Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2011 г.

FUTURE накануне 2012

Центральный имиджевый и культурный проект региона — IX Красноярская музейная биеннале «Во глубине» — с начала сентября до 6 ноября предлагает размышлять на тему настоящего и будущего Сибири.

Биеннале началась с возрождения на красных баннерах пушкинского призыва хранить гордое терпенье во глубине. И в итоге развернулась на несколько программ: выставка «Во глубине» в качестве основного музейного проекта; произведения паблик-арт на площади Мира, в центре города и даже в деревнях края; вахтовые арт-резиденции в музеях Красноярского края, а также несколько молодёжных художественных проектов.

Как всегда это бывает с современным искусством, общие смыслы начинают открываться постепенно, так что выводы о том, какой была девятая биеннале, можно будет сделать только к концу года. В целом, многие произведения искусства, созданные для биеннале, ориентированы на то, чтобы добраться до глубин сибирской ментальности. А опыт истории искусства подсказывает призму восприятия биеннальских проектов: искусство наших дней всегда рисует образ нашей завтрашней повседневности.

Погружение в конкретику биеннальских произведений логично начать с паблик-арт-программы, которая вынесена за стены музея и является некой увертюрой к основному художественному проекту.

Настоящее — это прошлое из будущего

В последнее время Красноярский музейный центр искал ответ на вопрос о том, зачем и кому нужно такое вроде бы сложное и порой неприятное современное искусство. И ответ был найден: современное искусство не просится на стены для украшения интерьеров или для любования недостающими в городской действительности красотами — оно отвечает за будущее, беря на себя традиционную прогностическую функцию искусства. Так, титульной инсталляцией биеннале стало слово «Future» русского голландца Андрея РОЙТЕРА, установленное на площади Мира. Собранное из старых, пропитанных историей досок концептуальное слово «Future» практически поворачивает время обратно: искусство — это то, что позволяет увидеть будущее в настоящем. Конечно, можно немного посокрушаться, что художественный жест — установка кодового слова перед музеем современного искусства — уже был опробован в России, и не где-нибудь, а в Перми. Правда, там задавалась оптимистическая установка «СЧАСТЬЕ НЕ ЗА ГОРАМИ», а перевёртыш «ERUTUF» вдохновляет сибирскую территорию на отнюдь не гедонистические подвиги.

Работа Андрея Ройтера

Работа Андрея Ройтера

Ковёр для Параскевы

Тема биеннале неоднозначно намекала на необходимость проекта в традиционной сибирской глубинке — в глухой деревне. Лихое путешествие за деревенской экзотикой, конечно, не сгодилось бы, а подходящий проект был предложен словенским художником Матеем Андражем ВОГРИНЧИЧЕМ, который четыре года назад уложил на площади Мира триста золотых лопат, улучшая горный пейзаж.

В этот раз Матей совершил подвижнический подвиг, после того как в одной из деревень рядом с Красноярском обнаружил «самую прекрасную церковь на свете» — деревянную церковь Параскевы Пятницы 1855 года. Создавая свои произведения в жанре трёхмерной абстрактной живописи, Матей всегда старается обнаружить в местном пейзаже или интерьере подходящий готовый «холст», в качестве которого на этот раз выступил дощатый пол церкви, а вместо красок художник использовал яичную скорлупу. Создав из сорока тысяч яиц необычный ковер для культового пространства: отсылающий то ли к традиционной древнерусской темперной иконописи, то ли к космогоническим мифам, то ли к гиперинкубатору — в целом, множество возможных интерпретаций и есть то, к чему стремится художник, неизменно именуя свои инсталляции «Без названия».

Солнечный контрабас для ветра

Лучшим паблик-арт-проектом стала работа «VIBRATO» французского художника Ксавье ЖЮЙО, который известен тем, что был художником финала церемонии открытия Олимпийских игр в Альбертвилле в 1992 году. Обычно художник работает с длинными радужными, разноцветными надувными, натяжными и развевающимися линиями, прикреплёнными к зданиям. В Красноярске он натянул жёлтые солнечные струны-стропы между музеем и баржей, на которых теперь играет свет и ветер. Отчасти его произведения тоже можно отнести к абстрактной трёхмерной живописи и воспринимать как картину. Недаром биеннальский проект год назад предвосхитили солнца другого француза — Фабриса ИБЕРА. Звучащая жёлто-чёрная зебра на фоне угольного мрака биеннале смотрится наиболее радужным и радостным проектом.

Небо становится ближе…

Конечно, все были рады приезду мэтра современного московского искусства Леонида ТИШКОВА — сказочник, который погрузил на самые разные глубины площади мира космические светила: в Енисее утонула луна, а в центре зелёной лужайки, не растаяв в атмосфере, очутилась звезда, которая наверняка посодействует исполнению желаний для всех красноярцев.

Музейная биеннале

Биеннале не случайно носит название музейной. В 1990-х годах она начиналась как презентация проектов краевых и российских музеев на одной выставочной площадке. Музеи собирали свои коллекции, и главной задачей было — концептуально и оригинально презентовать их в гостевом выставочном пространстве. В 2000-х годах даже креативной презентации музейных коллекций стало недостаточно, появилась необходимость искать новые подходы в работе с краевыми музеями. В 2007 году на биеннале «Чертёж Сибири» такой подход был найден: современных художников массово отправили в творческие экспедиции для вдохновления музейными редкостями и создания связанных с ними произведений. Экспедиционный подход сохранился до сих пор. Единственная корректировка экспедиционной программы связана с темой — художники, отчасти повторяя судьбу декабристов, поехали летом на сибирские рудники пробовать на свой визуальный вкус их художественный потенциал.

Так, Владимир САЛЬНИКОВ и Нина КОТЁЛ объехали несколько городов и сёл края: Дивногорск, Зеленогорск, Шушенское, Бородино. В результате создали графические «обои», где в духе китайской графики зарисовали наиболее впечатлившие их сибирские пейзажи и вплавили в них артефактные изображения, найденные на местах, — значки-гербы, поразительные визуальные сюжеты (вроде женщины-предводительницы на фасаде Дома кино в Красноярске) и другие картинки.

Музей Бородино, а также Бородинский угольный разрез оказались самыми популярными местами для художников нынешней биеннале.
Голландская художница Ясмайн ВИССЕР после экскурсионного осмотра линий угольного разреза, а также восхождения на шагающий экскаватор (причём индустриальная техника всегда была главным сюжетом для длинных и тщательно исписанных разнообразными узорами рисунков художницы) создала гипнотическую чёрно-белую абстракцию с удивительным эффектом 3D-объёма, возникающего без всяких технических дополнений. Но больше всего Ясмайн была поражена индустриальным пейзажем за окном своей квартиры-студии, где краны судоверфи громоздились и кучковались практически в композицию собора Саграда Фамилиа Антонио ГАУДИ. Воодушевлённая художница работала сверх своих сил целый месяц и создала ещё одну работу под названием «Болезнь слонов», отсылающую к размышлениям на тему о сохранивших себя в Сибири отголосках грандиозного и в то же время страшного советского прошлого в громоздких индустриальных конструкциях.

Екатеринбуржец Владимир СЕЛЕЗНЁВ также посетил музей Бородино, для которого воспроизвёл атмосферу угольной шахты, где из темноты проступают портреты жителей глубин.

Но самым главным проектом музейной программы стал уникальный опыт сотрудничества с музеем «Красноярский тюремный замок» СИЗО №1, где художник Андрей КУЗЬКИН создал экзистенциальную инсталляцию «Люди» (на фото внизу) из множества человеческих фигурок, вылепленных из хлеба, и поместил их в готовую экспозицию о жизни заключённых. Лучшие проекты современного искусства всегда отличаются предельной честностью, и в данном случае художник старался максимально следовать данному правилу: хлеб, использованный для лепки, был испечён непосредственно в тюрьме, а к творению фигур привлечены заключённые. Мастер-класс по лепке из хлеба для заключённых придал некоторое социальное направление произведению, хотя, как оказалось, на мастер-классе не столько художник обучал мастерству, сколько почерпнул для себя несколько новых рецептов подготовки хлеба к лепке — от участников, для которых подобное занятие является достаточно традиционным.

В конечном счёте, проект получил Гран-при биеннале. Помогло совпадение творческих поисков художника, который в каком-то средневековом духе во всех своих перформансах и работах тщетно пытается освободить собственную душу от гнёта плоти и концепции проекта. Обречённость души, пытающейся освободиться от плоти (недаром одна из хлебных фигурок размещена в постоянной экспозиции музея-тюрьмы перед иконой), подчёркивается на нескольких уровнях, так как и физическое тело человека оказывается за решёткой. Кстати, музей СИЗО №1 является уникальным в России, и инсталляцию Андрея Кузькина можно будет увидеть там до 6 ноября 2011 года по предварительной записи.

Чёрный белый красный

Основной проект биеннале — масштабная выставка с одноимённым названием «Во глубине». В выставке приняли участие зарубежные художники (Голландия, Польша, Германия, Австрия), московские, санкт-петербургские и красноярские авторы. Художники искали глубину во всех её проявлениях. Владимир ПОТАПОВ расслаивал холст на несколько слоёв, заставляя зрителей искать «точку сборки» для того, чтобы разглядеть трёхслойные портреты стариков. Художник из Германии Виктор АНЗЕЛЬМ обратился к ископаемому художественному материалу и выложил свои рисунки углём на полу экспозиционного пространства. Обладатель Гран-при Андрей Кузькин нашёл буквальную глубину, организовав и задокументировав перформативное действие «Явление природы», в котором обнажённые до природной естественности персонажи закопались в землю то ли как страусы, прячась от окружающего мира, то ли как Антеи, которым можно искать помощи только у земли, и попытались мимикрировать под раскачивающиеся на ветру деревья.

«Красный метеорит» Петра Белого

«Красный метеорит» Петра Белого

Голландская фото- и видеохудожница нашла глубину в обычном русском погребе для хранения зимних запасов: содержимое казавшихся кладбищами иностранному взгляду погребов неожиданно оказалось преисполнено русско-голландских перекличек — Ине ЛАМЕРС сфотографировала домашние припасы в духе скрупулезно прорисованных и скомпонованных голландских натюрмортов 17 в.
Художник Хаим СОКОЛ (Москва — Израиль), который уже создал несколько своих концептуальных произведений о вечности и памяти в Красноярске (недостижимо высокий турник на площади перед музеем и железную триумфальную арку), прославился в этом году в Канске садом из трёхсот шпал, продолжил на биеннале размышлять о чистоте, которая неочевидна. Дело в том, что самым оригинальным проектом художника за последнее время стал обмен обувью с чернорабочими-иммигрантами: художник покупает новую, рабочие отдают старую. Комментируя свой биеннальский проект — инсталляцию «Новый порядок» из половых тряпок «с историей», художник отметил, что настоящую чистоту (надо думать, душевную), которую мы все столь старательно ищем, сейчас можно найти только у людей непосредственно эту чистоту наводящих каждый день.

Красноярский художник Василий СЛОНОВ создал инсталляцию «Спящая красавица», в которой изобразил девицу в гробу, ожидающую своего Елисея. Образ мёртвой царевны, на глазах зрителей затягивающейся белой изморозью, символизирует заброшенные сибирские деревни, которые постепенно исчезают с карты Красноярского края, и остаётся только бесконечный перечень их названий на стенах музея. Никто так и не приходит к этой земле с любовью и намерением разбудить.

Большие имена

Отличительной особенностью нынешней биеннале стало большое количество специальных проектов, привезённых дружественными организациями и кураторами.

Выставку видео- и фоторабот представил Московский мультимедиа-арт музей.

Проект «Копии с картин известных художников» практически подарил Красноярску мини-эрмитажную выставку, так как там оказались собраны картины великих мастеров, перерисованные современными художниками — такими как Александр и Ольга ФЛОРЕНСКИЕ, Виктор САЧИВКО, Ирина ЗАТУЛОВСКАЯ и др. Конечно, представленные на выставке копии не имеют ничего общего с тщательным подражанием великим. Речь скорее идёт об отношении к шедеврам ГОЙИ, ПЕРОВА, ВЕЛАСКЕСА, ПИРОСМАНИ (особенно интересно, когда мастера-«примитивисты» подражают мастеру наивной живописи) и многих-многих других. Для знатоков истории искусств крайне рекомендовано приходить и читать визуальные диалоги.

Сибирский центр современного искусства (Новосибирск) привёз в Красноярск ретроспективную выставку арт-группы «Синие носы» под названием «Как мы сделали искусство 2000-х», куда также включены все скандальные и запрещённые когда-то проекты арт-группы. К слову, ретроспектива была обновлена и историей о переправе портрета Казимира МАЛЕВИЧА в стиле Малевича на надувном матрасе на улице — в фонтанных бассейнах перед зданием музея.

Молодое искусство

Оно было представлено проектами площадки «Старт» центра современного искусства «Винзавод», Летней школы биеннале и проектом в музее-усадьбе В.И. Сурикова «Завзятый городок», где молодые красноярские художники, дизайнеры, архитекторы и просто творческие люди объединились, чтобы сделать биеннальскую реплику на картину В.И. Сурикова «Взятие снежного городка».

В итоге две молодые художницы Анна ОМЕЛИК и Дарья ВОРОБЬЁВА за лучшее произведение молодого художника — сугроб из разноцветных тканевых кубов (на фото вверху)— получили приз.

Биеннале началась со стихов Пушкина. Продолжилась поэтической концепцией куратора Сергея КОВАЛЕВСКОГО. Оставила ощущение, что преимущество Сибири и заключается в том, что только здесь во глубине и можно быть настоящим поэтом и мечтателем.

Александра СЕМЁНОВА