Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2012

По пути Гогена

В детстве я хотела стать кондуктором в трамвае, потом балериной, а потом художником. Первые две мечты как-то отпали сами собой, а вот последняя преследовала меня довольно навязчиво. В 10 классе поступила в вечернюю художественную школу, мне очень нравилось рисовать, да и атмосфера была прекрасная. Я, конечно, мечтала в Суриковское училище, но, испугавшись, что рисованием денег не заработаешь, пошла в журналисты. Вернулась к живописи я только спустя 14 лет, поступив в ту же самую вечернюю художественную школу для взрослых. Конечно, я волновалась, не поздновато ли уже становиться за мольберт. Но, как оказалось, в нашей группе я была одной из самых юных учениц!

Вернуться к рисованию мне помогли две вещи. Одна из них — беременность: появилось много свободного времени, плюс я хоть на какое-то время осела в одном месте и перестала путешествовать. И ещё в гостях у друга-дизайнера мне в руки попала книга Джулии КАМЕРУН «Путь художника», прочитав которую, я отбросила свои страхи и сомнения, а также признала, что рисование всегда было моей заветной мечтой, и надо хотя бы попытаться её осуществить…

Слишком поздно не бывает!

Когда я говорю о том, что хожу в художественную школу, очень многие, в том числе и люди в возрасте, говорят с огоньком в глазах: «Я вот тоже всю жизнь мечтала рисовать. Но, конечно, уже поздно!»

А вот председатель Красноярского краевого отделения Союза художников России Сергей АНУФРИЕВ уверен, что никогда не поздно. Он приводит в пример великих. Так, ГОГЕН был преуспевающим банкиром почти до 30 лет, но бросил эту деятельность и стал всемирно известным художником (а стал бы он великим финансистом — неизвестно…). Михаил ВРУБЕЛЬ закончил вначале юридический факультет, но особых успехов на этом поприще не добился, зато стал великим художником. И вообще, ранний старт не гарантирует успеха: что, все, начавшие рисовать в пять лет, прославились?

Стремиться узнать что-то новое можно в любом возрасте. Вон, бабуля в США поступила в университет, когда ей было за 80 лет, в 90 закончила и заявила: «Я ещё работу по специальности найду!».

Сергей Ануфриев отмечает: «Дело ведь не в известности. Важно, что в душе. Даже если заниматься для себя, в качестве хобби, это даёт очень много. Я в студенческие годы вёл студию на КРАЗе. Работяги приходили со смены и рисовали. Они это делали с таким энтузиазмом, это была для них настоящая отдушина!

Можно всю жизнь сидеть на одном месте и никуда не двигаться, а можно воплощать мечты и стремиться к совершенству. В любом возрасте».

Заведующая отделением живописи Детской художественной школы №1, преподаватель с тридцатилетним стажем Елена ГРАЧЁВА также считает, что учиться рисовать можно в любом возрасте. Не случайно и в художественном училище нет ограничений по возрасту.

«Сейчас из-за того, что омолаживается контингент вечерней художественной школы, даже стал падать уровень художественного образования. Раньше сюда ходили преимущественно мужчины за 40, которые гораздо более серьёзно и ответственно подходили к обучению, чем молодёжь», — отметила преподаватель.

Она также подчеркивает, что в искусстве главное — не известность и награды, а удовлетворение от процесса: «Это как поход в горы: более важен сам процесс, а не то, сколько вершин ты покорил. Главное — дышать этим, жить этим, творчество должно быть в радость».

Фундамент под готовый дом

Георгий всю жизнь проработал столяром-краснодеревщиком, сам проектировал свои заказы, разрабатывал конструкцию и дизайн. Но только на пенсии «руки дошли» до того, чтобы пойти учиться рисовать.

«Как будто всю жизнь я строил дом без фундамента, а теперь фундамент под него подкладываю, — говорит он. — Раньше, чтоб сделать какую-то вещь, мне приходилось изготовливать примерно семь пробных вариантов. Надеюсь, что после обучения в художественной школе ошибок станет меньше, и мне уже хватит шести вариантов (смеётся)».

Хотя творческий путь Георгия, как и у большинства, начался в далёком детстве. Как-то раз он нарисовал Ленина, портрет выставили в библиотеке. Ещё в классе был один товарищ, который мастерски вытягивал хорошие оценки из учителей, притворяясь, что очень интересуется предметом. Так Георгий как-то раз одной линией нарисовал на парте шарж на подлизу. Тот подошёл посмотреть, над чем все смеются, и сразу ту дощечку от парты отодрал — значит, узнал!

«Моя основная цель: стать грамотным, научиться рисованию в классическом понимании этого слова. Музыкант может быть талантом от Бога, но если он не знает сольфеджио, ему будет трудно, — рассказывает Георгий, мой сегодняшний одногруппник. — Мне уже немало лет, и есть, что сказать. Вот через художественные образы я и хочу донести свои мысли до людей. И если хотя бы одна чёрточка кому-то понравится, покажется красивой, я буду знать, что творил не зря!»

Рисование для парикмахеров

Елена Грачёва: «Очень часто рисование — это нереализованная детская мечта. Родители были технари или спортсмены, отдали ребёнка на кружки, которые бы предпочли сами — моделирование, лыжи, плавание; а ему потом всю жизнь чего-то не хватало».

Например, одна из учениц Елены Анатольевны получила образование бухгалтера, работала по специальности, но чувствовала постоянное недовольство, становилась всё более раздражительной. Дело дошло до истерик и нервных срывов. Тогда женщина нашла курсы по рисованию, параллельно окончила школу кройки и шитья. А затем открыла своё ателье и стала успешным модельером.

«Бывает также, что люди отдали всю жизнь совсем другой профессии, а на пенсии вспоминают, что когда-то хотели творить», — продолжает свой рассказ преподаватель. Другая её ученица закончила художественную школу уже в пенсионном возрасте, открыв блестящий талант и даже став членом Союза художников. И таких примеров немало. Ещё одна выпускница вечерней группы ежегодно устраивает выставки и продаёт свои картины.

Приходят в вечернюю школу и люди творческих профессий. Парикмахеры учатся рисовать, чтобы повысить своё мастерство. Тут они получают больше знаний о цвете, о форме, о пластике линий. Мастера маникюра тоже обучаются, ведь чтобы расписывать ногти, нужны художественные навыки. Театральные швеи, костюмеры получают здесь художественное образование и вдохновение. Для них особенно полезно декоративное направление, искусство составления узоров.

Космическая скорость

«Взрослых не надо заставлять работать, они сами рвутся, стремятся получить как можно больше знаний, — говорит преподаватель детской художественной школы Евгений САЗОНОВ, который ведёт занятия в нашей вечерней группе. — Этим они выгодно отличаются от детей, которых надо постоянно мотивировать. Со взрослой же группой чувствую большую отдачу, а если человек с желанием работает, то быстрее научится».

Действительно, я с удивлением обнаружила, что можно довольно быстро научиться неплохо рисовать. Когда я начала заниматься в студии, преподавательница вначале всё время меня критиковала, указывала на ошибки. Я даже вначале считала, что она ко мне слишком строга, и хотела уйти. Но потом она заметила, что я жду ребёнка, и стала меня только хвалить! А вскоре и картины стали лучше. Позанимавшись полгода, я на «пятёрки» сдала вступительные экзамены в художественную школу. А сходив на три занятия на пленэре, где мы писали пейзажи, летом уже рисовала на Иссык-Куле, и все хотели в подарок мою картину, а одна работа даже уехала в Тайвань.

За те пять месяцев, пока мы занимаемся в нашей группе, я вижу, как на глазах растёт уровень работ моих товарищей.

Георгий, например, рассказал: «Вначале на уроках живописи мне было вообще ничего не понятно, хотелось просто встать, попрощаться и уйти. Но постепенно я стал понимать, куда смотреть и что делать, появилась уверенность в своих способностях».

Елена Анатольевна отмечает: «Взрослые уже осознанно пришли в рисование, они стараются больше. Но при этом у детей есть свои плюсы — они не задумываются, ещё нет шаблонов — показываешь какой-то приём, его повторяют и могут так довольно быстро выйти на высокий уровень. Но если взрослые слушают преподавателя, стараются не следовать обычным шаблонам, то прогресс очень быстрый, в 2-3 раза быстрее, чем у детей».

Художественное зелье

Елена Грачёва рассказала, что к ней на занятия ходит девушка, которая закончила архитектурный факультет и работает по специальности. Занятия живописью помогают ей обогатить себя эмоционально, стать более уравновешенной, реализовать творческий потенциал.

Волшебное воздействие живописи на психику почувствовала и я на себе. За полтора года сидения с ребёнком дома я впала в какую-то спячку, перестала следить за собой, привыкла всё внимание уделять малышу.

Художественная школа стала для меня настоящей отдушиной. Поначалу даже просто когда я ехала туда в автобусе, то отдыхала и была счастлива, что могу побыть одна, и никто не требует моего внимания. Ну, а сами занятия любимым делом, ощущение того, что исполнилась заветная мечта — дали столько позитива, что я прям-таки вернулась к жизни. Сходила к парикмахеру, накупила новой одежды, стала больше общаться, ходить на выставки, поэтические вечеринки и рок-концерты… Сразу появились новые друзья, посыпались предложения о подработке. А затяжная депрессия сменилась прекрасным настроением.

В жизнь моих нынешних однокурсников учёба рисованию также привносит позитив.

Сергей Степаныч — технарь, теплоэнергетик. В детстве рисовал, затем оставил своё увлечение на несколько десятков лет.

И вдруг случайно увидел вывеску художественной студии для взрослых... Он начал заниматься в студии, а затем поступил в вечернюю художественную школу.

«Когда у меня плохое настроение, то и на картинах дождь, пасмурная погода. А когда хорошее — то солнце, — рассказывает Сергей. — Но пока рисуешь, отключаешься от всех проблем и забываешь о плохом настроении. Дождь остаётся на бумаге, а ты уже спокоен!»

Для некоторых не менее, чем творчество, важно само общение, оно помогает расслабиться после работы и дневной суеты. Евгений Сазонов отмечает: «Люди приходят сюда, в том числе, чтобы отдохнуть от работы, от быта. Но расслабиться не в лености, а в труде, в творчестве».

Ещё один студент нашей группы — Юрий — руководитель крупной фирмы. Он всегда развлекает нас, благодаря блестящему чувству юмора. Юрий говорит, что на работе очень нервная обстановка, а художественная школа помогает отдохнуть от всего. «Здесь подобралась замечательная группа, и даже если я шучу на грани фола, все понимают. Это для меня как отдушина», — поделился Юрий.

Но, как и все, он пришёл сюда не только общаться: «Драться умеют многие, а в бокс идут для того, чтобы освоить приёмы, технику. Вот и я хочу обучиться графике, композиции, рисунку, — говорит Юрий. — У меня уже дети и внуки. Возможно, у них не будет времени или желания заканчивать художественную школу. А я смогу им преподать основы изобразительного искусства».

Настоящая роскошь

Но как же быть с материальным — можно ли зарабатывать своим любимым делом? Пока не знаю точно. Но что-то мне подсказывает, что когда человек очень любит то, чем занимается, то он со временем достигает таких высот, что становится востребованным. Если же он делает что-то только ради денег, то так и остаётся посредственностью.

Высокие идеи — это хорошо, но что на практике? Подружка, например, предложила мне расписать стену у неё в квартире. Думаю, что смогу, ведь на уроках декоративно-прикладного творчества мы научились различным приёмам росписи. А рисунки на стенах — очень популярное и высокооплачиваемое направление в Красноярске…

Лена из нашей группы даже не сомневается, что умение рисовать может приносить деньги. Это она видит на примере дочери, которая тоже закончила художественную школу: «Смотрю на дочь, и вижу, что ей рисование пригождается, к примеру, в подработке. Она вполне может создавать картинки для визиток, рекламных объявлений, в общем, иллюстратором подрабатывает. Не говоря уж о том, что выражает себя и своё настроение в рисунке», — рассказала Елена.

Сама она хорошо рисовала с детства. Но мама воспитывала детей одна и не могла возить на рисование. Об увлечении пришлось забыть на долгие годы, и профессия у Лены совсем не творческая — заведующая складом электрооборудования и запчастей на заводе цветных металлов. Между тем, собственная дочь после художественной школы поступила в университет, у мамы появилось свободное время, и она решила, что тоже хочет творить — либо фотографировать, либо рисовать, а лучше и то, и другое.

Итак, отбросьте комплексы насчёт возраста и реализовывайте свои мечты! Творите, рисуйте, танцуйте, учитесь музыке. Внутренний художник за это наградит вас отличным настроением, а открывшийся творческий потенциал поможет во всех остальных областях жизни. Кстати, экзамены в вечернюю художественную школу будут в конце мая. Ещё можно успеть найти преподавателя и к ним подготовиться!

Екатерина ЩЕРБАКОВА