Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2012

Вдохновение на заданную тему

От новых поколений, приходящих в ту или иную творческую профессию, всегда ждут прорывных идей, неожиданных оригинальных решений. А первым пробным камнем того, на что способны начинающие специалисты, становится их дипломная работа. Спорить о том, что в ней является плодом фантазии самого автора, а что — идеями и предложениями руководителя, — наверное, можно долго. Давайте лучше посмотрим несколько работ нынешних выпускников и студентов Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета и попытаемся оценить овладение «искусством формирования окружающей человека среды».

Реставрацию деревянной церкви в селе Ново-Александровка Уярского района в качестве темы своего диплома выпускница 2012 года Алиса ИВАНОВА выбрала не случайно. Начиная со 2-го курса, ежегодно с группами студентов и преподавателей она ездила по краю. Задачей этих экспедиций было исследование и описание памятников архитектуры. Во время одной из таких поездок Алиса и увидела заброшенную бревенчатую церковь постройки 1910 года. Всего на территории Красноярского края в разном состоянии сохранилось не более двух десятков деревянных церквей. В ходе обследования выяснилось, что более чем 100-летний «кругляк», из которого построена церковь в Ново-Александровке, находится в идеальном состоянии! Это тем более удивительно, что здание не только не законсервировано, но вообще много лет стоит без кровли. Всё это и подтолкнуло Алису Иванову к разработке проекта реставрации церкви.

— К сожалению, в архивах никаких материалов по «моей» церкви не оказалось. Удалось лишь выяснить, что она возведена по типовому проекту, достаточно распространённому в Сибири. В ходе анализа информации о всех сохранившихся в Красноярском крае деревянных храмах я обнаружила «сестру» новоалександровской церкви в селе Большой Балчуг Сухобузимского района. Там недавно отреставрированная церковь постройки 1912 года сохранила даже изначальную документацию! Анализ фасадов показал схожесть этих двух объектов в пропорциях при некотором различии фактических размеров. Чертежи церкви в Большом Балчуге очень помогли мне в работе над проектом реставрации церкви в Ново-Александровке.

Непосвящённому может показаться, что в реставрации объекта для архитектора почти нет работы. Но в нашем случае автору проекта пришлось не только лишь на основе сравнительного анализа заново составлять чертежи, но и учитывать современные реалии. Ведь реставрация церкви 1910 года не означает, что освещаться она будет исключительно свечами, а отапливаться дровами. Проект предусматривает расширение функциональной зоны церковного комплекса, в том числе здание воскресной школы, детскую игровую площадку, цветники, газоны, парковку.

— Совсем недавно, в мае 2012 года, впервые за последние 80 лет в полуразрушенном здании церкви в Ново-Александровке состоялось богослужение, на которое пришло немало прихожан, — сообщила Алиса Иванова. — Мне хотелось бы, чтобы мой дипломный проект стал отправной точкой возрождения этого памятника архитектуры и православного храма.

***

«Храм» совершенно иного рода задумал дипломник 2012 года Владимир ГРИБАНЬ, храм истории науки — Политехнический музей. Если в описанном выше проекте Алисы Ивановой с местом и назначением объекта всё сразу было ясно, то здесь автор шёл, что называется, «от места» и места тоже нетипичного.

— Есть площадки «социально деградированные» или, как говорят архитекторы, «деградированные пространственно», — пояснил один из руководителей проекта Владимира Грибаня, профессор кафедры архитектурного проектирования ИАиД СФУ Александр СЛАБУХА. — Такова площадка бывшего мелькомбината около железнодорожного моста через Енисей. С точки зрения транспортной инфраструктуры она находится на задворках города, хотя территориально, казалось бы, почти в самом центре... Но в связи со строительством нового автомобильного моста и грядущей застройкой Николаевки интерес к этой территории растёт. Что делать с бывшим мелькомбинатом? Этот комплекс зданий «держит» пространство своей ролью, своим местом, своей формой. Где найти инвестора для таких форм? Конечно, это не ночной клуб… Мы решили, что таким инвестором мог бы стать Сибирский федеральный университет. Поэтому и был придуман Политехнический музей, представляющий большую технику, вплоть чуть ли не до самолётов…

Мелькомбинат

Мелькомбинат

Владимир Грибань в своём дипломном проекте придумал новую функцию заинтересовавшему его объекту. Из аннотации проекта (рис. внизу): «Реконструируемая территория делится на 3 блока: музейный комплекс, детский научный городок, общественная набережная. Реставрация экспонатов происходит за стеклянной перегородкой, тем самым позволяя посетителям наглядно видеть процесс работы персонала над будущими предметами экспозиций. Детский городок оборудован прогулочными аллеями, игровыми площадками, дорожками для велосипедов. Набережная имеет свободный доступ для пешеходов из прилегающих районов. Бионические формы проекта поддерживают природный ландшафт плавными чистыми элементами — на контрасте с существующими конструктивными зданиями элеватора. Большое количество атриумов и второго света позволяет разглядеть масштабные экспонаты с разных уровней и формирует пространство с обилием воздуха, исключая зажатость и камерность интерьеров.

Проект В. Грибаня

Проект В. Грибаня

Большое количество габаритных экспонатов находится за пределами зданий, создавая интересный облик комплекса и формируя пути пешеходного движения. Также на территории музея находится блок научных лабораторий, позволяющий учёным непосредственно участвовать в жизни комплекса, творить и работать в интересной обстановке, что повлечёт новые инвестиции в фонд музея. Важной частью комплекса является наличие автономной энергетической станции, снабжающей электроэнергией сам объект и близлежащие территории. Предусмотрены также покрытия из солнечных батарей, ветровые турбины и др.».

Ту же площадку мелькомбината в своём курсовом проекте разрабатывала Ирина ГОЛУБЕВА (ныне студентка 6 курса). Похоже, монструозный памятник промышленного конструктивизма 30-х годов прошлого века обладает какой-то притягательной силой! А может быть это влияние одного из самых авторитетных преподавателей ИАиД СФУ заслуженного архитектора Российской Федерации Эдуарда ПАНОВА? Говорят, он всегда ставит перед студентами вопрос: «Зачем сносить огромные заводские корпуса? Может быть, как раз для их обширного пространства, их физической структуры можно придумать какие-то новые функции? Проще всё полностью снести и построить новое, сложнее и интереснее дать объекту новую жизнь. И вообще, чем больше ограничений стоит перед проектировщиком, тем интереснее получается решение. Оно неповторимое, такого не может быть на свободной территории». Кстати, именно по такому пути — сохранения бывших строений с изменением их функций, вплоть до переоборудования их под жильё, идут в Европе.

А Ирина вообще категорически не согласна с тем, что бывший мелькомбинат — это депрессивная территория.

— Это же набережная! Во всех современных городах набережная — это престижное место. Красноярск не должен расти вширь, он должен развиваться за счёт незанятых проблемных территорий. Возьмите громадную площадку комбайнового завода от ул. Декабристов до железнодорожного моста — в перспективе это будет элитный район города. Почему бы рядом, на территории бывшего мелькомбината, не построить общественный центр? А близость Студенческого городка и одной из площадок Сибирского федерального университета обусловили профиль этого учреждения — научно-общественный центр или технопарк.

***
Грандиозный комплекс представляет собой и транспортно-пересадочный узел с автовокзалом — дипломный проект выпускницы 2012 года Веры АВАНОВОЙ (рис. внизу). Он появился, что называется, «на злобу дня», поскольку транспортные проблемы — одни из наиболее острых в Красноярске. К тому же автовокзал — лицо города для приезжих, и лицо это сейчас выглядит не лучшим образом: нет хороших залов ожидания, нет парковок, прилегающая территория заставлена временными павильонами и контейнерами, движение внутригородского транспорта и междугородных автобусов почти хаотично.

— Моей задачей было проектирование объекта, который бы грамотно организовал движение в таком напряжённом месте, обеспечивал удобства пассажирам, был привлекательным снаружи и внутри и вписывался в архитектуру микрорайона Взлётка, — уточнила Вера Аванова. — Мне показалось необходимым сохранить здание бывшего аэропорта, хотя оно и не является памятником архитектуры. Я считаю, что должна остаться память о том, что раньше здесь был первый аэропорт Красноярска, поэтому выстроила композицию транспортно-пересадочного узла так, чтобы вдоль улицы Аэровокзальной по-прежнему открывалась перспектива на бывший аэровокзал, ставший элементом большого автовокзала.

К сожалению, кроме здания бывшего аэровокзала постройки 1954 года, ничто в облике транспортно-пересадочного узла больше не напоминает об «авиационном прошлом» этой территории. Впрочем, в оригинальности объекту точно не откажешь, сверху он немного напоминает полинезийскую пирогу с поплавком-противовесом… Но для меня как пассажира непонятно, с какого на какой вид транспорта можно будет пересаживаться в этом грандиозном комплексе? В метро, предусмотренное проектом, честно говоря, уже с трудом верится, а без него остаётся только переход из автобуса междугородного в автобус-троллейбус городской…

***

Молодёжные проекты, преображающие пространство вокруг нас, загадочным образом включают и в нас, зрителях, рычажок креатива. Хочется тоже — если не преображать, то хотя бы поразмышлять об увиденном. Как учтено своеобразие места, какое найдено визуальное решение и насколько оно соответствует будущему предназначению объекта.

Реставрация церкви в селе Ново-Александровка Уярского района — задача сама по себе важная и интересная. И её результат предсказуем: МЕСТО, ФУНКЦИЯ и ОБЛИК объекта здесь предопределены.

Транспортно-пересадочный узел с автовокзалом более вариативен, константами в этом проекте являются только МЕСТО и ФУНКЦИЯ. Причём привязка к конкретному месту сильно сузила функцию. Зато автор проекта смогла реализоваться в облике объекта.

Пожалуй, наиболее «свободными» и творческими в данном случае оказались проекты на площадке бывшего мелькомбината. Обязательным в них было только МЕСТО. Облик старых корпусов авторы сохраняли по своему усмотрению, а выбор функций был почти безграничным и оттого интересным и сложным одновременно.

Неожиданно я поймал себя на мысли, что здесь нет проекта, в котором главной была бы ФУНКЦИЯ, и именно она определяла бы место и облик объекта. Тут же вспомнил, что в проекте транспортно-пересадочного узла Веры Авановой не очень удачное исторически сложившееся МЕСТО существенно подавило ФУНКЦИЮ. И следующая мысль, как вспышка — а ведь для ФУНКЦИИ транспортно-пересадочного узла идеально (на мой взгляд дилетанта) подходит как раз площадка бывшего мелькомбината! Она расположена на пересечении существующих и перспективных (4-й автодорожный мост, дорога через Николаевку до ул. Копылова, дороги по берегу до Академгородка и п. Удачный) автомагистралей, рядом железная дорога, на берегу — причал, где могут швартоваться даже большие речные суда. Лучшего места для транспортно-пересадочного узла не сыскать! Может быть эта «фантазия на заданную тему» покажется кому-то из студентов-архитекторов интересной, и вскоре мы увидим её ОБЛИК? А может быть, такой проект уже есть?..

Андрей КУЗНЕЦОВ

Работы выпускников, о которых здесь идёт речь, примут участие в международном смотре-конкурсе лучших студенческих проектов по архитектуре и дизайну. Представляем вам ещё два проекта-конкурсанта, авторы которых — выпускники СФУ.

Евгения УКОЛОВА. Общественно-рекреационный центр микрорайона Сити в Красноярске (рук. А.Б. ШАТАЛОВ, Н.В. ДЯДЕЧКИН)

Проектируемый центр включает спортивное ядро, эстраду для проведения массовых мероприятий, открытые детские площадки. С приходом зимы здесь будут появляться каток, снежный городок, спуски для лыжников и др.

Задача — сделать рекреационную зону максимально активной, обеспечив безопасность и возможность для общения людей. Прогулки с детьми, выходные в городском парке, катание на роликах, лыжах — и всё это в самом центре микрорайона в шаговой доступности! Таких общественных пространств в городе должно быть как можно больше.

Артём КОРОВИН. Жилой комплекс для креативного сообщества (рук. А.Б. ШАТАЛОВ, Н.В. ДЯДЕЧКИН)

Комплекс имеет многоуровневое дворовое пространство, разделённое на открытые публичные площадки и закрытые приватные дворы, доступные только жильцам.

Такое деление позволяет создать условия для разных по образу жизни людей. Жильё также разнофункционально: таунхаусы — мастерские, секционные квартиры, большие мастерские галерейного типа и др. Точкой притяжения данного жилого комплекса является подземный двор, куда имеются отдельные выходы из мастерских нижних этажей. Это позволяет создавать прямо во дворе атмосферу постоянного творчества. Возможность выставлять и реализовывать свой продукт также поможет творческим людям (художникам, скульпторам, музыкантам, поэтам, актёрам) создать сообщество единомышленников для реализации всех своих идей.