Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2010

Лоскутное одеяло предпринимательства

В минувшем году преподаватель Института управления, экономики и природопользования Сибирского федерального университета Светлана Анатольевна САМУСЕНКО была участницей симпозиума по предпринимательству. Это международное научное совещание прошло на базе колледжа Бабсон (Массачусетс, США) при поддержке испанского банка «Сантандер». В симпозиуме принимали участие как предприниматели, так и профессора, преподающие бизнес-дисциплины, – из Великобритании, США, Китая, Аргентины, Бразилии, Испании, Мексики, Пуэрто-Рико, России, Португалии. Программа встречи была чрезвычайно насыщенной: в ней отводилось место не только формальному обсуждению проблем, стратегий, идей, направлений развития предпринимательства, но и свободным дискуссиям, общению, подготовке совместных проектов.

На симпозиуме С.А. Самусенко получила ответ на вопрос: чем отличается предпринимательство от управления бизнесом.

– Место проведения симпозиума было выбрано не случайно: колледж Бабсон имеет более чем вековую историю обучения предпринимательству и является в этой области мировым лидером в течение последних десятилетий. На сегодняшний день Бабсон – это реальный плацдарм для реализации бизнес-идей, где каждый выпускник становится предпринимателем к концу обучения и покидает колледж не только с дипломом, но и с собственным бизнесом.

Вопреки распространённому мнению, предпринимательству можно и нужно обучать; это не только дар человека, но и технология, которой можно с успехом овладеть. Сейчас в России учат только управлению. Тогда как истоком многих проблем в области управления являются ошибки предпринимателя, человека, создавшего бизнес и развивающего его. И эти ошибки, к сожалению, команда грамотных и профессиональных менеджеров не исправит.

Чем же отличается предпринимательство от управления бизнесом? Управление, в любой его форме – от антикризисного управления, маркетинга, управления персоналом до финансового менеджмента и бухгалтерского учёта, – это наработанная технология. Ей можно научиться в вузе, овладеть на практике, перенять, позаимствовать. Это похоже на складывание паззла: вы заранее видите картину, которую необходимо получить, конечное состояние, к которому стремитесь. И это ваша управленческая цель или задача, в зависимости от масштаба. Затем вы начинаете картину собирать. И вот здесь у каждого уже своя тактика: кто-то группирует части по цвету, кто-то начинает с выкладывания уголков, кто-то – с выстраивания основной композиции. Это очень похоже на тактику управления – каждая группа управленцев выбирает свою технологию, кратчайший и наиболее эффективный путь к достижению цели. Очевидно, что в управлении всё решает, в конечном итоге, профессионализм. То, насколько вы владеете ремеслом, определяет ваш успех или неудачу.

Предпринимательство же – это путь парадоксов: предприниматель схож с человеком, который шьёт лоскутное одеяло. У вас есть какие-то обрывки ткани, разные по цвету, размеру, фактуре. И из этого вам нужно не только создать произведение искусства, но и объяснить его смысл, преимущества, обеспечить ему долгую жизнь. И пусть вы никогда заранее не знаете, что же получится в результате, этот результат вы должны принять, презентовать миру или бизнес-сообществу.

Именно поэтому принято считать, что предпринимательство – это творчество в условиях высокой неопределённости, в предпринимательстве ничего заранее нельзя предсказать, вам либо повезёт – либо нет. Но у предпринимательства есть и важное достоинство – свобода выбора.

Для успеха необходимо совместить три «образа себя»: «что я хочу делать», «что мне следует делать» и «что я делаю в настоящий момент». И если образы совпадают, предпринимательство – это ваш путь.

Джеффри Тиммонс в 1960-х годах начал пионерские исследования природы предпринимательства. Он пытался понять, есть ли путь к познанию ключевых факторов, определяющих успешность предпринимателя. Эти исследования и принесут в дальнейшем мировую известность колледжу Бабсон, в котором считают удачей преподавать профессора из Гарварда и Стэнфорда.

Всё началось с попытки ответить на очевидный вопрос – почему из вновь созданных фирм в малом бизнесе закрывается почти 90% (это статистика США), причём «индекс провала» в первый год составляет 46,4%, и эти цифры примерно одинаковы для любой области деятельности и при любых стартовых возможностях. Более того, чем меньше компания, тем меньше вероятность «продержаться» ей хотя бы год.

Так, «индекс выживания» в первый год для компаний с числом занятых до 24 человек составляет 53%, тогда как при числе рабочих мест свыше 250 – 73%.

Таким образом, успех бизнеса задаётся не только наличием финансовых ресурсов, административной поддержки,
эффективных стратегий продаж. Годы наблюдений за малым и средним бизнесом позволили создать модель предпринимательства, три кита которой – это возможности, ресурсы и команда.

Все эти составляющие важны, при отсутствии или погрешностях хотя бы в одной составляющей потерпит неудачу проект в целом. И это верно для любой страны. Не следует думать, что в России, или, скажем, во Вьетнаме, или в вашем специфическом бизнесе всё по-другому. Предпринимателю важно понимать, что хорошая идея – это ещё не возможность. Что новый продукт, предлагаемый новому рынку, – это не столько инновация, сколько попадание в «квадрант самоубийц». В целом возможности – это характеристики рынка: спрос, платёжеспособность, ёмкость, структура, доходность.

Ресурсы, как движущая сила предпринимательства, не сводятся только к финансовым или административным: это люди, с которыми вы работаете, помимо основной команды (поставщики, покупатели, консультанты, налоговые инспекторы, наконец); способности к планированию, умение творчески мыслить, а также то, что не зависит от вас – стабильность или неопределённость. В симпозиуме принимал участие предприниматель из Аргентины Эстебан Манкусо, для которого участие в этом мероприятии – ежегодная традиция. Эстебан, работающий в индустрии моды и имеющий сеть предприятий по всей Южной Америке, столкнулся с неудачей в Венесуэле, тоталитарной стране с часто меняющимися и нестабильными законами. У него были финансовые ресурсы, команда, возможности в части большого неосвоенного рынка. Но не было ресурса стабильности.

Одновременно на симпозиуме рассматривался пример удачного предпринимательского проекта в очень сложной области социального предпринимательства. Это сравнительно новый тип предпринимательской деятельности, который, в сущности, тоже бизнес, но социально ориентированный: сфера деятельности предпринимателя создает новые рабочие места, повышает класс медицинского обслуживания, решает задачи в области образования или экологии. Этот проект был связан с организацией добровольной медицинской миссии в Коста-Рике – для помощи больным детям, а также для обучения врачей. Организация стала некоммерческой, но при грамотном устройстве привлекла средства, организовала команду добровольцев, получила административную поддержку, то есть возможности.

Кстати, тема команды очень актуальна в предпринимательстве. Например, сейчас самой успешной компанией в мире считается «Гугл». И это не только благодаря быстрому росту, ресурсам, интересному динамичному рынку. Эта компания является, по опросам выпускников, лучшим желаемым местом для трудоустройства.

Неудачи в создании команды – основная проблема семейного предпринимательства. Для создателя компании важно, чтобы она поддерживалась и развивалась следующими поколениями. А эти следующие поколения не всегда хотят продолжать семейный бизнес, потому что психологически трудно совмещать разные социальные роли, например, отца или матери с ролью руководителя, сына или дочери с ролью подчинённого.

Модель предпринимательства не статична. Её составляющие изменяются и взаимодействуют между собой, в результате чего появляются факторы второго порядка, которые нужно учитывать: это коммуникации, внешнее окружение, способность к творчеству, умение планировать и изменять планы, большая или меньшая неопределённость среды, состояние рынка. Именно поэтому Тиммонс характеризовал предпринимательство как образ мышления и деятельности по реализации возможностей наиболее оптимальным способом.

СФ

От редакции. На базе Сибирского федерального университета в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров сейчас ведётся разработка новой учебной программы по обучению предпринимательству, слушатели которой получат возможность ознакомиться с современными мировыми технологиями по созданию и развитию собственного бизнеса.