Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2012

Сибирские эмираты

Арабским шейхам прекрасно известно: чтобы вписаться в мировую историю, надо тратить деньги на роскошь — в первую очередь, на искусство, которое материальной прибыли не принесёт, но зато оно одно способно сопроводить человека в куда более загадочный и ценный мир вечного.

И вот сегодня как раз разговор пойдёт о том, что же делать с культурной ситуацией в Красноярске, если — в связи с созданием специальной госкорпорации, о да! — в Сибири появится достаточно финансов для культурного благополучия.

Продолжая про арабских шейхов, хотелось бы напомнить о том, как Арабские Эмираты стали заметны на карте мира — строительством гигантских небоскрёбов и решением открыть филиал Музея Гуггенхайма в Абу-Даби (фото внизу). Знаменитый нью-йоркский музей Гуггенхайма имеет несколько филиалов в мире — Венеция, Берлин и самый знаковый — филиал в испанском городе Бильбао, который с помощью уникального произведения архитектуры превратился из относительно холодной северной провинции (где даже лес из берёзок, как в Сибири) в привлекательный туристический центр с приветливым гигантским щенком Джеффа Кунса, фрейдовской паучихой Луизы Буржуа и другой уличной красотой.

Открытие новых филиалов музея по миру обязательно сопровождается строительством умопомрачительных зданий — для Абу-Даби проект разработал Фрэнк Гери, по идее которого на искусственном островке появится здание из изломанных зеркальных поверхностей. Пока здание строится, для музея собирают достойную коллекцию произведений искусства XX века. Подобная восточная
щедрость ради искусства — это, конечно, солидный пример для подражания.

Тем не менее среди людей искусства прожектёрский разговор на тему «А что если с приходом Сибирской госкорпорации у нас появится много денет, в частности, на культуру?» особенных восторгов не вызвал. В советское время можно было найти людей, «загорающихся» от фантазий на тему светлого будущего, а сегодня оптимистов практически не осталось — только прагматичные комментарии в духе распила территориальных ресурсов, персонального государства и т.п. И это у «поэтов», которые по традиционному сценарию травинки под ногами не считают, а инопланетно наблюдают за мелочной суетой! Впрочем, прагматика — прагматикой, а новые сибирские идеи у красноярских авторов всё-таки водятся.

В опросе приняли участие несколько человек, развивающих современную культуру в Красноярске. Часть из них настаивает на том, что необходимо изменение культурного имиджа сибирского региона в целом; часть имеет конкретные предложения, с помощью которых эти изменения и могли бы произойти. Уточняя предмет разговора, собеседникам предлагалось назвать проекты, которые давно хотелось бы реализовать, но всё время не хватало денег.

Станислав ОКРУХ, креативный директор агент­ства «SmartHeart», занимающегося умным дизайном и рекламой.

Станислав некоторое время назад жил в Красноярске, преподавал в Красноярском государственном художественном институте. Несколько лет назад агентство переместилось в Москву, но о продвижении бренда «Сибирь» отнюдь не забыло.

«Нам не хватает серьёзного музея современного искусства, с должным подходом к кураторству и привозу современных, актуальных авторов.

Нам не хватает креативных площадок, подобных дизайн-заводу «Флакон» (комплекс пространств недалеко от центра Москвы, призванный объединить дизайн, моду, архитектуру и другие направления творческого бизнеса — www.flacon.ru), так называемого креативного кластера. Мы задумываемся о создании подобного проекта, но пока это только проект…

Так же нам не хватает серьёзного фестиваля рекламы и дизайна для развития отрасли, которая находится в полной стагнации.

Следует подумать и о территориальном брендинге, развитии сибирской идентичности. Страничка на www.facebook.com/imSiberian — наша попытка вместе с новокузнецким агентством «Power» решить данную задачу».

Агентства SmartHeart и Power

Агентства SmartHeart и Power

Сергей КОВАЛЕВСКИЙ, зам. директора Красноярского музейного центра, куратор красноярской музейной биеннале — одного из центральных имиджевых культурных событий края.

«Если говорить об имиджевых жестах — для концентрации регионального самоопределения в системе глобальных вызовов требуются художественные знаки идентичности, подобные «Ангелу Севера» Энтони ГОРМЛИ. В Красноярске мы уже опробовали современный язык визуализации творческой мысли в пространстве.

Из накопленного банка идей и опытов — например, «Потерянная бесконечность» Александра КОНСТАНТИНОВА (знак бесконечности на противоположном от здания Красноярского музейного центра берегу Енисея с дорожным знаком-указателем «Бесконечность столько-то метров» и пешеходной зеброй — прим. автора). Важно понимать и удерживать несколько масштабов. Как минимум — города и реки Енисей (потенциального смыслового стержня территории).

Помимо значимых арт-объектов Новой (глобальной) Сибири требуется яркая архитектурная икона для института культурной инновации. «Эпицентр-Бастион-РЛС» (Радиолокационная станция — прим. автора) культурного влияния на город, край, Сибирь, Россию, мир.

А также — концептуальный парк как модель «невозможного» российского ландшафта.

Если переходить к «человеческому» масштабу искусства, сначала нужно сформировать минимальный комплект музейной коллекции современного искусства интернационального уровня, где должны оказаться достойные представители ведущих художественных стратегий современности, хотя бы второй половины ХХ века.

А с другой стороны — надо приобрести выдающиеся работы художников, живших и живущих в Сибири — некоторое количество достижений имеется».

Алексей МАРТИНС, молодой художник, куратор.

«Говорить нужно даже не об отдельных проектах, а о формировании системы. Хотелось бы заимствовать из пермского подхода сам принцип: культура прежде всего. А экономика, бизнес и материальные блага — подтянутся следом сами. Соответственно, нужно вбухать деньги в культурную политику. Формировать креативный кластер. Открыть музей дизайна. Создать сибирскую арт-резиденцию, летнюю, конечно, куда приглашать знаменитых художников (вместе с незнаменитыми, чтобы они опытом обменивались). Чтобы вся Россия знала — летом все художники в Сибири.

Правильно было бы и позаботиться о художественном образовании. Не знаю, хорошо или плохо модернизировать существующую образовательную систему, но все знают, чем она страдает сегодня. Возможно, нужно создавать альтернативное художественное образование. В арт-бизнесе также должны произойти изменения: для бизнесменов в сфере искусства нужно сделать существенные налоговые скидки, чтобы им давали помещения без арендной платы на сколько-нибудь лет, чтобы было выгодно открывать галереи. Если будут появляться и жить здесь многие культурные деятели — само по себе всё начнёт появляться».

Василий СЛОНОВ, художник.

«Произведений, которые мечталось сделать, но средств не хватало, — много, придумываются постоянно. Какой проект может вас заинтересовать? Масштабный? Дерзкий? Неожиданный? Или наоборот — гладкий и предсказуемый?

Если дерзкий, — то демонтаж всей рекламной дряни с улиц города. Создание за пределами города рекламного парка, с рядами баннерных стоек и т.д. А ля Бадалык. Специальный автобусный маршрут для людей, желающих ориентироваться на рынке услуг. И прочий сервис. В итоге получится два произведения — наш чистый город и не имеющий мировых аналогов рекламный парк... Потомки скажут «Спасибо».

(Кстати, пример подобного избавления города от рекламного засилья был реализован в Вене — проект «Delete!» художников Кристофа Штейнбренера и Райнера ДЕМПФА (фото внизу). Подробнее смотреть http://partizaning.org/?p=27 — прим. авт.)

Вадим МАРЬЯСОВ, архитектор, дизайнер, художник. Человек, у которого в голове — целый пакет идей для реализации, а денег на них часто действительно не хватает.

«Проект «Относительная плотность. Преодоление границ». Создать несколько масштабных кубов из разных материалов: картон, дерево, металл, кирпич, вата — неважно, каких материалов и сколько этих кубов будет. Суть в том, что человек на сегодняшний день обладает инструментарием пройти через любую плотность: ножом прорезать картон, пилой — дерево, автогеном — металл, отбойным молотком — кирпич. Это что касается механической части проекта. Символическая концептуальная часть в том, что преодоление материальное — доступно. Вроде бы человек обладает инструментарием преодолевать любые видимые границы. А вот через какие-то эфемерные границы пройти очень сложно. Там, где плотной границы нет, нечего преодолевать. Нет границы — нет, казалось бы, и препятствия. Но наибольшая проблема для человека — это не видимый барьер, который так или иначе можно преодолеть, а границы, которые существуют в ментальном плане. Там никакое суперсредство не поможет преодолеть барьер.

Относительная плотность — метафора того, что очень плотное преодолеваемо, а то, что не имеет плотности (мысль) — непреодолимо. Мы можем преодолеть горы, но не можем решить психологические проблемы….

Не получалось воплотить проект как раз потому, что ориентировочная его стоимость — около десяти миллионов рублей. Примерно столько же стоило создание «Пермских ворот» Николая ПОЛИССКОГО».

Пермские ворота,  Николай Полисский

Пермские ворота, Николай Полисский

В общем, если подводить итог разговоров, то складывается картина первоочередных задач, которые встанут тогда, когда сибирское искусство будет встречено комфортной материальной подушкой и благополучием.

Итак, в Сибири необходимо:

>> Создание сети культурных институций. Во-первых, так и не завершено дело о строительстве здания для Красноярского художественного музея, где можно было бы увидеть картины таких художников, как Ю. ХУДОНОГОВ, Ю. ДЕЕВ, А. ПОЗДЕЕВ и др. То есть значимых местных художников, представленных более менее полноценно и постоянно. Во-вторых, необходимо создание музея современного искусства, причём важно собрать для него достойную коллекцию. В-третьих, правильно было бы создать также и Музей дизайна. Не говоря уже о галереях и иных институтах культуры.

>> Много разговоров ведётся о необходимости «креативного кластера» — синтеза финансовой обеспеченности, динамичных методов бизнеса и потенциала культуротворческих личностей в индустриальном пространстве. В российских столицах подобных институций за последнее время открылось достаточно — Винзавод, Арт-Стрелка, Арт-плей, Красный Октябрь, упоминаемый выше «Флакон» и др. Возможно, в скором времени в Красноярске появится что-то подобное: желающих включиться в эту историю огромное количество.

>> Установка произведений паблик-арта, актуальных для Красноярска и Красноярского края, которые стали бы знаковыми для местных жителей и могли хотя бы в летнее время стать точками притяжения туристов. А также проектирование интересных кураторских проектов в визуальных искусствах.

>> А ещё хорошо бы развивать сибирский кинематограф. Ведь известно, что кино — один из наиболее эффективных инструментов по сотворению социальных ценностей и идеалов, а в Красноярске даже режиссёрских / операторских / сценарных курсов — негде закончить.

Александра СЕМЁНОВА