Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2012

Историческая «дедовщина»
К вопросу о возрасте государств и народов

Даты основания молодых государств историкам хорошо известны, а что касается древних цивилизаций, то их история окутана мраком тысячелетий.

Самые ранние цивилизации возникли в долинах великих рек Африки и Азии. В V-IV тысячелетии до н.э. они появились на берегах Тигра и Евфрата (шумеро-аккадская, ассирийская, вавилонская) и в долине реки Нил. Чуть позднее — в III–II тысячелетии до н. э зародилась индийская, во втором тысячелетии до н. э — китайская цивилизации.

Примечательно, что люди как биосоциальные существа появились приблизительно 3 млн лет назад. Человек современного типа сформировался 40 тыс. лет назад. За это время на Земле сменилось 1600 поколений людей, 1200 из них прожили свою жизнь в пещерах, 240 знают письменность, 22 — читают печатные книги и лишь последние 5 поколений пользуются благами, связанными с появлением электричества, автомобиля, самолёта, радио, кинематографа и т.д.

Этнический состав населения мира и отдельных стран непрерывно изменяется. История даёт нам многочисленные свидетельства того, как на протяжении столетий и тысячелетий менялась этническая картина обитаемой части земного шара. Появлялись и бесследно исчезали народы, осваивались целые континенты, многие этносы покидали свою родную землю и пускались в дальние странствия.

«Возраст» ныне обитающих народов очень разный. Если персы и армяне сложились как этнические общности более двух тысяч лет назад, то американская нация существует немногим более двухсот лет. Если японцы сформировались уже настолько давно, что антропологические различия внутри народа почти не прослеживаются, то молодые нации Латинской Америки нередко состоят из смешанных расовых типов.

Ещё 13 веков назад Северная Африка была заселена различными берберскими народами и потомками древних египтян — коптами, а ныне во всех североафриканских странах преобладают арабы. Полтысячелетия назад всё население Америки составляли индейцы да расселённые на Крайнем Севере эскимосы и алеуты, теперь основную часть жителей образуют молодые нации, говорящие на испанском, португальском, английском и французском языках. Если несколько столетий назад по австралийскому континенту бродили лишь племена аборигенов, занимавшиеся охотой и собирательством, то теперь 97% населения Австралии составляют представители молодой англо-австралийской нации и постепенно сливающиеся с ней группы иммигрантов европейского происхождения. Примеры коренного изменения этнического состава населения обширных регионов мира можно продолжать до бесконечности.

Вопрос о возрасте государств и народов является предметом дискуссии как специалистов, так, к сожалению, и интерпретаторов.
Начнём с нашей страны. «Откуда есть пошла Русская земля?» — этот вопрос летописца XII века до сих пор остаётся в науке без однозначного ответа, поскольку относительно достоверные и подробные сведения о славянах в письменных источниках появляются только с VI в.н.э.

«Сенсационные» публикации математика А.Т. ФОМЕНКО объявляют известную нам по книгам европейскую историю до XI века — вымышленной, а историю России до XVII в. — сфальсифицированной по заказу династии Романовых (с целью очернить «ордынскую династию» Руси, которая на самом деле была «монгольской империей»).

Исследования, подобные «Мифам древних славян» Г. ГРИНЕВИЧА и А. АСОВА, основываются на так называемой «Влесовой книге». «Влесова книга» — деревянные дощечки с непонятными письменами, якобы обнаруженные в России в 1919 г. Сами дощечки странным образом исчезли в 1941 г., но расшифровка их копий до сих пор представляет собой захватывающий рассказ об истории древних славян с IX века до н.э по IX в.н.э. (публикации такого рода стали появляться в 50-х г. XX в.).
Палеографический и языковедческий анализ текстов «Влесовой книги» показал, что «открытие» является не слишком грамотной фальсификацией с целью обоснования тезиса о славянах как основателях всей европейской цивилизации. К науке это отношения не имеет и представляет интерес лишь как определённые проявления реакции на былую «официальность» школьной истории в совокупности с вполне «рыночными» спекуляциями на историческую тему.

Кстати, о европейской цивилизации. Почти все недавно обретшие независимость государства пытаются доказать свою принадлежность к Европе, пересматривая историю, ссылаясь на политиков, писателей, деятелей культуры прошлого — словом, используя все возможные аргументы. Так, некоторые украинские идеологи убеждены, что Украина — неотъемлемая часть Центральной Европы, а с Россией у неё нет ни общих корней, ни общих интересов. Украинцы — истинно славянский и, стало быть, европейский народ, а русские — поздняя помесь славянских племён с финно-угорскими и особенно тюрко-монгольскими элементами, насильственно навязавшие украинцам свою азиатскую отсталость. О древности своего народа киевский школьник узнаёт из учебника по истории Украины для 7 класса (ЛЯХ Р.Д, ТЕМИРОВА Н.Р., 2005 г.), где выясняется, что история украинского народа насчитывает 140 тыс. лет! И это первая строчка учебника. Далее поясняется, как на Украине (словно тогда уже существовало это уважаемое государство) расселялись неандертальцы.

Молдавским школьникам, напротив, предстоит другое испытание: здесь звучат призывы не изучать историю Молдавии, а сразу начать с истории Румынии. Теперь с нетерпением можно ожидать известий из Косова: как это новое государство представит древнейшую историю своей независимой страны?

История всё явственнее превращается в политику, опрокинутую в прошлое. Так рождаются мифы и этноцентристские стереотипы, которые сохраняются этническими культурами и известны с давних времен. Например, древние греки и римляне считали «варварами» народы, говорящие на непонятном им языке. Аналогичным образом китайцы считали себя «пупом земли» и именовали «варварами» всех некитайцев.

Стереотипы экономят усилия при восприятии этнических различий и ориентируют на внутреннюю солидарность и внешнюю нетерпимость. Националистические идеологии XIX-XX вв. использовали этнические мифы об общей этнической родине, общем языковом наследии и мессианизме. Мифы предполагают обобщённую картину генетической связи индивидов с этногруппой, благодаря которой они находят историческое местоположение, приобретают самоуважение и формируют чувство нетерпимости к воспринимаемому враждебным окружению. Миф содержит священные воспоминания о возникновении этноса, о миграции и борьбе с врагами, о золотом веке народа, последующем упадке и будущем возрождении.

Что же способствует необъективному восприятию исторического прошлого? Здесь много причин. Это и затруднённость проверки исторических фактов ввиду их «хроноотдалённости»; и неумение большинства людей самостоятельно осуществлять грамотное историческое исследование; и получение информации «из вторых рук»; и нарастание в общественном восприятии неактуальности прошлого; и господство массовой культуры, насаждающей поверхностное и упрощённое мировосприятие.

Историческая наука — прежде всего рутинная «черновая» работа, и сенсации в ней редки. Учёные вынуждены скрупулезно собирать, анализировать и сопоставлять данные археологии, лингвистики, антропологии, этнографии...

Зато глубокое и объективное знание исторического прошлого позволяет поддерживать и укреплять связь времён, наиболее ценные социокультурные традиции. Обществу в целом это помогает избавиться от наивности и доверчивости, обуславливаемых исторической неосведомлённостью о прошлом собственного государства и его влиянии на реалии наших дней.

Сергей СТАКУТИС, старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами, СФУ

Рисунок Екатерины ЩЕРБАКОВОЙ