Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2012

Асфальтовое письмо

Рубрику ведёт доктор филологических наук Т.В. Шмелёва,
профессор Новгородского университета им. Ярослава Мудрого

Городская среда для филолога — это одно из пространств бытования написанного слова, точнее — текста. И надо сразу сказать, что среда современного города заселяется текстами все плотнее, иногда представляя собой уже сплошной текст.

Заметим, что оккупация городской среды текстами идёт, прежде всего, по вертикали: стены, заборы… Это её измерение можно считать хорошо освоенным. Его заполняют строгие официальные вывески типа «Школа» или «Сбербанк»; рукописные трогательные объявления типа «Пропала собака…» Самый агрессивный текстовый оккупант — реклама: она горит огнями, пестрит самыми замысловатыми буквами (кстати, как нашими, так и латинскими, а кое-где и иероглифами), включает изображения и предметы… Всё это, повторю, располагается в городской среде по вертикали.

Последние лет пятнадцать тексты городской среды стали «отрываться» от стен.

Названия магазинов, кафе и аптек стали располагаться перпендикулярно к стене и повисать над прохожими. Реклама кафе стала выходить на тротуар на таких специальных сооружениях, которые называются штендерами, но кто не знает — зовёт их раскладушками… На границе тротуара и дороги поставили такие ограды с пространством для письма — стритборды… Воздух над дорогой занимают растяжки, количество которых, например в Москве, изменило городской пейзаж: с Тверской не видно Кремль.

Если проследить за взглядом горожанина-читателя, то окажется, что ему надо тоже постоянно отрываться от стен и читать тексты, вышедшие прямо к нему и висящие над головой. Это серьёзно изменяет отношения горожанина и его среды обитания. Меняет оптику восприятия города.

Но в последние два-три года произошёл скачок в экспансии текста в городской среде: он стал оккупировать и её горизонталь. В городах появились тексты на асфальте.

Сначала это были самодеятельные надписи типа ЗАЯ, С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ. Казалось, это сугубо мужское занятие. Но вот я прочитала на асфальте нашего двора ПАША, ТЫ МНЕ ОЧЕНЬ НУЖЕН — и готова изменить точку зрения.

За межличностной сферой асфальт захватила реклама. Очень быстро сообразили, что тексты можно не только писать рукой, но и под трафарет. И понеслось — починка ноутбуков, авиабилеты, концерты и кафе… В Интернете можно найти фирмы, которые предлагают свои услуги: реклама чего хотите — на асфальте! Минимум затрат — и она у ваших ног в буквальном смысле слова. Пока ещё не появилось исследований асфальтной рекламы, но, что-то в ней определённо есть.

Славянск-на-Кубани, пединститут

Славянск-на-Кубани, пединститут

К горизонтали прибегли и в разных заведениях: на полу торговых центров — стрелки, указывающие отделы: смотри под ноги и иди куда глаза глядят. Правда, первый раз я увидела такую стрелку в московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина: почти от гардероба стрелка на полу указывала, куда идти к картинам Караваджо. Честно говоря, слегка обомлела. Но скоро привыкла: глаза уже привычно ищут направление на полу. Напольное письмо (не сказать же половое)?

Москва, метро «Библиотека Ленина»

Москва, метро «Библиотека Ленина»

Но этим летом горизонталь городской среды перешла в сферу политическую, если к ней относится всякий диалог граждан с властью. В Екатеринбурге после долгих дискуссий о состоянии дорог люди с художественными способностями нарисовали прямо на дорогах карикатуры на руководителей города так, чтобы огромные ямы составляли часть лица — рот. А рядом — цитата из выступлений этого же лица о том, что дороги скоро будут в лучшем виде. Как сообщили в Интернете, почти все ямы были ликвидированы в течение дня. Ответ последовал действием.

А новгородцы поступили проще: посреди улицы Московской написали желтой краской: ХОТИМ ХОРОШУЮ ДОРОГУ. Самое потрясающее, что городские власти ответили, что эта улица в планах на этот год не значится. Вот такой социальный диалог.

Надо сказать, что асфальт осваивает не только словесное общение, но и стрит-арт, который тоже меняет городскую среду кардинально.

Великий Новгород, ТЦ «Гагаринский»

Великий Новгород, ТЦ «Гагаринский»

Особенно модно изображать на асфальте картины 3D, и объявления такие умельцы тоже размещают в Интернете — можно заказать, рассмотрев образцы.

Итак, в лексиконе современного интеллигента, особенно ориентированного на современность и новизну, должны появиться выражения асфальтное и напольное письмо. У последнего, как я вижу, пока только указательные задачи — служебные. Но у первого уже репертуар: оно заменяет серенады, рекламу и острую политическую сатиру.

Приглядитесь: может, завтра откроется что-то ещё. Современный город динамичен и креативен. Как говорилось в советском кино, улица полна неожиданностей.

А есть ещё движущееся городское письмо: реклама на бортах автобусов, грузовиков, самодеятельные надписи автовладельцев. Их нужно срочно собирать — это же голоса времени в городском интерьере.