Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2012 г.

I Love RO

В современном художественном процессе зачастую сложно сориентироваться. Кроме того, сегодняшнему зрителю не всегда достаточно просто любоваться произведениями искусства в музеях и галереях — требуются и разъяснения, и удивляющие способы презентации произведений, и концептуальный подбор работ на выставке, чтобы всё вместе это доносило до зрителя некое мета-сообщение.

Именно в этих целях во второй половине XX века начала формироваться новая профессия: куратор современного искусства. Первым куратором считается Харальд ЗЕЕМАН, который презентовал выставочные проекты на таких известных событиях, как, например, «Документа» и Венецианская биеннале.

Сегодня проблему профессиональной подготовки кураторов стараются решать и в России. Так, в прошлом году Европейское объединение национальных институтов культуры запустило программу стажировок для молодых российских кураторов в Европе. Шесть молодых кураторов были отправлены приблизительно на два месяца в культурные институции разных стран: в небольшой французский город Метц, в галерею «Turner contemporary» на побережье Северного моря в Англии, в музей современного искусства в маленьком шведском городке Кальмар, в Вену и Мюнхен.

Мне повезло также поучаствовать в программе — проходить кураторскую практику я отправилась в столицу Румынии — Бухарест, в галерею, которая занимается промоушеном молодых художников, «Anaid art». При подаче заявки на стажировку можно было выбрать приоритетную страну для поездки. Румыния меня интересовала как самая загадочная страна, об искусстве которой были известны крохи, в то время как ведущие страны — Англия, Австрия, Германия — населены «звёздами» современного искусства, о творчестве которых можно с лёгкостью прочитать в Интернете. Тем более что искусство Восточной Европы постсоветских стран привлекает к себе всё больше интереса, так как не отличается выхолощенностью и перфекционистской чистотой западноевропейского искусства.

Практически в первый день мне довольно честно сообщили, что в Румынии к России относятся не очень дружелюбно. Виной тому общее коммунистическое прошлое. После смерти коммунистического диктатора Николае ЧАУШЕСКУ страна тщательно пытается откреститься от этого периода в своей истории и наконец-таки окончательно присоединиться к Европейскому союзу. Несмотря на это главным зданием в центре Бухареста остаётся гигантский дворец (самый большой дворец в Восточной Европе), построенный Чаушеску, который он именовал странным образом — «Дом людей». Хотя люди могут прийти туда только на экскурсии или в Национальный музей современного искусства, который там недавно открыли. Помимо верхнего сооружения, дворец на шесть этажей уходит под землю — идея была в том, что в подземельях дома можно спокойно спрятаться от атомного взрыва.

Дворец Н. Чаушеску

Дворец Н. Чаушеску

В любом путеводителе по Бухаресту можно прочитать, что город часто называют маленьким Парижем. Действительно, часть зданий построена французскими архитекторами, но также можно встретить уютные особняки в итальянском духе и огромное количество церквей в самых разных традициях — византийской, опять-таки итальянской и даже древнерусской. Причём соблюдение религиозных ритуалов в почёте — любая домохозяйка с кипой покупок или бизнесмен в деловом костюме обязательно перекрестятся, проходя мимо церкви.

В общем, центр города довольно красив, если не обращать внимание на то, что после наступления темноты город погружается во мглу — освещение улиц не самое важное. А вокруг центра расположились типовые блочные застройки — всё тот же Чаушеску снёс разнофактурные частные особняки в городе и заменил их на блочную архитектуру равноправия. Ещё диктатор хотел, чтобы люди не отвлекались от работы практически ни на что — даже на приготовление еды, поэтому питаться все должны были в гигантских однотипных общественных столовых, которые начали строить во всех районах Бухареста, но не успели закончить, и ироничное время превратило эти архитектурные заготовки в гипермаркеты.

Впрочем, Румыния — это не только Бухарест. Страна будто сплавлялась из различных культур. На востоке — молдавская часть, отчасти близкая русской культуре. В программе стажировки была запланирована поездка по этой области, так как именно там сосредоточилось кольцо уникальных монастырей, добраться до которых оказалось возможным только автостопом. За неделю я объехала и обошла пешком по деревенским тропам с лошадками и собаками пять церквей XV-XVI веков. Уникальны они тем, что сверху донизу расписаны фресками не только внутри, но и снаружи. Рассматривать визуальную летопись не менее интересно, чем знаменитую капеллу дель Арена в Падуе с фресками ДЖОТТО. И, естественно, наблюдаешь проявление румынского духа, который, как мне показалось, склонен погружаться в мрачные глубины человеческого бытия. Так, на фресковых росписях помимо канонических библейских сюжетов полным-полно разного рода чудовищ, а главный сюжет в интерьерах — мученичество святых людей (отрубание голов, утопление, сожжение на костре).

Румынский паблик-арт

Румынский паблик-арт

На западе страны находится наиболее известная область Румынии — Трансильвания, имеющая общие корни с венгерской и германской культурой. Конечно, известна она во многом благодаря книге Брэма СТОКЕРА. И да, именно там, в Брашове, находится замок Влада ЦЕПИША, более известного как Дракула; здесь он ночевал всего несколько раз, но это не мешает стекаться сюда потоку туристов. Кстати, румынские товарищи разрушили стереотип об этом персонаже: на родине графа его во многом уважают как защитника страны. Кроме того, в Трансильвании находится город Клюж-Напока — культурная столица Румынии, соревнующаяся с Бухарестом на манер Москва-Питер. Город известен так называемой клюжской живописной школой. Есть в Трансильвании и ещё одно интересное место — область Марамуреш, развивающая деревянное зодчество в готическом духе. Там находится самое весёлое кладбище на свете — Сапанца, где на надгробных памятниках написаны жизнеописания людей в анекдотической манере. Как мне пояснили, в Румынии спокойно относятся к смерти, без излишнего драматизма.

Помимо прогулок по стране во время стажировки предполагалось активное исследование румынского современного искусства. До поездки самое известное, что я знала о румынской культуре, была «новая волна» в румынском кинематографе: фильмы Кристиана МУНДЖИУ и Кристи ПУЙЮ вроде «4 месяца, 3 недели и 2 дня» или «Смерть Господина Лазареску», где изображалась тяжёлая жизнь людей при коммунистах в Румынии. Недавно фильмы этих режиссёров были отмечены призами на крупных международных кинофестивалях, включая Каннский. Оказалось, что румынские интеллектуалы не всегда гордятся соотечественниками и даже иногда осуждают за то, что те паразитируют на бедах прошлого (в котором зачастую даже не жили), вместо того, чтобы исследовать современность.

Музей румынских деревень

Музей румынских деревень

В румынском современном искусстве часто встречается политическая критика (в принципе, в восточноевропейской культуре вообще распространена практика много-премного говорить о политике в барах и везде, где только можно), есть произведения на тему современной сексуальной культуры, но, что интересно, нет установки на изображение некой позитивной картины мира. Многие художники, даже молодые, обращаются к ужасным или просто неприглядным сторонам бытия — уродство, кошмары, повсеместный мусор и т.д.

Скульптуры Мирча Романа

Скульптуры Мирча Романа

Один из самых известных современных румынских художников — Дэн ПЕРЖОВСКИ, у которого была выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, также он участвовал во II Московской биеннале. Свои графические рисунки он создаёт прямо на стенах музеев и галерей, полностью покрывая поверхность стены. Рисунки представляют собой критически-сатирические зарисовки на злобу дня. Например, ёмкое графическое сравнение длинного списка линий с надписью «что я должен делать» и списка из трех линий «что я хочу делать». График Тара фон НЕЙДОРФ работает в духе милитаристского экспрессионизма, заполняя масштабные географические карты ненавистническими и протестными рисунками обо всех современных войнах. Димитру ГОРЗО синтезирует гиперреалистические портреты крестьян с архаическими традициями деревянной резьбы жителей Трансильвании — зачастую проявляя хтоническую сексуальную природу человеческой жизни и власти. Мирча РОМАН продолжает традицию скульпторов-модернистов, изобретает собственную форму человеческого тела — навеки согнутого пополам под давлением неизвестных сил. Адриан ГЕНИЯ, Роман ТОЛИЧИ… — довольно много интересных имён можно обнаружить в румынском искусстве.

Самыми неожиданными и странными за поездку стали два события. «Ночь отвратительной анимации» — ежегодный показ в Бухаресте, говорящий сам за себя. Если бы я знала, что мультфильмы могут быть страшнее какого-нибудь «Звонка», то ни в коем случае не пошла бы смотреть на истории в духе «Живёт женщина с мужчиной в доме в дремучем лесу. Днём мужчина уходит на работу, а в избушку долбится страшное чудовище. Женщина привыкла, поэтому в это время читает. Потом мужчина приводит новую женщину. А предыдущую съедает, потому что он и есть то самое чудовище»… И так всю ночь. А второе — видеоперформанс Питера ГРИНУЭЯ, когда он показывал часть своего нового фильма «Чемоданы Тульса Люпера» на пяти экранах одновременно, провокационно провозглашая смерть кино.

По итогам стажировки надо было представить собственный кураторский проект в галерее Anaid art. Размышляя о том, чем можно удивить румынского зрителя, было решено сделать выставку молодого красноярского ленз-медиа (фотография и видео), а также представить видеоинсталляцию в деревянном сибирском доме, которую сделала для одной из Красноярских музейных биеннале голландская художница Марьян ТИУВЕН. Название выставки родилось из разговора с румынским товарищем, который планировал убежать от цивилизации и в качестве одного из вариантов рассматривал Сибирь — в переводе получалось что-то вроде «Сибирь — место, где можно спрятаться».

А.Купцов,

А.Купцов, "Светлое прошлое"

Фотографическая часть выставки была подготовлена сообществом молодых фотографов «Сибирский характер», которое под руководством Александра КУПЦОВА уже второй год занимается визуальным исследованием сибирской идентичности. Сам Александр Купцов совершил концептуальный жест и прислал личный фотоархив в конвертах с наклеенными контрольными отпечатками снимков, сделанных ещё в советское время. Тем самым, он словно вступил в диалог с румынскими представлениями о бедах их страны в коммунистическое время. Динара ХАФИЗОВА сделала экспериментальный проект с негламурными фотографиями Красноярского края на мобильный телефон, которые загружала на фейсбук и сопровождала письмами как бы к потенциальным румынским друзьям по переписке. Татьяна АНТОНЮК представила фотосерию «Родная кровь», где размышляла на знакомую всем тему — насколько мы способны выстоять в борьбе с унаследованными от родителей и родственников привычками, манерами, чертами характера?

Открытки с мобильного телефона

Открытки с мобильного телефона

Серия фотографий Розы МОЖАЙСКОЙ продолжала семейную тему со стороны искреннего переживания проблем собственного брака. Они были представлены в свадебном фотоальбоме, где вместо застолий и улыбок — чёрно-белая правда супружеской жизни. Серия фотографий Глеба ПОКРОВА «Блистающее» также продолжала семейную тему в личном и интимном ключе. Его же «Ландшафты» дополняли выставку сибирскими пейзажами в романтическом стиле, без которых, понятно, — никуда. Также в выставке приняла участие Василина ПОПОВА с метафизической фотографией по рассказу Льва ТОЛСТОГО «Алёша Горшок».

Видеочасть помимо работы Марьян Тиувен была представлена четырьмя фантазиями на тему мифов о Сибири, которые создал Алексей АКИМОВ и назвал «Невероятные приключения итальянца в Сибири», поскольку главным героем, на три четверти успешно преодолевающим снег, балалайку, медведей и водку, стал некий Марио. На открытии выставки румынская публика обсуждала технические и содержательные стороны всех проектов (в принципе, мне показалось, что там сильнее развита культура диспута, и люди не боятся высказывать собственное мнение), тележурналисты задавали смешные вопросы («Неужели эти красивые люди живут в Сибири?») или пытались поделиться своим набором знаний о нас — то есть историями про ГУЛАГ.

Стажировка закончилась совсем недавно, когда каждому куратору было предложено создать проект по итогам поездки — этакий дневник путешественника в любом формате и представить на выставке в Государственном центре современного искусства. Мой дневник выглядел как «лес» одежды, где, с одной стороны, были напечатаны фотографии наиболее интересных мест в Румынии или произведений румынских художников, а с другой — краткие тезисы о румынской культуре. Скромное знакомство с румынской культурой спровоцировало меня воспользоваться «брендовыми» футболками «I love NY» и сделать рекламу Румынии в том же духе.

Александра СЕМЁНОВА