировать новые. Университет — это фабрика элиты. Любой представитель Оксфорда вам об этом скажет. Почему они гордятся своими выпускниками, премьер-министрами Великобритании и членами правительства? Совершенно не потому, что они имеют теперь какую-то выгоду или блат. Они гордятся тем, что подготовили столько людей, способных управлять системой, создавать новые социальные, экономические и политические условия. А формировать шаблонное мышление, слепо говорить, что это ценно только потому, что так нас научили старшие товарищи — для этого не нужны университеты, достаточно армии.

— Уже почти шесть лет вы проводите в регионах России и странах Центральной Азии семинары по фандрайзингу, менеджменту в культуре и культурному туризму. Какие цели вы перед собой ставите как организаторы, и каких результатов добиваются участники?

— Проектные лаборатории (а это не единственное направление нашей работы) мы проводили в разных российских городах. Результаты всегда уникальны, ведь каждый раз, планируя очередной семинар, мы находим тему, актуальную для конкретной территории, конкретного города или партнёра, каким, к примеру, сейчас стал СФУ. Точно так же, как Сибирь не похожа на Урал, Карелия на Москву, разнятся и все эти события. Хотя, безусловно, наши проектные лаборатории объединяет одна очень важная мысль: люди должны сами искать возможные пути для личностного роста и развития своего города.

Мы умеем критиковать руководство нашей страны, наших городов и компаний, где мы работаем, и может быть, это даже в какой-то мере необходимо, но гораздо ценнее иметь пул собственных инициатив, которые мы готовы реализовать.

В этом и состоит задача нашей экспертной группы — не рассказывать, как жить, а помогать людям в поиске значимых для данной территории идей и проектов.

— Предлагаете ли вы участникам какие-то темы для обсуждения? Может, у вас есть интересные предложения для Красноярска?

— Мы никогда специально не делаем заготовок. Стараемся слушать людей. На самом деле мы ведь даже не вносим никакого содержания. Наша роль — создать площадку для коммуникации и правила общения, чтобы участники могли о чём-то договориться, выработать приемлемые решения. Если вам интересно лично моё мнение, как эксперта, сотрудничество города и университета должно заключаться, прежде всего, в создании таких точек, где люди могли бы встречаться, где происходило бы общение и взаимодействие. Это чрезвычайно важно. Например, осенью мы проводили семинар в Перми, и жители одного из городов Пермского края предложили интересный вариант сотрудничества музея и фабрики игрушек — соединить музейное дело и производство. Именно это мы ищем — разные варианты партнёрства, которое помогло бы городу развиваться.

— XXI век исследователи называют веком городов. Впервые более половины населения мира будут составлять городские жители, в Европе их уже более 75%. Однако большинство людей живёт в городах без особого желания. Например, многие британцы предпочли бы поселиться в небольшой деревне, где ощущается преемственность, безопасность, уникальность данного места. Расскажите о мировом опыте креативного преобразования городов.

— На сегодняшний день есть огромное количество примеров, многие из которых стали уже практически хрестоматийными. Первое, что я вспоминаю, это, конечно, опыт Рурской долины — промышленного сердца Германии.

В послевоенные годы начался постепенный спад производства, так что в последние десятилетия XX века в регионе было закрыто более 600 тыс. рабочих мест, а уровень безработицы стал одним из самых высоких. Для выхода из этого положения потребовался долгий и болезненный процесс диверсификации промышленной зоны в центр культуры, туризма и знаний. В двух словах, конечно, не описать тех комплексных мер, которые были предприняты: создавались новые учебные заведения, была даже создана международная строительная выставка для обсуждения инновационных проектов. Наконец, появился знаменитый индустриальный Эмшер-Парк, который сегодня является одним из самых успешных туристических маршрутов Европы.

Аналогичные проекты были в Великобритании, например, в Манчестере — создавались креативные кластеры, развивалось университетское образование. Неслучайно, что Нобелевскую премию получили именно сотрудники Манчестерского университета (кстати, наши соотечественники). Эта большая победа говорит о том, что одновременно с развитием творчества и креативности на этих территориях уделяли должное внимание университетской науке.

— А какие города только начали свой творческий путь?

— Например, Шанхай, где сейчас бурно развиваются креативные индустрии. Вообще креативная экономика стала одним из приоритетов государственной политики Китая. В 2001 году на съезде коммунистической партии творческие индустрии были указаны в числе важнейших направлений в развитии современных китайских полисов. Становление креативной среды в городах повлечёт за собой создание и развитие университетов, ведь там, где требуется интеллектуальная и творческая составляющие, нужны кадры. Культурное обновление городов невозможно без университетов. От них волнами расходится эта энергия — распространение знаний и производство новых идей.

— В научной литературе встречается разделение понятий «творчество» и «креативность». Под творчеством подразумевают создание чего-то уникального, ранее неизвестного. Креатив же предполагает смесь известных предметов или явлений, создающая ощущение новизны. Вы согласны с такой дифференциацией?

— Это филологические споры, которые больше важны в лингвистическом пространстве. А мы с вами находимся в пространстве деятельности. Когда в Шанхае создают площадку для дизайнеров, именуя её креативным кластером, самим дизайнерам не так важно, как это называется. Возможно, они даже не знают точного научного определения данной площадки. Для них важно, чтобы появились новые возможности для работы. Терминологические споры ведутся — и это область научных изысканий, которые, надо отметить, развиваются сейчас и в России.

Причём в нашей стране используется междисциплинарный подход: специалист по креативным индустриям должен ориентироваться и в экономике, и в культурологии, и в истории, и в филологии в том числе. Для меня понятия «творчество» и «креативность» — это обычные синонимы. Просто слово «креативный» чаще употребляется в отношении рекламы, дизайна и всех тех видов деятельности, которые не существовали при советской власти. Когда в 90-е годы они были заимствованы, вместе с ними пришли и соответствующие иностранные слова.

Важно понимать, что новые обозначения в языке появляются не из словарей, а из новых типов деятельности. Запустили мы первый спутник, и это слово вошло в разные языки мира, но, допустим, эскалатор придумали не у нас, и мы приняли слово уже таким, какое оно есть. Что касается нашего агентства, мы называемся «Творческие индустрии», а не «креативные». И это не случайно. В мировой практике принято, и я узнавала это в Швеции, Германии, слово «креативный» употреблять в академической сфере, в диссертациях и научных трудах. Если же имеют в виду конкретные городские практики, используют слово «творческий» на родном языке. Потому что любая деятельность берёт начало в том, что есть на данной территории. Невозможно десантировать сюда британских дизайнеров и сделать креативный мир. Местный мир может быть только творческим, впитывающим местные основы.

— Говорят, все творческие люди немного рассеянны, часто витают где-то в облаках. Или настолько нестандартны, что постоянно пытаются привнести в жизнь что-нибудь шокирующе-оригинальное. Как креативность проявляется в вашей повседневной жизни?

— Жизнь сложно устроена именно потому, что в ней есть место и рутине, и творчеству, и именно это нормально. Для нашей страны новым и творческим проектом может стать как раз рутинное. Яркий пример — производство автомобилей в Российской Федерации. Мы же уникальная страна: способны запустить человека в космос и создать орбитальный корабль «Буран», но не можем наладить производство качественного серийного автомобиля…

В жизни каждого человека должно быть разумное сочетание рутинного повторения, дисциплинирующего и качественного, и зоны творчества. Творческий подход в ежедневной деятельности заключается в том, чтобы выделить время, где уместно творчество. Это называется расстановкой приоритетов.

Возьмите любого гениального художника — это ведь здорово, если он будет мыть руки и чистить зубы. Или будет кормить детей три раза в день, а не подойдёт к этому творчески. Если же говорить о работе, о творческом подходе в управлении, то здесь нужно постоянно искать зону, где нужно что-то менять. В городском управлении сегодня много таких зон, остро нуждающихся в переменах, но при этом нельзя забывать, что там, где есть развитие, где есть креатив, должно быть и функционирование, то есть то, что в будущем сделает креативную идею жизнеспособной. Как наладить серийное производство, как сделать инновацию текучкой, чтобы это повторялось изо дня в день, из года в год. Автобус должен приходить на остановку по расписанию, какой бы креативный он ни был. Иными словами, поступательное движение вперёд человека, университета или города предполагает конвертацию креатива в рутину и функционирование и поиск следующей зоны развития. Там, где такой методичный подход существует, и существует непрерывный прогресс.

Кирилл АРСЕНЬЕВ
Екатерина ЛАРИОНОВА, кандидат архитектуры, руководитель архитектурного бюро, эксперт проектной лаборатории «Творческий город»:

— Молодёжь — это прямой субъект творчества. Во взрослом состоянии люди уже обременены разными обязательствами, скованы условностями, а молодой человек находится в состоянии поиска. Проблема только в том, что зачастую этот поиск слишком экспрессивный и пугающий. Как взрослые, мы должны поддерживать молодёжные творческие инициативы на всех уровнях, если ребята могут ответить на три главных вопроса: что они собираются делать? как? для чего? А дальше нужно просто направлять их, не ограничивая рамками, а указывая конкретную цель. И тогда произойдёт этот качественный переход от незнания к знанию, от непрофессионализма к профессионализму —
то, что мы называем развитием.