В минувшем году преподаватель Института управления, экономики и природопользования Сибирского федерального университета Светлана Анатольевна САМУСЕНКО была участницей симпозиума по предпринимательству. Это международное научное совещание прошло на базе колледжа Бабсон (Массачусетс, США) при поддержке испанского банка «Сантандер». В симпозиуме принимали участие как предприниматели, так и профессора, преподающие бизнес-дисциплины, – из Великобритании, США, Китая, Аргентины, Бразилии, Испании, Мексики, Пуэрто-Рико, России, Португалии. Программа встречи была чрезвычайно насыщенной: в ней отводилось место не только формальному обсуждению проблем, стратегий, идей, направлений развития предпринимательства, но и свободным дискуссиям, общению, подготовке совместных проектов.
На симпозиуме С.А. Самусенко получила ответ на вопрос: чем отличается предпринимательство от управления бизнесом.
– Место проведения симпозиума было выбрано не случайно: колледж Бабсон имеет более чем вековую историю обучения предпринимательству и является в этой области мировым лидером в течение последних десятилетий. На сегодняшний день Бабсон – это реальный плацдарм для реализации бизнес-идей, где каждый выпускник становится предпринимателем к концу обучения и покидает колледж не только с дипломом, но и с собственным бизнесом.
Вопреки распространённому мнению, предпринимательству можно и нужно обучать; это не только дар человека, но и технология, которой можно с успехом овладеть. Сейчас в России учат только управлению. Тогда как истоком многих проблем в области управления являются ошибки предпринимателя, человека, создавшего бизнес и развивающего его. И эти ошибки, к сожалению, команда грамотных и профессиональных менеджеров не исправит.
Чем же отличается предпринимательство от управления бизнесом? Управление, в любой его форме – от антикризисного управления, маркетинга, управления персоналом до финансового менеджмента и бухгалтерского учёта, – это наработанная технология. Ей можно научиться в вузе, овладеть на практике, перенять, позаимствовать. Это похоже на складывание паззла: вы заранее видите картину, которую необходимо получить, конечное состояние, к которому стремитесь. И это ваша управленческая цель или задача, в зависимости от масштаба. Затем вы начинаете картину собирать. И вот здесь у каждого уже своя тактика: кто-то группирует части по цвету, кто-то начинает с выкладывания уголков, кто-то – с выстраивания основной композиции. Это очень похоже на тактику управления – каждая группа управленцев выбирает свою технологию, кратчайший и наиболее эффективный путь к достижению цели. Очевидно, что в управлении всё решает, в конечном итоге, профессионализм. То, насколько вы владеете ремеслом, определяет ваш успех или неудачу.
Предпринимательство же – это путь парадоксов: предприниматель схож с человеком, который шьёт лоскутное одеяло. У вас есть какие-то обрывки ткани, разные по цвету, размеру, фактуре. И из этого вам нужно не только создать произведение искусства, но и объяснить его смысл, преимущества, обеспечить ему долгую жизнь. И пусть вы никогда заранее не знаете, что же получится в результате, этот результат вы должны принять, презентовать миру или бизнес-сообществу.
Именно поэтому принято считать, что предпринимательство – это творчество в условиях высокой неопределённости, в предпринимательстве ничего заранее нельзя предсказать, вам либо повезёт – либо нет. Но у предпринимательства есть и важное достоинство – свобода выбора.
Для успеха необходимо совместить три «образа себя»: «что я хочу делать», «что мне следует делать» и «что я делаю в настоящий момент». И если образы совпадают, предпринимательство – это ваш путь.
Джеффри Тиммонс в 1960-х годах начал пионерские исследования природы предпринимательства. Он пытался понять, есть ли путь к познанию ключевых факторов, определяющих успешность предпринимателя. Эти исследования и принесут в дальнейшем мировую известность колледжу Бабсон, в котором считают удачей преподавать профессора из Гарварда и Стэнфорда.
Всё началось с попытки ответить на очевидный вопрос – почему из вновь созданных фирм в малом бизнесе закрывается почти 90% (это статистика США), причём «индекс провала» в первый год составляет 46,4%, и эти цифры примерно одинаковы для любой области деятельности и при любых стартовых возможностях. Более того, чем меньше компания, тем меньше вероятность «продержаться» ей хотя бы год.
Таким образом, успех бизнеса задаётся не только наличием финансовых ресурсов, административной поддержки,
эффективных стратегий продаж. Годы наблюдений за малым и средним бизнесом позволили создать модель предпринимательства, три кита которой – это возможности, ресурсы и команда.
Все эти составляющие важны, при отсутствии или погрешностях хотя бы в одной составляющей потерпит неудачу проект в целом. И это верно для любой страны. Не следует думать, что в России, или, скажем, во Вьетнаме, или в вашем специфическом бизнесе всё по-другому. Предпринимателю важно понимать, что хорошая идея – это ещё не возможность. Что новый продукт, предлагаемый новому рынку, – это не столько инновация, сколько попадание в «квадрант самоубийц». В целом возможности – это характеристики рынка: спрос, платёжеспособность, ёмкость, структура, доходность.
Ресурсы, как движущая сила предпринимательства, не сводятся только к финансовым или административным: это люди, с которыми вы работаете, помимо основной команды (поставщики, покупатели, консультанты, налоговые инспекторы, наконец); способности к планированию, умение творчески мыслить, а также то, что не зависит от вас – стабильность или неопределённость. В симпозиуме принимал участие предприниматель из Аргентины Эстебан Манкусо, для которого участие в этом мероприятии – ежегодная традиция. Эстебан, работающий в индустрии моды и имеющий сеть предприятий по всей Южной Америке, столкнулся с неудачей в Венесуэле, тоталитарной стране с часто меняющимися и нестабильными законами. У него были финансовые ресурсы, команда, возможности в части большого неосвоенного рынка. Но не было ресурса стабильности.
Одновременно на симпозиуме рассматривался пример удачного предпринимательского проекта в очень сложной области социального предпринимательства. Это сравнительно новый тип предпринимательской деятельности, который, в сущности, тоже бизнес, но социально ориентированный: сфера деятельности предпринимателя создает новые рабочие места, повышает класс медицинского обслуживания, решает задачи в области образования или экологии. Этот проект был связан с организацией добровольной медицинской миссии в Коста-Рике – для помощи больным детям, а также для обучения врачей. Организация стала некоммерческой, но при грамотном устройстве привлекла средства, организовала команду добровольцев, получила административную поддержку, то есть возможности.
Кстати, тема команды очень актуальна в предпринимательстве. Например, сейчас самой успешной компанией в мире считается «Гугл». И это не только благодаря быстрому росту, ресурсам, интересному динамичному рынку. Эта компания является, по опросам выпускников, лучшим желаемым местом для трудоустройства.
Неудачи в создании команды – основная проблема семейного предпринимательства. Для создателя компании важно, чтобы она поддерживалась и развивалась следующими поколениями. А эти следующие поколения не всегда хотят продолжать семейный бизнес, потому что психологически трудно совмещать разные социальные роли, например, отца или матери с ролью руководителя, сына или дочери с ролью подчинённого.
Модель предпринимательства не статична. Её составляющие изменяются и взаимодействуют между собой, в результате чего появляются факторы второго порядка, которые нужно учитывать: это коммуникации, внешнее окружение, способность к творчеству, умение планировать и изменять планы, большая или меньшая неопределённость среды, состояние рынка. Именно поэтому Тиммонс характеризовал предпринимательство как образ мышления и деятельности по реализации возможностей наиболее оптимальным способом.
СФ