Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2010

Разное детство

Учителя говорят, что дети всегда дети. Врачи утверждают, что современная молодёжь болеет чаще, чем старшее поколение. Психологи считают, что дети становятся умнее. Продавцы и кондукторы отмечают, что современные юнцы наглеют на глазах. А системные администраторы никогда ещё не видели такого количества несовершеннолетних хакеров. Но всё это – только лишь мнения разных людей. А какие они, Дети? Какие они сейчас и какими были
«в истории»?

Для того чтобы полноценно рассуждать на эту тему, нужно определить для себя глубину временных замеров. Возьмем современность, то есть год 2010, за точку отсчёта. Следующим рубежом будет советская эпоха – пусть год 1970-й как «вершина социализма». А дальше шагнём аж на столетие – в дореволюционные годы, например,
в 1860-е.

Кроме того, нужны ещё и качественные характеристики, то есть именно то, что мы и будем сравнивать. Предлагаю положить в нашу историко-социальную пробирку такие реалии
детской жизни, как: образование, досуг, религию, общественную жизнь детей.

«Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?..»

Современный ребёнок точно знает, чего хочет от жизни. Поэтому образование и досуг у него тесно связаны друг с другом. Школа, музыкальная или художественная студия, танцевальный кружок, бассейн и уроки иностранного языка – это и есть такой особый вид детской жизни. Многие современные взрослые считают, что у ребёнка сегодня совсем нет детства. Мол, слишком много разного должен он знать и уметь, чтобы… поступить в вуз. Чтобы вырасти умным и смелым. Чтобы … не испортиться.

Но вся статистика говорит против подобного рода мыслей. Оказывается, современная молодёжь намного беззаботнее, чем были родители, бабушки и дедушки: дети сегодня реже задумываются о будущем. Детские представления о предстоящей взрослой жизни идеализированы и, в большинстве, основываются на том, что «нам повезёт, мы вырастем и найдём хорошую работу, будем заниматься тем, что нам нравится».

С другой стороны, подобная вера в добрый случай и в свои силы вполне обоснована, ведь современный ребёнок знает и умеет намного больше, чем его предшественник из двадцатого века. Дети говорят по-английски, по-немецки, по-французски, танцуют электродэнс, катаются на сноуборде, решают в ЕГЭ сложную часть «С», пользуются техникой. Молодёжь участвует в общественной жизни не только своей школы (на собраниях самоуправления), но и всего мира (например, сибирские школьники соревнуются за попадание в саммит «Юношеская восьмёрка», который пройдёт в Канаде).

Современная школа учит ребёнка не только столицам стран и формулам триметилпентена, но ещё и общению со взрослым миром: дети пишут проекты, участвуют в конкурсах с самой начальной школы. Хорошо это или нет, мы поймём лет через десять.

А во что верят современные дети? Вопреки расхожему мнению, не только в добрых дядей-спонсоров. Вопрос религии – сложный и неоднозначный для юных душ. Прежде всего, дети верят в силу человеческого поступка. Благодарить ли здесь популярный фильм «Секрет» или общественные настроения, но все точно знают, что если очень сильно захотеть чего-либо, то это обязательно получится. Дети верят в Бога. Потому что «ТАМ обязательно должен быть кто-то». Современные дети почти не знают молитв, но они ведут свой личный диалог с Богом:
>> Не для себя прошу, для человечества. Сделай, пожалуйста, так, чтобы все на свете жили хоть на 11 лет больше, чем полагается.
>> А вот свечи в церкви продают, – это Твой бизнес?
>> Меня всё время натаскивают на Твой светлый облик; смотри, не разочаруй.
(«Дети пишут Богу»).

«Девиз пионера, девиз следопыта – никто не забыт и ничто не забыто!»

Дети семидесятых годов знали очень много жизненных истин:
>> Пустых обещаний не давай!
>>Твоё место – передний край борьбы за мир!
>> Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт.

Дети семидесятых годов прошлого века старались следовать этим принципам. Их жизнь была похожа на образцово-показательное выступление: красные галстуки, сбор металлолома и макулатуры, шефство над ветеранами, летние лагеря, дворовые соревнования по футболу. Хотя всё это было специально организовано, но очень органично ложилось на детские ожидания, и не было в этом никакой «стеснённой свободы советского строя». Коллективные школьные походы, песни под гитару и игры в резиночку овевают романтикой детство наших мам и бабушек. А хулиганы, двоечники, отличники – образы вечные, и тогда, конечно, тоже существовали.

Вопрос о существовании Бога для советских детей не был вопросом. Они родились в то время, когда рай обещался на земле. Зато дети верили в науку, в то, что наши звёздные корабли бороздят космические просторы. Верили в смысл плановой экономики. Верили в коммунизм! И это была не слепая вера преданности. Советские школьники видели ощутимые плоды такого режима – победа в войне и относительное жизненное благополучие. Кстати, они знали, кто такие Александр Матросов, Зоя Космодемьянская или сержант Павлов (чего не знает большинство современных студентов).

Что касается образования, то юность семидесятых годов вполне могла читать стихи поэтов Серебряного века, интересоваться эстетическими тонкостями Оскара Уайльда и отыскивать запретные темы у Маркеса. Она же писала идеологически выдержанные сочинения в школе и сдавала экзамены по истории партии. Советское образование – лучшее в мире! И пусть этот лозунг не всегда отражал реальную картину мира, но учили детей действительно хорошо и основательно.

Советский школьник – маленький гражданин своего Отечества. А школа – маленькая модель той жизни, которую всем предстояло прожить. Пионерская и комсомольская организации позволяли ребятам участвовать в различных по масштабам событиях. Помочь старушкам из соседнего двора, выйти на субботник и сделать район чище, собрать вещи, книги и игрушки для голодающих детей Африки. Советский школьник был в курсе всего, что происходило в мире, в его стране и в его городе. Для этого существовали стенгазеты, политические пятиминутки, школьные агитбригады. Партийная принадлежность + дополнительные секции и кружки = обязательный минимум советского ребёнка. Из этого и складывался досуг того времени, ведь каждый уважающий себя ребёнок в 70-е занимался не только своим образованием, но и своим воспитанием. Плюс все возможные развлечения того времени, от похода в кино до «Мурзилки» и «Юности» (журналы были для каждого детского возраста).

Ещё одна интересная особенность той поры. У советских детей возникает ощущение личной власти над временем и пространством благодаря таким инструментам, как телевизор и магнитофон. Песню можно остановить и послушать ещё раз, перекрутить вперёд или вообще пустить в обратном порядке. Популярные передачи «В мире животных» и «Клуб путешественников» переносили в любые точки планеты. Об этом даже не мечтали дети в XIX веке и даже не задумываются дети XXI века. Но подростки 70-х, как никто другой, ощутили это на себе. А самолётные перелёты, которые были доступны тогда любому гражданину СССР? Школьники на каникулы ездили в дружеские союзные республики, самые лучшие отдыхали в «Артеке» и «Орлёнке», а отдых на Чёрном море раз в год-два могла себе позволить каждая семья. Конечно, сегодня есть детишки, которых папы и мамы возят отдыхать в Турцию и Таиланд. Зато остальные – ни разу не выезжали за пределы края, и неизвестно, увидят ли когда-либо столицу своей Родины – Москву. Даже когда вырастут.

«О, милые плуты! Кто часто их видел, тот, верю я, любит крестьянских детей…»

Шестидесятые годы XIX века – время больших изменений в России. Изменений (начиная с отмены крепостного права), которые повлияли на всю будущую историю. И молодёжь первой почувствовала это новое в старой России.

Дети крестьян, мещан, духовенства, обедневшего дворянства всё больше утрачивали связь со своей средой. Основная черта того времени – нигилизм. Для ребёнка это означало личное освобождение.

Освобождение от семейных предрассудков, от груза традиций во всех сферах жизни. Дети верили в силу человеческого интеллекта, постигали естественные науки, стремились к деятельности, приносящей пользу обществу. Впервые узнавали, что «Бога нет».
Образование – особый дар того времени. Ведь только получившие его могли выбиться в люди, найти хорошую работу, стать весомым членом общества. Но большинство людей, а, значит, и детей того времени жили в деревнях или из разорившихся деревень бежали на фабрики. Где основным занятием был труд.

«Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим!..
…Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы –спать…
(Н.А. Некрасов, «Плач детей»)

В эту эпоху как раз начинает осознаваться несправедливость социального неравенства, которое до этого казалось естественным. Одни дети ничего не видели, кроме дома, огорода, фабрики, где проходило не только их детство, но и вся жизнь. Другие имели слуг и гувернанток, выгуливали на лужайке собак и пони. И всё равно дети оставались детьми: играли в «Гуси-лебеди», в прятки, слушали шарманщиков с обезьянками, любили петушков на палочках…

Ведь детство – понятие, не подчиняющееся времени и географии. Хотя есть мнение, что «детство» придумали в новое время, а в традиционных обществах его как феномена не было.

Ольга САВЧЕНКО

Мне кажется, что если настоящее детство однажды случилось с человеком, то он навсегда, пусть чуть-чуть, останется ребёнком. Есть ли в вас что-нибудь от Чука и Гека, от Тома Сойера и Алисы? Ответьте на следующие вопросы, и станет понятно, как вам нужно обращаться к самому себе: на ты или на вы!

1. Вы знаете, чем отличаются биониклы от трансформеров?
2. Вы надуваете жвачные пузыри?
3. Вы можете съесть на скорость сахарную вату и победить?
4. Вы знаете, где рядом с вами можно купить мыльные
пузыри?
5. У вас есть любимый мультгерой?
6. Вы покупаете ручки с пахнущими чернилами?
7. Вы боитесь стоматологов?
8. Вы пишете письма Деду Морозу?
9. Вы всё ещё играете в приставку «Денди»?
10. У вас есть любимые и нелюбимые носки?
11. Вы засыпаете в автобусах?
12. Несмотря на собственную специальность, вы мечтаете стать космонавтом или «таким же крутым, как папа»?
13. Вы разговариваете со своими мягкими игрушками и называете их друзьями?
14. У вашего велосипеда есть имя?
15. Вы получаете на Новый год сладкие подарки? Или сами их покупаете?
16. У вас есть игрушечный пистолет и постоянно заканчиваются пульки?
17. Детский мир на улице Мира кажется вам шикарным магазином?
18. Вы периодически выращиваете своего старого тамагочи?
19. Вы считаете, что манная каша – проклятие человечества?
20. Вы собираете свои вырванные зубы/ билеты в кино/ палочки от мороженого?
21. Вы играете в настольные игры?
22. «Вконтакте» вы вступили в группу любителей «Куку руку»?
23. Вы знаете что такое йо-йо и хэндгам?
24. Вы скучаете по сериалу «Простые истины», лизуну и иногда перечитываете комиксы про Черепашек Ниндзя?
25. Вы рисуете на замороженных окнах автобуса?
26. Вы все ещё делаете друг другу массаж «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы»?
27. Вы верите, что Супермен победит Человека-Паука?
28. Вы могли бы питаться одними конфетами и вафлями всю жизнь?
29. Вы до сих пор боитесь темноты?

Если вы ответили ДА на десять и более вопросов, значит, ваш взрослый организм не избавился от детской непосредственности и непоследовательности. С чем вас и поздравляем! Вперёд, на горки с салазками и ледянками, на запуск воздушных змеев и шагание по лужам.