Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2012

«Toyota» и Авось
Опыт создания мировой компании на просторах России

Весеннее питерское утро. На часах 8:00. Мы выезжаем из гостиницы на завод «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия», где на 9:00 у нас назначена встреча с генеральным менеджером отдела контроля качества Сэйити КАГАВОЙ. Это первый и пока единственный завод «Тоёты» в России. Он открыт в декабре 2007 года и выпускает полюбившуюся многим россиянам модель «Camry».

Менталитет

Всю ночь шёл снег, а под утро небо затянуло свинцовыми тучами, и начал накрапывать дождь. До завода, находящегося в промышленной зоне Шушары, примерно 10 минут езды. За это время таксист Сергей успевает высказать своё предубеждение к автомобилям, собранным в России. В качестве наглядного примера он приводит свою недавно купленную иномарку калужской сборки и описывает все обнаруженные в ней недостатки. Он на двести процентов убеждён, что русский человек никогда не соберет хороший автомобиль, потому что только наш рабочий знает, что «шуруп, забитый молотком, держится гораздо лучше, чем гвоздь, закрученный отвёрткой». Пасмурное утро и пессимистичный настрой таксиста наводят нас на крамольную мысль: «Неужели и питерская «Тоёта» стала жертвой менталитета русских рабочих?»

Проходная

На дверях проходной висит памятка — какую спецодежду необходимо носить в цехах завода. Для тех, кто не любит читать — а таких, как правило, большинство — вывешено несколько фотографий милой девушки, одетой для посещения пяти разных цехов (сварочного, покрасочного, сборочного и т.д.). Мы подаём паспорта для оформления пропусков. Начальник службы охраны интересуется, из какого города мы приехали, и предлагает нам… чай. Немного ошарашенные таким гостеприимством, мы поначалу вежливо отказываемся, но после недолгих уговоров говорим «да». Он приносит нам красивые одноразовые стаканчики, чай и сахар. Как говорится, театр начинается с вешалки, а завод — с проходной. Начало настраивает нас на оптимистичный лад.

Завод

Перед входом в административный корпус нас встречает г-н Кагава (на фото в центре). В комнате для совещаний ждёт Александр ЯБЛОКОВ — заместитель г-на Кагавы. Он подготовил для нас небольшую презентацию о заводе. Александр рассказывает об основных принципах философии «Тоёты»: уважении к людям и постоянном совершенствовании, а также об основных элементах производственной системы «Тоёты» и улучшениях, проведённых на заводе для обеспечения качества.

Три с половиной года назад Александр пришёл на завод «Тоёты» из компании «Wrigley» и сразу же был отправлен на двухнедельную стажировку в Японию на завод «Тоёта Мотомати». C г-ном Кагавой они общаются на английском, периодически вставляя русские и японские слова.

Кстати, мы обратили внимание, что все три языка в равной степени встречаются на заводе (таблички на дверях кабинетов, информационные стенды, информация на визитках сотрудников).

В настоящее время завод состоит из цехов сварки, покраски и сборки. Численность персонала — 1500 человек (из них 12 японцев, представляющих высшее руководство завода), количество ежедневно выпускаемых автомобилей — 90 штук, время такта — 4,9 минуты (через каждые 4,9 минуты с конвейера сходит один готовый автомобиль), режим работы — односменный (хотя подготовка к запуску второй смены идёт).

Производство

После почти получасовой презентации мы надеваем сигнальные жилеты, спецобувь и каски. Нас вежливо просят… не брать с собой фотоаппараты. И дело совсем не в том, что «Тоёта» хочет что-то скрыть от наших глаз, — просто вспышки фотокамер могут отвлечь рабочих и привести к травме или дефекту.

Перед входом в цех мы видим памятную табличку, сообщающую о том, что первый камень при строительстве завода заложил В.В. ПУТИН. На противоположной стене вывешен десяток больших фотографий, по которым можно проследить эволюцию модели «Camry» с 1982 по 2012 год. Мы посмотрели, как «Camry» превращалась из маленькой, ничем не примечательной машины в седан бизнес-класса, и с грустью отметили для себя, что для показа «эволюции» многих моделей российского автопрома, к сожалению, вполне достаточно одной фотографии…

Ёси-ёси

Нам ещё раз напоминают о необходимости соблюдения правил техники безопасности и перехода перекрёстков пешеходных дорожек и путей движения тягачей и тележек. На заводе правило перехода называют по-японски «ёси-ёси», что означает «ОК-ОК».

Выглядит это так: при переходе проезжей части работник завода должен показать пальцем и посмотреть вправо, затем показать пальцем и посмотреть влево. Убедившись, что ни справа, ни слева нет приближающегося транспорта, можно переходить. Этим сигналом переходящий также показывает водителю тягача, что видит его и готов пропустить транспорт. Этот метод, как мы поняли, призван привлечь мышечную память на помощь зрительной и свести к нулю вероятность несчастного случая.

Разметка

Наша экскурсия начинается со сборочного цеха. Сразу в глаза бросается сигнальная разметка: все выступы, перепады высот и другие места, где человек может оступиться, споткнуться, удариться головой, оклеены жёлто-чёрной сигнальной лентой; пешеходные дорожки очерчены жёлтыми линиями; зоны, в которые доступ запрещён, обозначены красным. Дорожные знаки снабжены соответствующими надписями. В местах пересечений транспортных потоков установлены выпуклые зеркала, чтобы, подъезжая к ним, водители видели ситуацию справа и слева. Все рабочие работают в добротной спецодежде и спецобуви. С первого взгляда понятно, что слова на плакате «Безопасность — прежде всего» не расходятся с делом.

Стандарты

Слева от нас линия сборки кузовов, справа — линия подсборки передних дверей. В каждой зоне сборщики выполняют операции, прописанные в специальных стандартах. Стандарты изложены простым языком и наглядны: помимо текста в них есть схемы и поясняющие фотографии. Каждый рабочий проходит обучение в течение 6 недель: примерно 2 недели уходит на изучение стандартов, 2 недели новичок тренируется в учебной зоне и сдаёт экзамен, и ещё 2 недели — это практика на производственной линии под руководством наставника.

По словам Виталия ЛУИЗОВА, заместителя г-на Кагавы, стандарты для рабочих («Job Element Sheets») составляют бригадиры и мастера участков на основе технической документации, поступающей из Японии.

Бригадиры

При появлении брака бригадир вместе с рабочими выявляет его причины и, если они связаны с несовершенством стандарта, вносит необходимые изменения. На каждого бригадира приходится примерно по 5-6 рабочих. Бригадир всегда находится на участке. Если у рабочего возникает какая-либо проблема, он тут же тянет за специальный шнур, проходящий вдоль всех сборочных линий, и над его рабочим местом зажигается сигнальный огонь («андон») и играет специальная мелодия (у каждой станции своя). Получив сигнал, бригадир направляется туда. Если он не успевает устранить проблему в течение времени такта, то линия останавливается вплоть до устранения проблемы. При необходимости автомобиль отправляется в ремонтную зону. Главное — не передавать автомобиль с дефектом на следующий процесс.

На одной из рабочих станций (так называют рабочую зону на сборочном конвейере, к которой прикреплён один или несколько рабочих) нам довелось увидеть, как загорелся андон, и к станции тут же подошёл бригадир. В начале сборочной линии установлен экран, на котором можно увидеть, сколько раз загорался андон на участках каждого бригадира. В день нашей экскурсии за первые три часа работы андон загорался на одних участках 5-7 раз, на других 25-30.

Мастера

Возле одной из рабочих станций мы видим небольшой отгороженный участок, где за столом сидят несколько человек с синими полосками на кепках — это мастера. Сейчас они готовят переход конвейера на новое время такта. Их задача — «вписать» каждую рабочую станцию в новый такт-тайм и подготовить рабочих.

Мастера «Тоёты» — это настоящие лидеры, которые заняты постоянным обучением своих рабочих. Они прикладывают все усилия для того, чтобы рабочие умели самостоятельно решать возникающие проблемы и могли гордиться тем, что вносят свой маленький вклад в большое общее дело. Даже в тех случаях, когда мастер знает о причинах какой-либо проблемы и может дать указание рабочим, как её устранить, он не сделает этого, предпочитая мотивировать рабочих самостоятельно искать причину и предлагать способы её устранения. Как говорится, найти решение — несложно, гораздо сложнее научить этому своих подчинённых.

От мастеров и бригадиров требуется знание английского языка, а в перспективе — и японского. Это диктуется необходимостью чтения поступающей из зарубежных филиалов технической документации без помощи переводчика.
Информационные стенды

Вдоль каждой линии через 5-10 метров расставлены информационные доски (на колесиках), где размещена ежедневно обновляемая информация. Вот что мы на них увидели:

>> планировки участков с фотографиями рабочих, которые закреплены за ними в течение смены;
>> контрольные листки и журналы, по которым в начале каждой смены рабочие проверяют состояние рабочих мест и ставят свои подписи;
>> графики, демонстрирующие ежедневную динамику производственных показателей по участкам;
>> большой крест безопасности, расчерченный на 31 день —если день прошёл без травм, то соответствующая клетка закрашивается зелёным, если с травмами — жёлтым или красным.

Ремонтная зона

Ремонтная зона — это участок, на котором устраняются небольшие дефекты, выявленные в процессе работы. Во время нашей экскурсии в ней находилось три «Camry».

Как нам пояснили, в результате усовершенствований и сокращения дефектов ремонтная зона постоянно уменьшается, и недалёк тот день, когда необходимость в ней полностью отпадёт и на её месте будет размещен новый производственный участок или зона отдыха для рабочих.

Линия контроля качества

Она чем-то напоминает полосу препятствий. Как пояснил начальник участка Андрей ПОНОМАРЁВ, чтобы её преодолеть, каждый автомобиль проходит множество различных тестов, проверок и испытаний. Компьютерному тестированию подвергаются все системы «Camry». После успешной проверки на экране специального монитора последовательно загораются зелёные квадраты с надписью «OK».

Испытания включают в себя проверку на протечки в салон автомобиля, проверку ходовой части на испытательном полигоне и в камере, где автомобиль разгоняется на месте до скорости 120 км/час. Контролёры проверяют автомобиль на отсутствие внешних дефектов (царапин, вмятин и т.п.).

Иногда мастер линии контроля качества наносит смываемым маркером небольшие чёрточки на кузов автомобиля, чтобы проверить, насколько внимательны контролёры в течение рабочей смены (так называемый «dummy test»).

Навстречу локализации

По правилам, установленным для иностранных автозаводов на территории России, большинство комплектующих должно изготавливаться здесь же, а не ввозиться из-за рубежа. Это называется «локализацией производства». Возле одной из рабочих станций мы увидели яркий пример локализации в действии. Рядом с конвейером стояла тележка, на которую рабочие ставили бракованные комплектующие одного из российских поставщиков. По выражениям лиц было понятно, что чувство гордости за российских поставщиков они не испытывают… Но и оптимизма, тем не менее, не теряют и всеми силами стремятся улучшить качество продукции, получаемой от местных поставщиков, делясь с ними своими наработками и опытом в области обеспечения качества.

Кайдзэн

Кайдзэн — это небольшие улучшения, которые предлагают и реализуют сами рабочие. Широко известно, что рабочие заводов «Тоёты» — лидеры по количеству рационализаторских предложений, и российская «Тоёта» не стала исключением.

Сотрудники отдела контроля качества обратили наше внимание на российские кайдзэны. Среди них были и специальные зажимы, вырезанные из полипропилена, которые фиксируют провода и не дают им повреждаться при транспортировке; и зеркала, установленные на линии контроля качества, позволяющие контролировать работу омывателя передних фар; и целая система кайдзэнов на одной из рабочих станций, которые привели к сокращению ремонтных работ на 400 минут в смену и к уменьшению площади ремонтной зоны почти в 3 раза.
И таких примеров уже не десятки, а сотни.

Учебная зона сборочной линии

Учебная зона расположена прямо в цехе за специальной перегородкой. В ней находятся различные тренажёры, на которых будущие рабочие овладевают необходимыми фундаментальными навыками: закручивания болтов в различных положениях, установки клипс, зажимов, соединителей, намотки проводов и т.д.

По отработке каждого навыка будущий рабочий сдаёт экзамен. Он должен выполнить задания на каждом из тренажёров, уложившись в установленное время. Тренажёры — не компьютерные, а самые что ни на есть настоящие.

Учебная зона инспекционной линии

Одно из самых интересных мест на производстве, где контролёров учат находить брак.

На входе в учебную зону установлен стенд с беспорядочно расположенными числами от 1 до 40. Каждый контролёр до начала работы должен пройти в присутствии бригадира мини-тест на внимательность — найти все числа от 1 до 40. То же самое он делает несколько раз в течение смены. Это даёт возможность бригадиру удостовериться, что контролёр не потерял бдительность, например, после плотного обеда в столовой.

Рядом с «цифровым стендом» находится стенд для определения химических жидкостей по запаху. 12 одинаковых бутылочек, но с разным наполнением служат прекрасным тренажёром для определения того, какое вещество было пролито на сборочной линии, и принятия правильных мер по его утилизации, а также для определения места в случае протечки вещества из автомобиля.

Стенды для определения зазоров между смежными поверхностями, например, между крылом и дверью. На этом стенде бригадир может «выставить» любой зазор при помощи электронного микрометра, а ученик должен определить, находится ли этот зазор в рамках допустимых значений. Нужно заметить, что выставляемые зазоры составляют десятые доли миллиметра, и контролёр, проводя рукой по смежным поверхностям, должен уметь их обнаруживать на ощупь.

Столовая

На заводе две столовые, питание практически бесплатное: работник оплачивает лишь 13% стоимости обеда (налог). Работает несколько раздач, поэтому очереди движутся довольно быстро. Ежедневно на выбор предлагается 2-3 варианта супа, 3-4 вида второго и несколько видов напитков. На десерт — аппетитные горячие булочки. По пятницам бывают и японские блюда. Столовая находится под управлением финской компании. Чистота и порядок идеальные.

По всей столовой висят большие плазменные экраны, на которые выводятся поздравления с днями рождения работников, информация об изменениях в корпоративных правилах и процедурах, информация от отдела кадров и т.п. Таким образом, за 15-20 минут пребывания в столовой рабочие узнают все последние новости.

Завод с улыбкой

Несколько раз на заводе нам встретились большие плакаты с надписью: «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» — завод с улыбкой».
Видимо, японские руководители обратили внимание на характерную для россиян неулыбчивость и пытаются изменить ситуацию к лучшему.

Ведь даже самые великие дела должны совершаться с улыбкой, и к таковым, несомненно, относится цель питерского завода — стать лучшим среди заводов Toyota.

Александр ДРОЗДОВ, преподаватель
Института управления бизнес-процессами и экономики
Марина ЛОМАЕВА, руководитель Японского культурного центра СФУ