Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2011 г.

Александр КАНГУН: «Мой бизнес развивается в Сибири — другого пути не вижу»

Не было бы счастья…

— Александр Самуилович, у каждого свой путь к успеху. С чего начинали вы?

— Учась на первом курсе мединститута, я уже работал на скорой помощи санитаром. Что заставило? Мои родители учителя, и этим, наверное, всё сказано. Когда хотел пойти в кино на двухсерийный фильм и просил деньги у мамы, она говорила: «Один раз в неделю я тебе три рубля дам, но не больше». Решил зарабатывать сам. И вагоны разгружал, и подрабатывал сторожем, дворником, тренером по плаванию, санитаром на скорой помощи. При этом учился в институте на повышенную стипендию.

— Слышала, что, начав заниматься на первых порах недвижимостью, вы ещё некоторое время продолжали возить с собой чемоданчик для оказания неотложной медицинской помощи, потому что одновременно работали в службе «03»...

— Было такое в моей биографии. По профессии я врач-реаниматолог, педиатр. Работал в БСМП в режиме «сутки через трое», а в свободное от дежурства время в качестве наёмного сотрудника занимался недвижимостью. Уже тогда я обзавёлся собственным мобильным телефоном-рацией (в то время большая редкость!) и был таким «модным» доктором с телефоном на вызове. И ещё лет пять, после того как я ушёл из здравоохранения, чемоданчик для экстренной помощи оставался в моей машине — это факт. Он и сейчас в компании на складе стоит, а в ПКФ «Крепость» трудится фельдшер из моей реанимационной бригады Ольга Алексеевна ВОРОНЮК.

— Как получилось, что оставив должность руководителя службы скорой помощи Красноярска, вы ушли в свободное бизнес-плавание?

БЛИЦ

>> Чем бедна, а чем богата Сибирь?
— Бедна — короткое лето. Богата — великие люди.
>> Какая у вас машина и на чём ездит жена?
— Служебный автомобиль LEXUS LH 600 H (GIBRID). У жены LAND ROVER SPORT.
>> На какой максимальной скорости «гоняете»?
— В России не «гоняю», нет дорог, запрещено правилами.
>> Журналом «Деловой квартал» в 2010 г. вы названы «Человеком года в Красноярске» — чем был отмечен в вашей биографии этот год?
— Несмотря на кризис, ввели в эксплуатацию LEXUS-Красноярск.
>> Есть красноярцы, ни разу не окунавшиеся в воды великой реки. Купались ли вы хоть раз в Енисее?
— Много раз.
>> Куда водите приезжающих друзей, иностранцев?
— Всюду: фанпарк «Бобровый лог», ГЭС (г. Дивногорск), театр оперы и балета, ресторан «Гадаловъ», ресторан «Home», ресторан «Урарту» и т.д.
>> Что для вас «сибирский бренд» (человек, продукт, место)?
— Человек. Виктор АСТАФЬЕВ.

— Система скорой помощи, которую я построил в Красноярске в то время — по сути, работает до сих пор. Ещё 15 лет назад показатель смертности в нашем городе был одним из самых низких по России. Мы ввели новую систему и алгоритм действия врача, движения бригад на вызов, возвращения с вызова. А в 1993 году я написал проект действий службы скорой помощи в чрезвычайных ситуациях.
Заслуги были, но в 90-е годы судьба решалась независимо от того вклада, который ты внёс в развитие отрасли. А когда попадаешь «под раздачу», надо искать себе другие мотивации для того, чтобы двигаться дальше. Что я и сделал (кстати, начинал собственное дело с небольшого пивзавода).

— Александр Самуилович, но медицина и предпринимательство — две разные сферы, что вам помогло найти свою нишу в бизнесе?

— Достаточно сказать, что я заканчивал физико-математический класс школы № 10 г. Красноярска, а потом — Красноярский медицинский институт, где получил одно из лучших образований в России. Потому что в отличие от всех остальных, доктора учатся минимум семь лет, и при этом они изучают все те общие науки, которые есть в других вузах, плюс непосредственно специальность «медицина».

Ещё в начале моего пути в бизнесе мы продавали строящуюся недвижимость от красноярских застройщиков, и в момент, когда темп инфляции зашкаливал за 600 %, я придумал систему, когда мы продавали человеку столько квадратных метров, на сколько у него было денег в данный момент. Условно говоря, мог человек купить 10 кв. сантиметров — он приходил, оплачивал и покупал. И так до тех пор, пока не выкупал однокомнатную квартиру. Затем он по той же схеме покупал двухкомнатную, а его первую квартиру мы продавали дальше. Это была первая моя систематизация в риэлторском бизнесе.

— Почему не продолжили заниматься недвижимостью, а перешли на автомобильный рынок? Вам стало неинтересно?

— Это был не мой бизнес, я работал по контракту. А когда в бизнесе приносишь идеи и технологии и видишь, что они работают не на тебя, то принимаешь решение создать собственное дело. И мы сообразили автомобильный бизнес «на троих». А сегодня группа компаний ПФК «Крепость» — это полторы тысячи рабочих мест с зарплатой в среднем 37 тысяч рублей. В месяц три-четыре свадьбы справляем. Компания поддерживает женщин в декрете — это одно из правил.

Бизнес во имя и во благо

— Сегодня автомобильный бизнес принёс вам деньги, возможности — не рассматриваете перспективу уехать куда-то в более тёплые и благоприятные края, за рубеж?

— Подростком приехал в Красноярск из Калининграда. Здесь живу уже около 40 лет. Я сибиряк. Краше мест, чем наша Сибирь, вообще нет в мире. Я, по крайней мере, не встречал. Пожалуй, нигде больше нет такой мощи, динамики, красоты и человеческой доброты, как в Сибири. Москва — это вообще мыльница без дырочек: всё, что смыл, вместе с мылом и грязью остаётся в коробке.

Что касается развития бизнеса, то «за бугром» ничуть не легче. Не спорю: строить бизнес и входить в него абсолютно спокойно и легко — лучше за рубежом, потому что там есть чёткие правила игры, которые не меняются десятилетиями. Если тебя эти правила устраивают — приходи и играй. Но развивать и вести бизнес за границей крайне сложно. Сегодня во всех государствах Европейского союза появилось так называемое бизнес-гражданство. Вы можете спокойно проинвестировать от 300 до 500 тысяч евро в экономику какой-то страны, создать там компанию, и вам, и вашей семье дадут гражданство. Но я не скажу, чтобы все российские предприниматели сломя голову ринулись осваивать чужие просторы. В том числе и я не рассматриваю возможность получения гражданства в другом месте. Надо чётко представлять себе, что там вести бизнес более сложно и менее доходно. Никто никаких горячих пирогов на входе не выдаёт! Я знаю это, потому что очень часто бываю за границей, работаю с иностранными партнёрами и вижу, как они строят и развивают свой бизнес.

Что касается денег… Некоторые думают, что если автомобиль стоит 30 тыс. долларов, то 10 из них — наши, потому что мы его продаём. А нам остаётся всего пять процентов (такова сегодня средняя маржа за продажу автомобиля). Основной доход компания получает на услугах, на том, что мы продаём сервис — эффективный труд; именно здесь компания зарабатывает. Бизнес — это, прежде всего, идеология, идейность, позиционирование себя в пространстве и, как в альпинизме, — желание покорять новые вершины. Если в этом бизнесе рядом с тобой люди, которые поддерживают твои идеи, то можно сделать очень многое. С момента создания компании прошло 16 лет. Позиция всех официальных дистрибьюторов, в том числе и японской стороны, которая является основоположником нашего бизнеса, — работать только по правилам того государства, в котором она развивает бизнес. У нас всё почти по-ленински —цели и задачи, методы и пути решения, силы и средства, и результат, который ты должен достигнуть или… дата расстрела, как было в сталинские времена (смеётся).

О государстве и конкурентах

— «В тёмную» у нас «играют» многие предприятия среднего бизнеса и зарабатывают, наверное, не меньше, чем крупный ...

— Коррупция — она же не на пустом месте появилась. Бизнес стимулировал кого-то и достигал результатов. Но если ты не платишь налоги, это значит не на что развивать социум и нечем платить пенсии родителям. То, как живут сегодня наши старики, это позор! Поэтому если кто-то уходит от налогов — он, видимо, считает, что учителям и врачам можно платить такую мизерную зарплату, можно до минимума свести пенсии и т.д. Бизнес, который мы здесь строим, как ни высокопарно звучит, но это бизнес лояльного отношения к Отечеству. И здесь очень важна ответная реакция со стороны государства. Но, увы… Вы себе можете представить, чтобы кого-то из представителей бизнеса наградили, к примеру, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством»? Вот и я не встречал. А почему? Ведь у нас в компании более тысячи рабочих мест, свой учебный центр, где мы переучиваем тех, кого не доучили в техникумах, институтах; даём людям специальность, а впоследствии работу и достойную зарплату.

Вспоминаю такой случай. Директору производства в нашей компании два года назад исполнилось 50 лет, и я обратился к власти с тем, чтобы юбиляра хотя бы наградили, как было в советское время, медалью «За доблестный труд». Человек действительно достойный: не одну сотню толковых инженеров и механиков выучил. Однако мне категорически отказали: забирайте ваше обращение и отправляйтесь восвояси — вы и без того зарабатываете хорошо у себя в компании, какое может быть поощрение от государства? Как говорится, без комментариев. И такое отношение в нашей стране — норма.

Думаю, любой бизнесмен в России мечтает о том, чтобы государство сказало: в течение ближайших пяти лет не произойдёт изменений в налогообложении, будет всё понятно и прозрачно. Бизнес бы горы свернул!

— Каково сегодня конкурировать на автомобильном рынке с кемеровчанами, новосибирцами, представляющими другие марки в городе? Ведь многие, наверное, в затылок дышат, на пятки наступают…

— Есть, и впереди уже которые бегут! Помогает то, что у нас бизнес разветвлённый и многосторонний. У каждой самостоятельной группы в структуре группы компаний «Крепость» — свои достижения. Развиваться нелегко, и чем дальше — тем сложнее, потому что регулярно появляются новые «игроки» со своим подходом к бизнесу и стремлением добиваться лучших результатов. Они становятся конкурентами, и это нормально; нам же приходится непрерывно учиться. Если процесс глубоко не познавать и не прогнозировать, то завтра ты станешь отстающим, а послезавтра — ты уже никому не нужен.

— Известно, что государственные и муниципальные учреждения края закупают в группе компаний седаны Toyota Camry и Ford Mondeo. Наверняка были конкуренты в этом ряду. Как вам удалось их обойти?

— Грамотное изучение тендерных условий для приобретателя, позиционирование продукта в пространстве и показатели его экономичности. Ведь больше 100 лет назад Генри ФОРД сказал, что самый лучший в мире автомобиль — тот, который легко обслуживать. У нас развёрнутая инфраструктура сервисного обслуживания. Люди делают свой выбор, учитывая соотношение цена-качество, возможности эксплуатации и затраты на эксплуатацию — вот три основных критерия. Как только был принят закон о том, какие машины могут приобретать чиновники, они объявили тендер и приобрели автомобили российской сборки. Это очень хороший стимул, чтобы двигать вперёд российскую экономику.

Экономика Германии, кстати, после войны поднялась благодаря развитию автомобильной отрасли. Я считаю, что это один из аспектов развития любой территории, в том числе и Сибири, потому что слишком много связано с автомобилями. Это и производство высококачественного бензина, и создание дорог. Согласитесь, что за 10 лет дороги в Красноярске на порядок улучшились. Да, плохо, да, пробки, но дороги лучше! Потребитель ведь платит налоги за содержание своего имущества и т.д. Автомобиль — это прогресс.

Сибиряки не сдаются

— Существует два типа психологии, два типа бизнеса: немецкий — для себя и американский — на продажу. Вы какой из них представляете?

— Мы — русский бизнес! И не американцы, и не немцы. Хотя… пусть будет по-вашему, немецкий. Нас в кризис пытались купить за бесценок — не японцы, свои. Я вспоминаю, как мы переживали… Практически еженедельно я собирал людей, чтобы оценить ситуацию, определить, в какой точке мы находимся, как выходим из кризиса. Тогда, до последнего не теряя чувство юмора, мы говорили: «Патроны закончились, но это не значит, что война проиграна — мы ещё штыки примкнём!».

Пришлось, правда, снизить зарплату на 30%, попросить тех, кто трудоустроился к нам перед самым кризисом, временно уйти. Но фактически никого не уволили, 90% потом вернулись в компанию, а кадровый костяк не попытался даже сдвинуться с места.

Меня часто спрашивают: зачем ты принимаешь на работу совсем молодых и «зелёных», когда вокруг много опытных и знающих своё дело специалистов? А кто ещё возьмёт молодёжь? Мы, конечно, проводим жёсткий отбор и выбираем лучших из лучших. Если до моего собеседования доходит десять человек, то в финале остаются, как правило, только трое. Затем оцениваем и активно перемещаем кадры по горизонтали так, чтобы у каждого работника появилось понимание того, где он наиболее эффективен. Такие у нас принципы.

— У вас не возникает желание помимо автомобильного бизнеса серьёзно развивать другие направления?

— Есть такое желание, и уже в этом году мы планируем начать строительство отеля Marriott. Окна красноярского пятизвёздочного отеля Marriott будут выходить на Енисей, откуда открывается живописная панорама города.

Планируем развивать и другие бизнес-проекты, связанные с медициной, производством и т.д. Всё, что я умею, все знания и силы вложу в эти предприятия, у меня есть проверенные люди, профессионалы. Объединившись в команду, они будут выстраивать процесс, доводить его до совершенства.

— Александр Самуилович, вы случайно не указали при очередной переписи национальность «сибиряк»?

— Я никогда не задумывался об этом. В 90-е годы, помню, в воздухе витала идея создания сибирской республики. Что даёт эта самостийность и кому? Россия — великое государство, потенциал просто космический, но чтобы он вышел на достойный уровень, нам надо научиться трудиться, что-то создавать. Хотя бы небольшое, но создавать, а не только потреблять. Посмотрите на Японию или Китай. Они день и ночь трудятся, хотят быть на уровне. Надо теперь и нам у них поучиться, как двигаться вперёд.

Вера КИРИЧЕНКО