Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2011 г.

Образование будущего: бремя или мечта

Каким будет «Университет будущего»?» Что такое «Университет мечты»?» Креативный семинар с участием старшеклассников, студентов, специалистов провёл Центр стратегических исследований и разработок СФУ. Некоторые итоги индивидуального проектирования «будущего образования» — перед вами.

Ксения СОСНОВСКАЯ, руководитель PR–проекта «Место под солнцем»

— Студенчество станет размытым, и границы его будут не ясны, поскольку образование станет дистанционным. Любой человек сможет стать «студентом», получать нужные знания, дополнительные квалификации.

При выборе специальности абитуриент сможет «подсмотреть» своё будущее и выбрать себе не просто профессию, а ещё и стиль жизни.

Обучение в дистанционном режиме позволит выбрать любой вуз мира, специальность, дополнительную систему курсов, преподавателя и «глубину» изучаемого материала. Например, выбрал человек специальность «прикладная информатика», но кроме этого получает знания по юриспруденции, и университет предоставляет ему такую возможность.

В период обучения будут происходить два значимых процесса:
— обучение образу мыслей будущей сферы деятельности (общение среди «своих», понимание языка другого);
— решение «задач из жизни», реальные кейсы.

Оценки будут описательными: не сделал – сделал часть – сделал полностью. Таким образом, выпускник будет иметь на руках подобие резюме, где зафиксировано, что успел студент сделать за время своей учёбы (сейчас при приёме на работу абсолютно не понятно, как относиться к оценке «3», «4» или «5» по предмету).

Таким образом, студент будущего сможет ясно отвечать на вопросы: что я хочу знать, как глубоко я хочу знать, где я могу это взять и что в результате получу.

Илья ИГОШИН, студент ИКИТ СФУ, 3 курс

— В моей модели университета в процессе обучения студент проходит четыре этапа.

Первый — «Состояние студента». Основная цель первого этапа заключается в том, чтобы окончательно и бесповоротно оторвать человека от той реальности, в которой он находился в предыдущей жизни. Делается это для того, чтобы человек смог: 1) Выйти за рамки повседневной жизни. 2) Полностью погрузиться в учёбу. 3) Сформировать благотворную почву для взращивания рефлексивной позиции.

Второй этап — Внутренняя среда. Цель — предоставление человеку возможностей попробовать себя на различных интеллектуальных плацдармах и поэкспериментировать со всевозможными позициями (исследователя, аналитика, управленца и т. д.). Итог — выбор направления роста и развития данного человека.

Третий этап — Университет. Основная задача студентов на данном этапе — включиться в проектную группу по выбранному направлению и решать учебные задачи в рамках данного проекта. Нахождение студента на данном этапе продолжается до тех пор, пока он не сможет четко и ясно выдерживать свою позицию и качественно решать поставленные задачи.

Четвертый этап — Внешняя среда. Проектная группа самостоятельно решает конкретную проблему города, региона, страны… Группу курирует наставник, который в нужный момент оказывает консультативную помощь.

По результатам всех четырех этапов на студента собирается резюме, которое является его «путёвкой в жизнь».

Лев КАМИНСКИЙ, студент ИКИТ СФУ, 3 курс

— Если конструировать модель будущего университета на базе нынешнего СФУ, то необходимо обратить внимание на отсутствие хорошо развитой инфраструктуры: хорошей столовой, современных спорткомплексов, общежитий, медпунктов. Университет будущего должен быть не «СФУ в городе», а скорее «СФУ как особенный город»: запуск автобуса между площадками, создание комплексов специальных погружений (что-то вроде маленьких библиотек), где студент мог бы погрузиться в атмосферу учёбы — а то окружающий мир сильно его отвлекает…

Надоела и «погоня за формальностью»: чем больше ходят на занятия, тем лучше. Моё мнение - важно качество. Институт - площадка для практик.

Вера ДАЛАШЕВА, выпускница СФУ, сотрудник Центра стратегических исследований и разработок СФУ

— В будущем привычная форма университета (инфраструктура, наличие профессорско-преподавательского состава, набор студентов, традиционные формы образовательного процесса) перестанет существовать. На смену этой форме придет повсеместное распределённое образовательное пространство, которое будет предоставлять образовательные услуги всем категориям населения. Для этого будут созданы интернет-порталы, содержащие образовательные ресурсы разных направлений. То есть университет как определённая инфраструктура, наличие профессорско-преподавательского состава, менеджмента, ежегодного набора студентов станет пережитком прошлого ввиду несоответствия «мобильным и прагматичным условиям жизни».

Со стороны профессионального сообщества при этом будут оформлены центры профессиональной аттестации, которые будут оценивать уровень соответствия компетентностей человека стандартам той или иной профессиональной деятельности. Процесс и продолжительность наращивания компетенций при этом не будут важны — ходил ли для этого человек 4 года в одно учреждение или изучил необходимую программу за год. Образовательная аттестация, ввиду большого разнообразия и «разветвлённости» индивидуальных траекторий, перестанет существовать, важна будет только профессиональная.

При этом будет существовать различие в образовательных траекториях людей, ориентированных просто на получение профессиональных навыков или претендующих на управленческие позиции; в последнем случае недостаточно будет просто пройти образовательный курс, необходима деятельностная практика, например, участие в работе экспертных сообществ.

Соответственно, будут изменены (либо заменены другими) сами понятия студент и преподаватель. Так, студентом будет назван человек в любом возрасте, ставящий себе новые образовательные цели и способный самостоятельно либо с тьюторской поддержкой находить инструменты реализации этих целей. Преподавательская позиция будет включать не только подготовку образовательных материалов, но и их продвижение на Интернет-рынке образовательных ресурсов.

Алла Владимировна ЛАПТЕВА, ведущий сотрудник Центра стратегических исследований и разработок СФУ

— «Университет будущего» появится, если изменится как целое социально-культурный мир, в котором мы живём. Страны-лидеры могут войти в новую фазу развития — «когнитивный мир» (говоря проще — «умный мир»). Чем отличается «умный мир»? Понять это поможет аналогия с «умной техникой» или «умным домом», которые насыщены элементами, собирающими, передающими, «переваривающими» информацию (сенсорами, датчиками, микропроцессорами), а потому быстро и точно реагируют на изменения внутри и вне себя. Так же человеческий «умный мир» содержит много «точек» сбора данных, анализа, принятия решений. Для него характерна более «плотная» связность между «умными человеками» (квалифицированными, компетентными, креативными людьми), проблемами и задачами (как местом приложения коллективного ума), ресурсами для решения проблем и задач (информационными, техническими, финансовыми), потребителями решений. В «умном мире» возникшие в любой деятельности «затруднения» очень быстро оформляются как проблемы, дальше переводятся в задачи, которые решаются.

Сейчас налицо много отдельных элементов и проявлений «умного мира». Это предприятия с матричной организационной структурой и множеством центров принятия решений, это экспертные сети, мобильные «команды проектов», это доступные широкому кругу пользователей информационные базы, использование «интеллекта масс» через crowd-soursing и так далее.

«Университет будущего» станет носителем и центром возникновения этой сети плотных связей. Если предельный (идеальный) тип университета прошлого — «кокон», основные связи которого (информационные, ресурсные) замыкаются в университетской же среде («башня из слоновой кости»), то идеальный тип университета будущего — «открытая платформа» для сборки проектов из компонентов, притянутых из внешнего мира (проблем и задач, людей, технических и финансовых ресурсов и т.д.).

Среда, в которой университет будущего будет «как рыба в воде», —это информационное поле «умного мира». Оно может содержать, например, систему Интернет-порталов, где вынесены для общего доступа проблемы и задачи в разных сферах деятельности, образы будущего, образцы лучших практик (инженерных, образовательных и др.). Такое «обобществление» задач, ресурсов, участников — не утопия. Оно во многом уже осуществилось, например, в практике «открытых инноваций».

Валерий Сергеевич ЕФИМОВ, директор Центра стратегических исследований и разработок СФУ

— Университет мечты! На мой взгляд «студенчество» – это особый период в жизни человека. Не просто 4-6 лет в аудиториях университета, а время юношеских замыслов и проб, время определения пределов и расширения границ возможного.

Университет мечты — это пространство Со-бытийности.

Событие — встреча с профессиональным мышлением, которое разворачивается «здесь и теперь».

Событие — участие в позиционной коммуникации, когда человек не просто что-то говорит, а за его ТЕКСТОМ стоит позиция – собственная картина мира, свои жизненные ценности.

Событие — личные профессиональные пробы, когда студент выращивает в себе профессионала: создаёт теоретическую модель; задумывает и реализует проект; пишет научную статью. А потом осмысливает успешность или неуспешность своей пробы и меняет схему действия.
Важно, что Со-бытийность не ограничивается учебным пространством, здесь человек в буквальном смысле слова «строит себя»: организует свой быт (в общежитии), планирует свой личностный рост, строит отношения с другим полом — целенаправленно формирует себя как личность.

Образование в таком университете не «автоматический» процесс, Со-бытие невозможно без собственной поисковой позиции студентов. Да, университету нужны профессионалы, способные развернуть своё мышление и втянуть в его сферу неофитов. Да, нужна творческая атмосфера — генерация идей, проектов, важных для внешнего мира и для самого университета. Но ключевым остаётся позиция человека (студента, преподавателя), который ставит перед собой интересные и сложные задачи и решает их совместно с профессиональным сообществом, используя все ресурсы университета.

Думаю, многие выпускники разных времен и разных университетов скажут: я учился именно в таком университете, это было для меня важнейшим жизненным Событием, и сейчас я продолжаю жить в этом университетском формате.

Значит, университет мечты существует. Существует сейчас и существовал 100 лет назад. Университет мечты — это ИДЕЯ университета, это «вечный университет».

Для справки

Будущее университета является одной из важных тем общественных и академических дискуссий. Авторы описывают возможные будущие формы университета — ремесленная цеховая корпорация, университет-предприятие (фабрика), университет-супермаркет, проектный университет и т.д. Активно обсуждаются и подходы к образованию. В частности, эксперты группы «Метавер» формулируют следующие положения:
• балльную систему оценок заменят единые для всех динамические профили компетенций;
• не будет студентов и преподавателей — будут участники, эксперты, навигаторы;
• вместо конвейера стандартных учебных программ от детского сада до аспирантуры — асинхронное образование и подготовка команд;
• вместо аудиторий, кафедр и факультетов — центры совместной работы, свободные студенческие сообщества и проблемные группы;
• вместо тестов, экзаменов и формальных знаний — метаигры с фиксацией компетенций в деятельности, личные профили компетенций.