Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2012

История по плану

Каждый город растёт и развивается по своей логике. Её определяют местоположение, климат, историческая эпоха и… люди. Как и кем была задана логика развития Красноярску мы попытаемся разобраться вместе с доктором архитектуры, профессором кафедры градостроительства Института архитектуры и дизайна СФУ Владимиром Иннокентьевичем ЦАРЁВЫМ.

Крепость

По реке, не зная брода,
Плыли люди чуть дыша,
И заметил Воевода,
Что водица хороша
И землица у водицы
Лучше многой во сто крат!
«Хорошо б здесь поселиться» —
Воеводе говорят…

Этот фрагмент песни, популярной в Красноярске лет 30-40 назад, — один из мифов нашего города. На самом деле место для острога воевода Андрей Дубенский выбрал не из-за внезапного очарования красотой здешних мест, а в результате многолетних изысканий и согласований. Ещё в начале 1620-х годов было предпринято несколько экспедиций в верховья Енисея, чтобы найти место для нового острога. Эта крепость должна была защищать от вражеских набегов Енисейск и Томск. Дубенский определился с местом в 1623 году: «На яру место угожее, высоко и красно, и лес близко всякой есть, и пашенных мест и сенных покосов много, и государев де острог на том месте поставить мочно».

— Но не только «эстетическими» и экономическими причинами руководствовался воевода Дубенский. При выборе места учитывались стратегические и тактические его качества, — уверен доктор архитектуры Владимир Царёв. — Здесь Енисей из относительно узких границ отрогов Саянских гор вырывается на более широкую площадь. В то время основными транспортными артериями были реки, и крепость могла организовать защиту водной дороги в узком месте. С другой стороны, в случае обнаружения неприятеля на суше, из Красноярска в Енисейск можно было послать гонца на лодке, который, благодаря быстрому течению реки, предупредил бы об опасности задолго до подхода вражьих сил по суше. Сама площадка острога была выбрана с учётом правил средневековой фортификации. Стрелка в месте впадения Качи в Енисей с севера, юга и востока защищена водными преградами, поэтому главное внимание можно было уделять только западному направлению, на котором и была возведена самая мощная крепостная стена.

В 1625 году было получено царское дозволение строить в выбранном месте острог, но из-за нехватки средств и людей только весной 1628 года казачий отряд основателей нашего города двинулся из Енисейска вверх по реке. 18 августа 1628 года строительство малого деревянного острога было завершено.

В роли военной крепости Красноярск просуществовал до пожара 1773 года, после которого уцелело лишь 30 домов и самая мощная западная стена острога. Встал вопрос: есть ли смысл восстанавливать город, практически утративший своё военное значение, тем более, что население его на тот момент не превышало двух тысяч человек? Крепость восстанавливать не стали, а вот город по велению императрицы Екатерины II стали возрождать. Из Тобольска (в тот период — столицы Сибири) в Красноярск прислали сержанта геодезии Петра Моисеева, который должен был создать первый перспективный план развития города.

Пока Красноярск был в первую очередь крепостью, жилые дома вокруг острога располагались хаотично. Но начиная с Петра I в России стали вводить правила градостроительства с чёткой геометрической планировкой. Примером стал Санкт-Петербург, а первым городом линейной планировки в Восточной Сибири стал Красноярск.

— На Стрелке, где изначально была заложена крепость, Пётр Моисеев прочертил центральную ось, которой стала Большая улица (позднее — Воскресенская, Советская, проспект Сталина, ныне – проспект Мира). Вдоль этой главной оси разместились прямоугольники будущих кварталов, — поясняет Владимир Царёв. — Автор первого генплана сохранил традиции старого города. Центр он по-прежнему оставил на Стрелке. К этому времени там заканчивалось строительство первого каменного здания в городе — Воскресенского собора, и как раз в 1773 году он был освящён (уничтожен в 1960-х годах). От центра города Моисеев формировал строго прямоугольную структуру нового города. Надо сказать, что больших масштабов развития Красноярска он не предвидел, по плану длина главной улицы составляла всего 500 метров. А вот линейная планировка сыграет в дальнейшей судьбе города важную роль.

Уже к концу XVIII века запроектированные размеры оказались Красноярску тесны, он перешагнул полукилометровую границу и двинулся дальше на запад. Вдоль центральной оси появились ещё две параллельные улицы — Гостинодворская (ныне — Маркса) и Благовещенская (ныне Ленина). В 1822 году император Александр I подписал указ об образовании Енисейской губернии, центром которой неожиданно для местного населения был избран Красноярск.

Столица губернии

В тот момент Енисейск был в несколько раз крупнее Красноярска, в Енисейске было уже более десятка каменных церквей, а в Красноярске только две, в Енисейске разворачивалась основная торговля — фактически он был главным городом в приенисейском крае!.. Но существенную роль в назначении Красноярска столицей сыграло то, что он располагался на Сибирском тракте. Прежде передвижение в Сибири шло в основном водными путями, и Енисейск был удобен как опорный пункт на пути с Енисея через Ангару до Иркутска и далее на восток. С появлением сухопутного тракта, который, в отличие от рек, не зависел от времени года, значение Красноярска как транспортного узла стало расти, а Енисейска - падать.

А ещё свою роль сыграла и строгая геометрическая планировка Красноярска. Он был хоть и невелик, но развивался по определённым правилам и тем самым приближался к столичным городам. Прежние сибирские центры — Тобольск, Томск, Енисейск — похвастать этим не могли.

— Западный въезд в Красноярск тогда был со стороны Афонтовой горы (ныне Студгородок и район Николаевки) на улицу Воскресенскую — железной дороги тогда ещё не было. И перед каждым въезжающим открывалась панорама аккуратно разбитого на квадраты кварталов города,— рассказывает Владимир Царёв. — Почему именно такая структура была привлекательна для власти? Во-первых, строгая регулярность с широкими по тем временам улицами обеспечивала в большинстве своём деревянному городу пожарную безопасность. Во-вторых, благоустройство такого города можно было осуществлять достаточно активно. И третий фактор — это полицейская безопасность. Длинные прямые улицы хорошо просматриваются, а чёткие кварталы хорошо делятся на полицейские участки.

В статусе столицы губернии Красноярску требовался новый перспективный план. Первоначальный вариант плана при деятельном участии первого Енисейского губернатора Александра СТЕПАНОВА подготовил енисейский губернский архитектор Пётр ВОЦКИЙ. Фактически он зафиксировал границы, которых достиг Красноярск к этому моменту, поскольку перспектив для дальнейшего большого роста города местная власть не видела. Но в Петербурге считали иначе. Инженер и архитектор шотландского происхождения Вильям ГЕСТЕ (в 1806-1817 гг. главный архитектор России) заявил: «Столица губернии должна иметь другие масштабы!». Автор генпланов Уфы, Саратова, Нижнего Новгорода, Омска и Томска отодвинул западную границу Красноярска до подножия Афонтовой горы, где сейчас проходит железная дорога – это было почти в два раза больше протяжённости города на тот момент! Для местной власти и горожан это оказалось полной неожиданностью, споры и согласования растянулись почти на 6 лет. Тем не менее, 2 декабря 1828 года генеральный план Красноярска был утверждён императором Николаем I.

— Итак, Красноярск впервые получил генеральный план, который всерьёз учитывал перспективы развития. Важной его особенностью было то, — уточняет Владимир Царёв. — что центр города должен был переместиться западнее — со Старособорной площади на Стрелке на Новособорную площадь (ныне площадь Революции). Размеры её в том плане были значительнее, чем сейчас — от нынешней улицы Диктатуры пролетариата до улицы Декабристов и от берега Енисея до улицы Красной Армии. По предложению губернатора Степанова на этой площади на территории существовавшей рощи был сохранён городской сад. Он тоже был намного больше нынешнего Центрального парка — от Енисея до улицы Воскресенской (ныне пр.Мира). На месте же нынешнего «серого дома» правительства Красноярского края в 1843 году началось строительство нового главного городского собора. Автором его проекта был создатель «русско-византийского стиля» в храмовой архитектуре Константин ТОН.

Интересно, что одновременно с этим красноярским собором (самым большим в Сибири), позднее названным Богородице-Рождественским, в Москве по проекту того же архитектора возводили знаменитый храм Христа Спасителя. Судьба двух этих творений Константина Тона была трагически схожей: в Москве храм Христа Спасителя взорвали 5 декабря 1931 года, чтобы возвести на его месте Дворец Советов — резиденцию советского правительства и Верховного Совета СССР, в Красноярске Богородице-Рождественский собор взорвали 12 июля 1936 года, чтобы построить здание местного крайкома …

Перенос центра Красноярска, несмотря на высочайшее утверждение генплана, оказался непростым. В тот период основной городской деятельностью была торговля, и главная торговая площадь располагалась в районе прежнего центра на Стрелке. Там располагался и деревянный Гостиный двор в виде четырёхугольника-каре, который строил ещё в 1770-х годах автор первого плана Красноярска Пётр Моисеев. На новом месте был выстроен новый Гостиный двор, куда, как предполагалось, и переместится вся торговля. Но многие купцы жили около старого Гостиного двора и не хотели перебираться на новое место. Кроме того в районе Стрелки традиционно приставали лодки крестьян и купцов, приплывавших в Красноярск по Енисею. А вот набиравшие силу золотопромышленники строили свои дома ближе к новой площади.

— Спор о том, где быть главной торговой площади Красноярска шёл долго, для разбирательства из Иркутска генерал-губернатором Восточной Сибири был даже направлен специальный посланник. В конце концов, торговые ряды оставили и на старой, и на новой площади — время рассудит. Чтобы закрепить торговлю на старом месте купцы в 1851 году решили строить каменные гостиные ряды, но согласование и строительство растянулись до 1865 года, из двух предполагавшихся корпусов смогли построить только один (ныне — ул.Маркса, 6). К 1880-м годам торговля там окончательно угасла, и бывший Гостиный двор перешёл в ведение Городской Думы, которая переоборудовала его под общественный музей, бесплатную библиотеку и городское училище.

Проектом 1828 года было намечено создать в Красноярске ещё несколько площадей разного назначения. Поскольку Сибирь была ссыльным и каторжным краем, рядом с тюрьмой была создана Острожная площадь (ныне район стадиона «Локомотив»). Когда тюрьму оттуда убрали, площадь назвали Театральной, потому что там стоял первый в Красноярске деревянный театр. До наших дней сохранилась Плацпарадная площадь (ныне Красная площадь). В середине XIX века на территории нынешнего радиозавода находились казармы, и на Плацпарадной площади проходили строевые учения и парады.

Новобазарная площадь (ныне Площадь Революции) 1868 года

Новобазарная площадь (ныне Площадь Революции) 1868 года

Подводя итог, можно сказать, что генплан 1828 года задал Красноярску новые масштабы. Город начал активно расти в западном направлении до самого подножия Афонтовой горы, и в 1855 году землемеры продлили три главные городские улицы на её склон. В конце XIX века там, благодаря строительству Транссиба, вырос посёлок железнодорожников. Жители назвали его Николаевской слободой в честь цесаревича Николая Александровича (будущий император Николай II), который в 1891 присутствовал при закладке Транссиба во Владивостоке и в том же году побывал в Красноярске. Позднее севернее Николаевской слободы (от современной ул. Новосибирской до пр. Свободный) стала расти Алексеевская слобода, которая получила имя в честь рождения в 1904 году наследника престола цесаревича Алексея. Кроме того железная дорога дала Красноярску знаменитый мост и постоянную связь с правым берегом.

— Красноярск, несмотря на появление железнодорожного моста, оставался исключительно левобережным городом, — Владимир Царёв показывает иллюстрации начала ХХ века. — На правом берегу располагались деревни Базаиха, Торгашино, Берёзовка, Ладейская. Базаиха к концу XIX века стала популярным местом отдыха многих красноярцев, горожане на лето арендовали там дома и квартиры. Единственным объектом на правобережье, деятельность которого можно было охарактеризовать городской, был Затон, который начали строить в 1909 году. Кстати, за пределами городской черты тогда находилась и Покровская слобода, которая сейчас является, ни много ни мало, частью Центрального района Красноярска. Поначалу там выстроили казачьи казармы, а в 1890-х годах стали селиться гражданские лица. Аналогичным образом в 1907 году неподалеку от Покровки стал расти так называемый Военный городок – в нем первоначально выстроили казармы и офицерские дома частей, ранее располагавшихся в самом Красноярске. Такие военные городки были при многих сибирских городах, например, в Канске и Ачинске.

Социалистический город

Появление на рубеже XIX-XX веков на окраинах Красноярска посёлков, слобод и военного городка привело к рассредоточению населения и показало, что городу уже тесно в границах генплана 1828 года. Но в полный рост эта проблема встала уже при Советской власти, 1930-е годы стали временем создания концепции Большого Красноярска. Примером для сибиряков стал знаменитый генеральный план Большой Москвы, а Большую Москву архитекторы разрабатывали с оглядкой на проекты Большого Лондона и Большого Парижа…

— В 1920-х — начале 1930-х годов порядки в стране были ещё достаточно демократические, поэтому в разработке планов развития Красноярска принимали участие и обычные активные горожане, и особенно — члены Русского географического общества, краеведы. Это были весьма образованные люди — географы, экономисты, инженеры, историки. В 1920-х годах даже был создан «Институт изучения производительных сил Сибири», но просуществовал он недолго, так же как и всё краеведческое движение — в 1930-х годах большинство его участников было репрессировано…

Новобазарная площадь, 1910 год

Новобазарная площадь, 1910 год

В это время самым известным проектом в Сибири стал Большой Новосибирск (тогда — Новониколаевск), который Советское правительство в 1925 году сделало столицей гигантского Сибирского края. (Территория этого края состояла из современных Алтайского и Красноярского краёв, Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской, Иркутской и частично Тюменской областей, Республики Хакасия и Республики Алтай.) Большой Новосибирск строили согласно концепции «социалистических городов», которые должны были кардинальным образом отличаться от старых планировкой, структурой и архитектурой. Приверженцы концепции требовали, чтобы новые «социалистические города» строили на новом месте в отдалении от прежней застройки, поэтому «социалистический город» Новосибирск должен был размещаться на левом берегу Оби, а «старый» Новониколаевск — на правом. То же самое только «зеркально» произошло в Красноярске.

— В начале 1930-х годов в Красноярск из Москвы прибыла межведомственная комиссия, которая определила основные направления развития экономики и жизнедеятельности города. Во-первых, Красноярск – это крупный административный центр. Во-вторых, развитие должны были получить деревообрабатывающая промышленность и машиностроение. Предполагалось создание здесь мощного транспортного узла, не забыли также про переработку сельхозпродукции. И уже в 1930-31 гг. в Красноярске на перспективу закладывали развитие алюминиевого производства! Хотя тогда в стране кроме узких специалистов мало кто знал, что такое алюминий... Объяснение такой «дальновидности» простое, — поясняет Владимир Царёв. — В то время уже были предварительно исследованы гидроресурсы Ангаро-Енисейского бассейна и намечены планы строительства каскада из приблизительно трёх десятков ГЭС на участке Енисея от Тувы до Нижней Тунгуски, который бы дал электроэнергию, необходимую для выплавки алюминия. Вообще, именно гидроэнергетический потенциал территории стал в 1930-м году основой для планирования развития Красноярска как крупного промышленного города.

В 1931 году началась непосредственная подготовка проекта Большого или Нового Красноярска. В соответствии с концепцией «социалистических городов» он должен был располагаться исключительно на правом берегу. Практически одновременно с разработкой перспективного плана началось строительство первых городских объектов на правобережье: КрасТЭЦ, цементного завода, завода Красмаш. В районе железнодорожного моста и Базаихи сформировалась группа лесоперерабатывающих предприятий. По плану западная граница Нового Красноярска проходила по реке Базаихе, а на востоке город ограничивала площадка КрасТЭЦ, т.е. это почти сегодняшний правобережный Красноярск. Левый берег предполагалось оставить таким, каким он сформировался к 1930 году, и далее его не развивать.

— Первый вариант генплана московских проектировщиков взбудоражил город. Красноярцы были категорически против деления их на «старых» и «новых», против превращения левобережного исторического центра в «захолустье» и создания большинства рабочих мест на правом берегу, — рассказывает Владимир Царёв. — Сегодняшним «офисно-торговым» горожанам, наверное, не понять земляков 80-летней давности, которые буквально требовали строить предприятия не только на правом, но и на левом берегу. Споры шли несколько лет, проект был вынесен на общественное обсуждение, в 1934 году в театре Пушкина была даже развёрнута специальная экспозиция. Советское правительство было вынуждено прислать в город согласительную комиссию, которая в итоге поддержала не красноярцев, а московских проектировщиков. Основным аргументом в пользу приоритетного развития правого берега было то, что он невысок по отношению к Енисею, ровный, имеет большие площади для промышленного и гражданского строительства, а на левом берегу площадей для застройки в одном уровне почти не осталось. Карабкаться городу на верхние террасы окрестных гор и холмов в сторону Николаевки или Покровки проектировщики считали нецелесообразным и неудобным. К тому же везде, кроме исторического центра, высокий левый берег не даёт выхода к Енисею.

Красноярцы всё-таки заставили проектировщиков прислушаться к мнению горожан, и к 1938 году был подготовлен компромиссный вариант перспективного плана. Именно он фактически стал основой дальнейшего развития Красноярска в ХХ веке. Работы над проектом генерального плана завершили в 1940 году, но утвердить в Москве его до начала Великой Отечественной войны не успели.

Давайте сравним предложения 30-х годов с тем, что мы видим сегодня. В проект было заложено строительство автомобильного моста через остров Отдыха, правда, немного восточнее построенного затем в 1961 году Коммунального моста. Выход с него на левом берегу предполагался на улицу Сурикова, а правобережная Предмостная площадь располагалась на месте нынешнего микрорайона «Южный берег». На острове Отдыха уже тогда предусматривались стадион, спортивные комплексы и все иные объекты для отдыха горожан. Спортивно-рекреационной зоной был и остров Татышев, мост через него тоже предполагался немного восточнее нынешнего Октябрьского моста — он должен был пересекать ещё остров Осерёдыш и выходить на правобережье в створ нынешней улицы Чайковского. В районе левобережного выхода с моста через остров Татышев предполагалось организовать новый центр Красноярска. Эта идея сохранилась до последних генеральных планов, и в 1980-х годах даже началось строительство нового центра Красноярска как раз на выходе с Октябрьского моста. В те же 30-е годы предлагалось организовать железнодорожный обход Красноярска с севера и строительство нового железнодорожного моста в районе посёлка Коркино. В результате в середине 1980-х, правда, на несколько километров восточнее и уже на тот момент практически в черте города был построен автомобильно-железнодорожный мост 777, по которому в обход Красноярска пошли транзитные грузовые поезда и автотранспорт. В плане 1938 года даже предусмотрено строительство медицинского вуза и краевой больницы на нынешнем их месте. Это было предложение не московских проектировщиков, а именно красноярцев, которые настаивали на освоении городом верхних террас левого берега.

— Вопреки широко распространённому мнению Великая Отечественная война не подтолкнула развитие Красноярска, а наоборот, затормозила его, — уверен профессор Владимир Царёв. — Для развития в том числе транспортной инфраструктуры тогда просто не было ни сил, ни средств. Определённые коррективы в развитие города внесли промышленные предприятия, которые тогда появились в Красноярске. В первую очередь это касается численности населения, особенно сразу после войны, когда из сёл в краевой центр на работу на эвакуированных заводах стало переезжать множество людей. Период «выхода из войны» для города (да и страны) длился около 10 лет, и только в середине 1950-х годов вновь появились возможности комплексного развития Красноярска. Именно поэтому многие процессы, тем более столь масштабные, как строительство мостов, были сдвинуты на 1950-70-е годы. Но главные структурные элементы концепции 30-х годов — мосты, промышленные площадки, вузы — стали воплощаться в жизнь, причём практически это шло до конца ХХ века.

Что дальше?

Градостроительные идеи 1930-х годов в большинстве своём реализованы и исчерпаны. Страница под названием «социалистический город» дописана до конца…

— Основная сложность заключается в том, что нет ясных перспектив развития города. Каким он будет через 10-20-50 лет? — задаётся вопросом Владимир Царёв. — Перспективы совершенно неясны. Сейчас значительная часть населения к любым промышленным объектам относится отрицательно. Поэтому надо задуматься, как вообще существует сегодняшний город? На основе чего он существует?

Многие сегодняшние красноярцы недовольны соседством, например, с КрАЗом или Красноярской ГЭС. Им требуется чистый воздух и зелень вокруг. Вот только за счёт чего или кого будет такое «благолепие»? И долго ли оно продлится? В Красноярском крае есть экологически чистый город с богатой историей и красивой архитектурой, без промышленности и незамерзающей реки — Енисейск. Вот только многие памятники архитектуры там разрушаются, современная инфраструктура, привычная избалованным комфортом жителям больших городов, не растёт, а экономически активное население почему-то стремится в более «грязные», но и более живые города…

Предмостная площадь образца 1969 г. Фотография с сайта www.fotoyarsk.ru

Предмостная площадь образца 1969 г. Фотография с сайта www.fotoyarsk.ru

— Безусловно, такие города как Красноярск, которые находятся в ресурсонасыщенных регионах, должны быть связаны с освоением природных богатств. Только осваивать их нужно разумно, — уверен Владимир Царёв. — Возьмите формирование Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса (КАТЭК). Это был важный этап в развитии нашего края. КАТЭК был создан для использования громадных месторождений бурого угля, и наиболее перспективной была идея не просто его копать и сжигать на ТЭЦ и ГРЭС, а перерабатывать в кокс, химическое сырьё и даже жидкое топливо. Этими разработками занимался институт КАТЭКНИИуголь. Увы, до промышленных масштабов в России эти работы так и не дошли. Тем не менее, я привёл это, как пример того, что даже в такой, казалось бы, архаичной угольной отрасли есть потенциал для инновационного развития.

И ещё один исторический урок… На всех этапах развития нашего города самое активное участие в нём принимала государственная и муниципальная власть. Без взвешенной, разумной поддержки власти общественность в состоянии организовывать только шумные мероприятия, которые вместо разрешения вопроса могут завести его в тупик.

Андрей КУЗНЕЦОВ